Русская словесность

Департамент образования Администрации города Дзержинска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 22
с углубленным изучением французского языка»
г. Дзержинска Нижегородской области
Принята на заседании
педагогического совета
МБОУ СШ № 22
с углубленным изучением
французского языка
Протокол № 1 от 29.08.2024

Утверждена приказом
директора МБОУ СШ № 22
с углубленным изучением
французского языка
Приказ № 369-п от 28.08.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественно-научной направленности
«Русская словесность»
Возраст учащихся: 11-13 лет
Срок реализации программы: 2 года

Автор-составитель: Романова А.А.,
педагог дополнительного образования

2024 год
1

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

3

1.1. Пояснительная записка ………………………………………………...

3

1.2. Цели и задачи программы ……………………………………………..

4

1.3. Содержание программы ……………………………………………….. 5
1.4. Планируемые результаты ……………………………………………… 9
2.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических
условий»

2.1. Рабочая программа …………………………………………………….

11

2.2. Учебный план ………………………………………………………….

11

2.3. Календарный учебный график ………………………………………

20

2.4. Условия реализации программы ……………………………………..

21

2.5. Формы аттестации …………………………………………………….

21

2.6. Оценочные материалы ………………………………………………..

22

2.7. Методические материалы …………………………………………….

22

2.8. Список литературы и интернет-ресурсов …………………………….

24

2

РАЗДЕЛ № 1.
«Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Русская словесность» естественно-научной
направленности разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 –ФЗ; Приказа Министерства
образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования"; Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования; Приказа
Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. от 31.12.2015).
Актуальность программы заключается в том, что она соответствует потребностям обучающихся
в подготовке к урокам русского языка, к повышению уровня грамотности и развитию речи.
«Русская словесность» представляет собой курс, в котором происходит интеграция двух
предметов: русского языка и литературы, но в то же время в нем есть своя специфика. Таким
образом, актуальность курса обусловлена самой образовательной ситуацией.
Отличительные особенности программы состоят в ее направленности на индивидуализацию
процесса обучения, программа расширяет и углубляет знания, умения и навыки по русскому
языку во всех видах речевой деятельности, мотивирует учащихся к его дальнейшему изучению,
учит учиться. Программа является частью системы работы с лингвистически одаренными
детьми, направленной на создание индивидуальной образовательной траектории, подготовке не
только к ВПР, но и успешному участию в олимпиадах. Другой особенностью программы
является интеграция курса с такими предметами, как русский язык и литература. Интеграция
одновременно и развивает интерес к учебе, и показывает взаимосвязь различных областей
знания. Увеличение доли самостоятельной подготовки учащихся при организации
интегрированных занятий позволит максимально задействовать творческие способности детей
через проводимый ими самостоятельный отбор материала
Программа адресована учащимся 5-6 классов (11-12 лет). У подростка в это период развития
ярко выражены потребности в игре, соревновательности, успехе, в проверке своих
возможностей. Познавательные процессы находятся в стадии развития (произвольность
внимания, памяти). Происходит становление теоретического интеллекта (развитие абстрактнологического мышления), совершенствование практического мышления; развитие общих и
специальных способностей.
Программа рассчитана на 2 учебных года, 72 (36 +36) учебных часа. Количество учебных
часов, необходимых для освоения программы, определяется содержанием и прогнозируемыми
результатами программы.
Формы обучения – очная.
Периодичность и продолжительность занятий – 1 раз в неделю по 1 часу.
1.2. Цели и задачи программы
Цель: формирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку и литературе через
интеграцию этих предметов.
Программа имеет следующие личностные и метапредметные задачи:
3

- развитие мотивации к самосовершенствованию в образовательной области «русский язык» и
«литература»
-осознание значимости чтения для развития личности; формирование потребности в
систематическом чтении
-воспитание таких качеств как ответственное отношение к учению, воля, целеустремлѐнность,
креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность;
- организация деятельности по повышению интереса к изучению русского языка и литературы;
- развитие речи и мышления обучающихся на межпредметной основе.
-совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему;
-создание условий для овладения основными нормами русского

литературного языка;

-формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций;
-совершенствование общеучебных
анализировать, оценивать;

умений:

обобщать, сравнивать, классифицировать,

-развитие коммуникативных навыков;
-развитие ассоциативного мышления обучающихся, совершенствование орфографических
навыков через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки
работы с разными типами словарей
Предметные задачи:
-развивать умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных ранее;
-совершенствовать навыки анализа структуры предложения;
-совершенствовать умения излагать учебный текст;
-совершенствовать умение создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную туглубление и расширить знаний по русскому языку и литературе;
-систематизирование работы по формированию лингвистической грамотности обучающихся,
- восполнение пробелов в знаниях и умениях у некоторых обучающихся

Основные требования к уровню подготовки обучающихся.
В процессе занятий обучающиеся приобретают конкретные
знания:

из истории языкознания;

о жанрах литературы и жанровых особенностях текста;

о выдающихся лингвистах;

о толковых словарях.
и умения:

анализировать текст, :его художественные особенности,

создавать сочинения разных жанров;

соблюдать
языковые
нормы
(орфографические,
орфоэпические,
лексические,
грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;

работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с
использованием ИКТ;

участвовать в дискуссии, языковых играх и конкурсах.
4

Виды деятельности обучающихся:
Работа с толковыми словарями. Чтение словарной статьи.
Определение лексического значения слова, Поиск в тексте художественного произведения
многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов, неологизмов, средств выразительности.
Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях

Конечные результаты:
- умение выполнить творческое задание, построить устное и письменное сообщение;
- умение находить языковые средства в тексте;
- умение находить средства выразительности в тексте;
- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- самостоятельная подготовка материалов для срчинения.

Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной
целью – познакомить с основными приемами словесного выражения мысли, .создать условий для
формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений в области
словесности;
. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики
обучения словесности. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей
на основе дифференцированного подхода.

1.3. Содержание программы
( 36 часов).
Тема 1 ЧТО ТАКОЕ СЛОВО (2 ч.)
Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении
слов.Назначение языка: средство общения и взаимопонимания
людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.Закрепление в
словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных
устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.
Тема 2 СЛОВЕСНОСТЬ (4 ч.)
Словесность как словесное творчество, словесное искусство.Письменная и устная формы
словесности.Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие.
Язык художественной словесности. Отличие значения язык в жизни от значения языка в
произведении.
Тема3 БОГАТСТВО ЛЕКСИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА (4 ч.)
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и
многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности.
Слова-термины, способы определения понятия.Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль
омонимов в художественных произведениях.Синонимы, их роль в художественных
произведениях.Антонимы, их роль в художественных произведениях.
5

Неологизмы, их роль в художественных произведениях.Устаревшие слова: архаизмы и историзмы,
их значение в произведении.Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную
или книжную окраску.
Тема 4 ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА (4 ч.)
Прямое значение слова .Употребление слова в переносном значении .Сравнение.Эпитет.Аллегория.
Тема 5 ТЕКСТ (4 ч.)
Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное
высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста.Способы связи предложений в тексте:
смысловые, грамматические; последовательные, параллельные.Формы словесного выражения:
повествование, описание,рассуждение, диалог, монолог.
Тема 6 СТИХИ И ПРОЗА (4 ч.)
Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного
выражения.
Ритм.Интонация. Цель высказывания и интонации. Повествовательные, вопросительные и
побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные
предложения и их интонация.Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза.Рифма в
стихах.Строфа как единица композиции стихотворной речи.
Тема 7 УСТНАЯ НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ (4 ч.)
Понятия о произведении устной народной словесности.Знакомство со сказками. Виды сказок.
Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки.
Другие виды народной словесности: небылицы, пословицы,поговорки, загадки, скороговорки,
считалки.Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств
выражения содержания.
Тема 8 ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ (4 ч.)
Произведение,
созданное
писателем.
Эпическое,
лирическое
и
драматическое
произведения.Эпическое произведение — произведение, в котором рассказчик повествует о героях
и событиях.Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее.Басня. Басенные
герои и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная
«мораль».Рассказ и повесть, роман.
Особенности языка эпического произведения: повествование,описание и диалог в эпическом
произведении.Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения.
Тема 9 ЛИТЕРАТУРНОЕ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ (3 ч.)
Лирическое произведение — произведение, в котором главное — выражение мыслей и чувств
поэта, вызванных различными явлениями жизни.Стихи о родине и о природе. Стихи о животных.
Стихи, рассказывающие о событии.Значение стихотворной речи в лирическом произведении.
Тема 10 ЛИТЕРАТУРНОЕ ДРАМАТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ (3 ч.)
Драматическое произведение — произведение, предназначенное для постановки на сцене
театра.Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении.Диалогическая форма изображения жизни в драматическом
произведении, реплики героев. Использование разговорного
языка в диалоге. Авторские ремарки.Отличие пьесы-сказки от эпической литературной сказки.

