I. Пояснительная записка
Программа «Занимательная информатика» предназначена для учащихся 9 классов, которые
изучали базовый курс информатики. Программа курса рассчитана на один год изучения, 34
часа. Программа составлена таким образом, чтобы получить, расширить и
усовершенствовать знания, умения и навыки учеников в области информатики и
информационных технологий.
Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного
общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Новые возможности
для творческого развития ребенка, его самоопределения и самореализации, условия для
формирования информационной культуры школьников могут иметь занятия в рамках
спецкурсов, что может повысить эффективность обучения, определить инновационные
подходы к формам взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и
характера деятельности обучающего и обучаемого.
В настоящее время всё большее распространение получает компьютерная техника. Знания в
этой области необходимы практически каждому. Знание основных принципов работы на
ЭВМ не только повышает интеллектуальный уровень учащихся, но и стимулирует их к
дальнейшему самостоятельному изучению не только информатики, но и физикоматематических дисциплин.
Целью дополнительных занятий по информатике является удовлетворение образовательных
потребностей на основе использования информационных и коммуникационных технологий
как средства предоставления доступа к обучению и способа обеспечения непрерывности
этого процесса, необходимого для успешного вовлечения групп населения (воспитанников,
педагогов, инвалидов) в информационное общество.
II. Планируемые результаты освоения программы
В результате обучения учащиеся получат возможность:
исполнять простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке;
исполнять циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на
алгоритмическом языке;
анализировать информацию, представленную в виде схем;
осуществлять поиск в готовой базе данных по сформулированному условию;
определять скорость передачи информации;
использовать информационно-коммуникационные технологии;
осуществлять поиск информации в Интернете;
проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной
таблицы или базы данных;
написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя или на языке
программирования.
В результате изучения курса учащиеся:
расширят знания в разделах: системы счисления, кодирование информации, построение
алгебры высказываний, алгоритмы, введение в Паскаль, базы данных, электронные таблицы,
создание и обработка информационных объектов посредствам текстовых редакторов, создание
компьютерных презентаций и др.
подготовятся к итоговой аттестации по информатике;
освоят программы Excel, ABCPascal.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система
ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса,
самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной
деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении
информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной
среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять
значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного
общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в
процессе образовательной, общественнополезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания
основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации
средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или
всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного
процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами,
формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить
свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности,
определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной
задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации,
применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация
информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные
информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики,
диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой
системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от
стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и
передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание
письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых
сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и
социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды
деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и
применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование
научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах
отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего
образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе
отражают:
дальнейшее формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
углубление понятий представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель – и их свойствах;
закрепление
развития
алгоритмического
мышления,
необходимого
для
профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и
записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических
конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков
программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и
циклической;
развитие умений формализации и структурирования информации, умения выбирать
способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы,
графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки
данных;
углубление навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права
III.
Содержание курса
Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ГИА по информатике»
1.1. Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ГИА по
информатике
ГИА как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 9 класса.
Особенности проведения ГИА по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды
тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ГИА.
Раздел 2 «Тематические блоки и тренинг по заданиям и вариантам»
2.1
«Информационные процессы»
Передачи информации: естественные и формальные языки. Формализация описания
реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. Дискретная форма
представления информации. Единицы измерения количества информации. Процесс передачи
информации, сигнал, скорость передачи информации. Кодирование и декодирование
информации.
Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных
версий. Контрольный тест.
2.2
«Обработка информации»
Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы.
Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение
задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Основные компоненты компьютера и их
функции. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего
назначения.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий.
Контрольный тест.
2.3
«Основные устройства ИКТ».
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ. Файлы и файловая
система. Оценка количественных параметров информационных объектов. Объем памяти,
необходимый для хранения объектов. Оценка количественных параметров информационных
процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов,
услуг связи.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий.
Контрольный тест.
2.4
«Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах, создание и
обработка информационных объектов»
Запись изображений, звука и текстовой информации с использованием различных
устройств. Запись таблиц результатов измерений и опросов с использованием различных
устройств. Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий.
Контрольный тест.
2.5
«Проектирование и моделирование»
Чертежи. Двумерная графика. Использование стандартных графических объектов и
конструирование графических объектов. Простейшие управляемые компьютерные модели.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий.
Контрольный тест.
2.6
«Математические инструменты, электронные таблицы»
Таблица как средство моделирования. Математические формулы и вычисления по ним.
Представление формульной зависимости в графическом виде.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных
версий. Контрольный тест
2.7
«Организация информационной среды, поиск информации»
Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам,
отправка и получение сообщения. Сохранение информационных объектов из компьютерных
сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета).
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий.
Контрольный тест
2.8. Тематический блок «Алгоритмизация и программирование»
Основные понятия, связанные с использованием основных алгоритмических конструкций.
Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы,
на алгоритмическом языке или на языках программирования. Повторение методов решения
задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и
анализ дерева игры.
2.9.
Тематический блок «Телекоммуникационные технологии»
Технология адресации и поиска информации в Интернете.
3.
Итоговый контроль
Осуществляется
через систему
конструктор сайтов,
в
которую
заложены
демонстрационные версии ГИА по информатике частей А и В.
III. Учебно - тематическое планирование
№
п/п
Перечень тем
1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6
2.7
2.8
2.9
3.
Всего
часов
Контрольно-измерительные материалы
ОГЭ по информатике
Тематические блоки и тренинг по заданиям
и вариантам:
«Представление и передача информации»
«Обработка информации»
«Основные устройства ИКТ»
«Запись средствами ИКТ информации об объектах и
процессах, создание и обработкаинформационных
объектов»
«Проектирование и моделирование»
«Математические инструменты, электронные таблицы»
1
«Организация информационной среды, поиск
информации»
«Алгоритмизация и программирование»
2
«Телекоммуникационные технологии»
Итоговый контроль
Итого:
4
2
34
IV.
https://fipi.ru/oge/demover
sii-specifikacii-kodifikatory
3
3
2
2
4
3
8
Учебно-методическое обеспечение
1. Ушаков Д.М. ОГЭ-2024. Информатика. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ
для подготовки к основному государственному экзамену. — М.: Издательство «Экзамен»,
2024.
2. Ушаков Д.М. ОГЭ-2024. Информатика. 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ
для подготовки к основному государственному экзамену. — М.: Издательство «Экзамен»,
2024.
3. https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory
4. Сайты: «Решу ОГЭ», «Физинфика».
5. http://mon.gov.ru
6. http://standart.edu.ru
7. http://ege.edu.ru