Трудные случаи орфографии и пунктуации

Департамент образования Администрации города Дзержинска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
школа № 22 с углубленным изучением французского языка»
г. Дзержинска Нижегородской области

Принята на заседании
педагогического совета
МБОУ СШ № 22
с углубленным изучением
французского языка
Протокол № 1 от 29.08.2024

Утверждена приказом
директора МБОУ СШ № 22
с углубленным изучением
французского языка
Приказ № 369-п от 28.08.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественно-научной направленности
«Трудные случаи орфографии и пунктуации»
Возраст учащихся: 15-16 лет
Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель: Романова А.А.,
педагог дополнительного образования

2024 год

1

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

3

1.1. Пояснительная записка ………………………………………………...

3

1.2. Цели и задачи программы ……………………………………………..

4

1.3. Содержание программы ……………………………………………….. 5
1.4. Планируемые результаты ……………………………………………… 13
2.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических
условий»

2.1. Рабочая программа …………………………………………………….

15

2.2. Учебный план ………………………………………………………….

20

2.3. Календарный учебный график ………………………………………

20

2.4. Условия реализации программы ……………………………………..

21

2.5. Формы аттестации …………………………………………………….

21

2.6. Оценочные материалы ………………………………………………..

21

2.7. Методические материалы …………………………………………….

22

2.8. Список литературы и интернет-ресурсов …………………………….

23

2

РАЗДЕЛ № 1.
«Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы орфографии и
пунктуации» социально-педагогической направленности разработана в
соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 –ФЗ; Приказа Министерства
образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования"; Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования; Приказа Минобрнауки России от
17.12.2010 №1897 (ред. от 31.12.2015).
Актуальность программы заключается в том, что она соответствует
потребностям обучающихся в подготовке к основному государственной
итоговой аттестации по русскому языку, успешная сдача которого важна для
формирования уровня грамотности учащихся.
Отличительные особенности программы состоят в ее направленности на
индивидуализацию процесса обучения, программа расширяет и углубляет
знания, умения и навыки по русскому языку во всех видах речевой
деятельности, мотивирует учащихся к его дальнейшему изучению, учит
учиться. Программа является частью системы работы с лингвистически
одаренными детьми, направленной на создание индивидуальной
образовательной траектории, подготовке не только к сдаче основного
государственного экзамена по русскому языку, но и успешному участию в
олимпиадах .
Программа адресована учащимся 9 классов (15-16 лет). У подростка в это
период развития ярко выражены потребность в успехе, в проверке своих
возможностей. Познавательные процессы достигают высшего уровня их
развития (произвольность внимания, памяти). Происходит становление
теоретического интеллекта (развитие абстрактно-логического мышления),
совершенствование практического мышления; развитие общих и
специальных способностей.
Программа рассчитана на 1 учебный год, 66 учебных часов. Количество
учебных часов, необходимых для освоения программы, определяется
содержанием и прогнозируемыми результатами программы.
Формы обучения – очная.
Периодичность и продолжительность занятий – 2 раза в неделю по 1 часу
3

1.2. Цели и задачи программы
Основной целью программы является создание условий для формирования
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, для
удовлетворения потребности в успехе, в проверке своих возможностей.
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
Предметные задачи
-углубить и расширить знания по орфографии и пунктуации;
-систематизировать УУД, необходимые при подготовке к итоговой
аттестации за курс основной школы;
-систематизировать работу по формированию орфографической и
пунктуационной грамотности обучающихся, восполнить пробелы в знаниях и
умениях у некоторых обучающихся;
-познакомить обучающихся с трудными случаями, исключениями из правил,
которые не рассматриваются на уроках;
-систематизировать имеющиеся знания, новые сведения, обобщить их в
форме таблиц, опорных схем;
-организовать деятельность по повышению интереса к изучению русского
языка;
-организовать работу по подготовке к итоговой аттестации по русскому
языку за курс основной школы;
-обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на
уроках русского языка и литературы;
-способствовать развитию речи и мышления обучающихся на
межпредметной основе.
-совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об
особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными
типами словарей
-совершенствовать навыки анализа структуры предложения;
-совершенствовать умения излагать учебный текст;
-совершенствовать умение создавать собственное высказывание (сочинение)
на заданную тему;
-создать прочную базу орфографических и пунктуационных навыков;
-создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности
обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ
Метапредметные и личностные задачи
- развитие мотивации к самосовершенствованию в образовательной области
«русский язык»;
4

-формирование
коммуникативной,
языковой
и
лингвистической
компетенций;
-совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать,
классифицировать, анализировать, оценивать;
-развитие коммуникативных навыков;
-развитие ассоциативного мышления обучающихся. совершенствовать
орфографические навыки через расширение знаний об особенностях,
трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей;
- воспитание таких качеств как ответственное отношение к учению, воля,
целеустремлѐнность, креативность, инициативность, трудолюбие,
дисциплинированность.

