Департамент образования Администрации города Дзержинска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 22 с углубленным изучением французского языка» г. Дзержинска Нижегородской области Принята на заседании педагогического совета МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка Протокол № _1_ от 28.08.2024 Утверждена приказом директора МБОУ СШ № 22 с угл. изучением французского языка Приказ № 369 -п от 28.08.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Медиацентр «Кадр-22» Возраст учащихся: 11-17 лет Срок реализации программы: 3 год Автор-составитель: Загребина К.М., педагог дополнительного образования 2024 год Актуальность Техническое творчество – одно из важнейших направлений работы с детьми в сфере образования, которое позволяет наиболее полно реализовать комплексное решение проблем обучения, воспитания и развития личности. На сегодняшний день в системе дополнительного образования главной задачей является воспитание ребенка так, чтобы из него мог вырасти инженер или любой другой специалист технического профиля, отвечающий интересам общества, личности и работодателя. Школьное телевидение – это одно из направлений технического творчества. Сегодня в условиях начавшегося массового внедрения вычислительной техники, знания, умения и навыки, составляющие "компьютерную грамотность", приобретают характер сверхнеобходимых. Представители многих профессий уже долгое время пользуются компьютером. Данная программа является благоприятным средством для формирования инструментальных личностных ресурсов, для формирования метапредметных образовательных результатов: освоение способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Обучающиеся приобретают необходимые навыки, как для простой обработки видео, так и создания видео продукции: роликов, клипов, фильмов. Кроме того, они познают изнутри труд режиссёра, оператора-монтажера, ведущего, что им поможет определиться с профессиональной сферой деятельности на будущее. Педагогическая целесообразность Сегодня, когда перед образовательными учреждениями (в том числе, перед учреждениями дополнительного образования детей) особенно остро стоит задача не дать ребенку «уйти в виртуальный мир» и помочь ему сделать правильный выбор; школьное телевидение приобретает гораздо большую значимость, нежели просто техническое образование – оно становится одним из средств воспитания молодежи, через красоту реального мира. Программа способствует творческому развитию детей. Современное информационное общество требует постоянного обновления и расширения профессиональных компетенций. Необходимо улавливать самые перспективные тенденции развития мировой конъюнктуры, шагать в ногу со временем. В процессе реализации данной программы формируются и развиваются знания и практические навыки работы на компьютерах, которые необходимы всем для успешности в будущем. Программа имеет практическую значимость, так как получение обучающимися знаний в области информационных технологий и практических навыков работы с графической информацией (в данном случае с видео) является составным элементом общей информационной культуры современного человека, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства. Кроме того, обучаясь по дополнительной образовательной программе учащийся может выбрать направление своей профессиональной деятельности и начать целенаправленную подготовку к поступлению в вуз. Новизна Программа построена в соответствии с требованиями современного общества к образованию: обеспечение самоопределения личности, создание условий развития мотивации ребенка к познанию и творчеству, создание условий для его самореализации, развитие творческого и инженерного мышления, оказание помощи найти своё место в современном информационном мире. Программа дополняет представления обучающихся о графических объектах, изучаемых на уроках информатики, и расширяет возможности при работе с видео с помощью специализированных программ. Таким образом, происходит взаимосвязь с общим образованием. Отличительной особенностью данной программы является разностороннее применение современных цифровых технологий в процессе обучения, использование форм обучения, включающих учащихся в творческое проектирование – самостоятельно действовать и создавать. Использование современных мультимедийных и интерактивных средств для производства конечного продукта. Социализация школьников через организацию деятельности школьного телевидения. Данная программа способствует конструктивному самоопределению подростков и нацелена на решение практико-ориентированных задач, которая направлена на формирование универсальных способов действий