Департамент образования Администрации города Дзержинска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 22 с углубленным изучением французского языка» г. Дзержинска Нижегородской области Принята на заседании педагогического совета МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка Протокол № 4 от 31.03.22 Утверждена приказом директора МБОУ СШ № 22 с углубленным .изучением французского языка Опариной Ю. А. Приказ № 165-п от 31.03.22 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Французский язык для самых маленьких» Возраст воспитанников: 5-6 лет Срок реализации программы: 1 учебный год Разработчик программы: Заботина Ирина Николаевна, учитель французского языка, Заслуженный учитель РФ г. Дзержинск, 2023 год 1 Содержание 1. Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»: - пояснительная записка ………………………………………………… 3 - цель и задачи программы ……………………………………………… 5 - содержание программы ………………………………………………… 6 - планируемые результаты ………………………………………………. 8 2. Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»: - рабочая программа ……………………………………………………… 9 - учебный план …………………………………………………………… .9 - календарный учебный график …………………………………………. 10 - условия реализации программы ……………………………………….. 10 - формы аттестации ………………………………………………………. 11 - оценочные материалы ………………………………………………….. 12 - методические материалы ………………………………………………. 12 - список литературы и интернет-ресурсов ……………………………… 14 3. Приложения……………………………………………………………. 15 2 РАЗДЕЛ № 1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ» Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Французский язык для самых маленьких» (далее Программа) разработана для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями основных нормативных документов: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13». - Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Программа «Французский язык для самых маленьких» - это пропедевтический курс одного года обучения детей 5-6 лет на базе дошкольного учреждения, целью которого является формирование интереса у учащихся, их родителей к изучению французского языка. Направленность программы: социально-педагогическая Актуальность программы обусловлена требованиями развития нашего общества. В связи с бурным социально-техническим прогрессом, изменением социального состава общества во многих странах мира происходит интенсивный процесс реформирования школы, который затрагивает и систему начального воспитания и обучения, т.е. детский сад. Детский сад является основной базой для последующего гармоничного развития личности. Эмоциональный облик, жизненные позиции и нравственные критерии взрослого человека связаны с его опытом и атмосферой общения в раннем возрасте. Особый вклад в формирование такой личности вносит обучение французскому языку в дошкольном возрасте. Вследствие чего происходит 3 приобщение ребенка к новому языковому миру, улучшая его адаптацию к полилингвальной и поликультурной ситуации в современном мире. Отличительные особенности программы Включение изучения иностранного языка (школьного предмета) на раннем этапе развития ребенка, что благотворно влияет на его общее развитие, речевые способности, на расширение общего кругозора. Адресат программы – дети 5-6 лет Дошкольный возраст – самое благоприятное время для развития лингвистических способностей ребенка. У детей отсутствуют комплексы в отношении иного (неродного) языка: они не боятся допустить ошибку, не разочарованы в своих возможностях, не осознают всех потенциальных проблем обучения. Дошкольники особенно восприимчивы к фонетике и интонации речи, поэтому в этом возрасте легче сформировать у детей навыки правильного произношения. Ничто не тренирует память так, как систематическое запоминание слов, а лингвистические модели тренируют аппарат мышления не хуже, чем математические. Изучение иностранного языка — это, прежде всего, тренинг общения, умение действовать в нестандартных ситуациях, если вы учили язык в раннем детстве, «языковой барьер» у вас не появится до старости. Объем и срок освоения программы Срок реализации программы - 1 год (36 занятий) Режим занятий – 1 раз в неделю по 25 минут Форма обучения – очная Особенности организации образовательного процесса Для обучения формируется группа одной возрастной категории (5-6 лет), состав группы – постоянный. 4 Цель и задачи программы Цель программы: создание условий для формирования мотивации изучения французского языка. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: личностные: формировать желание изучать французский язык; познакомить с нормами, нравами, спецификой поведения представителей другой культуры; воспитывать уважение к другим народам, приобщать к мировой культуре человечества. метапредметные: расширять кругозор детей, знакомя их со страной изучаемого языка, а именно дать дошкольникам первоначальные знания географии, познакомить их с французским фольклором и литературой (французскими сказками). предметные: развивать коммуникативные навыки с помощью французского языка, а именно, формировать умения понимать иноязычную речь на слух в игровых ситуациях, воспроизводить выученный материал (стихи, песни и т.д.), высказываться с опорой на образец, пользоваться ответными репликами. 5 Содержание программы 1. Тема «Знакомство» (3 занятия) Представление героев сказок Ш. Перро: Кот в сапогах, Красная Шапочка, Золушка и т. д. Подвижная игра «Солнышко и дождик». Составление маленького диалога с приветствием и прощанием. 2. Тема «Моя семья» (3 занятия) Знакомство со словами, обозначающими членов семьи: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, дядя. Автоматизация новых слов. Составление маленького диалога из 2-3 реплик о себе и семье. 3. Тема «Счет» (4 занятия) «Счет от 1 до 10». Мой возраст. Заучивание четверостишия Анн Рокар «Считалка про себя самого». Подвижная игра «Четыре кота-малыша». Составление маленького диалога «Сколько мне лет?» Заучивание стихотворения Мориса Карема «Считалка». 4. Тема «Цвета» (3 занятия) Знакомство с основными цветами на французском языке. Ввод новых лексических слов: черный, белый, красный, желтый, синий, коричневый, зеленый и т. д. Дидактическая игра «Какого цвета бабочки?». Заучивание стихотворения на французском языке Пьера Гаммара «Бабочки». Дидактическая игра «Цвета радуги». 5. Тема «Дом» (5 занятий) Ввод лексических единиц для описания дома: дом, квартира, комната, спальня, кухня, окно, крыша, лестница, стол, стул, дверь. Ввод новых лексических единиц, обозначающих мебель: кровать, ковер, картина, игрушки, стол, стул. Дидактическая игра. Составление маленького диалога на тему «Мой дом». 6. Тема «Животные» (5 занятий) Ввод лексических единиц, обозначающих домашних животных: собака, кошка, петух, курица, кролик, утка, корова, барашка, лошадь, хрюшка. 6 Автоматизация лексических единиц. Ввод лексических единиц, обозначающих диких животных: медведь, волк, лиса. Дидактическая игра «Покажи и назови только диких животных / только домашних животных». Ввод новых лексических единиц, обозначающих диких экзотических животных: зебра, слон, жираф, тигр и др. Дидактическая игра «В зоопарке». 7. Тема «Еда» (5 занятий) Ввод лексических единиц: суп, хлеб, сыр, колбаса, какао, компот, бутерброд, шоколад, конфета. Автоматизация новых лексических единиц. Дидактическая игра: «Что есть на столе?». Ввод новых лексических единиц, обозначающих фрукты: яблоко, груша, персик, абрикос, банан, апельсин, мандарин и. д. Автоматизация новых лексических единиц. Ввод новых лексических слов, обозначающих овощи: помидор, огурец, салат, картошка, лук и. д. Дидактическая игра: «Раскрасть и называть только фрукты / овощи». Составление маленького диалога «Мой любимый фрукт (овощ)». Дидактическая игра «Что растет на огороде?» 8. Повторение изученных тем (8 занятий) Повторение изученных лексических единиц и речевых образцов. Подготовка к итоговому занятию. Итоговое занятие. 7 Планируемые результаты В результате изучения французского языка в дошкольном учреждении по окончанию дети получат следующие результаты: личностные: сформируют желание и мотивацию изучения французского языка; узнают нормы, нравы, специфику поведения представителей другой культуры в конкретных ситуациях общения; научатся уважать другие народы, приобщатся к мировой культуре человечества. метапредметные: расширят кругозор, познакомятся со страной изучаемого языка, а именно узнают первоначальные сведения по географии, познакомятся с французским фольклором и литературой (французскими сказками). предметные: • узнают не менее 10 слов на французском языке по каждой изученной теме; • сформируют непроизвольное произношение на уровне имитации и повторения; • научатся выполнять распоряжения по ходу действия игровой ситуации или другой деятельности; • научатся давать краткое описание предмета; • научатся удерживать в памяти и повторять небольшие фразы, стихи, песни. 