Вверх по лестнице эмоций

Департамент образования Администрации города Дзержинска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 22 с углубленным изучением французского языка»
Г. Дзержинска Нижегородской области

Принята на заседании
педагогического совета
МБОУ СШ № 22
с углубленным изучением
французского языка
Протокол № 1 от 28.08.2024

Утверждена приказом
директора МБОУ СШ № 22 с угл.
изучением французского языка
Приказ № 369-п от 28.08.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально-гуманитарной направленности
«Вверх по лестнице эмоций»
Возраст обучающихся: 7 – 11 лет
Срок реализации программы: 4 года

Автор-составитель: Монахова Д. Н.
педагог дополнительного образования

2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.
1.1.

Актуальность программы, научное обоснование
Особенности развития эмоциональной сферы младшего школьника

Возраст от 7 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического
и социального развития ребенка. Во-первых, кардинально изменяется его
социальный статус — он становится школьником, что приводит к
перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него
появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются
теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками.
Если в предшествующие периоды возрастного развития основным
видом деятельности ребенка была игра, то теперь на первое место в его
жизни выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе
которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации.
Во-вторых, существенные изменения происходят в психической сфере
ребенка.
Если для начальных стадий рассматриваемого возрастного периода
характерно доминирование наглядно-действенного мышления, то в
дальнейшем у ребенка происходит формирование абстрактно-логического
мышления. Под влиянием выполняемой ребенком деятельности изменяется
характер функционирования его памяти, развивается речь, меняется
восприятие окружающей действительности.
За годы дошкольного детства ребенок не только приобрел некоторый
эмоциональный опыт, но у него сформировались определенные особенности
эмоционального поведения, эмоционального отклика на воздействия
сверстников и взрослых. Со временем он постепенно начинает уже более
сдержанно выражать свои эмоции (раздражение, зависть, огорчение),
особенно когда он находится среди сверстников, боясь их осуждения. Его
умение владеть своими чувствами растет год от года. В младшем школьном
возрасте у ребенка происходит развитие собственной эмоциональной
выразительности, что сказывается в большом богатстве интонаций, оттенков
мимики. Характерной особенностью младшего школьного возраста является
эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное,
красочное (ЯкобсонП.М.,1976).

В младшем школьном возрасте на фоне усложнения и дифференциации
эмоциональной жизни чувства развиваются в тесной связи с волей, а воля
обнаруживает себя в умении совершать действия или сдерживать их,
преодолевая внешние или внутренние препятствия.
Как пишет в своей статье Т.В. Дремина: «развитие эмоциональноволевой и личностной сферы учащихся развивает системы самосознания и
самооценки, рефлексивные способности, формирует адекватное отношение к
себе и другим. Постепенно ребенок развивает коммуникативные умения:
умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах,
группах, уважать мнение других».
Волевые качества охватывают несколько специальных личностных
свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных
целей. В.С. Мухина отмечает, что «хотя дети в начальных классах могут
произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание
преобладает».
Изучая волевое поведение, В.А.Иванников отмечал, что «проблема
формирования воли это не только развитие нравственных качеств личности,
иформирование нравственных мотивов, воля есть не только особый способ
мотивации, но и ее особая форма, а именно произвольная форма мотивации».
Также В.А. Иванников указывает, что «необходимость волевого
поведения возникает тогда, когда обнаруживается недостаток или
нежелательность, побуждения к действию. Например, при необходимости
совершать действия, не связанны с актуальной потребностью, при
преодолении внешних и внутренних препятствий, при необходимости
выбора кажущихся равнозначными мотивов, целей и т.д.».
Исходя из анализа литературы о развитии эмоционально-волевой
сферы,
эмоции
младших
школьников
отличаются
высокой
впечатлительностью. Необходимо учить их понимать эмоциональное
состояние других людей, а также адекватно выражать собственные эмоции.
Воля рассматривается как способность сознательно преодолевать
препятствия на пути к цели, а младшие школьники характеризуются
неравномерностью сформированности волевых качеств. Таким образом,
развитие эмоциональных и волевых качеств ребенка достигается только
тренировкой.
Программа рассчитана на детей с 7- до11 лет.
Форма занятий
 теоретические занятия;