2 год обучения
Содержание тем курса дополнительного образования « Русская словесность»
6 класс, 36 ч.
6

Материал словесности
Слово и словесность – 1 ч.
Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Многогранность понятия слово.
Словесность как словесное творчество, способность изображать посредством языка различные предметы и
явления, выражать мысли и чувства. Словесность как произведения искусства слова, совокупность всех
словесных произведений – книжных и устных народных. Словесность как совокупность наук о языке и
литературе.
Русская словесность, ее происхождение и развитие.
Работа со словарями различного типа. Обогащение словарного запаса. Определение темы и основной мысли
произведения.
Разновидности употребления языка – 1 ч.
Разговорный язык, его особенности. Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык,
просторечие, территориальные и профессиональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного
языка в общении людей и в литературе.
Литературный язык. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном
языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка:
официально-деловой, научный и публицистический. Стили.
Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. Язык как материал, из
которого строится художественное произведение, и язык как результат художественного творчества,
важнейшая сторона произведений словесности.
Работа со словарями. Различение разговорного языка и разновидностей литературного языка, их
употребление. Создание текстов официально-делового, научного и публицистического стилей. Понимание
роли употребления разновидностей языка в художественном произведении.
Формы словесного выражения – 1 ч.
Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность употребления разговорного и
литературного языка в устной и письменной речи.
Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения художественном
произведении. Повествование, описание и рассуждение в произведении словесности.
Изображение разговорного языка в художественном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и
в прозе. Ритм и интонация в стихах. И в прозе. Стих и смысл.
Выразительное чтение повествования, описания, рассуждения, диалога в художественном произведении.
Рассказывание о событии с использованием диалога. Выразительное чтение сказа. Создание собственного
сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением особенностей его речи). Выразительное чтение стихов
и прозы. Создание устного монолога в научном стиле.
Стилистическая окраска слова. Стиль. – 2 ч.
Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и стилистически
окрашенные. Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выражений.
Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Стиль как разновидность употребления языка и стиль как идейно-художественное своеобразие
произведений.
Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народной поэзии,
иного автора, определенного жанра.
Пародия – воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.
7

Работа со словарями. Употребление стилистически окрашенных слов. Понимание стилистической
выразительности различных средств языка и умение передать свое понимание в выразительном чтении
произведения. Создание стилизации и пародии.
Произведение словесности
Роды, виды и жанры произведений словесности – 2 ч.
Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в
эпических, лирических и драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.
Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.
Устная народная словесность, ее виды и жанры – 2 ч.
Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка,
историческая песня, былина, анекдот.
Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словесности.
Лирические виды народной словесности: песня, частушка.
Особенности словесного выражения содержания в лирическом произведении устной народной словесности.
Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки.
Особенности языка и стиха (раек) драматических произведений устной народной словесности.
Умение видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной
словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия. Выразительное чтение произведений
разных видов народной словесности.
Духовная литература, ее жанры – 1 ч.
Библия: уникальность жанра этой Книги. Библия как Откровение, как история духовного восхождения
человечества и как произведение словесности.
Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом.
Своеобразие стиля Библии.
Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.
Чтение Библии. Понимание библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание
обобщенного смысла библейского повествования. Умение видеть своеобразие стиля в различных библейских
тестах. Умение заметить использование разных жанров и стиля Библии в различных произведениях
словесности.
Эпические произведения, их виды – 2 ч.
Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.
Литературный герой в рассказе и повести.
Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о
поступках героя и о происходящих с ним событиях, рассуждение-монолог героя и автора, диалоги героев.
Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.
Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизодов, картин,
героев. Художественная деталь.
Автор и рассказчик в эпическом произведении.
Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и
пересказ эпизода с употреблением различных средств изображения характера. Сочинение: характеристика
8