8 РАЗДЕЛ № 2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ» Рабочая программа Программа включает разговорные темы ближайшего окружения детей в повседневной жизни: «Знакомство», «Моя семья», «Счет», «Цвета», «Дом», «Животные», «Еда». Занятия комбинированные, так как состоят из теоретических знаний и практических упражнений и дидактических игр, направленных на закрепление полученных знаний. Учебно-тематический план № Тема 1 Знакомство. 3 часа 2 Моя семья 3 часа 3 Счет 4 часа 4 Цвета 3 часа 5 Дом 5 часов 6 Животные 5 часов 7 Еда 5 часов Всего часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Виды деятельности Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие 9 Формы контроля Диалог знакомство Показать и назвать членов семьи Счет до 10 Показать и назвать основные цвета Показать и назвать некоторую мебель Показать и назвать животных Показать и назвать некоторые продукты 8 Повторение изученных тем 7 часов Итоговое занятие 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Считалки и песенки по темам Занятие - концерт 36 Календарный учебный график Продолжительность учебного года Каникулярное время Продолжительность 1 полугодия Продолжительность 2 полугодия Объем недельной нагрузки Длительность занятия 01.09 - 31.05 Новогодние каникулы 01.01 – 09.01 01.09 – 28.12 09.01 – 31.05 1 занятие 25 минут Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Обучение проводится на базе детского дошкольного учреждения в помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, оборудованным всем необходимым для проведения образовательной деятельности: - мебелью; - компьютером с проектором, акустическими колонками (желательно); - набором тематических игрушек и (или) картинок. Информационное обеспечение 1. Méthode française « Les Loustics », Hachette, Paris, 2012 2. «Иностранный язык для дошкольников. Программа по обучению иностранному языку детей дошкольного возраста «Первая встреча»» М. Центр инноваций в педагогике. 1997 г. 3. Э. Береговская “Le francais pour tout petits”, М. «Просвещение», 2002г. 10 4. А. В. Нехорошева, Т. М. Трушина “Стихи и рифмовки на уроках иностранного языка: практическое пособие”, М, «АРКТИ» 2010 5. Международный образовательный портал MAAM.RU https://www.maam.ru/ 6. Играемся. Игры на счет https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-nalogiku-i-myshlenie/uchimsja-schitat-do-desjati 7. Считаем весело https://www.youtube.com/watch?v=gXcPyVN_D5g 8. Моя комната https://www.youtube.com/watch?v=CUAsT_mI5TY Должность Учитель Кадровое обеспечение Должностные обязанности Количество работников Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психологических особенностей и специфики преподаваемого предмета. 1/2 Уровень квалификации работников Высшее профессиональное образование со стажем работы не менее 3-х лет и категорией, не ниже I квалификационной Формы аттестации Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: - входная диагностика (проводится в начале обучения) на определение уровня развития говорения на русском языке, а также уровня коммуникационных навыков; форма проведения – беседа с обучающими; - текущий контроль (проводится на каждом занятии), чтобы узнать, как учащиеся усвоили материал; - промежуточная диагностика (проводится в конце изучения каждой темы, форма проведения – дидактические игры; - итоговая аттестация (проводится по окончании обучения), форма проведения - открытое итоговое занятие. Форма предъявления и регистрации образовательных результатов – журнал посещаемости, таблица диагностических наблюдений, открытое занятие. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: диалог – знакомство, показать и назвать членов семьи, счет до 10, показать и назвать 11 основные цвета, показать и назвать некоторую мебель, показать и назвать животных, показать и назвать некоторые продукты, рассказать наизусть считалки и песенки по темам, концерт для родителей. Оценочные материалы 1. Входная диагностика (Приложение № 1), автор Заботина И. Н. 2. Промежуточная диагностика (Приложение № 2), автор: Фесенко О. А. 3. Итоговая диагностика (Приложение № 3), автор: Иванова Е. Г. Методические материалы Форма занятий - очная. Методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой. Форма организации образовательного индивидуально-групповая. Формы организации учебного процесса дидактическая, подвижная, театрализованная). процесса – групповая и - игра (сюжетно-ролевая, Педагогические технологии – технология группового обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения: информационные технологии. Алгоритм учебного занятия * начало, включающее в себя приветствие на французском языке и фонетическую гимнастику “Гимнастика Французского Язычка” (Приложение 5); * физкультминутка, во время которой детям дается возможность реализовать потребность в движении (Приложение 4); * основная часть, во время которой вводятся новые лексические единицы и речевые образцы, происходит закрепление и повторение предыдущего материала; * конец занятия, т.