Слово.Образ.Смысл

Департамент образования Администрации города Дзержинска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
школа № 22 с углубленным изучением французского языка»
г. Дзержинска Нижегородской области
Принята на заседании
педагогического совета
МБОУ СШ № 22
с углубленным изучением
французского языка
Протокол № 1 от 29.08.2024

Утверждена приказом
директора МБОУ СШ № 22
с углубленным изучением
французского языка
Приказ № 369-п от 28.08.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественно-научной направленности
«Слово. Образ. Смысл»
Возраст учащихся: 16-11 лет
Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель: Майструк Н.Г.,
педагог дополнительного образования

2024 год

Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу ««Анализ художественного произведения» составлена на
основе программы элективного курса Чертова В.Ф. «Слово – образ – смысл: филологический анализ
литературного произведения. 10 – 11 классы». – М., 2007.
Элективный курс предназначен для учащихся гуманитарных классов и классов с профильным
изучением литературы.
Срок реализации программы 1 год.
Направленность программы социально – педагогическая.
Основная цель курса — развитие умений и навыков филологического анализа литературного
произведения, полученных в 5—9 и 10 классах на основе системы знаний по теории литературы и
русскому языку и расширяемых в старших классах. Данный учебный курс имеет, прежде всего,
практическую направленность, то есть предназначается не столько для формирования круга знаний
учащихся, сколько для развития их умений и навыков.
В ходе изучения русской литературы в средних и старших классах внимание преимущественно
сосредоточено на содержательной стороне литературного произведения, на закономерностях
литературного процесса и творческого пути отдельных авторов. Однако учащиеся не успевают
сформировать навык самостоятельного постижения глубинного смысла произведения с опорой на
выявление закономерностей художественной формы, поэтому, пытаясь сформулировать свои
суждения о прочитанном, они нередко оказываются не в состоянии аргументировать их на основе
текста.
Курс обучения анализу литературного произведения привлекает внимание учеников к диалектике
художественной формы и художественного содержания и учит делать выводы о содержании
произведения на основе внимательного изучения текста. При этом теория литературы и знания по
русскому языку играют роль понятийного аппарата, без которого невозможно выявление
закономерностей в художественном тексте.
Данный курс призван решить следующие задачи:
■ интегрировать знания по теории литературы, накопленные учащимися за время изучения
литературы в среднем и старшем звене школы;
■ систематизировать, укрепить, развить и расширить навыки анализа текста в аспекте отдельных
литературоведческих категорий (тематика, проблематика, жанр, художественный метод, тропы и
др.), которые должны быть сформированы в средних и старших классах;
■ обучить целостному анализу литературного произведения и выявлению своеобразия его
художественного содержания на основе анализа художественной формы, причем с опорой не только
на знание теории литературы, но и на знания о структуре текстов разных типов и о системе единиц
языка, полученные в ходе изучения курса русского языка.
Концептуальной основой курса является понимание содержания художественного произведения как
динамической системы, неотъемлемой составной частью которой выступает компетенция читателя.
Количество прочитанных произведений само по себе не влияет на качественное изменение
читательского опыта; без аналитических усилий, игнорируя закономерности художественной формы,
невозможно проникнуть в содержание произведения с должной глубиной.
Основным методологическим принципом, на котором строится учебный курс, является изучение
литературного произведения не только как эстетического феномена в контексте творчества автора и
литературного процесса (на чем базируется курс литературы в старших классах средней школы), но
и в единстве художественной формы и содержания.
В рамках данного учебного курса учащимся предлагается «пересмотреть» прочитанные в прошлом
произведения под новым углом зрения, на основе обобщённых знаний по теории литературы, а
также научиться самостоятельно находить глубинный уровень содержания произведения и
соотносить его с литературным процессом.