1.3. Содержание программы
( 66 часов)
Введение (1ч.) Введение. Задачи программы кружка.
Тема 1. Орфография как система правил русского правописания. (1ч.)
Некоторые
сведения
из
истории
русской
орфографии.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста.
Разделы русской орфографии: правописание морфем; слитные, дефисные и
раздельные написания
Тема 2. Трудные случаи правописания гласных в корне слова (3ч.)_
Система правил, связанных с правописанием морфем. Правописание
гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые. Правописание
словарных слов заимствованного происхождения.
Тема 3. Правописание корней с чередованием гласных
Правописание корней с чередующимися гласными: 1) -кос-//-кас-, лаг-//-лож-, -бер-//-бир-, -пер-//-пир-, -дер-//-дир-,
- мер-//-мир- и
др.(зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) –раст (ращ)-//-рос-, -скак//скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гор-//-гар-, -твор-//твар-, -клон-//-клан-, -зор-// -зар- (зависимость от ударения). 4)-мак-// мок-, -равн-//- ровн-(зависимость от значения слова).
Тема 4. Трудные случаи правописания согласных в корне слова:
1)
правописание
звонких/глухих
согласных;
2)
правописание
непроизносимых согласных; 3) двойные согласные. Проверяемые и
непроверяемые согласные.
Тема 5. Правописание о-ѐ после шипящих. Правописание и-ы после ц.
5

Буква ѐ после шипящих в корнях слов под ударением ( решетка –
решето, дешевый – дешевле, черный – чернеть). Исключения.Буквы О-Ё В
суффиксах прилагательных и существительных (каблучок, зайчонок, ,
доченька, дороженька ). Буквы О-Ё в окончаниях существительных и
прилагательных ( парчовый – грушевый, плечом – кучей). Буква Ё во всех
словах, образованных от глагола (выкорчевка, обнаженный).Правописание иы после ц .Буква и в корне после ц и в словах на –ция. Буква ы после ц в
суффиксе и в окончании слов. Исключения.

Тема 6. Правописание приставок. Одновариантные (не изменяются на
письме): об-(обо-,)от-(ото-),над-(н)адо-),под-(подо-),пред-(предо),в-(во-),за,на-,вы-,у-,о-,су-,по-,пра-про. Двухвариантные (меняют «з» на «с» перед
глухими согласными): без- бес--вз-- вс-,воз- вос-,из- ис-,низ- нис-, раз- рас-,роз – рос-,чрез-(через-) – чрес-(черес-).
Смысловые (различаются по значению): пре—приФонетический и морфологический принципы написания. Роль смыслового
анализа слова при различении приставок. Значение иноязычных приставок
анти-, диа-, ди-, дис-, контр-, супер-, суб-. Особенности употребления в
научном стиле речи с иноязычными приставками.

Тема 7.Употребление ь, ъ.
Ь пишется: на конце слова,
середине слова после мягкого согласного
перед твѐрдым согласным, в середине слова между двумя мягкими
согласными в том случае, если при изменении слова или в родственных словах
второй согласный становится твѐрдым, а первый сохраняет свою
мягкость; после мягкого согласного л [л’] перед любыми согласными: в
формах творительного падежа множественного числа; в середине
числительных, оканчивающихся на -десят, -сот; в конце числительных,
оканчивающихся на –дцать;в
прилагательных,
образованных
от
названий месяцев с помощью суффикса -ск.
Сочетания букв:

-чк-, -чн-, -нч-, -нщ-, -рщ-, -рч-, -ст-, -нт-, -щн-

Употребление Ь для обозначения грамматических форм: после шипящих
в именах существительных женского рода III склонения в форме
единственного числа именительного и винительного падежа; после шипящих
в наречиях (исключения: уж, замуж, невтерпѐж), после
шипящих
во
втором лице единственного числа глаголов настоящего и простого будущего
времени ( что делаешь? что сделаешь?); после шипящих и других согласных
6

