ПРИНЯТО Общим собранием работников МБОУ СШ № 22 протокол от «22» октября 2023 г. № 9 УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ СШ № 22 от «23» октября 2023 № 315П ПОЛОЖЕНИЕ о языках образования (обучения) и изучении родного языка и родной литературы 1.Общие положения 1.1.Настоящее положение о языке (языках) обучения и родном языке (далее – положение) разработано в соответствии с нормативными документами: − Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; − приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями; − приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями; − приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями; − письмо Рособрнадзора от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О реализации прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях»; − письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке». 1.2.Данное Положение регулирует использование государственного языка Российской Федерации в образовательной деятельности, права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации, изучение иностранных языков в целях развития языковой культуры в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение права граждан на добровольное изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного. 1.3.Положение устанавливает язык (языки) обучения и воспитания и порядок их выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в пределах возможностей Школы. 2.Язык образования (обучения) 2.1.Образовательная деятельность в Школе по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования осуществляется на государственном языке Российской Федерации – русском языке. 2.2.Документооборот в Школе осуществляется на русском языке – государственном языке Российской Федерации. Документы об образовании оформляются на государственном языке Российской Федерации – русском языке. 2.3.Иностранные граждане все документы представляют в Школу на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык. 2.4.Право на выбор языка образования, изучаемого родного языка из числа языков народов Российской Федерации родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам всех уровней образования реализуется в Школе в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. 2.5.Школа обеспечивает открытость и доступность информации о языках образования. 2.6.Русский язык как государственный изучается во всех классах с первого по одиннадцатый в рамках предметов «Русский язык», «Литературное чтение» на уровне начального общего образования, «Русский язык» «Литература» на уровне основного общего и среднего общего образования. 2.7.Преподавание и изучение русского языка в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. 2.8.Обучающимся, слабо владеющим русским языком, Школа по мере возможности оказывает помощь в том числе через оказание платных образовательных услуг: организует группы для изучения русского языка, проводит консультации и т.д. Порядок помощи определяется Школой самостоятельно. 3. Изучение иностранного языка 3.1. Изучение иностранного языка осуществляется на всех уровнях образования с учетом фактора преемственности обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными программами соответствующего уровня образования, учебным планом. 3.2.Изучение иностранного языка направлено на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, предусмотренных Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. 3.3.В соответствии с реализуемой образовательной программой Школы и учебным планом обучающиеся изучают иностранный язык (английский) со второго класса. 3.4.Школа предоставляет возможность изучения второго иностранного языка на уровне основного общего образования. 3.5. В рамках предметной области «Иностранные языки» на уровне начального общего образования со 2 класса Школа осуществляет изучение учебного предмета «Иностранный язык (французский)» , на уровне основного общего и среднего общего образования - учебные предметы «Иностранный язык (французский)» и «Второй иностранный язык (английский)». 3.6.Выбор иностранного языка для изучения в рамках общеобразовательных программ осуществляется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося на основании письменного заявления. 3.7.Спектр иностранных языков, предлагаемый для изучения в рамках реализации общеобразовательных программ определяется Школой самостоятельно с учётом анализа выявляемых потребностей и возможностей. 3.8.Решение о введении второго иностранного языка в конкретных классах на уровне основного общего образования (5-9 классы), количестве часов на его изучение и выборе учебников для его изучения из Федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации, ежегодно принимается педагогическим советом Школы при формировании учебного плана на следующий учебный год. 3.9.Изучение второго иностранного языка осуществляется с 7 класса (английский). 3.10. Для обучающихся 9-х классов, осваивающих ФГОС ООО, ранее не изучавших второй иностранный язык на уровне основного общего образования, преподавание учебного предмета «Второй иностранный язык» осуществляется в течение последнего года обучения на данном уровне образования. 3.11. При изучении иностранного языка и наличии кадровых, материальных условий производится деление класса на группы. Формирование групп относится к компетенции Школы. 3.12. Состав групп формирует классный руководитель на начало учебного года с учетом пожелания родителей (законных представителей) обучающихся и возможностей Школы. Перевод обучающегося в другую группу в течение учебного года осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) по приказу директора Школы. 3.13. Для учащихся, изучавших ранее иностранный язык, отличный от преподаваемых в школе, или не изучавших его по ряду причин совсем, при наличии условий может быть создано объединение дополнительного образования и разработана дополнительная общеразвивающая программа «Иностранный язык для начинающих». 3.14. Промежуточная аттестация учащихся, перешедших в течение учебного года в другие группы иностранного языка, проводится по результатам промежуточной аттестации обучения в группе в соответствии с Положением о форме, порядке и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. 3.15. В рамках дополнительных образовательных программ по запросу участников образовательных отношений с учетом имеющихся возможностей Школа вправе организовать обучение иным иностранным языкам в соответствии с дополнительными образовательными программами. 3.16.Школа не предоставляет услуг по организации преподавания и изучения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов на иностранных языках (билингвальное обучение). 4. Язык (языки) воспитания 4.1.Образовательная и воспитательная деятельность в Школе по образовательным программам дополнительного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования осуществляется на государственном языке Российской Федерации – русском языке. 4.2.Внеурочная деятельность и воспитательная работа в Школе осуществляется на государственном языке Российской Федерации – русском языке в соответствии с программами и планами внеурочной деятельности и воспитательной работы.