учащихся, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании окружающего мира. Особенностями данной программы являются: предоставление воспитанникам свободы выбора ряда элементов учебного процесса; применение принципа вариативности – содержание учебного занятия, планируется с учетом индивидуальных возрастных и психофизических особенностей обучающихся, их личных желаний; увеличение часов в разделе «Техника видеомонтажа»; большее количество времени уделяется практическим работам; в тематический план программы включен цикл занятий (раздел) «Профессия тележурналист», «Профессия телеоператор» изучение которого проходит в тесной связи со школьными СМИ. Адресат программы Программа ориентирована на детей в возрасте 11-17 лет. Уровень реализации Программа рассчитана на 3 год по 72 часа каждый год с расчетом 2 занятия по 1 часа. Объем программы: Объем программы за 3 года обучения 216 ч. Формы обучения и виды занятости Формы учебной деятельности: занятие-беседа; практическое занятие; занятие с творческим заданием; занятие-создание проекта; занятие – мастерская; выполнение коллективно-творческих дел; индивидуальная (с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей детей); групповая работа; анализ полученных снимков с эстетической и нравственной позиции; встреча с профильными специалистами. Виды учебной деятельности: проблемно-поисковая самостоятельная работа, применение которой закрепляет теоретические знания и способствует совершенствованию умений практической деятельности, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса; информационная деятельность как организация и проведение мероприятий с целью научить использовать полученную информацию в учебно-воспитательном процессе и оценивать общественное мнение; социально-значимая деятельность как проведение акций и ресурсосберегающих мероприятий. Учебное занятие проводится в заранее определенные часы дня с соблюдением санитарногигиенических норм к организации деятельности детей. На занятиях используются различные формы и методы обучения, словесные, наглядные, практические. Такие как: рассказ, объяснение, беседа, игра, конкурс, поход, экскурсия. Так же в качестве методов используется объяснение нового материала и постановка задачи, пошаговое выполнение задания учениками под руководством педагога или самостоятельно. Практические занятия с видеокамерами, фотоаппаратами м компьютером. Срок реализации программы Срок реализации программы – 3 год Общее количество часов – 216 Возраст обучающихся: от 11 до 17 лет. Режим занятий Условия набора: Набор обучающихся в группы основывается на желании самого ребенка и его родителей. Наполняемость: 1 год обучения - 15 человек. 1 год: 2 занятия в неделю по 1 часа Продолжительность одного занятия – 45 минут. Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха. 1.2. Цели и задачи программы Цель программы –в приобретении учащимся функционального навыка работы над созданием телевизионных программ как универсального способа освоения действительности и получения знаний, развития творческих и исследовательских способностей учащихся, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе, развитие у старшеклассников специальных коммуникативных навыков для реализации школьных медиа-проектов и создания интерактивной образовательной медиа-школы. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи: Обучающие: научить навыкам работы с видеоаппаратурой; познакомить с программами видеомонтажа и обработки звука; совершенствование компьютерных знаний, показ новых технических и программных разработок, обучение их использованию. Развивающие: организация творческой интерактивной среды для реализации детских медиа-проектов; познакомить детей с технологией телевизионных программ; освоение технологий социального партнерства и сетевого взаимодействия; развитие у школьников умений видеть, выражать свои мысли, оказывать воздействие на окружение, способности ответственно и критически анализировать. Воспитательные: пропаганда идеи о необходимости личностного совершенствования; формирование у учащихся интереса к интеллектуальной деятельности и творческой жизни; отработка различных типов командного взаимодействия детей и взрослых; выпуск видео- и телевизионных материалов; Здоровье сберегающие: обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка; обеспечить охрану здоровья детей в процессе обучения. 1.3. Содержание программы: Учебно-тематический план 1 года обучения дополнительной общеразвивающей программы школьного медиацентра «Кадр-22» № темы Тематика занятий Количество учебных часов теория практика 1 Вводное занятие. Правила ТБ. 2 Раздел 1. Тележурналистика (36ч.) 18 18 2 Знакомство с телевизионными профессиями (корре- 2 2 спондент, ведущий, оператор, режиссер, звукорежиссер, монтажер, продюсер). 