Зеленые огоньки

Департамент образования Администрации города Дзержинска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
школа № 22 с углубленным изучением французского языка»
г. Дзержинска Нижегородской области
Принята на заседании
педагогического совета
МБОУ СШ № 22
с углубленным изучением
французского языка
Протокол № 1 от 29.08.2024

Утверждена приказом
директора МБОУ СШ № 22
с углубленным изучением
французского языка
Приказ № 369-п от 28.08.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественно-научной направленности
«Зеленые огоньки»
Возраст учащихся: 12-14 лет
Срок реализации программы: 2 год

Автор-составитель: Федянина Ю.В.,
педагог дополнительного образования

2024 год

Содержание
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

3

Пояснительная записка ……………………………………………………..

3

Цель и задачи программ …………………………………………………....

4

Содержание программы ……………………………………………………. 5
Планируемые результаты …………………………………………………..

11

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

11

Учебный план ……………………………………………………………….. 11
Календарный учебный график ……………………………………………..

15

Условия реализации программы …………………………………………... 15
Формы аттестации ………………………………………………………….. 16
Оценочные материалы ……………………………………………………..

16

Методические материалы ………………………………………………….

19

Список литературы …………………………………………………………

30

2

РАЗДЕЛ № 1.
«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Юные инспектора движения» (далее Программа)
разработана в соответствии с требованиями основных нормативных
документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержден приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая
2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №
1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Программа кружка дополнительного образования предназначена для
учащихся в возрасте 12-14 лет и направлена на обучение правилам дорожного
движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в
соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности
дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению
детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения
школьников Правилам дорожного движения.
Направленность:социально-педагогическая
Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного
движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Актуальность программы обусловлена необходимостью создания условий для
непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего
школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного
автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на
автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями
дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он
3

становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами
дорожного движения.
Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога.
Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и
среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого
явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях
дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному
безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что
семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все
это определяет необходимость введения данного курса в школе.
Отличительные особенности программы заключается в том, что программа это нетрадиционный подход в обучении школьников 5 правилам дорожного
движения. Программа предусматривает систематическую работу в трех
направлениях: знакомство с историей ПДД, развитие практических навыков и
применение их в реальной жизни. Данная программа способствует:
умственному развитию - учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам
дорожного движения, учатся логически мыслить, обобщать, грамотно излагать
свои мысли, отвечать на вопросы.
Адресат программы – учащиеся 12-14 лет
Срок реализации программы – 2 года (68 занятий)
Форма обучения – очная
Особенности организации образовательного процесса – группа сформирована
из учащихся одного возраста, состав группы – постоянный.
Режим занятий – 1 раз в неделю по 45 минут.
Цель и задачи программы
Целью программы: формирование обязательного минимума знаний и
умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как
участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.
Задачи:
Личностные:
- формирование знаний правил дорожного движения;
- развитие общечеловеческих нравственных ценностей в предложенных
ситуациях;
- повышение ответственного отношения к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих.
4

Метапредметные:
- формирование мотивации к проектной деятельности;
- формирование способности производить простые логические действия
(анализ, синтез, сравнение, обобщение информации);
Образовательные (предметные):
- приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций в
качестве участника движения;
-формирование поведенческой мотивации в условиях реальных ситуаций;
Содержание учебного плана
1 года обучения
1. Введение.
Знакомство с историей движения отрядов ЮИД. Беседа о значении отрядов
ЮИД. Знакомство с задачами отряда.
Тема 2. Правила дорожного движения (51 занятие)
2. ПДД.
2.1. Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель,
пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения.
2.2. Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения.
Обязанности водителя, пешехода, пассажира.
2. 3. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы знаков,
их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков:
предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие,
информационно- указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной
информации.
2.4. Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам,
пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на
регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии
пешеходного перехода.
2.5. Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При
отсутствии светофора.
2.6. Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и
двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная
дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет.
2.7. Регулируемый перекрѐсток.
5

Раскрытие понятия регулируемого перекрѐстка. Регулирование светофором и
регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрѐстке –
ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла
«зелѐного» и проезд «с ходу» других автомобилей.
2.8. Нерегулируемый перекрѐсток.
Понятие нерегулируемого перекрѐстка. Правила перехода в зоне
нерегулируемого перекрѐстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие
пешехода на перекрѐстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный
транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися
автомобилями.
2.9. Правила движения велосипедиста, мопедиста. Знакомство с устройством
велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на
велосипеде по проезжей части.
2.10. Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте. Правила
перевозки грузов и маневрирования. Технические требования к велосипеду.
2.11. Движение группы пешеходов и велосипедистов. Различие движения
колонн пешеходов и групп детей. Действия руководителя группы. Переход
дороги колонной пешеходов и группой детей. Правила движения
велосипедистов группами, действия руководителя группы (колонны). Проезд
нерегулируемого перекрѐстка группой велосипедистов.
2.12. Устройство велосипеда. Основные узлы; значение каждой детали
оборудования. Обратить внимание на действие руля и тормозов. Уход за
велосипедом: очистка, плавность хода, контролирование шин. Выверка
центровки колѐс. Натяжение цепи и спиц. Смазка велосипеда, промывание
вращающихся деталей. Устранение зазоров.
2.13. Фигурное вождение велосипеда. Правила выполнения упражнений:
«восьмѐрка», перевоз предмета, коридор из коротких (длинных) досок; слалом с
одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка»
(шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной линии.
2. 14. Дорожная разметка. Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке.
Еѐ значение для регулирования движения транспорта и пешеходов.
Пользование разметкой, ориентирование в движении.
2.15. Правила пользования транспортом. Пользование общественным
транспортом. Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его ожидания.
Пользование собственным легковым автомобилем или такси.
2.16. На железной дороге. Обучение пользованию железнодорожными
переходами. Оборудование железнодорожных переездов. Правила перехода и
переезда через железнодорожные пути.
6

