Департамент образования Администрации города Дзержинска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 22 с углубленным изучением французского языка» г. Дзержинска Нижегородской области Принята на заседании педагогического совета МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка Протокол № _1_ от 28.08.2024 Утверждена приказом директора МБОУ СШ № 22 с угл. изучением французского языка Приказ № 369 -п от 28.08.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Русский язык для всех» Возраст учащихся: 14-16 лет Срок реализации программы: 1 год Автор-составитель: Ундалова Н.К., педагог дополнительного образования 2024 год Пояснительная записка В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над решением заданий ЕГЭ также является элементом развивающего обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи. КРУЖОК по русскому языку «РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ВСЕХ» предназначен для учащихся 10 класса и рассчитан на 34 часа. Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку данный кружок обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий. Вместе с тем курс даѐт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь. Актуальность выбора данного элективного предмета обусловлена тем, что новая форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга. • Цель курса – гуманитарное развитие учащихся, которое подразумевает совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи. Задачи курса: овладение основными нормами литературного языка; создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа; дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки; обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий; освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка; обучение анализу текста, его интерпретации; совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении творческой работы; развитие речевой культуры. Возраст учащихся: 15–17 лет. Программа рассчитана на 2 года обучения: 10 класс – 34 часа (1 час в неделю), 11 класс – 34 часа (1 час в неделю). Формы изучения курса: групповая и индивидуальная работа с тестами и текстами, тренинги, практикумы, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно - диагностические работы, использование различных каналов поиска информации. Программа включает также работу на заданием повышенной сложности. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Таким образом, научить решать любые задания с опорой на знания по русскому языку — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку. Предлагаемая программа кружка «Русский язык для всех» будет полезна любому ученику школы, особенно выпускнику. Содержание программы Введение. Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка. Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы). Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе. Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях. Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение. Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы. Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов). Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинѐнном предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи. Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логикосмысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты. Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение. Этическая норма. Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов. Обобщающее повторение. Планируемый результат Программа занятий кружка предусматривает отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок по русскому языку. Программа предусматривает также и обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своѐ высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учѐтом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретѐнные в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение заданий повышенного уровня сложности. Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и обобщению достаточно равномерно распределѐн по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по базовой программе 10-11 классов. К концу изучения курса учащиеся должны уметь: • • • • • • • • • • • • • • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесѐнности содержания и языкового оформления; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления; проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка; использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; извлекать необходимую информацию из различных источников; владеть основными приѐмами переработки устного и письменного текста; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка; применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; понимать и интерпретировать содержание исходного текста; формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать еѐ; определять позицию автора; высказывать свою точку зрения, убедительно еѐ доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт); уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их. Личностные результаты учебной деятельности: -развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, -воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. Предметные результаты 1) Опыт восприятия и понимания информации, содержащейся в тексте, базирующийся на: -умении анализировать содержание читаемого текста; - умении формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать; -умении аргументировано доказывать собственную позицию; -умении структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу. 2) Опыт использования в речи вариативных грамматических конструкций и лексического богатства языка, а также опыт использования выразительных средств. 3) Опыт оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка. Метапредметные результаты -умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, приводить аргументы, делать выводы -умение самостоятельно организовывать сою деятельность, определять сферу своих интересов -умение работать с различными источниками информации Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график -количество учебных недель - 34, -количество учебных дней - 34, -продолжительность каникул : осенних – 7 дней, зимних – 14 дней, весенних – 7 дней. Учебно-тематическое планирование Виды Планируемые результаты №п/ Кол Тема занятия Форма -во деятельности освоения материала п занятия часо учащихся в 1 Введение. Цели и лекция коллективна Уметь использовать навыки 1 задачи изучаемого я в речи. курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором, спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Лекция, практикум Коллективна я, индивидуаль ная Индивидуаль но-групповая Знать орфоэпические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи. Знать речевые нормы русского языка, типы связи в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание). Уметь использовать эти навыки в речи. Знать лексические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи. 2 1 3 1 Лексика. Значение практикум слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. 4 1 Лекция, практикум . Коллективно -групповая 5 1 Лексические выразительные средства. Синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Индивидуальноавторские слова. Лексика ограниченной сферы употребления Лексические выразительные средства. Тропы. Лекция, практикум . Коллективно -групповая 6 1 Фразеология. Лекция, практикум . Коллективно -групповая 7 1 Лекция, практикум . Коллективно -групповая 8 1 Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные способы образования слов. Морфемный и словообразовател ьный анализ слова. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи практикум Индивидуаль Знать лексические и но-групповая орфоэпические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи. Знать лексические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи. Знать лексические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи. Знать лексические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. Синтаксис. Предложение. Простое, осложнѐнное, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры Орфография. Орфографические нормы. Контрольн ая работа 2 19 1 20 1 21 1 9 1 10 1 11 1 1213 2 14 1 1516 2 1718 Лекция, практикум . Индивидуаль Знать лексические и ноорфоэпические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи. коллективна Знать морфологические я нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи Лаборатор ная работа Индивидуаль Знать морфологические ная нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи Лекция, практикум . Коллективно индивидуаль ная Лекция, практикум . Коллективно индивидуаль ная Лекция, практикум . Коллективно индивидуаль ная Пунктуация. Пунктуационные нормы. Лекция, практикум . Коллективно индивидуаль ная Текст. Понимание текста. Анализ композиционной и смысловой целостности текста Текст. Способы и средства связи предложений в тексте Текст. Стили и типы речи Лекция, практикум . Коллективно индивидуаль ная Лекция, практикум . Коллективно индивидуаль ная Коллективно индивидуаль Лекция, практикум . Знать морфологические и орфографические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи Знать морфологические и орфографические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи Знать морфологические и орфографические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи Знать морфологические и орфографические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи Знать морфологические и орфографические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи Знать морфологические и орфографические нормы русского литературного ная 22 1 23 1 24 1 25 1 26 1 27 1 28 1 29 1 30 1 31 1 32 1 Тема, проблема, практикум идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария Лаборатор к проблеме ная работа (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Лекция, практикум . Коллективно индивидуаль ная индивидуаль ная Коллективно индивидуаль ная Способы Лекция, Коллективно аргументации практикум собственного индивидуаль мнения. ная Композиция Практикум Коллективно сочинения. Речевое оформление индивидуаль композиционных ная частей сочинения. Практикум по Практикум Коллективно написанию сочинения. индивидуаль ная Практикум по Практикум Коллективно написанию сочинения. индивидуаль ная Практикум по Лаборатор Коллективно написанию ная работа сочинения. индивидуаль ная Тренинг в формате Практикум Коллективно ЕГЭ. Индивидуальная индивидуаль коррекция ошибок. ная Тренинг в формате Практикум Коллективно ЕГЭ. Индивидуальная индивидуаль коррекция ошибок ная Тренинг в формате Практикум Коллективно ЕГЭ. Индивидуальная индивидуаль языка. Уметь использовать эти навыки в речи Знать морфологические и орфографические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи Знать основные нормы русского языка (орфоэпические, лексические, морфологические, орфограф ические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи Знать синтаксические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи Знать синтаксические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи Знать синтаксические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи Знать синтаксические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи Знать синтаксические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи Знать синтаксические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи Знать синтаксические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь использовать 33 1 34 1 коррекция ошибок Тренинг в формате тест ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок Тренинг в формате Работа над ЕГЭ. ошибками Индивидуальная коррекция ошибок ная индивидуаль ная Коллективно индивидуаль ная эти навыки в речи Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи Уметь анализировать ошибки. Литература для учителя ЕГЭ 2020. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3(С) / В.В. Львов, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Л.И. Пучкова, Г.Т. Егораева. — М.: Издательство «Экзамен», 2020. — 287, [1] с. (Серия «ЕГЭ. 30 Вариантов. Типовые тестовые задания») ЕГЭ 2020. Русский язык. Типовые тестовые задания / В.В. Львов. — М. : Издательство «Экзамен», 2020. — 117, [3] с. (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания») ЕГЭ 2020. Русский язык. Типовые тестовые задания / И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. — М. : Издательство «Экзамен», 2020. — 151, [1] с. (Серия «ЕГЭ. ОФЦ. Типовые тестовые задания) Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2019 : учебно-методическое пособие / Н. А. Сенина. — Ростов н/Д : Легион, 2019. — 528 с. — (Готовимся к ЕГЭ.) Сенина Н. А. Русский язык. Тематические тесты: Подготовка к ЕГЭ. Учебное пособие для 10-11 кл. — Ростов-на-Дону: Легион, 2019. — 288 с. («Готовимся к ЕГЭ») Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки : учебно-методическое пособие/ Н.А. Сенина, А. Г. Нарушевич. — Ростов н/Д: Легион-М, 2014. — 192 с. — (Готовимся к ЕГЭ). Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2019. Русский язык. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. Учебное пособие./ Драбкина СВ., Субботин Д.И. - Москва: Интеллект-Центр, 2019. - 344 с. ЕГЭ 2013. Русский язык. А1—А6 (языковые нормы). Рабочая тетрадь. / Кузнецов А. Ю., Рубинская Г. П., Кузнецова Л. И. — М.: МЦНМО, 2013. — 72 с. ЕГЭ 2013. Русский язык. А7—А12 (текст, синтаксис, морфология, лексика). Рабочая тетрадь / Кузнецов А. Ю., Задорожная А. С. — М.: МЦНМО, 2013. — 88 с. ЕГЭ 2013. Русский язык. А13—А19 (орфография). Рабочая тетрадь / Кузнецов А. Ю., Рубинская Г. П., Кузнецова Л. И. — М.: МЦНМО, 2013. — 72 с. ЕГЭ 2013. Русский язык. А20—А27 (пунктуация, текст). Рабочая тетрадь / Кузнецов А. Ю., Рубинская Г. П., Кузнецова Л. И. — М.: МЦНМО, 2013. — 96 с. ЕГЭ 2013. Русский язык. А28 — В8 (текст, лексика, словообразование, морфология, синтаксис, языковые средства выразительности). Рабочая тетрадь / М Кузнецов А. Ю., Сененко О. В. — М.: МЦНМО, 2013. — 88 с. Готовимся к единому государственному экзамену: русский язык: учимся аргументировать собственное мнение по проблеме: пособие для учащихся / Т.А. Долинина. — М.; 000 «Русское слово — учебник», 2010. — 144 с.ЕГЭ. Русский язык. Экспресс - подготовка / Е. М. Ткаченко, Е. О. Воскресенская. — М. : Эксмо, 2012. — 240 с. — (100 дней до ЕГЭ). ЕГЭ. Практикум по русскому языку. Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста и аргументацией собственного мнения: подготовка к выполнению части 3(С) / Г.Т. Егораева. — М.: Издательство «Экзамен», 2012. — 111 с. (Серия «ЕГЭ. Практикум») Русский язык. 10—11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — М. : Просвещение, 2019. — 287 с. Русский язык : грамматика. Текст. Стили речи : учеб. для 10 — 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова.— 14-е изд.— М. : Просвещение, 2018.