Департамент образования Администрации города Дзержинска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 22 с углубленным изучением французского языка» г. Дзержинска Нижегородской области Принята на заседании педагогического совета МБОУ СШ № 22 с углубленным изучением французского языка Протокол № 1 от 29.08.2024 Утверждена приказом директора МБОУ СШ № 22 с углубленным изучением французского языка Приказ № 369-п от 28.08.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Вокальное мастерство» Возраст учащихся: 7-17 лет Срок реализации программы: 4 год Автор-составитель: Котова Н.А., педагог дополнительного образования 2024 год Пояснительная записка В основе лежит программа «Хор». Программа одобрена министерством образования РСФСР Ответственный и редактор рекомендована сборника – дополнительным Т.Н.Овчинникова образованиям. (Министерство образования РСФСР, 2006г). В нашей школе №22, дети интересуются вокальными навыками, работой в небольших количествах, я в данную программу вношу изменения в соответствии с условиями школы, многолетними запросами детей, используя еще образовательную программу «Вокальное мастерство детей и подростков»редактор Синявская Н.Н. (интернет). Во внеучебной деятельности работе хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального искусства. Оно является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного. Певческий голос аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Детский голос – тончайший, хрупкий инструмент, еще не завершённый в своем формировании. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматургического искусства. Голос ребенка формируется постепенно в течение длительного периода на фоне физического, психического и гормонального развития. Мутация может протекать резко или незаметно на протяжении нескольких лет. В связи с этим обучение вокалу является процессом длительным и трудоёмким. В основу программы обучения положена классическая постановка голоса, включающая в себя: разогревание голосовых связок с помощью специальной дыхательной гимнастики, укрепление диафрагменной мышцы, фокусировка природных резонаторов, активизация дикции и улучшение артикуляции, округление вокального звука. Программа ставит перед собой следующую цель: создать условие для формирования ценной культурной личности, умеющей ценить творческое и духовное наследие своего народа. Задачи: 1 группа – задачи формирования личностных качеств: Развить интерес к музыке, поэзии, драматическому искусству; Способствовать развитию творческого потенциала ребенка; Прививать навыки культурного общения и поведения в обществе; 2 группа – задачи специального развития: Развивать дыхательную систему ребенка, способствуя укреплению его физического здоровья; Формирование навыков певческой установки; Разностороннее развитие вокально-хорового слуха; Формирование музыкальной памяти; Формирование навыков певческой эмоциональности, певческой выразительности; Формирование вокальной артикуляции; Расширение диапазона голоса; Обучение использованию мягкой атаки. Успешной реализации поставленных задач можно добиться из следующих принципов: 3 группа – расширение и углубление по предмету - музыка. От простого к сложному программа рассчитана на 4 года. Возраст с 7 до 17 лет. Форма занятий. Беседы Индивидуальные и групповые репетиции Практические занятия Участие в школьных и городских мероприятиях Форма подведения итогов. Творческий отчет о работе в конце года. Ожидаемый результат. Расширение знаний по предмету, владение вокальным мастерством, знание основ вокального мастерства. Условия реализации. Для успешной реализации программы необходимы условия: Кабинет Фортепиано Аудио-видеозаписывающая техника Фонограммы Нотные сборники. Учебно-тематический план на 4 года. Возраст с 7 до 17 лет. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1 год 2 год 3 год Название разделов Мл.гр Ст.гр Мл.гр Ст.гр Мл.гр Ст.гр Вводные занятия 32 32 32 32 32 32 Дыхательная 34 34 34 34 34 34 вокальная гимнастика Распевка 32 32 32 32 32 32 Работа над 36 36 36 36 36 36 произведениями 30 30 30 30 30 30 Культурно просветительная и воспитательная работа 28 28 28 28 28 28 Участие вконцерта, фестивалях, конкурсах Всего в год 192 192 192 192 192 192 4 год Ст.гр. 32 34 32 36 30 28 192 Содержание учебно-тематического плана. 1. Вводные занятия. Прослушивание поступающих, объяснение целей и задач вокальной студии, строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. 2. Дыхательная, вокальная гимнастика. В зависимости от года обучения гимнастика по системе А.С. и А.Н. Стрельниковых. Увеличение объема дыхания, навыки его задержания с различной протяжностью. 3. Распевание. Разогревание голосовых связок с помощью упражнений. Пение вокализов. Работа над дикцией и артикуляцией. 4. Работа над произведением. Ознакомление с произведением. Работа над музыкальным и поэтическим текстом. Драматургия произведения. Пение мелодии на различные слоги, работа над унисоном, ансамблем гармоническим, мелодическим, вертикальным и горизонтальным. Работа над нюансами и мимикой. Работа над артикуляцией. 5. Культурно-просветительная и воспитательная работа. Беседа об этике, эстетике. Посещение музыкальных театров, концертных залов. Беседа о выдающихся исполнителях, композиторах и поэтах. 6. Участие в концертах, фестивалях и конкурсах. Учащиеся приобретают опыт регулярных выступлений в отчетных концертах, в праздничных концертах, принимают участие в проведении музыкальных гостиных Прогнозируемый результат к окончанию обучения 1-го года. Исполнять произведения, умея выразить их содержание с помощью отчетливой дикции, мимики. Иметь навыки опоры звука на диафрагменное дыхание. Уметь петь, озвучивая резонаторы, освоить начальный этап дыхательной гимнастики. Освоить некоторые итальянские термины и уметь ими пользоваться в нужный момент. Уметь дать критическую оценку свому исполнению. Примерный репертуар: Классика: вершины», А.Варламов А.Булахов «Белеет парус «Колокольчики одинокий», «Горные мои», «Тройка», П.Чайковский «мой садик», «Мой лизочек», Э.Григ «Песня Сольвейг», «2Колыбельная Сольвиг», А.Гречанинов «Подснежник», Ф.Шуберт «В путь», М.Глинка «Жаворонок». Песни современных авторов: Г.Струве «Музыка», «Родина», Р.Паулс «Чарли», «Вернисаж», И. Дунаевский «Колыбельная», «Летите голуби» Е.Крылатов «Три белых коня», «Лесной олень», А.Петров «Я шагаю по Москве», А.Рыбников «Песенка папы Карло», Б.Минков «Старый рояль», Я.Френкиль «Погоня», «Русское поле». Прогнозируемый результат к окончанию обучения 2-го года. Более ярко должны проявиться творческие способности каждого учащегося. Владение различными вокальными техническими средствами, большой объем сценической практики, позволяющей реализовать потенциал учащегося. Учащиеся самостоятельно оценивают свои успехи и неудачи, умеют дать правильную оценку и совет своему товарищу. Многие навыки закреплены до автоматизма: опора на диафрагму, рациональное распределение дыхания на фразу, корректировка частоты интонации. Примерный репертуар: Народные песни р.н.п. «То не ветер ветку клонит», «Ах, ты, ноченька». Классические «Внутренняя произведения: музыка», А.Гурилев Н.Листов «Я «Сарафанчик», помню вальса звук прелестный», Ц.Кюи «Коснулась я цветка», А.Аренский «Не зажигай огня», «Ландыш», Н.Римский-Корсаков «Не ветер, вея с высоты». Прогнозируемый результат к окончанию обучения 3-го года. Раскрытие голосовых данных: тембровая окраска, сила звука, ровность в звучании регистров. У учащихся появляется вера в свои силы.