2.17. Движение по загородной дороге. Дать важные сведения о сельском
транспорте (тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах,
гужевом транспорте); изучить дополнительные требования к движению
гужевых повозок и погону животных.
2. 18. Дорожные «ловушки». Знание правил безопасного перехода через дорогу.
Умение видеть на дороге опасные ситуации- «ловушки»: закрытого обзора;
отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы;
зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе;
пешеход у светофора; на углу перекрѐстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль
проезжей части.
Тема 3. Первая медицинская помощь (10 занятий)
3.1. Ожоги, обморожения. ПМП при ожогах 1,2,3, 4 степеней; при ожогах
кислотой, щѐлочью. ПМП при обморожениях. Обезболивающие средства.
Обработка поражѐнных участков тела.
3.2. Виды кровотечений. Ознакомление с видами кровотечений и их
характеристика (капиллярное, венозное, артериальное). Признаки внутреннего
кровотечения. ПМП при капиллярном, венозном, артериальном, внутреннем
кровотечениях. Правила наложения жгута, (закрутки).
3.3. Транспортировка пострадавших. Понятие транспортировки. Особенности
транспортировки с переломом позвоночника, при переломе костей таза.
Транспортировка при отсутствии транспортных средств (носилки, щит, доска).
3.4. Переломы. Понятие перелома. Открытый и закрытый перелом. ПМП при
переломе: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, костей кисти и
пальцев, бедренной кости, костей голени. Вывих конечности, бедра, костей
верхних конечностей, нижней челюсти.
4. Подготовка агитвыступления. Заучивание стихов, песен. Подготовка
атрибутики, плакатов. Участие в районных, областных конкурсах по ПДД.
Тема 4. Творческие мероприятия (6 занятий)
Подготовка агитвыступления. Заучивание стихов, песен. Подготовка
атрибутики, плакатов. Участие в районных, областных конкурсах по ПДД.
2 год обучения
1.Введение.
Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка ЮИД.
1.Знакомство с историей движения отрядов ЮИД. Беседа о значении отрядов
ЮИД. Знакомство с задачами отряда.

7

Тема 2. ПДД.
2.1. Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель,
пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения.
2.2. Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения.
Обязанности водителя, пешехода, пассажира.
2. 3. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы знаков,
их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков:
предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие,
информационно- указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной
информации.
2.4. Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам,
пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на
регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии
пешеходного перехода.
2.5. Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При
отсутствии светофора.
2.6. Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и
двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная
дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет.
2.7. Регулируемый перекрѐсток.
Раскрытие понятия регулируемого перекрѐстка. Регулирование светофором и
регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрѐстке –
ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла
«зелѐного» и проезд «с ходу» других автомобилей.
2.8. Нерегулируемый перекрѐсток.
Понятие нерегулируемого перекрѐстка. Правила перехода в зоне
нерегулируемого перекрѐстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие
пешехода на перекрѐстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный
транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися
автомобилями.
2.9. Правила движения велосипедиста, мопедиста. Знакомство с устройством
велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на
велосипеде по проезжей части.
2.10. Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте. Правила
перевозки грузов и маневрирования. Технические требования к велосипеду.
2.11. Движение группы пешеходов и велосипедистов. Различие движения
колонн пешеходов и групп детей. Действия руководителя группы. Переход
8

дороги колонной пешеходов и группой детей. Правила движения
велосипедистов группами, действия руководителя группы (колонны). Проезд
нерегулируемого перекрѐстка группой велосипедистов.
2.12. Устройство велосипеда. Основные узлы; значение каждой детали
оборудования. Обратить внимание на действие руля и тормозов. Уход за
велосипедом: очистка, плавность хода, контролирование шин. Выверка
центровки колѐс. Натяжение цепи и спиц. Смазка велосипеда, промывание
вращающихся деталей. Устранение зазоров.
2.13. Фигурное вождение велосипеда. Правила выполнения упражнений:
«восьмѐрка», перевоз предмета, коридор из коротких (длинных) досок; слалом с
одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка»
(шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной линии.
2. 14. Дорожная разметка. Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке.
Еѐ значение для регулирования движения транспорта и пешеходов.
Пользование разметкой, ориентирование в движении.
2.15. Правила пользования транспортом. Пользование общественным
транспортом. Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его ожидания.
Пользование собственным легковым автомобилем или такси.
2.16. На железной дороге. Обучение пользованию железнодорожными
переходами. Оборудование железнодорожных переездов. Правила перехода и
переезда через железнодорожные пути.
2.17. Движение по загородной дороге. Дать важные сведения о сельском
транспорте (тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах,
гужевом транспорте); изучить дополнительные требования к движению
гужевых повозок и погону животных.
2. 18. Дорожные «ловушки». Знание правил безопасного перехода через дорогу.
Умение видеть на дороге опасные ситуации- «ловушки»: закрытого обзора;
отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы;
зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе;
пешеход у светофора; на углу перекрѐстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль
проезжей части.
Тема 3.Первая медицинская помощь.
3.1. Ожоги, обморожения. ПМП при ожогах 1,2,3, 4 степеней; при ожогах
кислотой, щѐлочью. ПМП при обморожениях. Обезболивающие средства.
Обработка поражѐнных участков тела.
3.2. Виды кровотечений. Ознакомление с видами кровотечений и их
характеристика (капиллярное, венозное, артериальное). Признаки внутреннего
кровотечения. ПМП при капиллярном, венозном, артериальном, внутреннем
кровотечениях. Правила наложения жгута, (закрутки).
9