героя и сравнительная характеристика нескольких героев. Использование в нем различных средств
словесного выражения.
Лирические произведения, их виды – 1 ч.
Виды лирики.
Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта
средствами языка в лирике.
Лирический герой. «Ролевая лирика».
Композиция лирического стихотворения.
Образ-переживание в лирике.
Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами
выражения его содержания. Умение передать в выразительном чтении идейно-художественное своеобразие
стихотворения. Сочинение-эссе, раскрывающее личное впечатление о стихотворении, об использовании
специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.
Драматические произведения, их виды – 1 ч.
Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма
Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова
автора (ремарки).
Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в
драматическом произведении.
Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его
изображения. Выразительное чтение драматического произведения. Создание режиссерского плана эпизода.
Создание сценки с использованием специфических языковых средств драматического рода словесности.
Сочинение: анализ эпизода пьесы.
Лиро-эпические произведения, их виды – 2 ч.
Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах,
стихотворения в прозе.
Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, наличие
сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора,
стихотворная форма.
Повести в стихах и стихотворения в прозе – соединение в них лирики и эпоса.
Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения.
Использование в лиро-эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойственных
лирике и эпосу.
Понимание смысла произведений лиро-эпических жанров: их героев, сюжета, созданных посредством языка,
стихотворной или прозаической формы выражения. Выразительное чтение лиро-эпических произведений.
Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.
Взаимовлияние произведений словесности – 1 ч.
Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция.
Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских
писателей.
Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение передать это
понимание в выразительном чтении произведений. Использование мотивов народной словесности в
собственном литературном творчестве.
9

Средства языка художественной словесности – 2 ч.
Многообразие языковых средств и их назначение.
Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборота речи,
которая возникает при употреблении языка. Способность языка изобразить предмет и выразить авторскую
точку зрения.
Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и
эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов:
аллитерации и ассонанса.
Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.
Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов,
славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов. Употребление переносного значения слов – тропов.
Художественное назначение метафоры, олицетворения, метонимии.
Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Употребление
поэтических фигур: антитезы, оксюморона, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания,
эллипсиса.
Умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету
изображения. Понимание значения лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических
средств языка в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов различной эмоциональной
окраски. Применение различных языковых способов выражения мысли и чувства в собственных устных и
письменных высказываниях.
Словесные средства выражения комического – 1 ч.
Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки
изображаемого.
Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.
Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и
сатирическом произведении, использование «говорящих» имен и фамилий, парадокса, каламбура,
остроумия.
Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.
Понимание сущности комического, развитие чувства юмора. Умение видеть авторский идеал в сатирическом
и юмористическом произведениях. Выразительное чтение и рассказывание сатирических и юмористических
произведений. Использование языковых средств комического изображения в собственных сочинениях.
Качество текста и художественность произведения – 1 ч.
Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к художественному и нехудожественному
тексту: правильность, точность, последовательность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание
как выражение мысли.
Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.
Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраски высказывания его цели.
Богатство лексики и емкость слова в художественном произведении.
Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей.
Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового.
Великие художественные произведения.
Развитие «чувства стиля». Умение оценить качество текста: его правильность, точность, стройность
композиции, соответствие стиля цели высказывания.
10

Различие удачных и неудачных выражений. Редактирование и совершенствование текста. Умение увидеть
своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки. Создание собственного высказывания,
отвечающего требованиям к тексту.
Произведения словесности
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении
– 2 ч.
Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествования,
описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном
в повествование, и несобственно прямая речь. В монологе.
Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Литературный герой, изображенный
средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.
Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения
авторской идеи.
Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведущего автора»,
от лица рассказчика – участника или свидетеля событий. Сказ.
Умение понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведении. Умение
различать героя, рассказчика и автора, видеть разные виды авторского повествования и способы передачи
речи героя. Создание собственного произведения, употребление в нем различных средств словесного
выражения идеи. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии эпического произведения.

1.4. Планируемые результаты
Личностные:
-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского
народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей
и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
-достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
-владение всеми видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение;
-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
-адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
-способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться
словарями различных типов, справочной литературой;
-владение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести
самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом
замысла, адресата и ситуации общения;
-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
11

-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических,
стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
-способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение
находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и
редактировать собственные тексты.
Предметные результаты:
-представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
-усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
-освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое
общение, речь устная и письменная; --функционально-смысловые типы речи (повествование,
описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
-овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
-проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного,
лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения,
многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления,
использования выразительных средств языка;
-понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
-сознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону
речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

12

Раздел № 2
«Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Рабочая программа
Рабочая программа содержит тренировочные и контрольные задания для развития
орфографических и пунктуационных навыков, для развития навыков связной письменной речи и
говорения, а также для развития навыков употребления языкового материала (лексики и
грамматики). Программа поможет подготовиться к сдаче Основного государственного экзамена и к
олимпиадам и конкурсам по русскому скому языку.