е. обобщение пройденного и прощание на французском языке. Дидактические материалы * Игрушки разного размера и цвета. Особое внимание надо уделить игрушкам-персонажам, которые являются постоянными “помощниками” 12 педагога на каждом занятии. Постоянные игрушки-персонажи необходимы на каждом занятии как связующее звено между занятиями, как продолжение одной сюжетной линии. * Тематические картинки с изображением членов семьи, цифр, элементов дома и мебели, животных, еды. * Аудиозаписи французских детских песен, особенно в исполнении детей, видеоклипы, а также музыкальные фонограммы тех песен, которые дети поют на занятиях. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка. 13 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ Для педагога 1. Méthode française « Les Loustics », Hachette, Paris, 2012 2. «Иностранный язык для дошкольников. Программа по обучению иностранному языку детей дошкольного возраста «Первая встреча»» М. Центр инноваций в педагогике. 1997 г. 3. Э. Береговская “Le francais pour tout petits”, М. «Просвещение», 2002г. 4. А. В. Нехорошева, Т. М. Трушина “Стихи и рифмовки на уроках иностранного языка: практическое пособие”, М, «АРКТИ» 2010 5. Международный образовательный портал MAAM.RU https://www.maam.ru/ 6. Играемся. Игры на счет https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-nalogiku-i-myshlenie/uchimsja-schitat-do-desjati 7. Считаем весело https://www.youtube.com/watch?v=gXcPyVN_D5g 8. Моя комната https://www.youtube.com/watch?v=CUAsT_mI5TY Для обучающихся Картинки: - персонажи сказок Шарля Перро: Кто в сапогах, Красная шапочка, Золушка. - члены семьи: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, дядя. - цифры от 1 до 20 - цвета: черный, белый, красный, желтый, синий, коричневый, зеленый. - элементы дома: дом, квартира, комната, спальня, кухня, окно, крыша, лестница, дверью - мебель: стол, стул, кровать, картина, ковер, игрушки. - домашние животные: собака, кошка, петух, курица, кролик, утка, корова, барашка, лошадь, хрюшка. - дикие животные: медведь, волк, лиса. - экзотические животные: зебра, слон, жираф, тигр. - еда: суп, хлеб, сыр, колбаса, какао, компот, бутерброл, шоколад, конфета. - фрукты: яблоко, груша, персик, абрикос, банан, апельсин, мандарин. - овощи: помидор, огурец, салат, картошка, лук. Игрушки могут дублировать или заменять картинки (мебель, животные, еда и т. д.) 14 Приложение № 1 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Французский язык для самых маленьких» Входная диагностика на определение уровня развития говорения на русском языке, а также уровня коммуникационных навыков в форме индивидуальной беседы. Автор: Заботина И. Н. 1) Как тебя зовут? 2) Сколько тебе лет? 3) У тебя большая семья? Сколько человек у тебя в семье? 4) Есть у тебя братик или сестра? Сколько ему (ей) лет? 5) На каком этаже вы живете? 6) Сколько у вас комнат? 7) Какая мебель у вас дома? 8) Какая у тебя любимая игрушка? Почему ты ее любишь? 9) Какое животное ты любишь? Почему? 10) Что ты любишь кушать? Какой у тебя любимый фрукт ил овощ? Ответ Фамилия, имя 1 2 3 балл балла балла Фамилия, имя 1 2 3 балл балла балла Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 Вопрос 5 Вопрос 6 Вопрос 7 Вопрос 8 Вопрос 9 Вопрос10 1 балл - слово или словосочетание 2 балла – простое предложение 3 балла – развернутое предложение 15 Фамилия, имя 1 2 3 балл балла балла Приложение № 2 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Французский язык для самых маленьких» Дидактические игры Тема 1 «Знакомство» Игра «Пальчики здороваются» по французскому языку для детей дошкольного возраста Автор: Фесенко О. А. Цель: практиковать в употреблении формы приветствия в разное время суток на французском языке. - Мы всегда радуемся, будто маленькому празднику, когда наступает новый день. На праздники пускают салюты. Слово «салют» напоминает французское приветствие : «Salut!» Перед детьми появляется изображение руки с солнышком над большим пальцем. - Большие пальчики приветствуют друг друга, говоря: «Salut!» ("Привет!"). Дети изгибают большие