3.3. Транспортировка пострадавших. Понятие транспортировки. Особенности
транспортировки с переломом позвоночника, при переломе костей таза.
Транспортировка при отсутствии транспортных средств (носилки, щит, доска)
3.4. Травма головы, грудной клетки, живота. Понятие травмы. ПМП при
черепно- мозговой травме; ПМП пострадавшему с травмой грудной клетки (при
открытом пневмотороксе0; ПМП пострадавшему с закрытой (тупой) травмой
живота; при ранении живота.
3.5. Шок, обморок. Понятие шока, обморока. Порядок оказания ПМП при шоке,
обмороке.
3.6. Переломы. Понятие перелома. Открытый и закрытый перелом. ПМП при
переломе: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, костей кисти и
пальцев, бедренной кости, костей голени. Вывих конечности, бедра, костей
верхних конечностей, нижней челюсти.
3.7. Первичное реанимационное пособие. Изучить оказание реанимационной
помощи при следующих случаях:
1. Пострадавший без сознания;
2. Обеспечение проходимости дыхательных путей (тройной приѐм Сафара);
3. Проведение искусственного дыхания «рот в рот», «рот в нос»;
4. Проведение закрытого массажа сердца;
5. Оказание сердечно- лѐгочной реанимации одним человеком;
6. Оказание сердечно- лѐгочной реанимации двумя.
3.8. Виды и техника наложения повязок. Общие правила наложения повязок.
Наложение повязки:
- при травме головы: лобной области (шапочка); теменной области (чепец);
затылочной области головы и шеи (8- образная);
- при травме глаза; на оба глаза;
- при травме голеностопного и лучезапястного суставов (8- образная);
- на локтевой и коленный суставы (сходящаяся повязка); (расходящаяся);
- при травме грудной клетки (спиральная повязка); (повязка Дезо).
3.9. Медицинская аптечка, еѐ предназначение. Применение лекарственных
средств.

10

Тема 4. Страхование.
Правила страхования. Правила страхования имущества, жизни. Деятельность
страховых компаний. Заключение договоров.
Тема 5. Подготовка агитвыступления.
Заучивание стихов, песен. Подготовка атрибутики, плакатов. Участие в
конкурсах по ПДД.

Планируемые результаты
В сфере личностных результатов предполагаются приращения:
- умения оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события);
- в области общечеловеческих нравственных ценностей, умение делать выбор,
как поступить;
- мотивации к изучению правил дорожного движения.
В сфере развития метапредметных результатов предполагаются приращения:
- мотивации к проектной деятельности;
- способности производить простые логические действия (анализ, синтез,
сравнение, обобщение информации);
В сфере метапредметных результатов:
- приращения навыков поведения на дороге;
- приращения в преодолении психологического барьера в условиях реальных
ситуаций.

Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Учебный план
1 год обучения
№
п/п

Название раздела, темы

1

Введение
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности на занятиях кружка
Правила дорожного движения
Разработка и изучение положения об

2
2.1.

Количество часов
Формы
Всег Теори Прак аттестаци
и/
о
я
тика
контроля
1
1
-

28
1

тестирова
11

2.2.

отряде ЮИД. Задачи на новый учебный
год. Основные понятия и термины ПДД
Права и обязанности и ответственность
участников дорожного движения.

ние
-

тестирова
ние

2

1

зачет

2.3.

Дорожные знаки и
средства информации

2. 4.

Правила движения пешехода.

1

1

зачет

2.5.

Где и как переходить улицу?

1

1

практ зан.

2.6.

Элементы улиц и дорог.

1

1

тестирова
ние

2.7

Регулируемый перекрѐсток

1

1

практ зан.

2.8

Нерегулируемый перекрѐсток

1

1

тестирова
ние

2.9

Правила
движения
мопедиста

велосипедистов,

1

1

тест

2.10. Перевозка людей и груза на велосипеде и
мототранспорте

1

1

турнир игра

2.11. Движение
группы
пешеходов
и
велосипедистов
2.12. Устройство велосипеда; технические
требования к велосипеду и мопеду.

1

1

тест

1

1

тестирова
ние

2.13. Фигурное вождение велосипеда.

1

1

Практ.
занятие

2.14. Дорожная разметка.

1

1

тест

2. 15. Правила пользования транспортом

1

-

зачет

1

1

практич.
работа

1

1

зачет

3

дополнительные

1

Первая медицинская помощь

3.1.

Ожоги, обморожения

3.2.

Виды
кровотечений.
кровотечений

Остановка

6

12

3.3.

Транспортировка пострадавших

1

тест

3.4.

Переломы

1

тест

4

Творческие мероприятия

2

Подготовка агитвыступления

1

ИТОГО

1

итоговое
занятие

36

2 год обучения
№
п/п

1

2
2.1.

Название раздела, темы

Количество часов
Формы
Всег Теори Прак аттестаци
и/
о
я
тика
контроля
1
1
-

Введение. Инструктаж по технике
безопасности на занятиях кружка
ЮИД.
Правила движения
Основные понятия и термины ПДД

23
1

-

тестирова
ние

2.2.

Права, обязанности ответственность
участников дорожного движения.

1

-

тестирова
ние

2.3.

Дорожные знаки и
средства информации

дополнительные

2

1

зачет

2.4.

Правила движения пешехода. Где и как
переходить улицу
Регулируемый
перекрѐсток.
Нерегулируемый перекрѐсток

1

1

практ зан.