-383 с Русский язык. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. — 8-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово —PC», 2017. — 448 с. Федосова С. В. Все домашние работы к учебнику: Русский язык 10—11 классы Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. М.: «ЛадКом», 2017. - 288 с. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах/ В. Ф. Греков, В. В. Чижов. — М.: ООО «Издательство Оникс»: 000 «Издательство «Мир и Образование», 2018. — 512 с. Русский язык. 10—11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2019. — ЕГЭ 2019. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). Текстыаргументы / Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка. — М.: Издательство «Экзамен», 2012. — 190, [2] с. (Серия «ЕГЭ. Практикум») 368 с. Домашняя работа по русскому языку для 10-11 классов к учебнику В.Ф.Грекова и др. «Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений» / В.В. Максимова. — 10-е изд., перераб. и испр. — М: Издательство «Экзамен», 2012. — 223, [1] с. (Серия «Решебник») Словари Большой толковый словарь правильной русской речи: 8000 слов и выражений / Л. И. Скворцов. — М.: ООО «Издательство Оникс»: 000 «Издательство «Мир и Образование», 2009. — 1104 с. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка - 3-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2003. — 832 с. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка / Н. Н. Соловьѐва. — М.: ООО «Издательство Оникс»: 000 «Издательство «Мир и Образование», 2008. — 96 с. Ушакова О.Л. Говори правильно. Словарик ударений - СПб, Издательский Дом «Литера, 2011. — 96 с. Новый школьный универсальный словарь русского языка. 6 самых полезных словарей под одной обложкой. Орфографический словарь. Орфоэпический словарь. Слитно или раздельно. С большой буквы или с маленькой. Две согласные или одна. НЕ или НИ / М.М. Баронова. — М.: ACT: Астрель, 2009. — 603 с. Вишнякова О. В. - Словарь паронимов русского языка.— М.: Рус. яз., 1984.—352 с, ил. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения: краткий словарь-справочник / Л.А.Вербицкая, Н.В.Богданова, Г.Н.Скляревская - 6-с изд., стер. - СПб. : Филологический факультет СП6ГУ ; М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 160 с. Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Ок. 11 000 синоним. рядов. — 11-е изд., перераб. и доп. — М.: Рус. яз., 2001. — 568 с. — (Библиотека словарей рус. яз.). Объяснительный словарь непроверяемых орфограмм русского языка : пособие по русской орфографии / М.А. Шелякин. - М. : Флинта : Наука, 2009. - 320 с. А.Н. Тихонов – Школьный словообразовательный словарь русского языка - Пособие для учащихся. 3-е издание. Москва - Культура и традиции Учебный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся нац. школ / Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский.— Л.: Просвещение, 1984.—271 с. Орфографический словарь русского языка для школьников. — М. : РИПОЛ классик, 2009. — 704 с. — (Современные школьные словари) Словарь иностранных слов для школьников и студентов - М.: ЛОКИД, 2005. - 657 с. Интернет-ресурсы Официальные сайты Министерства образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru —Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. http://www.edu.ru — Федеральный портал «Российское образование». http://www.ed.gov.ru —Документы и материалы деятельности Федерального агентства по образованию. http://www.ege.edu.ru — Федеральный портал «ЕГЭ» (Информационная поддержка Единого государственного экзамена). http://www.rosolymp.ru — Сайт «Всероссийская олимпиада школьников». http://www.vestnik.edu.ru — Журнал «Вестник образования». Образовательные порталы, сетевые сообщества учителей и методистов http://www.school.edu.ru — Российский общеобразовательный портал. http://www.uroki.ru — Образовательный портал «Учѐба». http://www.ict.edu.ru — Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». http://www.edu-all.ru — Портал «Всеобуч» — всѐ об образовании. http://www.pedsovet.org — Всероссийский интернет-педсовет. http://www.it-n.ru — Сеть творческих учителей. http://www.mapryal.org — Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). http://www.openclass.ru — Открытый класс. http://www.uchmet.ru — Учебно-методический портал. http://festival.1september.ru — Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». http://nayrok.ru — Портал «На урок.ру». http://www.ug.ru — Информационный сайт «Учительская газета». http://ps.1september.ru — Газета «Первое сентября». http://rus.1september.ru — Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка». http://school-collection.edu.ru — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://repetitor.1c.ru — Образовательные программы. http://www.russianculture.ru — Портал «Культура России». 1. 2. 3. 4. 5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности: компьютер учителя интерактивная доска мультимедийный проектор видео- и аудиоаппаратура принтер