2.2. Учебно-тематический план

№ занятия

1 год обучения 36 часов
Содержание занятий

Всего Теорети- Практичасов ческие ческие

занятия занятия

1

2

1
небольшой
рассказ по
определенному
заданию

Тема 1. ЧТО ТАКОЕ СЛОВО
Слово как единица языка и как словесное
высказывание. Начальные сведения о
происхождении слов. Назначение языка
Выразительное прочтение текстов,
различных по теме высказывания и
эмоциональной окраске. Знакомство с
этимологическим словарем.
Размышление о значении языка.
Выработка умения отвечать на вопросы
по рассмотренной картине

2

Формы
контроля

Тема 2. СЛОВЕСНОСТЬ

1

4

Тестирование

2

Словесность как словесное творчество,
словесное искусство.Письменная и
устная формы словесности.Разговорный
язык и литературный язык, их свойства.
Диалог и монолог

Рассказ по
картине

Работа с тренировочными тестовыми
заданиями. Различение разговорного и

2

литературного языка, выработка умения
употреблять их в соответствующих
условиях. Умение различать
разговорную и книжную окраску
выражений. Различение понятий: устная
речь и разговорный язык; письменная
речь и литературный язык.
просторечия. Формирование умения, идя
13

от слов к смыслу, понимать
художественное произведение.

3

Тема 3.

4

Тестирование

2

Тестирование

БОГАТСТВО ЛЕКСИКИ РУССКОГО
ЯЗЫКА
Лексическое значение слова. Способы
определения значения слова. Слова
однозначные
и
многозначные.
Употребление многозначных слов в
произведениях словесности

Практикум по теме. Работа с

2

толковыми словарями. Умение читать
словарную статью. Выработка умения
определять лексическое значение слова,
давать определение понятия. Умение
находить в тексте художественного
произведения многозначные слова,

4

Тема 4. ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ

4

Тестирование

2

ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА
Прямое значение слова .Употребление
слова в переносном значении.

Упражнения по стилистике..

2

Тестирование

Употребление в собственных
высказываниях эпитетов, сравнений,
аллегорий.

5

Тема 5. ТЕКСТ

4

Тестирование

2

Текст как результат употребления языка,
связное законченное письменное или
устное высказывание. Тема и основная
мысль (идея) текста.Способы связи
предложений в тексте

Практикум. Создание собственного

2

Тестирование

повествовательного текста на
предложенную тему.Выразительное
чтение текста-описания. Создание
словесного описания предмета

6

Тема 6. СТИХИ И ПРОЗА

4

Понятие о стихотворной и прозаической
формах словесного
выражения.

14

2

Тестирование

2

Тестирование

. Чтение стихов с соблюдением
стиховой паузы. Выразительное
чтение стихотворного и
прозаического произведений: Подбор
рифм к предложенным словам.
7

Тема 7. УСТНАЯ НАРОДНАЯ
СЛОВЕСНОСТЬ
Понятия
о
произведении
устной
народной словесности

4

Тестирование

2

2

8

9

10

Рассказывание сказки, небылицы.
Произнесение скороговорки и считалки.
Отгадывание загадок. Сочинение
собственных загадок.
Тема 8.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭПИЧЕСКОЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Произведение, созданное писателем.
.Эпическое произведение —
произведение, в котором рассказчик
повествует о героях и
событиях.Литературная сказка
Различение литературной сказки, басни,
рассказа и повести. Пересказ
литературной сказки. Выразительное
чтение
эпизода рассказа, басни. Создание
устного рассказа по собственным
впечатлениям
Тема 9. ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Лирическое произведение —
произведение, в котором главное —
выражение мыслей и чувств поэта,
вызванных различными явлениями
жизни.Стихи о родине и о природе
Понимание главного свойства
лирических произведений —выражения
мыслей и чувств автора. Выразительное
чтение стихов
Тема 10. ЛИТЕРАТУРНОЕ
ДРАМАТИЧЕСКОЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ

4

Тестирование

2

2

3

3

15

Тестирование

Тестирование

1

1

Тестирование

2

Тестирование

1

Сочинение
собственной
сценки,
инсценировка

Драматическое произведение —
произведение, предназна-ченное для
постановки на сцене театра.Особенности
языкового выражения содержания в
драматическом произведении.