1

1

тестирова
ние

Правила
движения
велосипедиста,
мопедиста.
Перевозка людей и груза на велосипеде и
мототранспорте

-

1

тест

-

1

турнир игра

Движение
группы
велосипедистов
Дорожная разметка

1

1

тест

1

1

тест

2.5.
2.6.
2.7..
2.8..
2.9.

пешеходов

и

13

2. 10. Правила пользования транспортом

1

1

2.11. На железной дороге

1

1

тестирова
ние

2. 12. Движение по загородной дороге

1

1

тестирова
ние

2. 13. Дорожные ловушки

1

1

итоговое
занятие

3

Первая медицинская помощь

зачет

7

3.1.

Травма головы, грудной клетки, живота.

1

1

тест

3.2.

Шок, обморок.

1

1

тест

3.3.
3.4.

Первичное реанимационное пособие
Виды и техника наложения повязок.

1
-

1

3.5.

Медицинская аптечка

-

1

тестирова
ние

1

1

тест

1

1

тестирова
ние

Страхование

4

тестирова
ние

2

Основы страхования.

5.1.

Пропаганда
правил
дорожного
движения
и
детского
дорожнотранспортного травматизма
Подготовка и выступление агитбригады.

5.2.

Подготовка плаката

-

1

практ зан.

5.3.

Участие в конкурсах

-

1

Итоговое
занятие

5

ИТОГО

4

36

14

Календарный учебный график
Количество учебных недель – 37
Количество учебных дней – 37
Даты начала – 01 сентября
Дата окончания – 25 мая

Условия реализации программы
1.
2.
3.
4.

Место проведения (классные кабинеты, асфальтированная площадка,
спортивный зал).
Материально-техническое обеспечение (велосипеды, настольные и
напольные игры по ПДД, канцтовары и др.).
Кадровое обеспечение (заместитель директора по ВР, педагог-организатор,
руководитель ЮИД, инспектор ГИБДД).
Методическое обеспечение (Правила дорожного движения, плакаты,
видеофильмы по ПДД, и др.).
Кадровое обеспечение
Кадровый состав

Основной функционал

1 Директор МБОУ СШ № Осуществляет общее руководство реализацией
22
данной программы (в соответствии с планом
мониторинга).
2 Заместитель директора Планирование, контроль и организация работы
по ВР, курирующий по
профилактике
детского
дорожноработу инструктора по транспортного травматизма в соответствии с
безопасности дорожного целью и задачами МБОУ СШ № 22
движения
3 инструктор
по выполняет следующие функции:
безопасности дорожного
Планирование и организация учебно–
движения
воспитательного процесса.
Ведение занятий по ПДД.
Подготовка и проведение праздников по
данному направлению.
Проведение родительских собраний по
профилактике
дорожно-транспортного
травматизма;
Координация воспитательной работы и
деятельности учащихся.
15

4

Руководитель
ЮИД

Отслеживание положительной динамики по
реализации программы.
Привлечение родителей к организации работы
по данному направлению.
Ведение необходимой документации.
отряда
Планирование работы отряда ЮИД;
Руководство работой отряда ЮИД;
Координация совместной деятельности с
инспектором ГИБДД;
Разработка экскурсий; составление графика
экскурсий для учащихся школы;
Ведение занятий по ПДД;
Подготовка к конкурсам по данному
направлению;
Освещение деятельности отряда ЮИД в
школьных средствах массовой информации;
Ведение необходимой документации;
Отслеживание положительной динамики по
реализации программы.

Формы аттестации
Формы аттестации и фиксирование образовательных результатов:
- входная диагностика (проводится в форме дневника наблюдений учителя);
- текущий контроль (проводится на каждом занятии), чтобы узнать, как
учащиеся усвоили материал;
- промежуточная диагностика (проводится в конце изучения каждой темы в
форме таблиц самооценивания);
- итоговая аттестация (проводится по окончании обучения в форме дневника
наблюдений учителя) и выдачи дипломов по различным номинациям.

Оценочные материалы
Главное назначение современного учителя состоит в том, что он должен
уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот
процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих
учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой
жизненной ситуации.
В работе кружка оценивание может быть использовано в целях
педагогического стимулирования учащихся. Наиболее значимыми по
стимулирующему воздействию оказываются виды контроля, связанные с
самоконтролем. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать
16

результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять
собственные ошибки; создаѐтся мотивация на успех.
Вопрос

Ответ

Критерии

Входной контроль Форма: собеседование
1. Что такое ПДД?

1. Это правила, которые
регулируют обязанности
участников дорожного
движения, а так же
технические требования,
предъявляемые к
транспортным средствам
для обеспечения
безопасного дорожного
движения.

За правильный ответ – 1
балл

2. Для чего необходимо
человеку соблюдать
правила дорожного
движения?

2. Для того чтобы не
было аварий.

За правильный ответ – 1
балл

3. Какие дорожные знаки
вы знаете. Перечислите
их.

3. Пешеходный переход,
автобусная остановка,
уступи дорогу и т.д.

За каждое слово – 1 балл

4. Какая служба отвечает
за порядок на дороге?

4. ГИБДД

За правильный ответ – 1
балл

5. При каком сигнале
светофора можно
переходить дорогу?

5. Зеленом

За правильный ответ – 1
балл

Промежуточная аттестация за первое полугодие Форма: тестирование
1. Назови участников
дорожного движения.

1. Водитель, пешеход,
пассажир. Участник
дорожного движения –
лицо, принимающее
непосредственное
участие в процессе

За правильный ответ – 1
балл

17

движения в качестве
водителя, пешехода,
пассажира
транспортного средства.
2. Назови части дороги.

