Департамент образования Администрации города Дзержинска «Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22 с углубленным изучением французского языка» г. Дзержинск Нижегородской области Принята на заседании педагогического совета МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка Протокол № _1_ от 28.08.2024 Утверждена приказом директора МБОУ СШ № 22 с угл. изучением французского языка Опариной Ю.А. Приказ № 369 –пр. от 28.08.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Живое слово» Возраст учащихся: 11-13 лет Срок реализации программы: 1 года Автор-составитель: Багрицевич И.Е., педагог дополнительного образования 2024-2025 учебный год Пояснительная записка. Ведение курса «Живое слово» имеет особую важность в силу ряда причин. Свободное владение русским языком — обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку. В ходе занятий используется интересный и увлекательный материал, способствующий повышению теоретического уровня знаний учащихся, формированию у них таких основных приѐмов умственной деятельности, как обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную мысль. Занимательные задания позволяют активизировать опорные знания и направлять учебно-познавательный поиск учащихся к достижению результата. Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Представленный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 5 класса, расширяет и углубляет его. Данный курс даѐт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, совершенствования предметных результатов, универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных, ИКТ-компетентности). Развивая содержание базисного курса, программа удовлетворяет познавательные потребности учащихся данной возрастной категории в вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Целью программы является расширение лингвистического кругозора учащихся. В соответствии с этой целью ставятся задачи: Образовательные: развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст. Развивающие: развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи; развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности. Воспитательные: воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа; овладевать культурой межнационального общения, воспитывать толерантность; формировать социально активную, конкурентоспособную личность. Цель и задачи, поставленные в программе, опираются на ценностные ориентиры системы общего образования, реализуемые в стандарте: гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности; идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.; основанный на принципах гражданской патриотизм, ответственности и диалога культур; национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства. Дидактико-методическое обеспечение учебного курса (ведущие принципы, технологии, методы, формы обучения). В основу настоящей программы положены психолого-педагогические и дидактические принципы развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100». А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности. Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип. В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества. Ведущими технологиями в учебном процессе являются технология проблемно-диалогического обучения, технология развития критического мышления, технологии личностно-ориентированного обучения. В качестве ведущих методов применяются метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский метод. Наиболее привлекательными формами работы являются игра, турнир, считалки, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, а также практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц. Программа ―ЖИВОЕ СЛОВО ‖ предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 34 часа в год. Содержание курса Секреты устной речи. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Для чего используют звуковые повторы в речи. Какова роль интонации в устной речи. Дорога к письменности. Устная и письменная речь. Создатели русского алфавита. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв. Исторические изменения в русском языке. Словари как "копилки" слов. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари. Загадки русского словообразования. Морфемы. Виды морфем. О чѐм рассказывает словообразовательная модель слова. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова. Этимология слов. Заимствованные слова. Перевод и калькирование заимствованных слов. Работа со словарями. Сказочные превращения. Секреты письменной речи. Зачем нужно знать алфавит. В чѐм секрет правописания морфем. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. Не пером пишут – умом. Тайны письма. Правописание корней. Полногласие и неполногласие. Правописание согласных в корне. Удвоенные согласные. Закон восходящей звучности. Корни с чередованием. Роль суффикса -а- в выборе написания корня с чередованием. Ударение и его роль в слове. Тайны русского слова. На какие группы делится словарный состав русского языка. Слово и его лексическое значение. Многозначность слов как явление лексики. В чѐм особенность употребления слова в художественном тексте. Контекст. О чѐм рассказывают фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеология в художественных произведениях. Приставки и суффиксы как значимые части слова. Влияние суффикса на смысловые и стилистические особенности слова. Влияние приставки на лексическое значение слова. Выбор приставок при- и пре- в процессе письма. Происхождение имѐн и прозвищ. Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древние русские имена. Происхождение отчеств. Прозвища. Слова ограниченного словоупотребления: профессионализмы, диалектизмы. Синонимия, антонимия, омонимия слов. Языковые игры, построенные на использовании синонимов, антонимов, омонимов. Омографы. Омофоны. Омоформы. Секреты морфологии и синтаксиса. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. Имя существительное. Несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода. Имя прилагательное. История имѐн прилагательных. Разряды прилагательных по значению. В чѐм секрет глагола и его форм. Как отличать грамматические омонимы. Секреты морфологии и синтаксиса. Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца XV века. Какими бывают предложения. Грамматике учиться всегда пригодится. Точка - самый ранний знак препинания. Появление запятой. Функции запятой. Упорядочение знаков препинания. Появление восклицательного знака, тире, кавычек, многоточий. Предложения -перевертыши. Необычные предложения. Переговорки. Анаграммы. Метаграммы, или превращение мухи в слона. Речевой этикет. Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета. Календарно-тематическое планирование 1 1 нед. Тема занятия Коли честв о часо в № темы . Дата 1 час Предмет и задачи курса. Дорога к письменности. Форма проведения Практикум. Составление кроссвордов и ребусов. 2 3 4 5 6 2 нед. 3 нед. 4 нед. 5 нед. 6 нед. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Устная и письменная речь. Создатели русского алфавита. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв. ―Живой как жизнь‖. Изменения в русском языке. Что осталось от юсов и ютов. Практикум. Где же хранятся слова? Копилки слов. Словари. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари. Практикум с элементами поиска, Из чего строятся слова? Строительная работа морфем. Практикум. Корень и ―главное‖ правило, или ―Не лезьте за словом в карман!‖ Гнезда Практикум. Игра в “словесный мяч”. Путешествие Практикум. Написание грамматических сказок. исследования и анализа языковых единиц. Анализ художественных текстов. родственных слов. 7 7 нед. 1 час ―Пересаженные корни‖. Иноязычные и русские корни. Практикум. Анализ, исследование языковых единиц. 8 8 нед. 1 час Перевод и калькирование. 9 9 нед. 1 час 10 10 нед. 1 час 11 11 нед. 1 час Когда без словаря не обойтись? Слова с удвоенными согласными. Кто командует корнями? Полногласные и неполногласные сочетания Закон восходящей звучности. Практикум. Анализ, исследование языковых единиц Практикум. Игра. 12 12 нед. 1 час Суффикс -а командует гласными. Корни с чередованием. Практикум. Викторина. Игра “Кто больше?” 13 13 нед. 1 час Практикум. Викторина. 14 14 нед. 1 час Слово за ударением. Как командуют гласные звуки. Приказы согласных звуков. 15 15 нед. 1 час Значение слова. Зависимость от контекста. Практикум. Игра. Анализ художественных Практикум. Анализ художественных текстов. Викторина Практикум. Викторина. Игра “Кто больше?” Практикум. Игра. Анализ художественных текстов. текстов. 16 16 нед. 1 час Как трудятся приставки? Приставки с противоположным значением. Что может обозначать приставка пре-? Практикумисследование. Анализ языковых единиц. 17 17 нед. 1 час 18 18 нед. 1 час Что может обозначать приставка при- ? Практикум исследование. Анализ языковых единиц. 19 19 нед. 1 час Тренировочные упражнения по теме ―Гласные в приставках пре- и при-‖. Практикум. Викторина. Диктант-игра. Написание рассказа или изложения. 20 20 нед. 1 час Для чего нам суффиксы нужны? 21 21 нед. 1 час 22 22 нед. 1 час Лингвистический микроскоп. Происхождение имѐн и прозвищ. Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древние русские имена. Практикумисследование. Анализ языковых единиц Практикум. Викторина. Практикумисследование “Что в имени тебе моем?” 23 23 нед. 1 час Путешествие по Практикумисследование. Анализ языковых единиц. Практикум. Игра. России. Диалектные Анализ слова. литературных произведений. Происхождение Практикум. отчеств. Прозвища. Проект “Откуда пошла моя фамилия”. Игра. Викторина. 24 24 нед. 1 час 25 25 нед. 1 час Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Практикум. Фразеологический КВН. 26 26 нед. 1 час Как определить значение фразеологизма. 27 27 нед. 1 час Омонимы, синонимы, антонимы. Игры с синонимами. Практикумисследование. Анализ языковых единиц. Игра « Аукцион» Практикумисследование. Анализ языковых единиц.Подбор синонимов, разгадывание кроссворда. 28 28 нед. 1 час Контекстуальные антонимы. 29 29 нед. 1 час Имя существительное. Несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода. 30 30 нед. 1 час Имя прилагательное. Практикум. Анализ художественных произведений. Практикум. Написание грамматических сказок. Практикум. Анализ История имѐн прилагательных. Разряды прилагательных по значению. художественных произведений. Викторина 31 31 нед. 1 час Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца XV века. Точка - самый ранний знак препинания. Появление запятой. Функции запятой. Упорядочение знаков препинания. Появление восклицательного знака, тире, кавычек, многоточий. Практикум. Составление грамматических сказок. 32 32 нед. 1 час Перевертыши. Необычные предложения. Переговорки. Практикум. Восстановление “перевернутых” пословиц, поговорок. Создание перевертышей. Практикумисследование искусственных фраз, построенных по законам русской грамматики. Собирание из “осколков” пословиц. Составление переговорок 33 33 нед. 1 час Анаграммы. Метаграммы, или превращение мухи в слона. Практикум. Разгадывание и составление словесных головоломок. Превращение одного слова в другое путем последовательной замены одной буквы на другую. Самостоятельное построение цепочки метаграмм превращений для заданных слов. 34 34 нед. 1 час Речевой этикет. Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета. Практикум. Разыгрывание сценок, содержащих ситуацию, в которой надо проявить знание этикета. Викторина. Используемая литература 1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2001. 2. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998. 3. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985. 4. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. Волгоград: Учитель, Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009. 5. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008. 6. Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007. 7. Шанский Н.М. В мире слов. - М., 2003. Лингвистические словари 1. Баранов, М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М. Т. Баранов. - М. : Просвещение, 2006. 2. Баранов, М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка / М. Т. Баранов. -5-е изд. - М. : Просвещение, 2008. 3. Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков. - М. : Просвещение, 2003. 4. Лекант, П. А. Школьный орфоэпический словарь русского языка П. А. Лекант, В. В. Ле-денева. - М. : Просвещение, 2006. 5. Семенюк, А. А. Школьный толковый словарь русского языка / А. А. Семенюк, М. А. Матюшина. - М. : Просвещение, 2006. Информационно-коммуникационные средства 1С : Репетитор. Тесты по орфографии. - М. : ЗАО «1С», 2005. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). 1С : Репетитор. Тесты по пунктуации. - М. : ЗАО «1С», 2005. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).