Департамент образования Администрации города Дзержинска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 22 с углубленным изучением французского языка» г. Дзержинска Нижегородской области Принята на заседании педагогического совета МБОУ СШ № 22 с углубленным изучением французского языка Протокол № 1 от 29.08.2024 Утверждена приказом директора МБОУ СШ № 22 с углубленным изучением французского языка Приказ № 369-п от 28.08.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Театр для всех» Возраст учащихся: 7-10 лет Срок реализации программы: 4 год Автор-составитель: Якушева О.А., Бедретдинова М.В., педагог дополнительного образования 2024 год I. Пояснительная записка Образовательной областью данной программы является искусство. Новизна программы заключается в том, что здесь интегрируются предметы художественно - эстетического цикла на уровне межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. Программа направлена на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умение видеть и творить прекрасное. Новые образовательные стандарты предъявляют к участникам образовательного процесса более высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающихся, а также формирование эстетического вкуса и потребности духовной культуры. Приобщение к искусству способствует воспитанию у ребенка убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус. Поскольку художественный опыт - это всегда опыт субъективный, личностный, то обучающийся должен не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную информацию, но и переработать, оценить, выразить свое отношение к ней. Т.е. для познания искусства недостаточно овладения определенным набором ЗУНов, познание искусства возможно с помощью языка, на котором говорит само искусство. Одной из форм активного приобщения детей к миру искусства выступает детский театр как форма дополнительного образования. Театральная форма предполагает опору и тесную взаимосвязь с эстетическим циклом школьных предметов, филологией; позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка; способствует развитию целого комплекса умений, активному восприятию разных видов искусства. Воспитание средствами театра предполагает развитие полноценного восприятия искусства, понимания языка искусства и его специфики. Развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание искусство формирует личность Программа составлена на основе методического пособия для педагога дополнительного образования Е.Х. Афанасенко, С.А. Клюнеева. Детский театр/ Волгоград: Учитель, 2008 Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 45 минут. Данная программа направлена на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, практическое овладение словесным действием, развитие музыкальных и артистических способностей, а также приобщение к миру искусства. Итогом деятельности учащихся является воспитание у ребят активного восприятия искусства, участие их в постановке спектаклей. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Воспитание гармоничной разносторонней личности, развитие ее творческого потенциала и общекультурного кругозора, способной активно воспринимать искусство. ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ: • • • • формировать целостное представление об искусстве; сформировать навыки творческой деятельности; сформировать и расширить представления о понятиях общих и специальных для разных видов искусства; сформировать навыки и умения в области актерского мастерства; работать над повышением уровня исполнительского мастерства: уметь применять на практике полученные знания; формировать активный словарь учащегося • • • • ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству; развивать способность активного восприятия искусства; формировать доброжелательное, вежливое отношение к людям, тактичности, деликатности; воспитание системы нравственных межличностных отношений. • • • • • РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ: создать условия реализации творческих способностей; развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение; выявлять и развивать индивидуальные творческие способности; сформировать способность самостоятельного освоения художественных ценностей; совершенствовать и развивать все виды речевой деятельности - говорения, слушания, чтения. • • • • • • ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ: В основе программы лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное. Каждый ребенок одарен природной способностью творить, теми или иными наклонностями. А интегрированное обучение позволяет наиболее полно раскрыть и развить в ребенке эти способности. Построение данного курса опирается на такие принципы: - единство эмоционального и сознательного отношения; - комплексное воспитание и развитие обучающихся. Ведущий методический прием на занятиях - метод художественной импровизации. Срок реализации программы составляет 1 год. Курс обучения рассчитан на детей в возрасте от 7 до 11 лет. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Первый уровень результатов: 1. Учащиеся должны иметь представление о театре как виде искусства, особенностях театра; уметь разбираться в театральных терминах. 2. Учащиеся должны объяснить и знать понятия: сцена, кулисы, артист, актер, режиссер, репетиция, сценическая площадка. 3.Иметь навыки концентрации внимания и координации движений. Иметь представление о сценической культуре, навыки выступления на концертах и мини - спектаклях. Второй уровень результатов: 1. Учащиеся должны объяснить и знать понятия: ансамбль, вокал, импровизация, партитура, партия, ритм, динамика, длительность, темп; знать средства музыкальной выразительности. 2. Ориентироваться в специальной терминологии. Иметь навыки игры в спектакле. 3. Учащиеся должны уметь: действовать в коллективе; управлять интонацией своего голоса; действовать в вымышленных обстоятельствах; проанализировать литературное, музыкальное произведение с точки зрения средств выразительности; петь хором в унисон; импровизировать на заданную тему. Третий уровень результатов: 1. Уметь действовать в вымышленных обстоятельствах. 2. Уметь управлять интонацией голоса. 3. Иметь навыки сольного и хорового пения. 4 Иметь представление об истории возникновения и развития театра. 5. Знать понятия: драма, драматургия, пьеса, акт, явление, эпизод, сцена, картина, пролог, эпилог, ремарка. 6. Уметь применять полученные знания в практической деятельности. Четвёртый уровень результатов: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Знать основы сценической грамоты. Знать понятия: жанр, драма, трагедия, комедия, мюзикл. Иметь представление о современных течениях в искусстве. Иметь навыки самостоятельной работы на сценической площадке. Иметь навыки пения дуэтов, трио, квартетов; речитативом. Уметь самостоятельно работать с литературным материалом. Приобрести аналитические умения и навыки. П.Учебно-тематический план п\п 1. Тема Содержание темы Количество часов Вводное занятие Познакомить детей друг с 1 другом; формировать умения действовать в коллективе Форма проведения занятий Беседа, игры 2. Вместе весело играть Контактные, сюжетноролевые игры. Игры-упражнения на развитие внимания, музыкального слуха, памяти. 1 3. Мир вокруг нас Актуализировать представления 2 о понятиях: искусство, живопись, музыка, театр, концерт, артист. Расширить общекультурный кругозор учащихся. Экскурсии в школьный музей. Просмотр репродукций картин, фотоматериалов. Сюжетноролевые игры. Упражнения на развитие слухового внимания, музыкального слуха, памяти. 4. В гостях у сказки 1 Формировать творческую художественно-речевую деятельность; развивать умения осмысливать содержание художественного произведения. Развивать память, внимание, воображение. Через образы народных сказок углубить художественное восприятие. Развивать интонационную выразительность. Просмотр диафильмов. Чтение, анализ сказок; инсценирование отдельных эпизодов. Упражнение на развитие выразительности движений, подвижности речевого аппарата. игры экскурсии, игры, беседы тренинги, этюды 5. Веселая гимнастика 2 Создавать на занятиях положительный эмоциональнопсихологический настрой. Развивать навыки концентрации внимания и координации движений. Развивать речь учащихся. Игры-упражнения; музыкально-ритмические упражнения. Спонтанный танец Упражнения на развитие речевого аппарата. пластика, этюды 1 Музыкально-ритмическое восприятие. Формировать представления о понятиях: звук, мелодия, темп, ритм. Дидактические игры. Пение вокальное и хоровое (речитативное пение) игры, беседы 2 Дать представление о понятии «театральный грим», его значении. Познакомить с историей театрального костюма. Применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности. Накапливать опыт сценической деятельности. Просмотр фото-, видеоматериала. Инсценирование.подготовка концертных номеров. Участие в постановке спектакля. урок-практика 6. Скороговория 7. Проектная работа 8. 1 Работа над репертуаром Воспитывать сценическую культуру. Приобретать опыт концертной деятельности. Участие в проведение тренинги, игры мероприятий, подготовка отдельных концертных номеров. 9. Театр на бумаге 10. Азбука театра 11. Элементы сценической грамоты Научить работать с бумагой Изготовление аппликаций сказкам 2 урок-мюзикл к Почему театр называется 1 театром? волшебный свет рампы. «Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры». Звук.