2. Дорога включает в
себя одну или несколько
проезжих частей, а так
же трамвайные пути,
тротуары, обочины,
разделительные полосы
при их наличии.

За правильный ответ – 3
балла; Имеются
неточности – 2 балла;

3. Чем регулируется
дорожное движение?

3. Регулировщиком,
светофорами,
дорожными знаками.

За каждое слово -1 балл

4. Как называется место
пересечения,
примыкания,
разветвления дорог.

4. Перекресток

За правильный ответ – 1
балл

5.Какие виды
перекрестков
существуют?

5. Регулируемый и
нерегулируемый.

За каждое слово -1 балл

Критерии оценки уровня теоретической подготовки: -высокий уровень учащийся освоил практически весь объѐм знаний 100-80%, предусмотренных
программой за конкретный период; специальные термины употребляет
осознанно и в полном соответствии с их содержанием; - средний уровень - у
учащегося объѐм усвоенных знаний составляет 79-50%; сочетает специальную
терминологию с бытовой; - низкий уровень - учащийся овладел менее чем 50%
объѐма знаний, предусмотренных программой; учащийся, как правило, избегает
употреблять специальные термины.

18

Методические материалы
«Безопасный город»
Цель игры: дать представление о том, как важно правильно ходить и ездить по
городу, развивать способность воспринимать реальный мир города, закреплять
знания детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения.
Правила игры: В игру играют дети с 5 лет и старше. Играющих до 3-х
человек. Материал: игровое поле, фигурки пешеходов, дорожные знаки,
светофоры, транспортные средства и кубик.
Ход игры: Перед началом нужно выбрать ведущего. Им может стать взрослый.
Ведущий расставляет по «городу» дорожные знаки, определяет места
остановок автобуса; он же управляет светофором. Остальные игроки берут себе
фигурки человечков и распределяют между собой транспортные средства.
Пусть кто-то будет водителем автобуса, кто-то продавцом в супермаркете, ктото строителем парка, кто-то учеником в школе. Ваши роли ограничены только
вашей фантазией. Дальше, бросая по очереди кубик, перемещаемся по городу.
Пешеходы по тротуарам, автомобили по проезжей части. «Пешком»
передвигаем фишку в любом направлении на столько шагов вперед, сколько
точек выпало на кубике. На автомобиле – умножаем количество точек на три,
на велосипеде — на два. Причем, водитель автомобиля может брать с собой
пассажиров, например, подвести друзей. (Кубик в этом случае бросает
водитель). А, оставив автомобиль, скажем, на стоянке, водитель превращается в
пешехода. А еще можно подождать автобус на остановке и ехать большой
компанией. Зеленый кружок (подземный переход) позволяет вам быстро (за
один ход) и безопасно перейти на другую сторону улицы. А если вы попали на
оранжевый кружок – это место требует от вас повышенного внимания — нужно
пропустить один ход. Итак, начали. Из дома – в школу, из магазина — в парк,
из парка – в гости к друзьям. Пешком, на велосипеде, на автобусе. Соблюдая
все Правила дорожного движения.
«Большая прогулка»
Цель: Познакомить детей с дорожными знаками, необходимыми для
автомобилиста.
Материал: Игровое поле, фишки, дорожные знаки.
Ход игры:
Дети на фишках-автомобилях проезжают по улицам города, соблюдая правила
дорожного движения, собирают фотографии друзей и возвращаются к себе
домой. Кто первый вернется, нарушив меньше правил, тот и выиграл.
«Верно - неверно»
Цель: Закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах и знаки
дорожного движения.
19

Материал: Игровое поле, знаки дорожного движения.
Ход игры:
Дети распределяют персонажей на картинке, и каждый рассказывает о том, кто
как поступает – правильно или неправильно. Выигрывает тот, кто более полно
и правильно опишет поведение выбранного персонажа.
«Весѐлый жезл»
Задачи: обобщить представление о правилах поведения пешеходов на улице;
активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание
выполнять ПДД в жизни.
Правила: слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться.
Выигрывает та команда, которая назовѐт больше правил для пешеходов. Давать
ответ можно, только получив жезл.
Воспитатель делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает название
игры и еѐ правила.
Воспитатель. Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил
поведения пешехода на улице. Названные правила повторять нельзя, поэтому
будьте очень внимательны! Победит та команда, которая назовѐт больше
правил и не повторится.
Жезл переходит поочерѐдно из одной команды в другую. Дети называют
правила.
Дети. Переходить улицу можно по пешеходному подземному переходу или
только на зелѐный сигнал светофора. Пешеходам разрешается ходить только
потротуарам; если нет тротуара, можно двигаться полевой обочине навстречу
движению транспорта. Нельзя играть около дороги и на проезжей части. Нельзя
перебегать улицу перед близко идущим транспортом и переходить улицу
маленьким детям без взрослых. Прежде чем перейти улицу, надо посмотреть
сначала налево, затем направо и, убедившись в безопасности, переходить.
Аналогично проводится игра «Слушай — запоминай», только дети
перечисляют правила для пассажиров.
«Водители»
Цели: Учить детей правилам дорожного движения; развивать мышление и
пространственную ориентацию.
Материал: Несколько игровых полей, машина, игрушки.
Ход игры:
Заранее готовится несколько вариантов несложных игровых полей. Каждое
поле – это рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками. Это
20