3 Телевизионный сюжет 2 2 4 Новости 2 2 5 Интервью 2 2 6 Документальный видеофильм 2 2 7 Ведущий телепрограммы 2 2 8 Сценическая речь (артикуляция, дыхание, интонация). 2 2 9 Современные тенденции развития СМИ и этика журна- 2 2 листа (печатная пресса, телевидение, интернет) 10 Проблемы поиска и проверки достоверности информа- 2 2 ции. Раздел 2. Операторское мастерство (20 ч.) 10 10 11 Видеокамера 2 2 12 Видеоряд 2 2 13 Композиция кадра 2 2 14 Человек в кадре 2 2 15 Съемка телесюжета 2 2 Раздел 3. Фотомонтаж (16ч) 8 8 16 Подбор фотоматериала 4 4 17 Обработка фотоматериала 4 4 Учебно-тематический план 2-3 года обучения дополнительной общеразвивающей программы школьного медиацентра «Кадр-22» Раздел 4. Видеомонтаж (86 ч.) 17 Монтажный план сюжета 18 Импортирование видеофайлов на компьютер 19 Программа видеомонтажа 20 Звуковой ряд телесюжета 21 Построение видеоряда 22 Создание видеофайла сюжета 23 Специальные инструменты видеомонтажа 24 Экспорт видеофайла 32 4 4 4 4 4 4 4 4 54 4 2 4 6 12 6 16 4 Раздел 4. Основы телережиссуры (27 ч.) 25 Видеосъемка 26 Монтаж, работа с видеоархивом Раздел 5. Работа в социальных сетях (31) 27 Работа в социальной сети ВК 28 Работа с You tube Итого: 7 3 4 10 5 5 20 10 10 21 10 6 Содержание изучаемого материала: Раздел 1. Тележурналистика. Тема 1. Введение в тележурналистику. Телевидение как средство коммуникации. Социальные функции телевидения. Телевизионные специальности. Этапы создания телепередач. Телевизионные жанры. Специфика регионального телевидения. Особенности детской тележурналистики. Тема 2. Телевизионный сюжет. Телевизионный язык: умение рассказывать «картинками». Композиция телевизионного сюжета. Типы и элементы телевизионных сюжетов. Взаимодействие журналиста и оператора при работе над сюжетом. Понятия «закадровый текст», «синхрон», «лайф», «экшн», «стенд-ап». Тема 3. Новости. Критерии отбора новостей. Вѐрстка новостного выпуска. «Классический», «домашний», «публицистический» стиль новостей. «Инфотейнмент». Сбор информации. Источники информации. Достоверность информации. Информационный повод. Особенности работы над информационным сюжетом. «Подводка» к информационному сюжету. Тема 4. Интервью. Цели и особенности интервью. Активное слушание. Коммуникативные техники. Подготовка вопросов для интервью. Требования к вопросу. Взаимодействие журналиста и оператора при съѐмке интервью. Тема 5. Документальный видеофильм. Художественная документалистика. Этапы работы над сценарием документального фильма. Съѐмки документального фильма: особенности работы с героями и натурой. Использование архивных материалов. Тема 6. Ток-шоу. Современные форматы ток-шоу. Драматургия ток-шоу. Герои ток-шоу. Работа с аудиторией токшоу. Ведущий ток-шоу: требования и особенности работы. Тема 7. Реалити-шоу. Современные форматы реалити-шоу. Режиссура и редактирование реалити-шоу. Интерактивные формы взаимодействия со зрителями. Тема 8. Ведущий телепрограммы. Ведение эфира. Имидж ведущего. Речь на телевидении. Интонация, логические паузы, акценты в речи. Принципы работы ведущего с оператором в студии. Раздел 2. Операторское мастерство. Тема 9. Видеокамера. Устройство цифровой видеокамеры. Обращение с видеокамерой. Функциональное назначение элементов управления видеокамерой и их грамотное применение. Техника безопасности при работе с видеокамерой. Тема 10. Видеоряд. Требования к видеоряду. Основные правила видеосъѐмки. Баланс белого, освещенность кадра, выравнивание кадра по вертикали. Устойчивость камеры при съѐмках без штатива. Тема 11. Композиция кадра. План: крупный, средний, общий. Ракурс. Перспектива. Глубина кадра. Свет и цвет. Тема 12. Человек в кадре. Выбор плана при съѐмке человека. Монтаж по крупности. Обрезка, «воздух». Съѐмка взаимодействующих объектов. Съѐмки диалога. «Правило восьмѐрки». Съѐмка интервью. «Говорящий фон». Съѐмка «стенд-апа». Тема 13. Внутрикадровый монтаж. Панорама. Переход фокуса. Движение камеры. Монтажная фраза. Тема 14. Съѐмка телесюжета. Взаимодействие оператора и журналиста по решению творческой задачи. «Картинка» - основа телесюжета. Алгоритм работы оператора при съѐмке телесюжета. Съѐмки в особых условиях освещенности. Раздел 3. Видеомонтаж. Тема 15. Основы нелинейного видеомонтажа. Оборудование для нелинейного видеомонтажа. Основные правила и меры безопасности при обращении с компьютером. Работа с видеофайлами на компьютере. Программы для обработки и просмотра видеофайлов. Требования к компьютеру для видеомонтажа. Технология нелинейного видеомонтажа. Тема 16. Монтажный план сюжета. Обработка