рожденный зрителями, Путешествие за кулисы. Расширять общекультурный кругозор учащихся. Формировать представления о понятиях: театр, сцена, кулисы, рампа, роль, афиша, аншлаг, овация, «бис», «браво», Дать представление об истории возникновения афиши. Формировать представления о театральных профессиях. Развивать навыки действия в коллективе. Экскурсия в Дом культуры поселка. Тематические беседы. Сюжетно-ролевые игры. Составление афиши. Игровой тренинг на развитие внимания, памяти, воображения. беседы, тренинги игры, 1 игры, практика тренинги, Техника речи. «Подайте мне... голос». Сценический этюд. Элементы сценического движения. Формировать представления о понятиях: дикция, артикуляция, декламация. Воспитывать навык глубокого крепкого дыхания. Развивать умения и навыки управления интонацией своего голоса. Развивать выразительность речи. Дать представление о значении и роли этюда в искусстве. Формировать представления о понятиях сценический этюд, сценическая площадка. Развивать умения организованно, с учетом присутствия партнеров, распределяться по сценической площадке. Развивать фантазию, воображение, творческие способности, Накапливать опыт концертной деятельности. Упражнение на дикцию, артикуляцию, дыхание. Выразительное чтение (поэзия), сюжетно-ролевые игры. Речевой тренинг. Игры-упражнения: «Позиции», «Зеркало» и др. Выполнение этюдов. Сюжетноролевые игры. Участие в музыкальнолитературной композиции. 12. Волшебной музыки страна 1 Звук и музыка. Интонация и образы звука. Что такое петь чисто? Формировать представления о понятиях: тембр, динамика, темп, интонация, унисон. Развивать музыкальное восприятие. Развивать вокально-хоровые умения и навыки. Тематические беседы. просмотр практика видео, Слушание музыки. Просмотр фото- и видеоматериалов. Вокально-хоровая работа. 13. Театральная бумазея 14. «Талант - это . . . » Развивать индивидуальные 1 творческие способности учащихся, фантазию, мышление, воображение. Развивать умение самостоятельного создания сценического этюда; развивать пластическую выразительность. «Красноречивое молчание» игра-упражнение. Сочинение и выполнение этюдов. «Верю - не верю»: игратренинг. Инсценирование. беседа, этюды 15. От Древней Г реции до наших дней 2 беседы, видео Научить оформлять афиши, костюмы Изготовление эскизов афиш, костюмов Маска и человек. Маскарад. Карнавал. Как строится пьеса. Формировать представления об истории возникновения и развития театра. Дать представление о строении драматической пьесы; о происхождении масок и их роли. Познакомить с разновидностями масок и способами их изготовления. Формировать представления о понятиях: драма, драматургия, пьеса, акт, явление, эпизод, сцена, картина; пролог, эпилог. Развивать умение применять полученные 2 Мастерская знания на практике. Тематические беседы. Просмотр видеои фотоматериалов. Участие в подготовке и проведении карнавала. 16. Мир культуры Симфонический оркестр. 1 Музыка. Образ. Движение. Развивать полифонический слух, умение различать тембры музыкальных инструментов. Развивать навык создания пластического образа музыкального произведения. Слушание музыки. Создание самостоятельных этюдов. этюды, тренинги 17. Театральный грим Как изменить внешний вид. Как 1 изменить форму лица. Меняем форму тела. Дать представление об истории возникновения грима, его роли и значении. Формировать представления об анатомии лица. Накапливать навыки самостоятельного выполнения элементов грима. Развивать творческое воображение. Развивать умение находить и воплощать характерные внешние черты заданного образа. Самостоятельное выполнение элементов грима. Практика 18. Сценическое мастерство 2 Формирование представления о понятиях: динамика, пауза, ритм, длительности, партитура, размер, регистр, темп. этюды, тренинги, репетиции Выполнение упражнений на различение названий и длительностей нот. Вокальнохоровая работа, сольное пение. 19. Работа над репертуаром 20. Творение костюмов и декораций 21. История театра 22. Мозаика видов и жанров 23. Работа над репертуаром Применять полученные знания, 2 умения и навыки в практической деятельности. Накапливать опыт сценической и концертной деятельности. Участие в подготовке и проведении праздников.выступление в концертных программах.. 1 Научить оформлять маски и костюмы. Работа с разными материалами Лекция-беседа. Просмотр видео- 1 и фотоматериалов. 