в повелительном наклонении
(что делай(те)? что сделай(те)?); в
неопределѐнной форме глагола (после т и ч) ( что делать? что сделать?); в
родительном падеже множественного числа существительных на -ня (I
склонение), если перед -ня стоит гласная, а также в четырѐх
существительных-исключениях (барышня, боярышня, деревня, кухня).
Ь не пишется:
- после шипящих в именах существительных мужского рода II
склонения в форме единственного числа именительного падежа;
- после шипящих в краткой форме имѐн прилагательных (мужской
род);
- после шипящих в трѐх наречиях-исключениях;
- после шипящих в родительном падеже множественного числа
существительных женского рода на -а (I склонение);
- в родительном падеже множественного числа существительных на ня (I склонение), если перед -ня стоит согласная (исключения: барышня,
боярышня, деревня, кухня);
- в глаголах в форме третьего лица единственного и множественного
числа настоящего и простого будущего времени ( что делает? что сделает?
что делают? что сделают?);
Употребление разделительного Ъ: после согласного перед буквами е, ѐ, ю, я
после приставки, оканчивающейся на согласную; в сложных словах, первую
часть которых составляют числительные двух-, трѐх-, четырѐх-; в
иноязычных по происхождению словах после приставки на согласную: ад-,
диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, супер-, транс- или составной
частицы пан-.

Буква ъ не пишется перед буквами а, о, у, э, и, ы; в середине слова (не после
приставки!) (Исключение – фельдъегерь.); на стыке частей сложного слова;
в существительном подьячий (в этом слове нет приставки под-!).
В середине слова пишется разделительный ь; в середине слова (в корне)
арьергард пишется разделительный ь, а не ъ, поскольку приставки ар- в
русском языке нет; в слове изъян (тюрк.) пишется ъ по аналогии с глаголом
изъять.

7

Разделительный Ь пишется в следующих случаях: в середине слова (не после
приставки!) после согласного перед буквами е, ѐ, ю, я, если после согласного
перед гласным звучит [ j ]; в некоторых заимствованных словах (как сигнал
звука [ j ]) после согласного перед буквой о.

Тема 8. Правописание сложных слов

Написание
существительных
(музей-усадьба,
юго-восток);
прилагательных (ярко-зеленый), имен числительных и слов, имеющих в
составе числительные (пол-лимона, пол-арбуза, пол-Москвы). Написание
(вместо, вроде (= подобно), вследствие (= по причине), наподобие, насчет (=
о), сверх, навстречу), союзов (чтобы, тоже, также, причѐм, притом, зато)
и наречий ( вничью, внакладе, впоследствии, всухомятку, наполовину) .
Дефисное написание имен существительных, имен прилагательных, имен
числительных и слов, имеющих в составе числительные; наречий (точь-вточь, по-зимнему, мало-помалу), местоимений (кто-то, что-нибудь), частиц
(–то, -либо, -нибудь, кое-(кой-), -ка, -де, -с, тка, -тко, -таки ).
Дефисные написания в научной и художественной речи (правописание
терминов, эпитетов).
Раздельное написание имен
существительных (юбка мини),
прилагательных (вечнозеленый), имен числительных и слов, имеющих в
составе числительные (пол большого дома). Слитное написание предлогов (в
течение), частиц (бы, ли, же) и наречий (бок о бок). Исключения из правил.

Тема 9. Правописание н, нн в разных частях речи .
Имена прилагательные:1) Имена прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-,-ин(глиняный, серебряный, куриный. ).2) Имена прилагательные с суффиксами онн-, -енн- (авиационный, родственный).3) Прилагательные, образованные
от существительных с основой на -н с помощью суффикса -н- (картинный
(картин-а + н-ый).
Причастия и имена прилагательные, образованные от глаголов:1) две буквы н- в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от
глаголов:1) с приставкой (вспаханный, отваренный ,но: смышлѐный мальчик,
названый брат);2) причастия с зависимыми словами ( варенная на молоке).3)
причастия и прилагательные с суффиксами -ова-, -ева-, -ирова-:(
8

маринованный,
асфальтированный);4)причастие,
образованное
бесприставочного глагола совершенного вида ( лишѐнный).