эпического
произведения.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Умение отличить драматическое
произведение от произведений других
родов словесности. Понимание роли
авторских ремарок. Чтение пьесы по
ролям. Определение основного тона
высказывания героя, правильное
интонирование реплик.

1

Итоговое тестирование

№ занятия

2 год обучения 36 часов
Содержание занятий

Всего Теорети- Практичасов ческие ческие

Формы
контроля

занятия занятия

1

2

1
небольшой
рассказ по
определенному
заданию

Тема 1. Слово и словесность
Язык и слово. Значение языка в жизни
человечества. Многогранность понятия
слово.
Словесность как словесное творчество,
способность изображать посредством языка
различные предметы и явления, выражать
мысли и чувства. Словесность как
произведения искусства слова, совокупность
всех словесных произведений – книжных и
устных народных.

1

Работа со словарями различного типа.
Обогащение словарного запаса.
Определение темы и основной мысли
произведения

2

Тема 2. Разновидности употребления
языка – 1 ч. Разговорный язык, его
особенности. Разновидности
разговорного языка: «общий»

4

Тестирование
Рассказ по

16

разговорный язык, просторечие,
территориальные и профессиональные
диалекты, жаргоны, арго.

картине

Литературный язык. Нормы
употребления языка, их обязательность
для всех, кто говорит и пишет на данном
языке.

2

. Разновидности литературного языка:
официально-деловой, научный и
публицистический. Стили.
Язык художественной литературы как
особая разновидность употребления
языка.
Работа с тренировочными тестовыми
заданиями Работа со словарями.
Различение разговорного языка и
разновидностей литературного языка, их
употребление. Создание текстов
официально-делового, научного и
публицистического стилей

Тема 3 .Формы словесного

3

2

Тестирование

1

выражения Устная и письменная формы
словесного выражения. Возможность
употребления разговорного и литературного
языка в устной и письменной речи.

Тестирование

Диалог и монолог в нехудожественных
видах письменности. Формы словесного
выражения художественном произведении.
Повествование, описание и рассуждение в
произведении словесности.

Практикум по теме.

1

Выразительное чтение повествования,
описания, рассуждения, диалога в
художественном произведении.
Рассказывание о событии с использованием
диалога. Выразительное чтение сказа.
Создание собственного сказа (рассказ о
событии от лица героя с сохранением
особенностей его речи). Выразительное
чтение стихов и прозы. Создание устного
монолога в научном стиле.

4

Тема 4. Стилистическая окраска слова.

2

Стиль.
Стилистические возможности лексики и
фразеологии. Слова и выражения
нейтральные и стилистически окрашенные.
17

1

Тестирование

Зависимость смысла высказывания от
стилистической окраски слов и выражений.

Упражнения по стилистике..

1

Тестирование

1

Тестирование

1

Тестирование

1

Тестирование

1

Тестирование

Стилизация как воспроизведение чужого
стиля: иной эпохи, иной национальной
культуры, народной поэзии, иного автора,
определенного жанра

Тема 5.

5

2

Произведение словесности
Роды, виды и жанры произведений
словесности Предмет изображения и способ
изображения жизни в эпических, лирических
и драматических произведениях. Понятия
рода, вида и жанра.

Практикум. Создание собственного
повествовательного текста по заданному
жанру

6

Тема 6.

2

Устная народная словесность, ее виды и
жанры – 2 ч.
Эпические виды народной словесности:
сказка, легенда, небылица, пословица,
поговорка, загадка, историческая песня,
былина, анекдот.
Особенности словесного выражения
содержания в эпических произведениях
устной народной словесности.
Лирические виды народной словесности:
песня, частушка

.
. Выразительное чтение произведений
разных видов народной словесности.

7

Тема 7 Духовная литература, ее жанры

1

Библия: уникальность жанра этой Книги.
Библия как Откровение, как история
духовного восхождения человечества и как
произведение словесности.
Жанры библейских книг: историческая
повесть, житие, притча, молитва, проповедь,
послание, псалом.
18

Тестирование

1

Тестирование

1

Тестирование

1

Тестирование

1

Тестирование

1

Тестирование

1

Сочинение
собственной
сценки,
инсценировка
эпического
произведения.