 практические занятия;
 урок-рассуждение
Количество занятий: 36ч в год
Форма подведения итогов
Мониторинг личностного роста обучающихся производится по итогам каждого
полугодия и в конце учебного года (определенного этапа обучения), а также в
конце обучения по программе внеурочной деятельности. Основными видами
отслеживания результатов освоения программы являются текущий и итоговый
контроль в форме диагностических методик.
Возрастной период 7-9 лет (1-2 класс)
Новая социальная ситуация, в которую попадает ребенок с приходом в
школу, вводит его в строго нормированный мир отношений и требует
организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие
исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной
деятельности.
В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в
результате выявляется множество отклонений в его поведении:
гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. По
мнению Мухиной В. С. эти отклонения ложатся в основу детских страхов,
снижают волевую активность ребенка, вызывают у него угнетенные
состояния и т.д.
Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и
подчинения новым правилам жизни. Ужесточение требований к ребенку,
даже в самой доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за
самого себя. Необходимое воздержание от ситуативных импульсивных
желаний и обязательная самоорганизация создают изначально у ребенка
чувство одиночества, отчужденности — ведь он должен нести
ответственность за свою новую жизнь и сам ее организовывать.
В системе межличностных отношений ребенка с другими людьми — со
взрослыми и сверстниками — у него возникает и развивается сложная гамма
чувств, которые характеризуют его как уже социализированного человека.
Это, прежде всего самолюбие, выражающее стремление ребенка не
только к самоутверждению, но и к соперничеству с другими людьми.
Чувство ответственности, которое представляет собой способность

ребенка понимать ситуацию и соответствовать существующим в социальном
пространстве нормативам. Наиболее интенсивно это чувство развивается у
ребенка в условиях учебной деятельности.
Кроме того, позитивными качествами социального развития ребенка
является его расположение к другим людям (взрослым и детям), которое при
непосредственном общении выражается во внутреннем чувстве доверия к
ним и проявляется в развивающейся у ребенка способности к
сопереживанию. Сопереживание «успешного» ребенка «неуспешному»
создает особую атмосферу солидарности между детьми: все участники этой
ситуации становятся внимательнее друг к другу, доброжелательнее.
Одной из наиболее распространенных и серьезных педагогических
проблем в психологии является проблема эмоциональной неустойчивости,
неуравновешенности учащихся младших классов.
Возрастной период с 10-11 лет (3-4 класс)
В3-4-м классе ситуация меняется. Начинает складываться детский
коллектив со своими требованиями, нормами, ожиданиями, и чем глубже
«включен» ученик в коллектив, тем больше его эмоциональное благополучие
зависит от одобрения сверстников. И именно потребность в их одобрении, по
мнению М.С.Неймарк, становится той силой, которая побуждает детей
усвоить и принять ценности коллектива (НеймаркМ.С,1975). С этого периода
группа, коллектив сверстников занимает существенное место в жизни
ребенка и соответствие их стандартам, правилам и нормам приобретает
порой для ребенка форму почти «религиозного преклонения». Дети
объединяются в различные сообщества (зачастую вне класса),
организационная структура которых принимает иногда даже жестко
регламентированный характер, выражающийся в принятии определенных
законов, ритуалов вступления и членства.
Однако, ребенка периода среднего детства, характеризует большая
возбудимость, неразвитость способности к произвольному управлению
своими желаниями, потребностями, и в этой связи проблема формирования
учебно-познавательных мотивов приобретает особую значимость.
Постепенно, к 3-4-му классу, по мере накопления знаний интерес детей
направляется на научное содержание учебного предмета, их начинают
интересовать объяснения фактов, установление причинных зависимостей. И
как правило, в этом возрасте появляется избирательное отношение детей к
отдельным учебным предметам, в результате чего общий мотив учебы