от

Одна -н- в кратких причастиях, две -н- а в кратких прилагательных
(кроме формы единственного числа мужского рода). Написание одной или
двух букв -н- в сложных прилагательных (гладкокрашеный (красить,
несовершенный вид); гладкоокрашенный (окрасить, совершенный вид).
Наречия, образованные от прилагательных с двумя -н-,( шли организованно).
Исключения из правил. Именах существительные, образованные от
прилагательных, причастий и отглагольных прилагательных ( столько -н-,
сколько их было в производящей основе: воспитанник (от ‘воспитанный’),
мученик (от ‘мученый’).Две -н- во всех словах, образованных от основ на -н,
с суффиксом, начинающимся на -н: пенный (пен-а+н-ый), шестигранник
(шесть+грань+ник).
Тема 10. Правописание суффиксов существительных, прилагательных,
причастий, глаголов, наречий
Написание суффиксов в разных частях речи. Суффиксы имѐн
существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -ени- и др. Различение
суффиксов -чик- и -щик-, -ек- и -ик. Типичные суффиксы имѐн
прилагательных и их написание: -оват- (-еват-), -чив-, -лив-, -ист-, -оньк- (еньк-) и др. Различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Степени сравнения
имѐн прилагательных и написание суффиксов в этих формах. Типичные
суффиксы глаголов. Различение на письме суффиксов -ова-(-ева-) и -ива-(ыва-). Правописание суффиксов у глаголов прошедшего времени. Суффиксы
причастий. Выбор суффикса причастий настоящего времени в зависимости
от спряжения глагола.
Тема 11.
Правописание окончаний . Правописание безударных
окончаний имен существительных . Правописание безударных окончаний
имен прилагательных и причастий. Правописание безударных личных
окончаний глагола. Буквы О, Е после шипящих и Ц в окончаниях
существительных
и
прилагательных.
Буква
Ы
в
окончаниях
существительных и прилагательных после Ц. Буква И в окончаниях
количественных числительных от 11 до 19.Исключения из правил.
Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей
речи.
Тема 12. Правописание числительных. Мягкий знак в середине и на конце
имен числительных Правописание сложных и составных порядковых
числительных (шестнадцатый, девятисотый; две тысячи двенадцатый
).Правописание порядковых числительных, оканчивающихся на тысячный,
9

миллионный, миллиардный (стотридцатитысячный (сто тридцать
тысяч), пятидесятичетырехмиллионный (пятьдесят четыре миллиона),
двухсоттридцатимиллиардный
(двести
тридцать
миллиардов)..
Правописание
слов
двухсполовинный,
трехсполовинный,
четырехсполовинный.Правописание дробных числительных ( три восьмых
(3/8), четыре целых и одна шестая (4 1/6), три целых и одна четвертая,
три с четвертью (3 1/4).) Числительные полтора (м. и ср. р.) - полторы (ж.
р.) и полтораста. Собирательные числительные, образованные от
количественных числительных четыре - десять, -ер-( четверо, пятеро,
шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.
Тема 13. Правописание наречий. Слитное, раздельное и дефисное написание
наречий. Трудные случаи написания наречий.
Тема 14. Правописание предлогов, союзов, частиц.
Дефисное написание непроизводных парных предлогов-сращений
из-за, из-под и просторечные по-за, по-над, по-под, для-ради, за-ради ( изза леса, из-под земли).Производные предлоги и предложные сочетания (
сквозь, близ) Производные предлоги благодаря, согласно, вопреки,
управляющие формой дательного падежа существительного или
местоимения( благодаря вовремя принятому решению; благодаря ему (ей,
им); согласно вашему заявлению). Раздельное написание предлогов в виде, в
деле, в меру, в области, в отличие от, в отношении, в продолжение, в
связи с, в силу, в смысле, в течение, в целях, за исключением, за счет, по
мере, по поводу, по причине. Предлоги в продолжение, в течение, их
отличие от сочетаний существительных в предложном падеже,
оканчивающихся на и, с предлогом в (в продолжении повести, в течении
реки). Употребление производных предлогов. Правописание союзов Слитное
написание союзов зато также тоже , чтобы (чтоб — разг.) притом и
причем. Сочетание ни при чем (Правду говоря, здесь щука ни при чем..).
Раздельное написание союзов то есть ,составных союзов (состоящие из
двух и более слов) для того чтобы, потому что, так как, так что, тогда
как, в то время как и др.
Частицы не и ни, их различение на письме. Не с разными частями речи.
Глаголы с приставкой недо-, имеющие значение неполноты действия (
недосмотреть за ребенком — не досмотреть кинофильм).
Тема 15. Практическое занятие - тестирование
Тема 16. Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания.
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение
пунктуации. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой,
10