2

Занятия в соответствии с программой курса предполагают: повторение теоретико-литературных
понятий, изученных в 5—9 классах, углубление и обогащение понимания литературоведческих
терминов с учетом нового объёма знаний по истории русской литературы и с учётом расширенного
круга чтения;
■ углублённое изучение теоретико-литературных понятий, необходимых для изучения основного
курса литературы в 11 классе и подготовки к ЕГЭ по литературе и русскому языку;
■ знакомство с образцами филологического анализа, опирающегося на изучаемые теоретиколитературные понятия; фрагментарное изучение образцов литературоведческих работ;
■ выполнение упражнений, помогающих соотнести знание теоретико-литературных понятий с
практикой филологического анализа, с целью отработки как отдельных составляющих навыка, так и
навыка целостного анализа художественного текста в предложенном аспекте;
■ обучение самостоятельному анализу литературно-художественных произведений и их фрагментов
в единстве формы и содержания;
■ обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;
■ выполнение учениками устных и письменных исследовательских работ по отдельным аспектам
литературоведческого анализа, а также по целостному анализу произведений разных типов;
■ написание сочинений литературоведческого характера, опирающихся на знания по теории
литературы и навыки самостоятельного анализа литературных произведений.
Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа определяется
следующими принципами:
■ выбор произведений соотнесён с требованиями федерального компонента государственного
стандарта общего образования (полное среднее образование, профильный уровень);
■ курс не ставит задачи полного повторения и целостного анализа всех изученных ранее
литературных произведений, поэтому отбор литературного материала обусловлен необходимостью
развития навыков самостоятельного анализа текста в связи с конкретными теоретико-литературными
понятиями; в программу включены лишь те произведения, которые представляются наиболее
«удобными» для рассмотрения тех или иных эстетических явлений. Для каждого раздела программы
отбираются произведения, в наибольшей степени соответствующие образовательным задачам
данного раздела;
■ для иллюстрации теоретико-литературных понятий используются по возможности те
литературные произведения, которые должны быть изучены (в соответствии с федеральным
компонентом государственного стандарта общего образования) до 11 класса; однако в ряде случаев
привлекаются произведения, не вошедшие в программу школьного изучения, авторов,
упомянутых в Кодификаторе (см. демоверсию ЕГЭ по литературе).
Рабочая программа реализуется в учебном комплексе:
Программа по литературе 10-11 (авторы-составители С.А.Зинин, В.АЧалмаев). – М.:«Русское слово»,
2011.
Программа: В.Ф.Чертов, Е.М.Виноградова, С.А.Яблоков, А.М.Антипова. Под редакцией
В.Ф.Чертова. - М.: Дрофа, 2007
Методическое пособие: В.Ф.Чертов, Е.М.Виноградова, С.А.Яблоков, А.М.Антипова. Под редакцией
В.Ф.Чертова. - М.: Дрофа, 2007
Учебное пособие: В.Ф.Чертов, Е.М.Виноградова, С.А.Яблоков, А.М.Антипова. Под редакцией
В.Ф.Чертова. - М.: Дрофа, 2006
Изменений в авторскую программу не вносилось.
Рабочая программа рассчитана на 68 часа в год (2 часа в неделю). Предполагает час повторения,
углубления и обобщения теоретических знаний и час практической работы с литературным
материалом, отработку навыков анализа сквозь призму определенного литературоведческого
аспекта.
Планируемые результаты
В результате работы по программе курса учащиеся должны:
3

- повторить и систематизировать знания по теории литературы, иметь ясные представления о
значении литературоведческих терминов в объеме, предусмотренном программой;
- осуществлять анализ художественного произведения или группы произведений в заданном аспекте
(образ персонажа, сопоставительная характеристика персонажей, подсистема персонажей,
художественная деталь, портрет, пейзаж, эпизод, своеобразие сюжета и композиции, авторская
позиция и средства ее выражения, авторское отношение к герою, жанровое своеобразие
произведения и другие), а также производить целостный анализ произведений разных родов, жанров
и направлений;
- строить письменное высказывание (сочинение) на основе анализа художественного произведения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Введение
Задачи и принципы филологического анализа литературного произведения. Многослойность
содержания произведения. Филологический анализ как способ выявления глубинного содержания
текста. Целостный анализ литературного произведения и анализ под определенным углом зрения
(проблематика, сюжет, система персонажей и др.).
1. Художественное произведение как образ
Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественная литература как вид искусства.
Соотношение жизненной правды и художественного вымысла. Художественный образ. Прототип.
Художественная условность. Художественный мир. Единство художественной формы и
художественного содержания. Система образов произведения (образ персонажа, образ среды, образ
пространства, образы предметов). Типы отношений между образами («двойничество», антагонизм и
т. п.).
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Сопоставление документального
и художественного текстов на сходную тему. Сопоставление реальных фактов и их изображения в
художественном произведении. Выявление в произведении образов разных видов.
Темы для обсуждения. Описание Пугачева в «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке» А. С.
Пушкина. Изображение Бородинской битвы в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Персонажи комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и их прототипы. Система образов в
стихотворении А. С. Пушкина «Анчар». Художественный мир М. Ю. Лермонтова. Художественный
мир романа М. Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Художественная форма
Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественный стиль. Идиостиль. Метафорический
характер художественного мира (пространства и времени, сюжета, образа персонажа, системы
персонажей и др.). Психологизм. Художественный документализм. Гротеск. Стилизация. Пародия.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Определение своеобразия стиля
данного художественного произведения и данного автора. Обнаружение общих художественных
приёмов в произведениях двух (нескольких) авторов. Выявление признаков стилизации, пародии в
произведении. Обнаружение конкретных стилевых явлений (психологизм, гротеск, документализм и
др.) в произведении и выявление их художественной функции.
Темы для обсуждения. Своеобразие стиля М. Ю. Лермонтова. Фольклорные традиции в «Руслане и
Людмиле» А. С. Пушкина и «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова. Признаки пародии в романе А. С. Пушкина «Евгений
Онегин». Особенности психологизма романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и романа
И. С. Тургенева «Отцы и дети». Функции снов в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и романе
Л. Н. Толстого «Война и мир». Гротеск в «Истории одно-го города» М. Е. Салтыкова-Щедрина.
3. Произведение как событие рассказывания
Рассматриваемые проблемы и понятия. Произведение и текст. Автор — текст — читатель. Автор и
повествователь. «Точка зрения» и речевая композиция текста. Типы повествования (от первого,
второго, третьего лица, автобиографическое, хроникерское, объективированное). Сказ как особый
тип повествования. Образ повествователя. Адресат реальный (читатель) и условный. Модели
условного адресата. Типы отношений между повествователем и адресатом. Формы повествования
4