становится все более дифференцированным (ИльинЕ.П.,2000).
Кроме того, у детей в начале этапа среднего детства можно
констатировать наличие не только ожидания и устремленности на
предстоящие личностные преобразования (например, стать школьником), но
и осознание себя (каким школьником я буду). Это позволяет включить в
образ собственного Я ребенка различные качества личности, необходимые
для успешного выполнения школьных учебных и организационных
обязанностей.
Исследования показывают, что для того чтобы ребенок чувствовал себя
счастливым, был способен лучше адаптироваться в новой среде и
преодолевать трудности, связанные с процессом обучения, ему необходимо
иметь положительное представление о себе. От характера личных
представлений ребенка о себе самом зависит большая или меньшая
уверенность его в своих силах, осознание результата как успеха или
неуспеха, соответственное отношение к допущенным ошибкам, выбор той
задачи, которая по степени ее трудности является посильной ребенку.
Для коррекции всех вышеуказанных трудностей младшего школьного
возраста сегодня существует множество различных психокоррекционных
упражнений, используемых в групповой работе с детьми и подростками,
однако, все они являются конкретным воплощением какого-либо метода из
следующих направлений: игротерапии, арттерапии (изобразительная,
сказкотерапия, музыкотерапия и т. д.), поведенческой терапии (различного
вида тренинги, психогимнастика), социальной терапии.
В программе элементы игротерапии используются в форме терапии
отношений, где игра выступает сферой, в которой происходит налаживание
отношений ребенка с окружающим его миром и людьми. Применение
данных форм работы способствует обучению детей отношениям друг с
другом, со взрослыми.
2. Направленность программы
Дополнительная
образовательная
общеразвивающая
программа
социально-педагогической направленности «Вверх по лестнице эмоций»
разработана
на
основании
нормативно-правовых
документов,
регламентирующих функционирование системы образования в Российской
Федерации:
 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» N 273-ФЗ в ред. Федеральных законов от
07.05.2013N99-ФЗ, от23.07.2013N203-ФЗ

 ПриказМинобрнаукиРоссииот6октября2009г.N373(ред.От31.12.2015г)«
Обутвержденииивведениивдействиефедеральногогосударственногообр
азовательногостандартаначальногообщегообразования».
 Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013г. № ИР-535/07 «О
коррекционном и инклюзивном образовании детей».
Программа разработана на основе специальных коррекционных
программ: «Психолого-педагогическая программа по развитию и коррекции
познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности
младшихшкольников» (Автор-составитель РудяковаО.Н.), «Психологическая
поддержка младших школьников» - дополнительная образовательная
программа по развитию и коррекции познавательной, эмоциональной и
коммуникативной сфер личности младших школьников (автор Боднар Е. В.
педагог-психолог МОУ для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медикосоциального сопровождения»), «Программа развития эмоциональной сферы
дошкольников и младших школьников» (Р.Калинина), разработок
Е.А.Алябьевой, связанные с исследованием и развитием эмоциональной
сферы дошкольников и младших школьников.
Принципы построения программы:
•
Принцип «нормативности» развития на основе учета возрастнопсихологических и индивидуальных особенностей ребенка;
•
Принцип «коррекции сверху вниз» по средством создания зоны
ближайшего развития ребенка;
• принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих
задач;
• принцип единства диагностики и коррекции;
•
принцип приоритетности коррекции каузального типа, направленной на
устранение или нивелирование самих причин, порождающих эти негативные
явления в развитии ребенка;
• деятельностный принцип;
• принцип комплексности методов психологического воздействия;
• принцип активного привлечения ближайшего социального окружения
ребенка к участию в коррекционной работе.
Цель программы:
Развитие социально-психологического и интеллектуального благополучия
младших школьников через формирование умений адекватного выражения
собственных эмоциональных состояний, а также развитие социальных

эмоций и нравственных чувств: эмпатии, милосердия, чувства
сопричастности.
2.4.Задачи программы:
1-2класс:
развитие умений чувствовать и понимать других;
воспитание желания помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться
за других;
сплочение детского коллектива;
развитие творческих способностей ребенка, создание условий к
индивидуальному самовыражению;
психологическая работа с такими формами школьной дезадаптации, как
страхи, тревожность и агрессия.
3-4класс:
• моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной
форме в особых игровых условиях, исследование их ребенком и его
ориентировка в этих отношениях;
• изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и
личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, осознание
собственного Я в игре формирование социальной компетентности и
способности к разрешению проблемных ситуаций;
• формирование на основе игровых отношений реальных отношений, т. е.
равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между
ребенком и сверстниками, обеспечивающих возможность позитивного
личностного развития;
• организация поэтапной отработки в игре более адекватных способов
ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и
усвоение;
• организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им
вербализации и осознания смысла проблемной ситуации в целом
иформирования ее новых значений;
активизация ценностно-смыслового компонента сознания и личности
детей, побуждение к осмыслению общечеловеческих ценностей и выработке
личностного отношения к ним, осознанию собственной внутренней позиции
и ценностных ориентаций;
обучение ребенка выделению, анализу и оценке нравственнопсихологического аспекта деятельности с точки зрения эталонов и образцов,
представленных в культуре;