исходного материала. Создание монтажного листа, монтажного плана сюжета. Принципы монтажа видеоряда. Монтаж по крупности, монтаж по ориентации в пространстве, монтаж по фазе движения и пр. Использование «перебивок», деталей. Тема 17. Импортирование видеофайлов на компьютер. Работа с программой видеомонтажа. Создание видеофайлов для монтажа видеосюжета. Запись закадрового текста. Тема 18. Программа видеомонтажа. Основные инструменты программы видеомонтажа. Интерфейс программы. Форматы видеофайлов. Настройки программы для начала работы. Тема 19. Звуковой ряд телесюжета. Размещение на дорожке видеоредактора закадрового теста и синхронов. Создание файла проекта. Работа с программой видеомонтажа. Использование аудиофильтров. Тема 20. Построение видеоряда. Размещение видео на дорожке видеоредактора. Сочетание звукового ряда с видеорядом сюжета. Тема 21. Создание видеофайла телесюжета. Создание видеофайла телесюжета. Экспортирование файла на видеокамеру и другие носители. Тема 22. Специальные инструменты видеомонтажа. Создание титров и заставок. Эффекты перехода, использование функций. Видеофильтры. Использование изображений и аудиофайлов при создании видеофайла. Раздел 4. Основы телережиссуры. Тема 23. Видеосъемка готового материала. Тема 24. Монтаж, работа с видеоархивом. Раздел 5. Работа в социальных сетях. После года обучения воспитанники объединения Должны знать: основы работы тележурналиста, оператора, оператора монтажа; строение видеокамеры; программы видеомонтажа; особенности создания видеосюжетов и клипов. Должны уметь: осуществлять съемку на цифровую видеокамеру; работать в программах видеомонтажа (AdobePremier, MovieMaker); озвучивать сюжеты, клипы, фильмы; готовить материал к показу большой аудитории. 1.4. Планируемые результаты Личностные, метапредметные результаты освоения программы дополнительного образования «Школьный медиацентр «МамоныОК» Личностные результаты: — освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; — изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями; — следование этическим нормам и правилам ведения диалога; — формирование коммуникативной компетентности; — обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других; — расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении; — развитие коммуникативных способностей и культуры устной и письменной речи; — формирование образного мышления и воображения, развитие навыка продуктивной деятельности; — приобретение функционального навыка работы как универсального способа освоения действительности; — развитие способности к исследовательскому типу мышления. Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки: — способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; — формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности; — соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; — логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием; — применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; — решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах — организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями, сверстниками, работать индивидуально и в группе; — определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; — активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме; — критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; — разработка и выпуск медиа-продуктов; — активизация межшкольных и меж возрастных связей; — расширение контактов и партнерских отношений между специалистами. Формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся: познавательные: структурировать полученные знания; логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи; постановка и решение проблемы – умение сформулировать проблему и найти способ е решения; коммуникативные: планирование сотрудничества, разрешение конфликтов, умение вступать в диалог, полилог и вести их; регулятивные: целеполагание, планирование, корректировка плана, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. личностные: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Ожидаемые результаты: 1 год обучения: развитие коммуникативных способностей и культуры устной и письменной речи. разработка и выпуск медиа-продуктов; активизация межшкольных и меж возрастных связей; расширение контактов и партнерских отношений между специалистами; организациями и ведомствами этого направления; формирование образного мышления и воображения, развитие навыка продуктивной деятельности; развитие информационного пространства школы. приобретение учащимися функционального навыка работы как универсального способа освоения действительности; развитие способности к исследовательскому