пальчики, поставив один напротив другого. - Дальше солнышко поднимается выше. Утром нас будит будильник. Перед детьми появляется изображение руки с солнышком над указательным пальцем. - Указательные пальчики приветствуют друг друга, говоря: «Bon-bon-bon-bon matin!" ("Доброе утро!") Дети изгибают указательные пальчики, поставив один напротив другого. - Днем солнышко находится высоко. Перед детьми появляется изображение руки с солнышком над средним пальцем. - Средние пальчики приветствуют друг друга, говоря: «Bonjour!» ("Добрый день!") Дети изгибают средние пальчики, поставив один напротив другого. - Когда вечереет, солнышко опускается. Перед детьми появляется изображение руки с солнышком над безымянным пальцем. 16 - Безымянные пальчики приветствуют друг друга, говоря: «Bonsoir!» ("Добрый вечер!") Дети изгибают безымянные пальчики, поставив один напротив другого. - Ночью солнышко прячется за горизонт. Перед детьми появляется изображение руки с солнышком за мизинцем. - Мизинчики желают: «Bonne nuit!» («Спокойной ночи!») Дети изгибают мизинчики, поставив один напротив другого. Считалки Marie et Renci Bonjour, Marie! Bonjour, Renci! Comment vas-tu? Très bien, merci! Le matin et le jour Le matin et le jour Je dis: «Bonjour!» Mais le soir, Je dis: «Bonsoir!!!» Et vers la nuit Je dis: «Bonne nuit!» Тема 2 «Моя семья» Papa et maman, Leurs deux enfants, Le fils et la fille С’est une famille. Dans cette maison Demeure une famille: Deux petits garçons Et deux petites filles Тема 3 «Счет» Интерактивные игры на счет https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/uchimsjaschitat-do-desjati 17 Тема 4 «Цвета» Найди и назови правильно! Цветные картинки распределяются поровну между детьми. Учитель берет картинку и, не показывая детям, называет цвет. Тот, у кого имеется этот цвет, показывает картинку учителю и детям и повторяет слово. Если картинка выбрана правильно, ребенок переворачивает ее рисунком вниз, и игра продолжается. Выиграет тот, у кого больше перевернутых картинок. Чтобы обеспечить активность каждого ученика, один и тот же цвет изображается на нескольких карточках. Тема 5 «Дом» Quatre fenêtres, Quatre murs, Un plafond et un plancher, Ajoutez encore une porte! C’est une chambre que ça fait. Найди и назови правильно! Картинки с изображением предметов мебели распределяются поровну между детьми. Учитель берет картинку и, не показывая детям, называет мебель. Тот, у кого имеется эта картинка, показывает картинку учителю и детям и повторяет слово. Если картинка выбрана правильно, ребенок переворачивает ее рисунком вниз, и игра продолжается. Выиграет тот, у кого больше перевернутых картинок. Чтобы обеспечить активность каждого ученика, один и тот же предмет мебели изображается на нескольких карточках. Тема 6 «Животные» Угадай, кто кричит! Учитель вызывает одного ребенка, уводит его за ширму и договаривается с ним, какое животное или птицу он будет изображать (см. «Фонетические игры»). За ширмой раздается: «Quoi, quoi, quoi». Дети угадывают: «С’est une oie!» Один ребенок может изображать 2—3 животных. За хорошие артистические способности он получает приз. 18 КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ? Дети делятся на несколько групп по количеству изображаемых ими животных. Можно разделить их с помощью считалки. Затем с каждой группой учитель повторяет те звуки, которые дети должны произносить. После этого он по очереди обходит «домики», в которых живут все выбранные животные, и спрашивает: «Toc, toc, toc. Qui est dans cette maisonnette?» Дети отвечают: «Les oies — quoi, quoi, quoi» (см. предыдущую игру). Недостаточно хорошо произнесенные звуки нужно громко повторить. Игра может повторяться несколько раз, количество животных (соответственно и звуков) может меняться. Иногда ребят можно поменять ролями. НА ФЕРМЕ Nos canards — coin, coin, coin, Nos oies — quoi, quoi, quoi, Nos pigeons — rou, rou, rou, Nos petites poules — cot, cot, cot, Nos poussins — piou, piou, piou, Notre chien — oua, oua, oua, Notre chat — miaou, miaou, Nos moutons — bêe, bêe, bêe, Nos brébis et nos agneaux — bêe, bêe, bêe, Notre vache — meuh, meuh. Учитель начинает каждую строчку, дети продолжают хором. Можно поделить детей на группы: «les canards», «les oies» и т. д. В этой игре помимо слухового внимания и памяти вырабатывается выдержка, так как всем хочется покричать, а надо ждать своей очереди. Тема 7 «Еда» Найди и назови правильно! Картинки с изображением еды распределяются поровну между детьми. Учитель берет картинку и, не показывая детям, называет продукт. Тот, у кого имеется эта картинка, показывает картинку учителю и детям и повторяет слово. Если картинка выбрана правильно, ребенок переворачивает ее рисунком вниз, и игра продолжается. Выиграет тот, у кого больше перевернутых картинок. Чтобы обеспечить активность каждого ученика, один и тот же пррдукт изображается на нескольких карточках. 