Направленность программы: социально-гуманитарная
Направления работы в рамках программы
1. Сбор информации о ребенке - включает в себя изучение анамнеза и сети
социальных контактов семьи и ребенка, изучение динамики развития
ребенка.
2. Диагностическая работа — изучение когнитивных и эмоциональноличностных особенностей ребенка, определение зоны актуального и
ближайшего развития. Проведение психолого-педагогического обследования
ребенка. При составлении индивидуальной программы важны результаты
наблюдения за поведенческими реакциями ребенка, анализ истории его
развития. Необходимо учитывать наличие и отсутствие необходимых
навыков. На их основе происходит планирование развития и коррекции
социально-коммуникативных компетенций в условиях образовательного
учреждения и в рамках семейного воспитания.
3. Коррекционно-развивающая работа
— улучшение психического
состояния ребенка, развитие эмоционально-волевой сферы. Это реализация
программы в процессе коррекционно-развивающих занятий с учетом
возрастных, индивидуально-личностных особенностей ребенка, его
социального окружения, состояния здоровья, руководствуясь принципами
личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода
(например «от простого к сложному»).
Дополнительная
образовательная
общеразвивающая
программа
социально-гуманитарной направленности «Вверх по лестнице эмоций»
предусмотрена для освоения ребенком с нормой интеллектуального развития,
в возрасте с 7 до 11 лет и предполагает обучение детей трех возрастных
групп (7-8,9,10-11лет).
Программа условно разделена на три блока:
Блок 1. Адаптационный. (1-2класс)
Блок 2. Ориентационный. (3класс)
Блок 3. Основной. (4класс)
Каждый блок программы включает в себя три этапа:
1 Этап. Диагностический.
2 Этап. Коррекционно-развивающий.
3 Этап. Контрольный.
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Сроки реализации: 4 года

Ожидаемые результаты:
1. Должен знать:
правила поведения в школе и группе
правила эффективной коммуникации
имя и отчество педагога и одноклассников
способы и приемы эффективного выражения своих эмоций и чувств
способы поведения в конфликтной ситуации
эффективные способы самовыражения и саморегуляции
2.Должен уметь:
 самостоятельно идентифицировать своѐ эмоциональное состояние в
знакомых и не знакомых ситуациях;
 понимать эмоции окружающих
 анализировать мотивы поступков других людей
 самостоятельно контролировать своѐ эмоциональное
состояние;
 варьировать способы достижения цели в зависимости
от ситуации;
 стремиться к достижению цели;
 учитывать, полученную от окружающих эмоциональную информацию
в общении с окружающими
 строить эффективную устойчивую коммуникацию.
Используемые диагностические методики:
1. Для определения особенностей эмоциональной сферы младших

школьников
– «Тест тревожности» (Р.Тэммл, М.Доркии В. Амен.)
- Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек» (Дж.Бака)
- Методика «Определение уровня саморегуляции» (Н.А.Мишина);
-Методика «Исследование уровня мобилизации воли» (Ш.Н.Чхарташвили);
-Тест «Автопортрет» (В.В.Ветрова);
-Методика «Эмоциональные лица» (Н.Я.Семаго).
- Проективные методики «Несуществующее животное», «Рисунок семьи»,
«Моя школа».
Определение результативности
Для контроля результатов до начала, в середине учебного года и после
окончания цикла занятий проводится обследование детей.

7. Учебно-тематическое планирование
Адаптационный блок (1-2 класс)
№ п/п

Темы

1.