интонационный.Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения,
интонация и пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные,
выделительные знаки препинания, знаки завершения.
Тема 17. Знаки препинания в конце предложения. Предложение и его
основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения,
отражение еѐ на письме. Употребление точки, вопросительного и
восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с
учѐтом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной
окрашенности.
Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого
знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в
диалоге.
Тема 18. Знаки препинания внутри простого предложения.
Система правил данного раздела пунктуации. Знаки препинания между
членами предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении;
интонационные особенности этих предложений.
Знаки препинания между однородными членами предложения.
Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными
членами; интонация перечисления. Однородные и неоднородные
определения, их различие на основе семантико-грамматической и
интонационной характеристики предложения и его окружения ( контекста).
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Интонационные особенности предложений с обособленными членами. Знаки
препинания при словах, грамматически не связанных с членами
предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений
с вводными словами. Интонационные и пунктуационные особенности
предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в
письменной речи.
Тема 19. Знаки препинания между частями сложного предложения.
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений.
Виды сложных предложений.
Знаки препинания между частями сложных предложений
Тема 20. Знаки препинания при передаче чужой речи.
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога.
Разные способы оформления на письме цитат.
Тема 21. Знаки препинания в связном тексте.
Связный текст как совокупность предложений, объединѐнных одной
мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным
11

настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учѐтом
контекста.
Тема 22. Повторение изученного.
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания.
Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания внутри простого
предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения.
Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном
тексте.

1.4. Планируемые результаты
Личностные:
-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
его значения в процессе получения школьного образования;
-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение
к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
-достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств
для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
-владение всеми видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо,
чтение;
-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
-адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
-способность извлекать информацию из разных источников, включая
средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных
типов, справочной литературой;
-владение приемами отбора и систематизации материала на определенную
тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых
средств;
-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной
степенью свернутости;
-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и
жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
12

-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и
пунктуации в процессе письменного общения;
-способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового
оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,
исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные
тексты.
Предметные результаты:
-представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и
культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
-усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
-освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные
разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; -функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи;
-овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей
речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий
языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации
речевого общения;
-проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного,
словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического
анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки
зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей
языкового оформления, использования выразительных средств языка;
-понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике;
-сознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.

13

Раздел № 2
«Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Рабочая программа
Рабочая программа содержит тренировочные и контрольные задания для
развития орфографических и пунктуационных навыков, для развития
навыков связной письменной речи и говорения, а также для развития
навыков употребления языкового материала (лексики и грамматики).
Программа поможет подготовиться к сдаче Основного государственного
экзамена и к олимпиадам и конкурсам по русскому скому языку.

2.2. Учебно-тематический план

№ занятия

1 год обучения

1

Содержание занятий

Всего Теорети- Практичасов ческие ческие

Формы
контроля

занятия занятия

Введение. Задачи программы кружка.
Работа с подготовительными
упражнениями по орфографии.

1

1

Тестирование

Тема 1. Орфография как система
правил русского правописания

1

1

Тестирование

Работа с подготовительными
упражнениями по орфографии.
2

Тема 2. Трудные случаи
правописания гласных в корне слова
(3ч.)_
Система
правил,
связанных
с
правописанием
морфем.
Правописание
гласных
корня:
безударные
проверяемые
и
непроверяемые.
Правописание
словарных слов заимствованного
происхождения.

Тестирование

3

1

14

2

Тестирование

Работа с тренировочными тестовыми
заданиями.
3

Тема 3. Правописание корней с
чередованием гласных

3

Практикум по отработке
правописания корней с
чередованием гласных
4

Тема
4.
правописания
слова:

Трудные
согласных

Тестирование

1

2

случаи
в корне

3

Тестирование

Тестирование

1

1) правописаниезвонких/глухих
согласных; 2) правописание
непроизносимых согласных; 3)
двойные согласные.
Упражнения по грамматике.

2

Тестирование

Проверяемые и непроверяемые
согласные
5

Тема 5. Правописание о-ѐ после
шипящих. Правописание и-ы после ц.