Чтение Библии. Понимание библейских
текстов в соответствии с их жанровой
спецификой. Понимание обобщенного
смысла библейского повествования. Умение
видеть своеобразие стиля в различных
библейских тестах.

8

.
Тема 8. ЭПИЧЕСКОЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЕ

2

Виды эпических произведений: басня,
рассказ, повесть, роман. Языковые средства
изображения характера: описание (портрет,
интерьер, пейзаж), повествование о
поступках героя и о происходящих с ним
событиях, рассуждение-монолог героя и
автора, диалоги героев.Сюжет рассказа и
повести, созданный средствами языка.
Этапы сюжета.Композиция рассказа и
повести. Система образов. Сопоставление
эпизодов, картин, героев. Художественная
деталь.

9

Выразительное чтение и пересказ эпизода с
употреблением различных средств
изображения характера. Сочинение:
характеристика героя и сравнительная
характеристика нескольких героев.
Тема 9. Лирические произведения, их
виды – 1 ч.Виды лирики..Своеобразие языка
лирического произведения, изображение
явлений и выражение мыслей и чувств поэта
средствами языка в лирике.

1

Лирический герой. «Ролевая лирика».
Композиция лирического стихотворения

Сочинение-эссе, раскрывающее личное
впечатление о стихотворении, об
использовании специфических средств
изображения и выражения, присущих
лирическому произведению.

10 Тема 10.

Драматические произведения, их виды

1

Виды драматического рода словесности:
трагедия, комедия, драмаГерои
драматического произведения и языковые
способы их изображения: диалог и монолог
героя, слова автора (ремарки).Особенности
драматического конфликта, сюжета и
композиции. Роль художественной детали в
19

драматическом произведении.
Выразительное чтение драматического
произведения. Создание режиссерского
плана эпизода. Создание сценки с
использованием специфических языковых
средств драматического рода словесности.
Сочинение: анализ эпизода пьесы

11. Лиро-эпические произведения, их виды

Сочинение:
анализ эпизода
пьесы

2

1

1

Взаимосвязи родов словесности. Лироэпические виды и жанры: баллада, поэма,
повесть и роман в стихах, стихотворения в
прозе.Черты эпического рода словесности в
балладе и поэме: объективное изображение
характеров, наличие сюжета.
Выразительное чтение лиро-эпических
произведений. Сочинение-рассуждение о
героях баллады и поэмы.

12

Взаимовлияние произведений
словесности

Сочинениерассуждение

1

1

2

1

Тестирование

Использование чужого слова в
произведении: цитата, эпиграф,
реминисценция. Использование пословицы и
загадки, героев и сюжетов народной
словесности в произведениях русских
писателей.
Умение передать это понимание в
выразительном чтении произведений.
Использование мотивов народной
словесности в собственном литературном
творчестве.

Тестирование
13

Средства языка художественной
словесности.
Многообразие языковых средств и их
назначение.Лексическое значение слова,
определяемое в словаре, и семантика слова,
словосочетания, оборота речи, которая
возникает при употреблении языка.
Способность языка изобразить предмет и
выразить авторскую точку зрения.

Выразительное чтение текстов различной
эмоциональной окраски. Применение
20

1

различных языковых способов выражения
мысли и чувства в собственных устных и
письменных высказываниях.
Словесные средства выражения
комического – 1 ч.

Тестирование

1

Возможность выразить в слове авторскую
оценку явления. Комическое как вид
авторской оценки изображаемого.Юмор и
сатира, их сходство и различие. Роль
смеха.Языковые средства создания
комического эффекта

Тестирование
Выразительное чтение и рассказывание
сатирических и юмористических
произведений. Использование языковых
средств комического изображения в
собственных сочинениях.
Качество текста и художественность
произведения – 1 ч.

Тестирование
1

Текст и его признаки. Тема и идея текста.
Основные требования к художественному и
нехудожественному тексту: правильность,
точность, последовательность, соответствие
стиля цели высказывания. Высказывание как
выражение мысли.

