Занимательное языкознание

Департамент образования Администрации города Дзержинска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
школа № 22 с углубленным изучением французского языка»
г. Дзержинска Нижегородской области
Принята на заседании
педагогического совета
МБОУ СШ № 22
с углубленным изучением
французского языка
Протокол № 1 от 29.08.2024

Утверждена приказом
директора МБОУ СШ № 22
с углубленным изучением
французского языка
Приказ № 369-п от 28.08.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественно-научной направленности
«Занимательное языкознание»
Возраст учащихся: 13-14 лет
Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель: Майструк Н.Г.,
педагог дополнительного образования

2024 год

Программа внеурочной деятельности " Занимательное языкознание ", 8 класс
При составлении программ внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС многие
учителя русского языка и литературы испытывают затруднения. При всем многообразии
материала в интернете и других источниках выбрать для своей работы интересный курс сложно.
Предлагаемая программа соответствует ФГОС. Предназначена для использования учителями
русского языка и литературы в рамках внеурочной деятельности в 8 классе.
Пояснительная записка
1.Программа курса по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для 8 класса
составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (в ред. приказа от 29 декабря 2014г №1654);
примерных основных образовательных программ начального и основного общего образования,
одобренных (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/5) Федеральным учебно-методическим объединением
по общему образованию;
методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, разработанных Российской академией
образования (письмо Минобрнауки от 7 августа 2015 года №08-1228);
постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее – СанПиН);
основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СШ № 22 с
углубленным изучением французского языка, утверждённой решением педагогического совета №1
от 29.08.2023 года.
2.Актуальность программы
Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для
практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения
индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно
внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебника, приобретают
многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал,
пользоваться справочной литературой.
Программа курса позволяет проводить специальную работу с детьми, мотивированными на
изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития
таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Таким образом, создание данной программы является актуальным.
3. Цель программы
Цель – обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование
способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в
учебной деятельности и повседневной жизни.
4. Задачи программы:
углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;
2

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
воспитание культуры обращения с книгой;
воспитания любви и уважения к родному языку;
развитие смекалки и сообразительности;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности
5. Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих
общедидактических принципах:
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
индивидуальный подход к учащимся;
принцип последовательности и систематичности в изложении материала;
принцип преемственности и перспективности в усвоении знаний;
принцип связи теории с практикой;
принцип доступности;
принцип тесной взаимосвязи кружковых занятий с классными;
принцип добровольного участия школьников в занятиях;
принцип равного права всех учеников на участие в кружковой работе;
принцип самодеятельности, самостоятельности учащихся;
принцип занимательности.
6. Возраст обучающихся:12-14 лет
7. Срок реализации программы: 1 год
Форма организации - кружок.
Количество часов – 1 учебный час в неделю (40 минут).
За год (34 недели) – 34 занятия.
8. Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
групповые (работа в больших и малых группах);
индивидуальные.
Виды деятельности:
теоретические (рассказ, сообщение, беседа, лекция);
практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир,
выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём, составление ребусов,
диалогов, редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний,
КВНы, подготовка сообщений, выполнение проектов);
индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию
проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в
соответствии с коммуникативной установкой).
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия (самостоятельное
составление кроссвордов, шарад, ребусов), проведением практических занятий с элементами игр
и игровых элементов, использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и
поговорок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
3

9. Тематический план. (Приложение)
10. Содержание программы.
Тема 1. Язык – вековой труд поколений. (3ч).
Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа
с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Лингвистическая игра «Происхождение слов».
Тема 2. Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. (1ч.)
Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Конкурс – аукцион на лучшего
знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.
Тема 3. Не все годится, что говорится. (2ч.)
Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Игра - конкурс
«Кто больше?».
«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в
произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».
Тема 4. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». (2ч.)
Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с
именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета.
Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы».
Тема 5. Каков человек, такова его и речь. (2ч.)
Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном
языке. Фонетический КВН.
Тема 6. «С русским языком можно творить чудеса!» (3 ч.)
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке.
Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Практическая работа
«Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».
Тема 7. Различай и отличай. (2 час.).
Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые
трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание приставок,
решение кроссвордов, ребусов.
Тема 8. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?(2 час.)
Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует
ударение, командует значение слова. Викторина «Узнай меня». Работа с текстами.
Тема 9. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. (4 час)
Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных,
прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир.
Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.
Звукоподражательные слова, их роль и употребление.
Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.
Тема 10. Нет той тайны, чтобы не была явна. (4 ч.)
Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы.
Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство
с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике.
Тема 11. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (1 ч.)
Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность,
информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел,
средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность.
4

Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».
Тема 12. В многословии не без пустословия. (2ч.)
Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений
языковых норм. Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала,
расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.
Тема 13. По речи узнают человека. (2ч.)
Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого
контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме
разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной
оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова.
Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы
разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для
поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях.
Конкурс знатоков речи.
Тема 14. Что в имени тебе моем? (3 ч.)
История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой
антропонимикой. Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы,
сбор материала. Защита проекта.
Тема 15. Итоговое занятие. (1ч.)
Аукцион знаний.
11. Планируемые результаты
Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня:
повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;
развитие интеллектуального потенциала школьников;
повышение уровня речевой грамотности обучающихся;
развитие личности шестиклассников.
Второй уровень результатов:
участие школьников в классных и школьных олимпиадах и внеклассных мероприятиях по
русскому языку, конкурсах, викторинах;
заинтересованность в развитии своих творческих способностей.
Третий уровень результатов:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём
синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную
информацию в различных видах деятельности;
участвовать в олимпиадах, конкурсах районного, краевого уровня.
12. Формы и виды контроля.
Формы контроля: викторины, творческие конкурсы, грамматические турниры, КВНы, ролевые
игры, проекты, пресс-релиз, аукцион знаний, практикум, мониторинг.
Виды контроля: вводный, текущий, итоговый.
13. Методические рекомендации.
Программа рассчитана на учащихся 6-х классов.
Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует
заинтересованности ребят в получении новых знаний Данная программа внеурочной
5

деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому
обучающемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и
жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий во внеурочной деятельности
учащиеся мало пишут и много говорят.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работ: экскурсии,
лингвистические игры, театральные постановки, КВН; используются дидактический и
раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды,
головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в
стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это
открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
В каждом занятии прослеживаются три части: теоретическая; практическая; игровая.
14. Материально-техническое обеспечение программы. (Приложение)
15. Календарно-тематическое планирование (Приложение).

6

Приложения к программе дополнительного образования «Занимательное
8 класс (ФГОС)
Тематический план.

языкознание»

№

Наименование разделов,
блоков, тем

Количест
во часов

Характеристика деятельности учащихся

1.

Тема 1. Язык – вековой
труд поколений.

3

2.

Тема 2. Самое лучшее —
прямо и просто сказанное
слово.
Тема 3. Не все годится, что
говорится.

1

4.

Тема 4. «Для всего в
русском языке есть
великое множество
хороших слов».

2

5.

Тема 5. Каков человек,
такова его и речь.

2

6.

Тема 6. «С русским
языком можно творить
чудеса!»
Тема 7. Различай и
отличай.
Тема 8. Командира приказ
— закон для нас или кто
командует корнями?
Тема 9. Кто грамоте
горазд, тому не пропасть.
Тема 10. Нет той тайны,
чтобы не была явна.
Тема 11. Коротко да ясно,
оттого и прекрасно.

3

Составление текста по пословице или поговорке о языке. Составление
этимологического словаря народной мудрости о языке. Работа с
различными толковыми словарями, с историей появления новых слов
в русском языке.
Изучается специализированная литература по этимологии слов,
работают со словарями, изучают языковые средства выразительности,
исследуют художественные произведения.
Анализ текста. Составление своего текста. Работа в
группах.Использование приёмов ознакомительного и просмотрового
чтения
Использование в собственной речи фразеологические обороты,
синонимы, антонимы и т.д.
Оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления.
Извлечение необходимой информации из фразеологического словаря и
использование ее в различных видах деятельности (конкурс «Своя
игра»).
Осознание роли языка в жизни человека.
Анализ и характеристика отдельных звуков речи.
Овладение основными правилами литературного произношения и
ударения.
Создание письменноготекста всоответствии с коммуникативной
установкой.

Тема 12. В многословии не
без пустословия.

2

3.

7.
8.

9.
10.
11.

12.

2

2

Составление алгоритмов к различным орфографическим правилам.

2

Составление алгоритмов к различным орфографическим правилам.

4

Составление алгоритмов на распознавание частей речи.

4

Осуществление расширенного поиска информации с использованием
ресурсов библиотеки и Интернета
Освоение общих правил телефонного разговора.
Практическое выполнение тренировочных упражнений по ведению
телефонного разговора, соблюдая основные правила этикета
телефонного общения
Изучение правил подготовки ответа-монолога: определение темы
сообщения; подбор материалов на данную тему; выделение важных
мыслей, подбор примеров, цитат; расположение мыслей в логической
последовательности; обобщение высказывания, вывод.
Овладение приемами подготовки монолога: отбор материала,
расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание,

1

7

13.

Тема 13. По речи узнают
человека.

2

14.

Тема 14. Что в имени тебе
моем?

3

15.

Тема 16. Итоговое занятие.