типу мышления, содействие в решении социально значимых задач в районных и городских масштабах; формирование социально зрелых и активных молодых лидеров; расширение контактов и партнерских отношений между специалистами, организациями и ведомствами этого направления; активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Формы подведения итогов реализации программы: создание видеосюжетов, видеоклипов и их трансляция в школе; выпуск программ в рамках Студии школьного телевидения (в том числе и авторских программ учащихся); выпуск еженедельной программы «Неделя села Мамоны» участие в конкурсах школьных СМИ различных уровней. размещение разработанных материалов на сайте школы и других электронных информационных ресурсах сети Интернет. Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Год реа1 четОсен2 четЗимлизации верть ние ка- верть ние проникулы каниграммы кулы 1 год Год реализации программы 2 год Год реализации программы 3 год 3 четверть Весенние каникулы 8 недель 1 неделя 7 недель 1 неделя 10 недель 1 неделя 1 четверть Осенние каникулы 2 четверть Зимние каникулы 3 четверть Весенние каникулы 8 недель 1 неделя 7 недель 1 неделя 10 недель 1 неделя 1 четверть Осенние каникулы 2 четверть Зимние каникулы 3 четверть Весенние каникулы 1 неделя 7 недель 1 неделя 10 недель 8 недель 1 неделя 4 четверть Всего 9 недель 34 недели 4 четверть Всего 9 недель 34 недели 4 четверть Всего 9 недель 34 недели 2.2. Условия реализации программы Кадровое обеспечение Данная программа может быть реализована: педагогом дополнительного образования; Материально- техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение программы -учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: -ПК или ноутбук; -видеокамера, -фотоаппарат; -микрофон; -специальные программы, установленные на ПК («Adobe Premiere») для обработки видео материалов; - мультимедийное оборудование для просмотра готового материала. 2.3. Методическое обеспечение программы Использование педагогических технологий. Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности. Используются информационно-развивающие технологии – сообщение, рассказ, информационные технологии для самостоятельной работы. Применяются личностоно-ориетированные развивающие педагогические технологии – позволяющие усложнять задания опережающим программу детям, упрощать работу менее подготовленным детям. Методы обучения, используемые педагогом во время проведения занятий: Словесный метод – используется на каждом занятии в виде лекции, беседы, рассказа, изложения нового материала, закрепление пройденного материала. Самостоятельная творческая работа – самостоятельность, развивает воображение. Коллективная работа – один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки. Репродуктивный метод – используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных её элементов при объяснении нового материала. Обучение основывается на следующих педагогических принципах: Принцип развивающего и воспитывающего обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения. Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило воспитанников с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что воспитанников обучают элементам научного поиска, методам науки, способам научной организации учебного труда. Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, что выражается в соблюдении ряда правил. Принцип связи обучения с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал воспитанников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Одним из значимых каналов реализации принципа связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение воспитанников к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами. Принцип доступности требует учета особенностей развития воспитанников, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике – означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Принцип сознательности и активности воспитанников в обучении – один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда воспитанники проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Принцип прочностиоснован на прочности закрепления знаний в памяти воспитанников. В основу программы положен принцип воздействия, производимый педагогом на воспитанника, предоставляющий ему возможность самостоятельно и осознанно проводить выбор, становясь субъектом собственной жизни. Используемые формы работы чаще всего индивидуально-ориентированные, формирующие самостоятельность, уверенность и ответственность учащихся. Среди них: студийные и внестудийные занятия (съемки на пленере, посещение выставок, фотостудий, съемки событийных репортажей). 11 12