Создание условий для более близкого знакомства
Ребенка с другими детьми
Развитие умения распознавать чувства и настроения
Других людей
Стимулирование
общения,
развитие
памяти,
внимания, логического мышления, воображения,
Мелкой моторики, усидчивости
Развитие логического мышления, зрительно-моторной
координации, зрительной памяти

2.
3.

4.
5.
6.
7.

8.

9.

10.
11.
12.
13.

Развитие коммуникативных навыков, эмоциональной
сферы, развитие мышления, памяти, внимания
Формирование правильного представления о себе;
развитие логического мышления, зрительной памяти
Развитие наблюдательности, концентрации внимания,
зрительной памяти, логического мышления, умения
владеть собственным телом
Развитие коммуникативных навыков, тактильных
ощущений;
повышение
самооценки;
развитие
эмоциональной сферы
Эмоционально-экспрессивное развитие, овладение
элементами саморегуляции, развитие ассоциативного
мышления, внимания
Развитие эмпатических способностей, развитие
воображения, словесно-логического мышления
Развитие
умения
различать
и
понимать
эмоциональные состояния
Развитие фантазии, памяти, внимания, логики, речи,
моторики и зрительно-моторной координации
Формирование
самооценки;
развитие
умения
разбираться в чувствах и настроениях других людей

Кол-во
часов
1
2
2

1
2
2
2

2

2

2
2
2
2

14.

15.
16.
17.
18.
19.

Развитие навыков совместной деятельности, чувства
сопереживания, умения снимать психоэмоциональное
напряжение
Способы
снижения
психоэмоционального
напряжения.
Развитие умения осознавать своѐ эмоциональное
состояние и освобождаться от негативных эмоций
Приемы создания тѐплой атмосферы в отношениях
между детьми
Соотношение своих замыслов с замыслами других
детей
Развитие умения расслабляться, формирование
чувства уверенности в себе

ИТОГО

2

2
2
2
2
2
36 часов

Ориентационный блок (3класс)
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
ИТОГО

Темы
Каждый привлекателен по-своему
Я + Ты = Мы
Волшебные средства понимания
Настроение
Волшебная линия
Я–хороший, я–плохой.
Любимые сказки
Вместе веселее
Хорошо и плохо

Кол-во
часов
4
4
4
4
4
4
4
4
4
36часов

1. Основной блок(4класс)
№п/п
1.
2.
3.

Темы
Развитие мышления и речи.
Развитие способности выражать и понимать эмоции
других.
Развитие самосознания

Кол-во
часов
4
4
4

4.
5.
6.
7.
8.
9.
ИТОГО

Развитие мышления и речи.
Развитие воображения.
Развитие памяти.
Развитие внимания.
Коррекция трудностей учебной деятельности.
Развитие навыков общения.

4
4
4
4
4
4
36 часов

8. Темы с раскрытием содержания:
I. Адаптационный блок (36часов)
Занятие 1. Создание условий для более близкого знакомства ребенка в
микрогруппе, развитие образного мышления, воображения, осязательной
памяти.
Занятие 2. Развитие умения распознавать чувства и настроения других
людей, развитие языка жестов, мимики; развитие внимания, логического
мышления, воображения, слуховой памяти, умения моделировать; развитие
усидчивости, самоконтроля.
Занятие 3. Стимулирование общения, развитие памяти, внимания,
логического мышления, воображения, мелкой моторики, усидчивости.
Занятие 4. Развитие логического мышления, зрительно-моторной
координации, зрительной памяти, концентрации внимания, усидчивости,
коммуникативных качеств, эмоциональной сферы (эмоция радости).
Занятие 5. Развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы,
развитие мышления, памяти, внимания, моторики и зрительно-моторной
координации, умения владеть своим телом.
Занятие 6. Формирование правильного представления о себе; развитие
логического мышления, зрительной памяти, моторики и зрительно-моторной
координации, умения ориентироваться в пространстве, концентрировать своѐ
внимание, расслабляться.
Занятие 7. Развитие наблюдательности, концентрации внимания, зрительной
памяти, логического мышления, умения владеть собственным телом,
развитие моторики и зрительно-моторной координации; формирование
позитивной самооценки.
Занятие 8. Развитие коммуникативных навыков, тактильных ощущений;
повышение самооценки, развитие эмоциональной сферы; мелкой моторики,
концентрации внимания.
Занятие 9. Эмоционально-экспрессивное развитие, овладение элементами