1

1

Тестирование

Практикум. Буквы О-Ё в окончаниях

1

1

Тестирование

1

1

Тестирование

1

1

Тестирование

существительных и прилагательных (
парчовый – грушевый, плечом –
кучей). Буква Ё во всех словах,
образованных от глагола
(выкорчевка,
обнаженный).Правописание и-ы
после ц .Буква и в корне после ц и в
словах на –ция. Буква ы после ц в
суффиксе и в окончании слов.
Исключения.
6

Тема 6. Правописание приставок
Упражнения по теме «Фонетический и
морфологический принципы
написания. Роль смыслового анализа
слова при различении приставок.

15

7

8

9

10

11

Значение иноязычных приставок
анти-, диа-, ди-, дис-, контр-, супер, суб-.»
Тема 7.Употребление ь, ъ.

1

1

Тестирование

Упражнения по.теме Употребление Ь
для обозначения грамматических
форм
Употребление разделительного Ъ

1

1

Тестирование

Тема 8. Правописание сложных слов

1

1

Тестирование

Дефисное написание имен
существительных, имен прилагательных,
имен числительных и слов, имеющих в
составе числительные; наречий (точь-вточь, по-зимнему, мало-помалу),
местоимений (кто-то, что-нибудь), частиц

1

1

Тестирование

1

1

Тестирование

1

1

Тестирование

1

1

Тестирование

1

1

Тестирование

Тема 9. Правописание н, нн в разных частях
речи
Практикум
Одна -н- в кратких причастиях, две -н- а в
кратких прилагательных (кроме формы
единственного числа мужского рода).
Написание одной или двух букв -н- в
сложных прилагательных (гладкокрашеный
(красить, несовершенный вид);
гладкоокрашенный (окрасить,
совершенный вид). Наречия, образованные
от прилагательных с двумя -н-,( шли
организованно). Исключения из правил.
Тема 10. Правописание суффиксов
существительных, прилагательных,
причастий, глаголов, наречий
Написание суффиксов в разных частях речи.
Суффиксы имѐн существительных и их
написание: -арь-, -тель-, -ник-, -ени- и др.
Различение суффиксов -чик- и -щик-, -ек- и
-ик. Типичные суффиксы имѐн
прилагательных и их написание:
Тема 11. Правописание окончаний .
Правописание безударных окончаний имен
существительных . Правописание
безударных окончаний имен
прилагательных и причастий.
Правописание безударных личных
окончаний глагола. Буквы О, Е после
шипящих и Ц в окончаниях

1

1

16

Тестирование

1

1

Тестирование

существительных и прилагательных. Буква
Ы в окончаниях существительных и
прилагательных после Ц.

1

1

Тестирование

1

1

Тестирование

1

1

Тестирование

1

1

Тестирование

1

1

Тестирование

1

1

Тестирование

15 Тема 15. Практическое занятие

1

1

Тестирование

16

1

1

Тестирование

1

Тестирование

1

1

Тестирование

1

1

Тестирование

12

13

Тема 12. Правописание числительных.
. Числительные полтора (м. и ср. р.) полторы (ж. р.) и полтораста.
Собирательные числительные,
образованные от количественных
числительных четыре - десять, -ер-(
четверо, пятеро, шестеро, семеро
Тема 13. Правописание наречий
Слитное, раздельное и дефисное
написание наречий. Трудные случаи
написания наречий.

14

Тема 14. Правописание предлогов,
союзов, частиц.
Упражнения по теме. Правописание союзов
Слитное написание союзов зато также
тоже , чтобы (чтоб — разг.) притом и
причем
.

Тема 16. Пунктуация как система правил
расстановки знаков препинания.
Некоторые сведения из истории русской
пунктуации. Основное назначение
пунктуации
Основные функции пунктуационных
знаков. Разделительные, выделительные
знаки препинания, знаки завершения

17
Тема 17. Знаки препинания в конце
предложения
Выбор знака препинания с учѐтом
особенностей предложения по цели
высказывания и эмоциональной
окрашенности

17

18 Тема 18. Знаки препинания внутри простого

предложения
Упражнения по пунктуации. Тире между
подлежащим и сказуемым. Тире в неполном
предложении; интонационные особенности
этих предложений.

19

1

1

Тестирование

1

1

Тестирование

1

1

Тестирование

1

1

Тестирование

1

1

Тестирование

1

1

Тестирование

. Тема 19. Знаки препинания между частями
сложного предложения.
Упражнения по пунктуации.
Грамматические
и
пунктуационные
особенности сложных предложений.
Виды сложных предложений

20

21

Тема 20. Знаки препинания при передаче
чужой речи.
Упражнения по теме.
Прямая и косвенная речь. Оформление на
письме прямой речи и диалога
Тема 21. Знаки препинания в связном
тексте.
Практикум по теме. Поиски оптимального
пунктуационного варианта с учѐтом
контекста.

