Страничка психолога

01.09.2023

02.09.2024

«Ребенок идет в первый класс»

 

   Ребенок, поступая в первый класс, попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Он проходит, так называемый, период адаптации. Адаптация – это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. Проще говоря, адаптация – это привыкание к новым условиям внешней среды.

 

   В адаптационный период, психологическая готовность детей к обучению в школе очень важна и нужна, но и родители должны быть грамотно подготовлены к этому новому и не простому этапу в жизни.

 

   Главная задача родителей – это поддержать и развить у ребенка стремление учиться, узнавать новое.

   Например, когда Вы встречаете ребенка после школы и задаете вопрос: «Что было интересного в школе?». Ребенок отвечает: - «Ничего интересного». В таком случае можно предложить ребенку подумать и вспомнить события в школе: - «Давай попробуем вспомнить, ты же узнал что-то новое, чему-то удивился, что-то тебя поразило…». Ребенок напрягается, вспоминает, что же интересного было, и, может быть, не сразу, но вспомнит какой-то эпизод урока или прочитанное в учебнике, а может быть, опишет забавную сценку, случившуюся на перемене.

   Таким образом, при участии и интересе родителей к школьной жизни ребенок сам начнет положительно относиться к ней, к предметам, и его познавательные способности будут расти. А также, эти способности родители смогут ненавязчиво направлять и укреплять в дальнейшем.

 

   Также, родителям первоклассников полезны будут следующие рекомендации:

 

  - Помните, что очень важно сдерживать себя и не ругать школу и учителей в присутствии ребенка. К сожалению, понижение авторитета учителя и пренебрежение к школьным правилам в глазах ребенка не позволит ему испытать радость познания, наоборот, первоклассник потеряет интерес и всякую мотивацию к учению, что, в дальнейшем, может негативно сказаться на всех аспектах жизни ребенка в школе.

  - Никогда не сравнивайте ребенка с одноклассниками, как бы они ни были вам симпатичны или наоборот. Вы любите ребенка таким, какой он есть, и принимаете таким, какой он есть, поэтому уважайте его индивидуальность.

  - Будьте последовательны в своих требованиях. Если стремитесь, например, чтобы ребенок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте ему почувствовать себя повзрослевшим.

  - С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным. Запаситесь терпением. Помните, что высказывания типа: «Ну сколько раз тебе нужно повторять? Когда же ты, наконец, научишься? Что же ты такая неумеха?» — кроме раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут.

  - Очень важно, чтобы родители соизмеряли свои ожидания относительно будущих успехов ребенка с его возможностями. Это определяет развитие способности ребенка самостоятельно рассчитывать свои силы, планируя какую-либо деятельность.

 

   Каждый родитель должен знать, что в 6–7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Но они еще не сформированы полностью, и, к тому же, этот возраст, в психологии, является кризисным. Даже медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой.

   Однако серьезных срывов и болезней можно избежать, если соблюдать самые простые правила.

 

Правило 1.

   Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

 

Правило 2.

   Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

 

Правило 3.

   Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.Хочу такой сайт

 

Правило 4.

   Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

 

И под конец, несколько коротких рекомендаций:

— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

— Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.

— Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

— Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

— Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.

— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

— Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.

— Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.

— Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

— Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания и создает в семье атмосферу разрушения личности ребенка.

— Признавайте права ребенка на ошибки.

— Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.

— Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

— И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

 

   Одна мама сравнила первый год обучения ребенка в школе с первым годом после его рождения: огромная ответственность за него, необходимость много времени проводить рядом, океан выдержки и терпения. Это действительно серьезное испытание для родителей – испытание их жизненной стойкости, доброты и чуткости.

 

  Уважаемые родители! Ваша поддержка, вера в ребенка и в его успех обязательно помогут ему преодолеть все препятствия. Желаю Вам удачи!


Педагог-психолог

Монахова Д.Н.

      
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».