1

Итого часов

произнесение.
Изучение приемов установления и поддержания речевого контакта с
собеседником на разных стадиях беседы.
Практическая отработка умений поддерживать разговор со
сверстником и старшими, использование речевыхподдержек в
разговоре
Овладение основными понятиями антропонимики.
Понимание роли слова в формировании и выражении мыслей, чувств,
эмоций; расширение своего лексикона. Выполнение проекта о
происхождении имен.
Проведение мониторинга в форме «Аукциона знаний». Подготовка
пресс-релиза по темам курса

34

Материально-техническое обеспечение программы.
№
Наименование объектов и средств материально-технического оснащения
п/п
1. Библиотечный фонд
1
Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Автор-составитель
В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2011.
2
Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности
учащихся по русскому языку. 5-11 классы. Автор-составитель Т.А.Чернова. М.:
Планета, 2012.
3
Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981
2. Печатные пособия
1
Бетенькова Н.М. «Конкурс грамотеев», Дидактические игры и занимательные
упражнения по русскому языку для учащихся. Москва, «Просвещение». АО
«Учебная литература», 2009г.
2
Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для
учителя. М.: Владос, 2000.
3
Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку//Москва Айрис-пресс,
2008г.
4
Полякова А.В. «Превращения слов», Русский язык в кроссвордах и головоломках,
Издательство «Учебная литература», 2008 г.
5
Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. М.: ВАКО,
2012.
6
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка.
Происхождение слов. М.: Дрофа, 2000.
7
Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь-справочник. М.: Русский язык,1997.
8
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю.Шведовой. М.: Русский язык,
1986.
9
Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.:
Просвещение,1990.
10
Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому
этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа.
2007
11
Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007
3. Технические средства обучения
1
Компьютер
2
Интерактивная доска
4. Экранно-звуковые пособия
1
Презентации к занятиям
2
DVD фильмы
3
Аудиозаписи
5.
Оборудование класса
1
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
2
Стол учительский
3
Шкаф для хранения дидактических материалов

Количество

1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
26
3
7
26
1
1

8

4

Настенная доска для вывешивания иллюстративных материалов

1

Календарно - тематическое планирование
№

Название темы
(раздела)

Аудиторные
часы

Внеаудиторные
часы

1
1.1

Тема 1. Язык – вековой труд поколений.
Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о
родном языке.

2
1

1
-

1.2

Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых
слов в русском языке.

-

1

1.3

Лингвистическая игра «Происхождение слов».

1

-

2

Тема 2. Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово.

1

-

2.1

Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Конкурс
– аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи,
грамоте.
Тема 3. Не все годится, что говорится.
Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических
неологизмов. Игра - конкурс «Кто больше?».

1

-

2
1

-

«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и
крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его
товарищи», «Динка».
Тема 4. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших
слов».

1

-

2

-

4.1

Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем
собственным. Фразеологизмы со значением цвета.

1

-

4.2

Работа с фразеологическим словарём. Конкурс «Своя игра» по теме
«Фразеологизмы».
Тема 5. Каков человек, такова его и речь.
Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в
русском литературном языке.
Фонетический КВН.
Тема 6. «С русским языком можно творить чудеса!»
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства
в русском языке.
Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке
Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд –
«словесных» деревьев».
Тема 7. Различай и отличай.
Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная
приставка С-.
Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-Тренировочные упражнения на
правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.
Тема 8. Командира приказ — закон для нас или кто командует
корнями?

1

-

2
1

-

1
3
1

-

1
1

-

2
1

-

1

-

2

-

3
3.1

3.2

4

5
5.1
5.2
6
6.1
6.2
6.3
7
7.1
7.2
8

9

Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и
согласные. Командует ударение, командует значение слова
8.2 Работа с текстами. Викторина «Узнай меня».
9
Тема 9. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
9.1 Самостоятельные и служебные части речи. Практикум.
9.2 Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений,
числительных. Грамматический турнир.
9.3 Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.
9.4 Звукоподражательные слова, их роль и употребление.
Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.
10
Тема 10. Нет той тайны, чтобы не была явна.
10.1 Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады.
10.2 Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические
кроссворды.
10.3 Знакомство с жанром лимерика. Лимерики.
10.4 Игры с рифмой. Создание лимериков по школьной тематике.
11
Тема 11. Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
11.1 Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора. Практикум
«Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».
12
Тема 12. В многословии не без пустословия.
12.1 Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.
12.2 Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов,
нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы
подготовки монолога: отбор материала, расположение материала,
словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.
13
Тема 13. По речи узнают человека.
13.1 Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и
поддержания речевого контакта с собеседником.
13.2 Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения.
Правила выбора темы разговора. Конкурс знатоков речи
14
Тема 14. Что в имени тебе моем?
14.1 История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство
с наукой антропонимикой.
14.2 Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения
работы, сбор материала.
14.3 Защита проекта «Что в имени тебе моем?»
15
Тема 15. Итоговое занятие.
15.1 Аукцион знаний.
Итого часов: 34
8.1

1

-

1
3
1
-

1
1

1
1

-

3
1
1

1
-

1
1
1

1
-

2
1
1

-

2
1

-

1

-

3
1

-

1

-

1
1
1
31

3

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».