саморегуляции, развитие ассоциативного мышления, внимания, моторики и
зрительно-моторной
координации,
воображения;
формирование
коммуникативных качеств.
Занятие 10. Развитие эмпатических способностей; развитие воображения,
словесно-логического мышления, внимания, временной ориентации,
образного мышления.
Занятие 11. Развитие умения различать и понимать эмоциональные
состояния; развитие логического, образного мышления, воображения,
внимания, зрительной памяти.
Занятие 12. Развитие фантазии, памяти, внимания, логики, речи, моторики и
зрительно-моторной координации, профилактика нарушения зрения;
развитие эмоциональной сферы.
Занятие 13. Формирование самооценки; развитие умения разбираться в
чувствах и настроениях других людей, укрепление чувства уверенности;
развитие воображения, логической памяти, логического мышления,
внимания.
Занятие 14. Развитие навыков совместной деятельности, чувства
сопереживания, умения снимать психоэмоциональное напряжение; развитие
слуховой памяти, внимания, логического мышления.
Занятие 15. Развитие внимания, воображения, логического мышления,
моторики
и
зрительно-моторной
координации,
умения
снимать
психоэмоциональное напряжение.
Занятие 16. Развитие умения осознавать своѐ эмоциональное состояние и
освобождаться от негативных эмоций, развитие волевой сферы,
саморегуляции; формирование правильного представления о себе, верной
самооценки; развитие внимания.
Занятие 17. Создание тѐплой атмосферы в отношениях между детьми,
развитием моторной координации, восприятия, зрительной памяти,
концентрации внимания, понятийного мышления, пополнение словарного
запаса, умения снимать психоэмоциональное напряжение.
Занятие 18. Развитие умения снимать напряжение, умения соотносить свои
замыслы с замыслами других детей; развитие внимания, зрительной памяти,
моторики и зрительно моторной координации, формирование уверенности в
правильности воспроизведения.
Занятие 19. Развитие умения расслабляться, снимать психоэмоциональное
напряжение; развитие внимания, зрительной памяти, воображения, мелкой
моторики; формирование чувства уверенности в себе.

II. Ориентационный блок (36часов)
Занятие 1. Осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности,
своим
особенностями
способностям.
Осознание
собственной
неповторимости, физических особенностей. Развитие репертуара телесных
ощущений,
обучениеиспользованиютактильногоконтактакакспособавыражениясимпатии
друг к другу
Занятие 2. Развитие чувства принадлежности к группе. Получение опыта
позитивного взаимодействия.
Занятие 3. Знакомство с интонированием речи, мимикой и пантомимикой.
Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Развитие
отрицательного отношения к безучастному отношению к проблемам других.
Развитие умения принимать настроение других людей.
Занятие 4. Описание своего настроения, обогащение опыта самоконтроля.
Осознание настроения другого. Обогащение способами выражения своего
настроения. Влияние настроения на взаимоотношения людей.
Занятие 5. Обогащение опыта отреагирования эмоций. Упражнение в
регулировании эмоций.
Занятие 6. Осознание и принятие себя, своих черт. Развитие адекватной
самооценки. Нахождение способов преодоления отрицательных черт
характера.
Занятие 7. Развитие понимания себя и других. Преодоление барьеров в
общении. Отреагирование собственных чувств.
Занятие 8. Расширение опыта позитивного взаимодействия. Развитие умения
соотносить свои желания с желаниями и действиями других.
Занятие 9. Развитие доверия к окружающим детям и взрослым. Развитие
потребности в общении, взаимодействии.
III.