Увеличивается объем итальянских терминов, умение их применения; бесшумное дыхание, длительное по объему, операющие на диафрагму; чистота интонации. Умение довести до слушателя содержание и характер произведения, применяя сценический опыт и артистизм. Примерный репертуар: Русские народные песни «Не корите меня, не броните», «Липа вековая», «Над полями, да над чистыми», «Зачем тебя, мой милый я узнала». Классические произведения: «Я помню чудное мгновение», А.Варламов «На заре ты ее не буди», П.Чайковский «Средь шумного бала», «Дуэт Лизы и Полины», из оперы «Пиковая дама». Произведения современных авторов: А.Экимян «снегопад», «Мой бубен», А.Мажуков «Вьюга дымится», Т.Хренников «Давнымдавно» Р.Паулс «Два стрижа», А.Петров «Под лаской плюшевого пледа», М.Таривердиев «Не исчезай», Ю.Саульский «Желаю тебе, земля моя», Е Мартынов «Баллада о матери», «Аленушка», Е .Птичкин «Идет ребенок по земле», В.Газарян «Песня о матери». Прогнозируемый результат к окончанию обучения 4-го года. Хорошо поставленный голос с четкой и правильной дикцией, формирование твердости характера и уверенности в себе. Умение петь двух и трех голосные произведения, выстраивая ансамбль. Любовь к музыке и другим видам искусства, что помогает раскрыть свой творческий потенциал. Примерный репертуар. М.Мусорский «Вечерняя песня», А Даргомыжский «Летал соловушка», И.С.Бах «нам день приносит свет зори», С.Толстой «Рассказать ли в тишине, И.Гайдн «Мы дружим с музыкой», А.Хачатурян «Мелодия», М.Матвеев «Как лечили бегемота», Е.Крылатов «Колокола», Т.Хренников «Московские окна», К.Кельми «Замыкая груг», Л.Квинт «Здравствуй мир», Ю.Ким «Рыба-кит», Ю.Визбор «Ты у меня одна», А.Рыбников «Последняя поэма», М.Дунаевский «Кленовый лист», «Лев и Брадобрей». Методическое обеспечение № Название раздела Форма занятия Учебные занатия, практичес кие занятия 2 Дыхытельн Практиче ая ские вокальная занятия гимнастика 3 Распевание Практиче ские занятия 4 Работа над Практиче произведен ские ием занятия, теоретиче ские занятия, репетици и 5 Культурно- Посещени просветите е театров, льная и концертов воспитател ьная работа 6 Участие в Практиче концертах, ские фестивалях, занятия, конкурсах репетици и 1 Вводные занятия Приемы, методы Лекции, беседы Дидактиче ский материал Схемы, статьи Техническое обеспечение Лекции, беседы Упражнен ия Форма подведен ия итогов Опрос Опрос Нотные сборники Ознакомл Нотные ение, сборники, работа над кассеты мелодией, диски унисоном, ансамблям и, речевой тренинг Лекции, Портреты, беседы нотные сборники Нотные сборники Фортепиано Опрос Фортепиано, Исполнен аудиоие видеозаписы произвед ващая ения техника, фонограммы аудиовидеозаписы ващая техника, Опрос Фортепиано, аудиовидеозаписы ващая техника, фонограммы Творческ ий отчет Список литературы, используемой при разработке методики. 1. «Профессиональная подготовка студента-вокалиста».-М.: Главное управление Министерства культуры России, 2006 2. «Развитие личности».-М.: Московский Департамент Образования, 2005 3. Вопросы вокальной педагогики.-М.:Новости,2004 4. Елкина З.Д. «Сольное пение учебно-методические материалы для студентов заочного отделения дирижёрского хорового факультета».-М.: Министерство культуры РФ, Российская Академия музыки-высшая школа им.Гнесиных, 2008 5. Коловский О.П. «Анализ вокальных произведений».-М.: Музыка, 2003 6. Кравченко А. «Секреты бельканто» .-М.: АО «Софтэрго», 2007 7. Назаренко И.К. «Искусство Пения».-М.: Музыка, 2007 8. Огоролнов Д.В. «Методика комплексного музыкально-певческого воспитания».-М.: Главное Управление учебных заведений, 2004 9. Щетинин М. «Дыхательная гимнастика Стрельновых», 2007 Литература для детей. 1. Сборник «Русские народные песни», Москва, «Музыка», 2. Сборник М.Дунаевский, ОО Дрофа, 2006 3. Музыкальный сборник «Золотая коллекция русского романса», Москва, изд. «Современная музыка», 2003