1 Народный театр. Мимы, скоморохи. Театр масок Театр Шекспира. Феерия. Водевиль. Радиотеатр. Дать представление об истории становления различных театральных видов и жанров, их особенностях. Развивать умение анализировать художественное произведение с точки зрения жанровых характеристик. Лекция-беседа. Просмотр видео- и фотоматериалов. Участие в подготовке и проведении музыкальнолитературной композиции Постановка спектаклей. Герои и 4 образы. Сольные репетиции мастерская, игры лекция, видео, игры лекции, игры репетиции номера. Применять знания, умения и навыки в практической деятельности. Реализовывать творческие способности учащихся. Обсуждение и анализ выбранной постановки. Разучивание ролей. Репетиции отдельных сцен, сводные репетиции. 24. Показ спектакля Реализовывать творческие способности воспитанников. Анализировать творческую деятельность. Премьера. 2 практика IV. Методическое обеспечение Основные способы и формы работы с детьми Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 1 академический час (45 минут). Чередование видов деятельности, присутствие игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся. Все занятия коллективные, сочетают в себе два основных вида деятельности: беседа о специфике театрального искусства и игра. На первых занятиях преобладают игровые формы, которые дают возможность ребенку «рассказать» о себе, познакомиться, учат действию и общению в коллективе. Одним из средств достижения поставленной цели выступает художественная игра. В игровой форме происходит знакомство с новыми видами деятельности, приобретение навыков творческих действий. Таким образом, кроме приобретения новых знаний и умений, происходит обогащение жизненного опыта учащихся. При работе над постановкой спектакля целесообразно разделение участников на следующие группы: солисты: в эту группу входят дети, имеющие достаточно высокий уровень развития театральных способностей, а также дети с перспективой их развития; актерская группа: основные действующие лица на сцене; дублёры: в эту группу могут входить дети, которым в силу различных причин требуется более длительный период овладения сценической грамотой. Все эти малые группы мобильны, при следующих постановках дети могут быть переведены из одной группы в другую. Основные виды деятельности: беседа; экскурсии; - уроки сценической грамоты; игровые виды деятельности; вокально-хоровая работа; выразительное чтение; создание масок, костюмов, декораций; участие в постановке спектакля. Основные методы и технологии Основным методом развития творческих способностей является импровизация: хореографическая импровизация; имитация движений; театрализация, импровизация на заданную тему. Занятия сценической грамотой начинаются с воспитания умения организованно, с учетом присутствия партнеров распределяться на сценической площадке. Эти занятия развивают общие и специальные художественные способности. Слово на сцене должно звучать отчетливо, ясно доносить мысль, быть эмоционально насыщенным это диктует соответствующую работу над словом: занятия техникой и логикой речи, практическое овладение словесным действием. На каждом занятии (независимо от темы раздела) обязательны: ряд упражнений на развитие артикуляции, дикции, дыхания, выразительности речи; вокально -хоровая работа. Итогом деятельности учащихся является их участие в постановке спектакля. Материально-технические средства: учебный кабинет; магнитофон; компьютер, оснащенный звуковыми колонками; фонотека; использование сети Интернет; наглядные демонстрационные пособия; материальная база для создания костюмов и декораций; школьная библиотека. IV. Список литературы 1. Журнал «Вестник образования России» № 7/2009 г. 2. Е.Х. Афанасенко, С.А. Клюнеева идр. Детский театр. Волгоград, «Учитель», 2008. 3. Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. 4. Вопросы режиссуры детского театра. М., 2009 5. В.А. Гринер. Ритм в искусстве актера. М., 1999 6. А.П. Ершова. Уроки театра на уроках в школе. М., 2003. 7. Н.В. Клюева. Учим детей общению. Ярославль,2005. 8. М. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М., 2007 9. Л.Ю. Субботина. Развитие воображения у детей. Ярославль, 2008 В.П. Шильгави. Начнем с игры. Л.,2009 IV. Список литературы 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Журнал «Вестник образования России» № 7/2009 г. Е.Х. Афанасенко, С.А. Клюнеева идр. Детский театр. Волгоград, «Учитель», 2008. Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. Вопросы режиссуры детского театра. М., 2009 В.А. Гринер. Ритм в искусстве актера. М., 1999 А.П. Ершова. Уроки театра на уроках в школе. М., 2003. Н.В. Клюева. Учим детей общению. Ярославль,2005. М. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М., 2007 Л.Ю. Субботина. Развитие воображения у детей. Ярославль, 2008 В.П. Шильгави. Начнем с игры. Л.,2009