даст возможность менять дорожную ситуацию. Например: «Ты шофер
автомобиля, тебе нужно отвезти зайчика в больницу, набрать бензина и
починить машину. Рисунок машины обозначает гараж, откуда ты выехал и куда
должен вернуться. Подумай и скажи, в каком порядке нужно посетить все эти
пункты, чтобы не нарушить правила дорожного движения. А потом мы вдвоем
посмотрим, правильно ли ты выбрал путь».
«Вопросы и ответы»
Цель: закрепить знания о ПДД, дорожных знаках, поведения на улице;
развивать мышление, память, сообразительность, речь.
Материал: фишки.
Ход игры: Воспитатель делит детей на две команды, задает вопросы, дети
отвечают, за правильный ответ вручается фишка. Побеждает команда,
набравшая большее количество фишек.
1. Из каких частей состоит улица? (дорога, тротуар)
2. Где можно гулять детям? (во дворе)
3. Как надо вести себя в автобусе? (не кричать, тихо)
4. Где люди ждут транспорт? (на остановке)
5. Где можно переходить дорогу? (светофор, пешеходный переход)
6. Назови сигналы светофора? (красный, желтый, зеленый)
7. На какой сигнал можно перейти дорогу? (на зеленый)
8. С кем можно переходить дорогу? (со взрослыми)
9. Как называют человека, управляющего машиной? (водитель)
10. Из чего состоит машина? (кузов, кабина, колеса)
11. Где ездят машины, где ходят пешеходы? (по дороге, по тротуару)
12. Какими бывают дорожные знаки? (запрещающие, предупреждающие,
знаки сервиса, информационные, указательные, предписывающие знаки)
13. Как нужно обходить автобус? (подождать, когда уедет)
14. Назовите виды транспорта? (пассажирский, воздушный, морской,
наземный, грузовой, гужевой, специальный и т. д.)
«Выполни поручение»
Цель: закреплять правила дорожного движения, развивать ориентировку в
пространстве, внимание, мышление, память, умение выполнять команду в
21

заданной последовательности.
Материал: крупный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы,
конусы, цилиндры и др.) для конструирование дороги, расстановка на дороге
дорожных знаков, знаков обозначающих «станции» (столовая,
железнодорожный переезд, детский сад, школа, больница и др.), рули.
Подготовка к игре: Конструирование дороги и расстановка изученных знаков.
Ход игры: Дети у «диспетчера» (воспитателя) получают задание съездить,
например, в больницу. Ребенок едет и возвращается обратно. Далее он получает
сразу два задания: «Съездить к железнодорожному переезду, затем поешь в
столовой». Ребенок должен выполнить задания в заданной последовательности.
Постепенно количество одновременно данных поручений возрастает.
«Где мое место?»
Цель: закреплять знание знаков дорожного движения, развивать мышление,
внимание, память, речь.
Материал: крупный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы,
конусы, цилиндры и др.) для конструирование дороги, расстановка на дороге
предупреждений (школа, столовая, ремонт дороги и т.п.), соответствующих
изученным знакам дорожного движения.
Ход игры: Задача игроков заменить словесные предупреждения на нужные
знаки. Игра может проводиться в двух вариантах.
1. Один игрок расставляет знаки, остальные оценивают правильность.
2. Два игрока соревнуются, кто быстрее и правильнее расставит знаки.
«Говорящие дорожные знаки»
Цель: Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать
правила дорожного движения, быть внимательными друг к другу.
Материал: Каждое игровое поле – рисунок разветвленной системы дорог с
дорожными знаками. Машины, игровые персонажи.
Ход игры:
Перед каждым ребенком поле, каждому задание: проехав по полю, соблюдая
все правила, не пропустив ни одного знака, доехать до названного пункта.
22

«Дорожные знаки»
Цели: Закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить
известные дорожные знаки; познакомить с новыми понятиями:
«железнодорожный поезд без шлагбаума», «островок безопасности».
Материал: Дорожные знаки
Ход игры:
Зачитать детям стихотворение о каком-либо дорожном знаке, кто отгадает,
получает этот знак. Побеждает ребенок, набравший знаков больше других.
«Дорожное лото»
Цель: Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения; учить
находить нужные дорожные знаки в зависимости от ситуации на дороге;
развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.
Материал: Карточки с ситуациями на дороге, дорожные знаки.
Ход игры:
Каждому ребенку дается карточка, на которой изображена дорожная ситуация,
детям предлагается найти нужный знак, соответствующий ситуации на дороге.
«Дорожный экзамен»
Цель: обучать правилам дорожного движения и поведения на дороге; развивать
мышление, память, внимание, речь.
Материал: крупный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы,
конусы, цилиндры и др.) для конструирование дороги, расстановка на дороге
дорожных знаков.
Подготовка к игре: Конструирование дороги и расстановка знаков.
Ход игры: Ребенок - водитель - ученик, сдающий экзамен на право вождения
автомобиля. Он «едет» по дороге и, завидев тот или иной знак, объясняет, что
он должен сделать. Например: впереди скользкая дорога. Снижаю скорость, еду
осторожно, не обгоняя другие машины.
«Дорога к бабушке»
Цели: Развивать внимание, память, наблюдательность у детей дошкольного
возраста; способствовать повышению уровня дорожной грамотности.
Материал: Поле, на котором изображен путь к бабушке с различными
дорожными знаками; фишки; кубик.
Ход игры:
Двум – трем детям предлагают наперегонки добраться до домика бабушки,
соблюдая при этом правила дорожного движения.
23