Основной блок (36часов)

Занятие 1. Развитие мышления, восприятия, операции классификации, общей
осведомленности, быстроты реакции, внимания. (Развитие способности
быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные, связи
между привычными предметами, творчески создавать новые целостные
образы из отдельных разрозненных элементов.)
Занятие 2. Развитие правильного понимания детьми эмоциональновыразительных движений рук и адекватного использования жеста. Обучение

элементам техники выразительных движений: эмоции внимания, интереса.
Развитие выразительной моторики, способности понимать эмоциональное
состояние другого человека и умения адекватно выразить свое. Коррекция
эмоциональной сферы. Формирование позитивного отношения к себе.
Занятие 3. Оценка психоэмоционального состояния; Определение уровня
самооценки ребенка; формирование позитивного отношения к себе.
Расширение представления о себе: укрепление уверенности в своих
возможностях; обучение осознанию и выражению своих мыслей и желаний;
Коррекция трудностей поведения и характера. Повышение самооценки
ребенка, его значимости в коллективе. Развитие коммуникативных навыков,
снятие мышечных зажимов в области рук, повышение уверенности ребенка.
Помощь в расслаблении мышцы нижней части лица и кистей рук. Обучение
ребенка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности.
Отреагирование негативной ситуации в целом.
Развитие
саморегуляции,
высвобождение
накопившейся
энергии.
Отреагирование гнева. Выход агрессии, эмоционального напряжения.
Релаксация, обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня
личностной тревожности.
Обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной
тревожности.
Занятие 4. Развитие грамматического строя речи, развитие словарного запаса,
развитие мышления (составление сказок, рассказов по картине)
Занятие 5. Развитие воображения, творческого мышления, памяти,
коммуникативных навыков, ассоциативной функции воображения.
Занятие 6. Развитие тактильной памяти, моторно-слуховой памяти,
наблюдательности, логической памяти.
Занятие 7. Совершенствование внимания. Развитие умения быстро
сосредоточиваться. Развитие активного внимания. Развитие внимания,
связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов,
тренировка распределения внимания.
Занятие 8. Формирование учебных умений, приемов самоконтроля. Развитие
произвольности.
Занятие 9. Создание положительного эмоционального фона. Упражнения и
игры для развития навыков общения.

Список литературы:
1.
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ в ред. Федеральных законов от 07.05.2013N99ФЗ,от23.07.2013N203-ФЗ
2.
Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009г.N373(ред.От31.12.2015г)
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования».
3. Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013г.
коррекционном и инклюзивном образовании детей»

№ИР-535/07

«О

4. Морянова Н. П. Влияние учебно-познавательной мотивации на уровень
тревожности
у
младших
школьников
в
процессе
их
учебной
деятельности.Автореф.дис.канд.психол.наук.Тверь,1999.
5. Коноваленко, С.В. Коммуникативные способности и социализация детей59лет.[Текст]: /С.В.Коноваленко–М.:Изд-воЭксмо,2004.–240 с.,ил.
6. Микляева,
А.В.
Школьная
тревожность:
диагностика,
профилактика,коррекция (Текст): / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПБ.: Речь,
2004. –248 с.,ил.
7. ПаренсГ.Агрессиянашихдетей.М.,2007.
8. Психодиагностика детей/Сост.А.С.Галанов.-М.:ТЦСфера,2002
9.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. [Текст]:
популярное пособие для родителей и педагогов./ А.Э.Симановский Ярославль:
«Академия развития»,1996.-192с.
10. Сорокоумова,Е.А. Уроки общения в начальной школе. [Текст]
:практическое пособие /Е.А.Сорокоумова.–М.:Аркти,2007.–40с.
11. Справочник дошкольного психолога.Г.А.Широкова.-Изд.4-е–Ростовн/Д:
Феникс,2006
12. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7-10лет. [Текст]: ваш ребенок: наблюдаем,
развиваем, изучаем / Тихомирова Л.Ф.-Ярославль:Академияразвития,2005.-144с.
13. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших
школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов(Текст):
/
Л.Ф.Тихомирова.
Ярославль:
Академия
развития:
Академия,
Ко:АкадемияХолдинг,2001.-208с.,ил.
14. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? [Текст]: психологические
игры и упражнения/К.Фопель.– М.:Генезис,1998.–160с.
15. Шевлякова,И.Н. Посмотри внимательно на мир(Текст):
/И.Н.Шевлякова.-М.:Генезис,2003.-96с.
16. Ясюкова, Л.А. Методика определения готовности к школе [Текст]: прогноз
и профилактика проблем обучения в начальной школе / Л.А.Ясюкова.– СПб.:
«ИМАТОН»,1999.–181 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».