19 Приложение № 3 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Французский язык для самых маленьких» ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «В гости к Французскому Язычку» Автор: Иванова Е. Г. «Une visite La Petite Langue Franaise» Тип занятия : • комплексное: французский язык + коммуникация, музыка, познание, формирование целостной картины мира, физкультура. • итоговое. Цель занятия : • формирование коммуникативных умений - навыков говорения, навыков аудирования (восприятия иностранной речи на слух); • развивать у детей навык диалогической речи на иностранном языке; • продолжать знакомить детей с французской детской поэзией; • развивать творческие способности детей; • воспитывать интерес и любовь к стране изучаемого языка и к французской культуре; • формировать умение взаимодействовать в коллективе Оборудование: • сюжетные картинки по теме; • игрушка кролик – персонаж песни; • колокольчики; • атрибуты содержащие лингвострановедческий материал; • записи песен на французском языке Время проведения занятия : 20–25 мин. Ход занятия: Начало занятия. Приветствие. 1. Воспитатель: Bonjour, mes amis! Дети: Bonjour, madаme! У : Asseyez-vous. Notre lecon commence. Aujourd’hui nous allons chez notre ami – Petite Langue Franaise. 20 Ребята, сегодня у нас необычное занятие, потому что мы отправимся в гости к нашему доброму другу Французскому язычку! Путь наш будет непрост. Мы должны пройти по этому волшебному мостику (показываю на рисунок). Но на нем нет ни одной дощечки. Мы с вами должны будем собрать все досочки и уложить их на мостик. Но сделать это мы сможем лишь выполнив все задания, которые приготовил для нас наш друг Французский Язычок! 2. Еh bien - une premire tâche (первое задание) : Nous nous présentons – мы должны представиться! Диалог с воспитателем: У: - Qui es tu? (Как тебя зовут) Д: - Je suis(Я Даша) - Comment ça va? (Как твои дела) - Merci, ça va bien.(Спасибо хорошо) - Quel âge as-tu? (Сколько тебе лет) - J’ai six ans.(Мне 6 лет) - Est-ce que tu es sage? (belle, charmante, modeste) (Ты скромная) - Oui, je suis sage.(Да, я скромная.) А вот и первая дощечка на наш волшебный мостик! Основная часть. 3. У: Ребята, у Французского Язычка много друзей. Среди них есть персонажи разных песенок и стихов. И вот сегодня один из друзей ФЯ пришел к нам на занятие. Dites-moi, s’il vous plaît, qui est-ce? (Кто это) Д: C’est le lapin. (Это кролик.) Диалог с воспитателем. У: ФЯ очень нравится песенка о кролике, который съел в огороде капусту. Споем эту песенку! Д: Да, споем! Исполнение французской песенки “Mon petit lapin”. Très bien! (Молодцы ребята). Вторую дощечку мы получили для нашего мостика! 4. ФЯ очень любит стихи. Давайте его порадуем и расскажем стишки. Racontons des poésies. (Дети рассказывают разученные ранее стихотворения). Très bien! Еще одну дощечку получаем от Французского Язычка! 5. В: Ребята, а еще у ФЯ есть братец Жак, который ну никак не хочет просыпаться рано утром. Давайте поможем ему проснуться, разбудим братца Жака. Prenons des cloches. Исполнение французской песенки “Frère Jaques”. Très bien! (Молодцы ребята). Кладем еще одну дощечку! 6. Физкультминутка. – Reposons un peu! Levez-vous! Faisons de la gymnastique.(Немного отдохнем! Вставайте! Сделаем зарядку) 21 Я буду говорить французские слова из стихотворения, а вы покажете их с помощью жестов. – Le vent! – дети изображают ветер – L’oiseau! – дети изображают птицу – Le bois! – дети изображают лес – La pluie! – дети изображают дождь - La neige!– дети изображают снег - La grenouille! – дети изображают лягушку – Joue! – дети парами играют в “ладушки” – Cache! – дети садятся и прячут лицо в ладони - Saute! - дети подпрыгивают - Danse! – дети танцуют Très bien! (Молодцы ребята). Уже почти весь мостик мы собрали! – Asseyez-vous! 7. А теперь ребята, мы пройдем по мостику назвав цвета, в которые он раскрашен. Называем хором цвета: orange (оранжевый, lilas (сиреневый, rouge (красный, vert (зеленый, jaune (желтый, bleu (голубой). Très bien! (Молодцы ребята). 