Произведения словесности
Языковые средства изображения жизни и
выражения точки зрения автора в
эпическом произведении

Тестирование
2

1

1

Своеобразие языка эпического
произведения. Значение и особенности
употребления повествования, описания,
рассуждения, диалога и монолога в
эпическом произведении. Прямая речь в
диалоге, включенном в повествование, и
несобственно прямая речь.

Создание собственного произведения,
употребление в нем различных средств
словесного выражения идеи. Сочинениерассуждение об идейно-художественном
своеобразии эпического произведения

Тестирование

Итоговое занятие . Тестирование
ИТОГО

36ч
21

2.3. Календарный учебный график
Продолжительность учебного года
Каникулярное время
Продолжительность 1 четверти
Продолжительность 2 четверти
Продолжительность 3 четверти
Продолжительность 4 четверти

01.09 - 31.05
Новогодние каникулы 30.12 – 12.01
01.09 – 27.10
05.11 – 29.12
13.01-23.03
01.04 -25.05

Объем недельной нагрузки

1 занятие

Длительность занятия

45 минут

2.4. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Обучение проводится в помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим
требованиям, оборудованным всем необходимым для проведения образовательной
деятельности:
- мебелью;
- компьютером с проектором, акустическими колонками (желательно);
- интерактивной доской.

Информационное обеспечение
Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/

Должность

Учитель

Кадровое обеспечение
Должностные обязанности Количество
работников
Осуществляет обучение и
воспитание обучающихся с
учетом их психологических
особенностей и специфики
преподаваемого предмета.

1

22

Уровень
квалификации
работников
Высшее
профессиональное
образование со
стажем работы не
менее 3-х лет и
категорией, не ниже
I квалификационной

2.5. Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- входная диагностика (проводится в начале обучения) на определение уровня
развития языковых навыков (лексика, орфография и пунктуация);
- текущий контроль в форме тестирования (проводится на каждом занятии), чтобы
узнать, как учащиеся усвоили материал;
- промежуточная диагностика (проводится в конце изучения каждого раздела) в
форме языкового портфолио;
- итоговая аттестация (проводится по окончании обучения) в форме контрольного
тестирования по всем видам речевой деятельности.

2.6. Оценочные материалы
1. Входная диагностика
2. Промежуточная диагностика
3. Итоговая диагностика. Тестирование

2.7. Методические материалы
Форма занятий - очно-дистанционная.
Методы обучения: словесный,
репродуктивный, игровой.

наглядный,

объяснительно-иллюстративный,

Форма организации образовательного процесса – групповая и индивидуальногрупповая.
Формы организации учебного процесса – презентация, практическое занятие,
диспут, конкурс, олимпиада, экзамен.
Педагогические технологии – технология индивидуализации обучения, технология
блочно-модульного обучения, технология дифференцированного обучения,
технология проблемного обучения, коммуникативная технология
Алгоритм учебного занятия
* начало занятие – актуализация знаний учащихся
* формулирование цели занятия
* основная часть – практические задания
* конец занятия - тестирование
23

Дидактические материалы
- Электронные тематические презентации.

24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

Для учителя
1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.

Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.:
Просвещение, 2001 г.
Богданова Г.А. Лингвистический тренажѐр. Тестовые задания по русскому
языку в 8 классе. – М.: Просвещение, 2009 г.
Валгина В.С. Трудности современной пунктуации. – М : Просвещение, 2011 г.
Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. –
Волгоград: Учитель, 2007 г.
Макарова Б.А. Абсолютная пунктуационная грамотность. – М.: Астрель, 2012 г.
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М.
Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений «Русский язык» – М.:
Просвещение, 2012 г.
Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 7 класс. – М.: Айрис-пресс, 2012 г.
Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. М.:
Просвещение. 2012 г.

Для учащихся
Штоль А.А. Русский язык в таблицах для школьников и абитуриентов. – М.:
Тригон, 2012 г.
10. Энциклопедия для детей,
том 10: Языкознание. Русский язык. – М.:
Аванта+, 1998 г.
11.
Русский язык. Подготовка к ОГЭ. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной.
Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2016 год.
12.
Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2016. 9 класс. Москва, «Экзамен», 2016
год.
13.
Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к
государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2016 год
9.

14.

Цыбулько И.П. Государственная итоговая аттестация – 2023. Русский язык: 9
класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения
государственной итоговой аттестации. Федеральный институт педагогических
измерений. Издательство АСТ, Астрель 2023г.

25

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».