«Законы улиц и дорог»
Задачи: совершенствовать знания о правилах поведения на улицах и дорогах;
развивать внимание, умение решать проблемные ситуации, читать дорожные
знаки, самостоятельно ориентироваться на улице; воспитывать интерес
квыполнению правил дорожного движения.
Правила: участвуя в разыгрывании дорожных ситуаций, не нарушать ПДД.
Задания нужно выполнять до конца.
Материалы: игровое поле, фигурки пешеходов и транспорта, дорожные знаки.
Игра имеет несколько вариантов с различным уровнем сложности.
1. Знакомство с планом города, его постройками и обитателями. Можно дать
названия городу, реке, улицам и т. д.
2. Необходимо помочь жителям города выбрать безопасный маршрут
идобраться до нужного места: профессору — в магазин «Оптика», чтобы
купить новые очки, в киоск — за свежей газетой, на почту — отправить
телеграмму, вчасовую мастерскую и т. д. Домохозяйке — за покупками в
булочную, продуктовый магазин, отправить посылку, встретить внучку из
школы и т. д. Человеку — доречного или железнодорожного вокзала, на
футбольный матч, в гостиницу, ресторан и т. д. Школьнице — до школы, в
библиотеку, цирк…
3. Можно ввести в игру дорожные знаки, светофоры, регулировщика,
транспорт: «скорую помощь», пожарную машину, милицию, такси, автобус,
грузовик «Продукты». Дать задание решить различные проблемные ситуации,
соблюдая при этом ПДД. Например, грузовику «Продукты» загрузиться
нахлебозаводе и развести свежий хлеб в детский сад, школу, ресторан, хлебный
магазин.
4. Воспитатель проводит игру в виде дорожной викторины, задавая детям
вопросы.
Где можно в городе кататься на роликах?
Покажите самые опасные места в городе.
Что изменится на дороге с приходом зимы?
Что такое дорожная разметка и для чего она нужна?
При этом воспитатель моделирует ситуацию — ночью сильный ураган сорвал
все знаки в городе, утром на дорогах начались беспорядки — и даѐт задание еѐ
исправить.

24

«Знай и выполняй правила уличного движения»
Цель: Закрепить с детьми правила уличного движения; повторить значения
светофора.
Материал: Иллюстрации улиц города.
Ход игры:
Детям загадывается загадка про светофор, проводиться обсуждение значения
цветов светофора, разбор ситуаций на дороге и правильное поведение
персонажей.
«Игра в слова»
1. Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к светофору. Объясните
выбор каждого слова.
Словарь: три глаза, стоит на улице, перекресток, голубой свет, одна нога,
желтый свет, красный свет, переход через улицу, помощник пешехода,
зеленый свет, стоит дома.
2 . Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к пассажиру. Объясните
выбор каждого слова.
Словарь: автобус, маршрут, остановка, дорога, купание, чтение, сон, билет,
кондуктор, перелет на самолете, пешеход, сиденье, салон, кровать.
3. Составьте рассказ со словами: утро, завтрак, дорога в школу (детский сад),
тротуар, булочная, аптека, перекресток, наземный переход, светофор, детский
сад.
«Игра в мяч»
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных
знаках.
Материал: мяч.
Ход игры: Воспитатель с мячом встает в центр круга и бросает ребенку мяч,
одновременно задавая вопрос. Тот отвечает и бросает мяч воспитателю. Игра
проводится со всеми детьми по очереди.
Воспитатель: По дороге кто идет?
Ребенок: Пешеход.
Воспитатель: Кто машину ведет?
Ребенок: Водитель.
Воспитатель: Сколько «глаз» у светофора?
Ребенок: Три глаза.
Воспитатель: Если красный «глаз» горит, то о чем он говорит?
Ребенок: Стой и жди.
25

Воспитатель: Если желтый «глаз» горит, то о чем он говорит?
Ребенок: Подожди.
Воспитатель: Если зеленый «глаз» горит, то о чем он говорит?
Ребенок: Можете идти.
Воспитатель: Идут наши ножки по пешеходной…
Ребенок: Дорожке.
Воспитатель: Где мы автобус ждем?
Ребенок: На остановке.
Воспитатель: Где играем в прятки?
Ребенок: На детской площадке.
«Играй да смекай!»
Задачи: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить
соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим
изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Правила: изображение дорожного знака закрывается только после
прослушивания информации о нѐм. Выигрывает тот, кто первым правильно
закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.
В игре участвуют 4-6 детей, перед которыми разложены таблицы
сизображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры — лото.
Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают
карточками их изображения на таблице.
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете —
В этом месте ходят дети.
(Знак «Дети».)
Здесь дорожные работы —
Ни проехать, ни пройти.
Это место пешеходу
Лучше просто обойти.
(Знак «Дорожные работы».)
Никогда не подведѐт
Нас подземный переход:
Дорога пешеходная
В нѐм всегда свободная.
(Знак «Подземный переход».)

26

У него два колеса и седло на раме,
Две педали есть внизу, крутят их ногами.
В красном круге он стоит,
О запрете говорит.
(Знак «Велосипедное движение запрещено».)
Этой зебры на дороге
Я нисколько не боюсь.
Если все вокруг в порядке,
По полоскам в путь пущусь.
(Знак «Пешеходный переход».)
Красный круг, прямоугольник
Знать обязан и дошкольник.
Это очень строгий знак.
И куда б вы не спешили
С папой на автомобиле —
Не проедете никак!
(Знак «Въезд запрещѐн».)
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи.
Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи. (Знак «Пункт первой медицинской помощи».)
Этот знак на переезде —
В непростом, заметим, месте.
Тут шлагбаум не стоит,
Паровоз вовсю дымит.
Скорость он набрал уже,
Так что будь настороже. (Знак «Железнодорожный переезд
без шлагбаума».)
«Красный и зеленый»
Цель: Учить детей устанавливать связи между предметами и явлениями,
действовать по сигналу.
Материалы к игре: Два кружка (зеленого и красного цвета), машинка.
Ход игры: Игра проводится с одним ребенком. Воспитатель берет два кружка
— красный и зеленый, — предлагает ребенку взять игрушку: машину и
говорит:
- Ты, Вася, шофер, сам будешь управлять машиной. Когда я покажу зеленый
кружок, машина может ехать. Вот так (показывает). Когда увидишь красный
кружок, машина должна остановиться.