22

Тема 22. Повторение изученного.

1

1

Тестирование

1

1

Тестирование

1

1

Тестирование

1

1

Тестирование

Пунктуация как система правил
расстановки знаков препинания
Знаки препинания между частями сложного
предложения. Знаки препинания при
передаче чужой речи. Знаки препинания в
связном тексте. Подготовка к ОГЭ
Итоговое занятие . Тестирование

ИТОГО

Тестирование

1

66

18

5

38

2.3. Календарный учебный график
Продолжительность учебного года
Каникулярное время
Продолжительность 1 четверти
Продолжительность 2 четверти
Продолжительность 3 четверти
Продолжительность 4 четверти

01.09 - 31.05
Новогодние каникулы 01.01 – 09.01
01.09 – 27.10
05.11 – 29.12
13.01-23.03
01.04 -25.05

Объем недельной нагрузки

2 занятия

Длительность занятия
Продолжительность учебного года

45 минут
01.09 - 25.05

2.4. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Обучение проводится в помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим
требованиям, оборудованным всем необходимым для проведения
образовательной деятельности:
- мебелью;
- компьютером с проектором, акустическими колонками (желательно);
- интерактивной доской.

Информационное обеспечение

Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/

Должность

Учитель

Кадровое обеспечение
Должностные обязанности Количество
работников
Осуществляет обучение и
19

1

Уровень
квалификации
работников
Высшее

воспитание обучающихся с
учетом их психологических
особенностей и специфики
преподаваемого предмета.

профессиональное
образование со
стажем работы не
менее 3-х лет и
категорией, не ниже
I квалификационной

2.5. Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- входная диагностика (проводится в начале обучения) на определение
уровня развития языковых навыков (лексика, орфография и пунктуация);
- текущий контроль в форме тестирования (проводится на каждом занятии),
чтобы узнать, как учащиеся усвоили материал;
- промежуточная диагностика (проводится в конце изучения каждого
раздела) в форме языкового портфолио;
- итоговая аттестация (проводится по окончании обучения) в форме
контрольного тестирования по всем видам речевой деятельности.

2.6. Оценочные материалы
1. Входная диагностика
2. Промежуточная диагностика
3. Итоговая диагностика. Тестирование

2.7. Методические материалы
Форма занятий - очно-дистанционная.
Методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, игровой.
Форма организации образовательного
индивидуально-групповая.

процесса

–

групповая

и

Формы организации учебного процесса – презентация, практическое
занятие, диспут, конкурс, олимпиада, экзамен.

20

Педагогические технологии – технология индивидуализации обучения,
технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного
обучения, технология проблемного обучения, коммуникативная технология
Алгоритм учебного занятия
* начало занятие – актуализация знаний учащихся
* формулирование цели занятия
* основная часть – практические задания
* конец занятия - тестирование
Дидактические материалы
- Электронные тематические презентации.

21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

Для учителя
1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.

Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.:
Просвещение, 2001 г.
Богданова Г.А. Лингвистический тренажѐр. Тестовые задания по
русскому языку в 8 классе. – М.: Просвещение, 2009 г.
Валгина В.С. Трудности современной пунктуации. – М : Просвещение,
2011 г.
Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. –
Волгоград: Учитель, 2007 г.
Макарова Б.А. Абсолютная пунктуационная грамотность. – М.:
Астрель, 2012 г.
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова
О.М. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений
«Русский язык» – М.: Просвещение, 2012 г.
Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 7 класс. – М.: Айрис-пресс, 2012
г.
Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. М.:
Просвещение. 2012 г.

Для учащихся
Штоль А.А. Русский язык в таблицах для школьников и абитуриентов.
– М.: Тригон, 2012 г.
10. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.:
Аванта+, 1998 г.
11.
Русский язык. Подготовка к ОГЭ. 9 класс. Под редакцией Н.А.
Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2016 год.
12.
Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2016. 9 класс. Москва,
«Экзамен», 2016 год.
13.
Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к
государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2016
год
9.

14.

Цыбулько И.П. Государственная итоговая аттестация – 2023. Русский
язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для
22

проведения государственной итоговой аттестации. Федеральный институт
педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель 2023г.

23

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».