8. В: Ребятки последнюю дощечку на наш волшебный мостик я положила не случайно. Ведь теперь мы можем подняться на него и спеть нашу любимую песенку “Sur le Рont d’Avignon” «На мосту Авиньён». Исполнение французской песенки “ Sur le Рont d’Avignon ”. Très bien! (Молодцы ребята). Заключительная часть. В: Ребята, ну вот мы пришли в гости к ФЯ, перейдя волшебный мостик! Французский Язычок очень рад нашей встрече! Он всегда нас ждет к себе в гости! Каждому из вас он хочет подарить вот такой замечательный цветочек, который вырастил в своем саду. Но цветы эти необыкновенные. Они раскрашены в цвета французского флага – голубой, белый, красный! Notre leçon est finie. (Наше занятие закончено). Au revoir mes amis! (До свидания, ребята) Д: Au revoir madame! (До свидания) 22 Приложение № 4 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Французский язык для самых маленьких» ПОДВИЖНАЯ ИГРА « Le soleil et la pluie » («Солнышко и дождик») Задачи: Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Улучшать психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний. Правила игры. 1. На слова «Il pleut!» бежать в свой дом (сесть на скамеечку, а на слова «Le soleil brille!» выйти на середину площадки. 2. Выполнять движения, согласуй их со словами и подражая воспитателю. Ребята, посмотрите на небо, что там ярко светит? (солнышко – le soleil) Смотрите, а рядом тучка плывет (un nuage), наверно дождик собирается (la pluie). А вы боитесь дождика? Ребята давайте сядем на скамеечку- это будет наш домик, который спрячет нас от дождика. А пока дождика нет, давайте выйдем из домиков и поиграем. “Le soleille brille” Повторяйте за мной слова и движения: “Frappe-frappe-frappe, C’est bien! Tope-tope-tope! C’est bien! Ребята посмотрите, дождик начался (Il pleut !). Дождик пошёл. Скорее домой. (Дети спешат в домики) Стало очень скучно! Давайте попросим дождик перестать капать! La plue, arrête ! Теперь можно выходить поиграть, мячик с вами покатать. Jouons à la balle ! 23 Приложение № 5 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Французский язык для самых маленьких» «СКАЗКА О ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫЧКЕ» Автор: Марфина О. Ю. Цель: развивать фонетико-фонематические навыки детей. Задачи: Формировать навыки правильного произношения звуков изолированно, в словах, во фразах. Развивать речевой аппарат детей. Развивать фонетико-фонематический слух детей. Жил-был во Франции в маленьком домике ("la maisonette”) Французский Язычок (ФЯ). Рано утром он проснулся и зевнул, широко открывая рот: "[a-a-a]![э-э-э]!” ФЯ встал и пошёл умываться. Вода("l’eau”) была такая холодная, что ФЯ воскликнул: "[wa] – [frwa]!” Оделся ФЯ и стал убираться в домике. Взял в руки метлу("le balai”) и начал подметать. Подметает, а метла поёт: "je suis – suis-je, je suis – suis-je”. Подмёл пол ФЯ и пошёл мыть окошки ("les fenetres”). А окошки у него в домике были необычные. Одно всё время улыбалось и говорило: "[e]”. A, когда его мыли, тряпочка ("le torchon”) приговаривала: "Marcher, marcher!” Другое окошко было круглое и говорило: "[oe]” А тряпочка, моя его, приговаривала: "Marche, marche.” Вымыл окошки ФЯ, выглянул в окошко, увидел солнышко ("le soleil”) и закричал: "Oh! Il fait beau!” Выбежал на крылечко и воскликнул: 24 "Oh! il fait chaud!” А на дереве сидели птички ("les oiseaux”) и пели, радуясь солнышку и теплу: "Ui-cui! Ui-cui! ui-cui!” Побежал ФЯ по дорожке и прибежал к морю. Море было нежным и ласковым и говорило: "Mer – mer – mer…” Вдруг на небе появилась туча – "la nuage” и спрятала солнышко. Пошёл дождь – "la pluie”: "Plic, ploc, pluche! Il pleut, il pleut, il douche! C’est triste, triste Pour les touristes!” ФЯ расстроился и сказал: "Eh! Il fait mauvais!” Пришлось ему возвращаться домой. Бежит по дорожке, а ножки шлёпают по лужам: "Flic-floc-flac! Flic-floc-flac!” Промочил ножки ФЯ и заболел. Лежит в своей кроватке и стонет (носовые звуки): "[o]-[a]-[э]” А за окном: "Il pleut. La pluie fait: glou-glou-glou…” (стихотворение P.Aspel "Mars.”) Вдруг, слышит, кто-то стучится в дверь: "Toc-toc-toc!” Спрашивает ФЯ: "Qui est lа?” А в ответ услышал: "Un-brun, un-brun!” Кто же это был? Qui est-ce? – Oui, c’est l’ours. Медведь. Узнал медведь, что ФЯ заболел, и пришел ему на помощь. Принёс лесных лекарств и вылечил ФЯ. Позвал ФЯ своих друзей. Стали они петь, плясать и веселиться. (Хоровод "L’amitie.”) 