27

«Как проехать?»
Цель: закреплять правила дорожного движения, развивать ориентировку в
пространстве, внимание, мышление, память, умение выполнять команду в
заданной последовательности.
Материал: крупный строительный материал (кубики, кирпичики и др.), знаки
«Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево.
Подготовка к игре: Конструирование дороги с использованием знаков
«Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево». Отмечаются
пункты отправления и назначения.
Ход игры: Дети (от одного до трех) должны правильно проехать к пункту
назначения. Побеждает тот, кто сделал это быстрее, не нарушая правил
дорожного движения.
«Кто больше назовет дорожных знаков?»
Цель: упражнять детей в узнавании и правильном назывании дорожных знаков,
развивать внимание, мышление, память, речь.
Материал: дорожные знаки.
Ход игры: ведущий показывает знаки, дети отвечают, соблюдая очередность
«Кто отличник-пешеход?»
Цели: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения (сигналы
светофора, пешеходный переход); воспитывать усидчивость, внимание.
Материалы: 2 фишки и кубик с цифрами 1,2,3,4,5,6. Игровое поле.
Ход игры:
Первый пешеход выходит из домика №1, второй – из домика №2. Бросают
кубики по очереди, пока на кубике первого не выпадет цифра 1, второго –
цифра 2. И снова бросают кубики. При этом надо внимательно смотреть на
разноцветные картинки. На первой картинке на светофоре горит красный свет.
Значит, пешеход не может перескочить на тот кружок, что стоит после
светофора. Он терпеливо стоит на месте. На второй картинке – автомобиль.
Нельзя переходить дорогу, нужно ждать. На третьей – на светофоре зеленый
сигнал. Можно передвигать фишку на столько кружочков, сколько покажет
кубик. На четвертой картинке – мотоциклист. Надо пропустить его,
остановиться. На шестой картинке на светофоре горит желтый свет. И пешеход
может остановиться прямо на самой картинке. На седьмой картинке –
28

регулировщик. С ним безопасно, можно идти прямо домой к бабушке. Кто
первый, не нарушая правил дорожного движения, придет к бабушке, тот и
выиграл.
«Машины»
Цель игры: формировать умение складывать изображение из деталей
геометрического конструктора-мозаики, комбинируя различные фигуры,
изменяя их положение на плоскости стола;
развивать память, речь детей, воспитывать их творческую активность;
развивать логическое мышление, умение составлять из частей целое.
Материал: конверт на каждого играющего, где указана логическая таблица
машин из геометрических фигур с одной пустой клеткой; геометрические
фигуры разного цвета.
Ход игры: Воспитатель вместе с детьми разбирает, какие машины изображены
в логической таблице. Пример рассуждения: Посмотрите, каждая машина
состоит кабины, кузова и колес. Сначала выберем кабину. Скажите, у машин в
первой строке есть одинаковые кабины? А во второй строке? А в первом
столбце? Значит, в третьей строке у всех машин должны быть разные кабины.
Но в третьей строке уже есть машины с прямоугольной кабиной и с кабиной в
виде неправильного четырехугольника. Какой же должна быть кабина у нашей
машины? Правильно, треугольной. А теперь давайте выясним, каким должен
быть кузов? Рассуждая аналогично, дети находят подходящий кузов
треугольной формы. Воспитатель просит детей объяснить свой выбор, помогая
им строить высказывания типа рассуждений.
«Мы - пассажиры»
Цели: Уточнить знания детей о том, что все мы бываем пассажирами;
закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него.
Материал: Картинки с дорожными ситуациями.
Ход игры:
Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них нарисовано,
объясняя, как надо поступать в той или иной ситуации.

29

Список используемой литературы
1. Азбука города: для учащихся младших классов / В. А. Халилуллина //
Досуг в школе. – 2009г.
2. Бурьян В.М. Классные часы по ПДД – М.:ТЦ Сфера, 2004.- 64 с.
3. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов
н/Д: Феникс, 2005. – 160 с.
4. «Добрая дорога детства» 2003-2005 гг
5. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника:
Методическое пособие/ Под общей ред. В. Н. Кирьянова. – М.,
Издательский Дом Третий Рим, 2006. -80с.
6. Извекова Н.А . Правила дорожного движения для детей. - М.: ТЦ Сфера,
2005. - 6 с.
7. В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел
на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.
8. Н.В. Ковалева: Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для
школьников: Феникс,2008г.
9. Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных
праздников. – М: «ВАКО», 2006. – 208 с.
10.Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности
дорожного движения. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В.СПб., 2001г.
11.Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета
Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года
№265. Введены в действие с 1.07.2003 года.
12.Комментарий к Правилам дорожного движения РФ за 2009, 2010 годы
13.Профилактика
детского
дорожно-транспортного
травматизма:
Методическое пособие/ Под общ. Ред. В.Н.Кирьянова.- М., Издательский
Дом Третий Рим, 2007. -56с.
14.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в
начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные
мероприятия, занятия с родителями /авт.-сост. В.В.Шумилова, Е. Ф.
Таркова. - Волгоград: Учитель, 2007.
15.Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от
30.12.2001 года, № 196-ФЗ.
16.Экзаменационные билеты категории «А-В», утверждены Главным
управлением ГИБДД МВД России. – М., 2001.

30

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».