25 26 27 Приложение № 6 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Французский язык для самых маленьких» Примерное поурочное планирование 1 занятие. Знакомство. «Bonjour les enfants» Рассказ о том, что их ожидает на занятии «Французский язык». Представление героев сказок Ш. Перро: Кот в сапогах, Красная Шапочка, Золушка и т. д. Развивать интерес к французскому языку. 2 занятие. Приветствие / Прощание. Закрепление материала здороваться и прощаться на французском языке. Подвижная игра «Солнышко и дождик». Учить составить маленький диалог с приветствием и прощанием. 3 занятие. «Это я», «Как меня зовут» «Bonjour, c’est moi!» Учить называть свое имя и спрашивать как тебя зовут. Закреплять умение здороваться и прощаться на французском языке. Продолжать работать над произнесением звуков. 4 занятие. «Моя семья» Учить новые слова членов семьи. Сказать мама,папа,брат, сестра. Закреплять умение называть свое имя и как меня зовут на французском языке. 5 занятие. «Вот и моя семья» Закреплять название слов членов семьи. Учить составлять маленький диалог из 2-3 предложений о себе и о. семье. 6 занятие. «Моя большая семья» Ввод новых лексических слов – бабушка, дедушка, тетя, дядя. Продолжать закрепление слов членов семьи. Составить небольшой диалог о семье. 7 занятие. «Счет от 1до 5». «Un, deux, trois, quatre, сinq» Знакомство с числительными на французском языке. Учить счет от 1 до 5. Закрепление маленького диалога о семье. Учить сказать сколько мне лет. 8 занятие. «Мы читаем до 5» Выучить маленькое четверостишие Анн Рокар «Считалка про себя самого». Закреплять счет от 1 до 5. Подвижная игра «Четыре кота-малыша». 28 9 занятие. «Счет до 10» Выучить счет до 10. Ввод лексических новых слов: шесть, семь, восемь, девять, десять, много, мало. Закрепление счета до 5. 10 занятие. «Один, два, три… до 10» Закрепление материала, счет до 10. Составление маленького диалога «Сколько мне лет?» Выучить маленькое стихотворение Мориса Карема «Считалка». 11 занятие. «Цвета» Знакомство с основными цветами на французском языке. Ввод новых лексических слов: Черный, белый, красный, желтый, синий, коричневый, зеленый и т. д. Дидактическая игра 12 занятие. «Назови цвет» Закрепление счета до 10. «Какого цвета бабочки?». Учить называть основные цвета на французском языке (показывать и называть цвета предметов, животных, картин и т. д. Выучить маленькое стихотворение на французском языке Пьера Гаммара «Бабочки». 13 занятие. Дидактическая игра «Цвета радуги». Закрепление счета до 10. 14 занятие. «Это мой дом» Ввод новых лексических слов: дом, квартира, комната, спальня, кухня, окно, крыша, лестница, стол, стул, дверь. 15 занятие. «Это мой дом» Учить правильно произнести все эти слова на французком языке и запоминать. Составить маленький диалог на тему «Какого цвета эти цветы?». 16 занятие. «Моя комната» Ввод новых лексических слов: кровать, ковер, картина, игрушки, стол, стул. Дидактическая игра. 17 занятие. «Моя комната» Учить называть мебель, которая находятся в спальне. Составить маленький диалог на тему. 18 занятие. «Мой большой дом» Дидактическая игра. 19 занятие. «Домашние животные» Ввод новых лексических единиц : собака, кошка, петух, курица, кролик, утка, корова, барашка, лошадь, хрюшка. 29 20 занятие. «Домашние животные» Автоматизаця лексических единиц : собака, кошка, петух, курица, кролик, утка, корова, барашка, лошадь, хрюшка. 21 занятие. «Кто живет в лесу?» Ввод новых лексических единиц: медведь, волк, лиса. Д/игра «Покажи и назови только диких животных / только домашних животных». 22 занятие. «Кто живет в лесу?» Ввод новых лексических единиц: медведь, волк, лиса. Д/игра «Покажи и назови только диких животных / только домашних животных». 23 занятие. «Зоопарк» Ввод новых лексических единиц: зебра, слон, жираф, тигр и др. Дидактическая игра. 24 занятие. «Приятного аппетита» «Bon appetit!» Ввод новых лексических единиц : суп, хлеб, сыр, колбаса, какао, компот, бутерброд, шоколад, конфета. 25 занятие. «Приятного аппетита» «Bon appetit!» Работа над произнесением отдельных звуков и буквосочетаний. Игра: «Что есть на столе?». 26 занятие. «Фрукты» Ввод новых лексических слов: фрукты, овощи, яблоко, груша, персик, абрикос, банан, апельсин, мандарин и. д. 27 занятие. «Овощи» Ввод новых лексических слов: помидор, огурец, салат, картошка, лук и. д. Игра: «Раскрасть и называть только фрукты / овощи». 28 занятие. «Овощи и фрукты» Учить составить маленький диалог «Мой любимый фрукт». Дидактическая игра «Что растет на огороде?» 29-35 занятия. Повторение изученного материала. 36 занятие. Итоговое занятие. Открытое занятие-праздник для родителей. 30 31