(установка на устную или письменную речь, стандартизированные речевые жанры как способ
организации повествования: дневник, эпистолярная форма, мемуары и др.). Диалог и монолог.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Определение типа повествования
в конкретном художественном тексте. Обнаружение признаков сказа. Определение типа
повествователя в его отношении к биографическому автору и образу читателя. Выявление средств
создания образа повествователя. Определение модели условного адресата и выявление средств
создания образа адресата. Выявление пространственного, времен-ного, идеологического и
фразеологического признаков «точки зрения» в произведении. Распознавание и определение
эстетической функции речевого жанра, на основе которого строится текст произведения.
Определение типов и роли монологов и диалогов в произведении.
Темы для обсуждения. Способы повествования и чередование «точек зрения» в романе М.
Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Повествователь и слушатели в рассказе А. П. Чехова
«Крыжовник». Средства создания образа повествователя в рассказе Л. Н. Толстого «После бала».
Признаки сказа в «Левше» Н. С. Лескова. Смысл использования формы послания (письма) в романе
А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и в романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди». Образ адресата в
послании «К Чаадаеву» А. С. Пушкина. Роль монологов и диалогов в комедии А. С. Грибоедова
«Горе от ума» и в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
4. Композиция произведения
Рассматриваемые проблемы и понятия. Архитектоника текста. Композиция повествования.
Способы авторского членения текста. Цикл как композиционная форма. Ретроспективная
композиция. Фабульная композиция. «Вершинная» композиция в романтическом произведе-нии.
Внефабульные элементы» (вставные тексты [вставная новелла, повесть, песни, стихи, сны, дневники,
письма и пр.], лирические отступления и т.п.). Паратекстовые элементы: заглавие, эпиграф,
посвящение, предисловие, послесловие, примечания, приложения и пр. «Сильные позиции» текста.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Выявление композиционных
единиц текста. Выявление основного принципа членения текста и его эстетической функции.
Определение признаков композиции повествования в данном произведении и художественной роли
такой композиции. Обнаружение ретроспективной композиции. Выявление элементов сюжета и
последовательности их расположения в тексте. Выявление своеобразия начала и финала
произведения. Анализ паратекстовых элементов.
Темы для обсуждения. Трехчастный замысел поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Закономерности
членения текста на главы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Эстетический эффект
организации повествования с помощью онегинской строфы в романе А. С. Пушкина «Евгений
Онегин». Членение на повести в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». «Записки
охотника» И. С. Тургенева как пример циклизации. Сюжет и фабула в романе М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени». Нарушение единства действия и функции побочных сюжетных линий в
комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Проблема выделения узловых элементов фабулы в романе
А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Вне-фабульные (внесюжетные) элементы в романе А. С. Пушкина
«Евгений Онегин». Портрет главного героя в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Интерьер в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя
«Мертвые души». Содержание и эстетические функции «Повести о капитане Копейкине» в поэме Н.
В. Гоголя «Мертвые души». Песни в драме А. Н. Островского «Гроза». Содержание и эстетические
функции эпилога (гл. 28) в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Смысл названия поэмы Н. В.
Гоголя «Мёртвые души». Художественные функции эпиграфов в романе А. С. Пушкина «Евгений
Онегин». Роль авторских примечаний и «Отрывков из путешествия Онегина» в романе А. С.
Пушкина «Евгений Онегин». Начало и конец романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» на фоне
повествовательной традиции. Мотив падения в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Целостный
анализ композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
5. Художественная речь
Рассматриваемые проблемы и понятия. Эстетическая функция языка художественной литературы.
Признаки художественной речи. Проза и поэзия. Стихотворение в прозе. Ритмическая проза.
Ритмометрические характеристики стихотворной речи. Системы стихосложения (силлабическая,
тоническая, силлабо-тоническая). Стопа. Пиррихий, спондей. Стихотворные размеры двусложные
5

(ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест). Дольник. Верлибр (свободный стих).
Вольный стих. Рифма, виды рифмы (мужская, женская, дактилическая и др.). Белый стих. Строфа.
Способы рифмовки (парный, перекрестный, кольцевой и др.). Некоторые классические виды строф
(катрен, терцина, октава, онегинская строфа). Образный потенциал поэтической речи.
Изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения. Тропы и
риторические фигуры (эпитет и виды эпитетов, сравнение и виды сравнений, метафора,
олицетворение, метонимия, аллегория, анти-теза, оксюморон, гипербола, литота, анафора, эпифора,
инверсия, градация, эвфония, аллитерация, звукоподражание). Гротеск. Уровни анализа языка
художественного произведения. Языковая оппозиция. Семантическое поле. Тематическое поле.
Ключевые слова текста. Имя собственное в художественном тексте. Имя персонажа.
Художественные функции стилистически окрашенных групп лексики (диалектизмы, просторечие,
варваризмы, жаргонизмы, неологизмы, историзмы, архаизмы и др.). Поэтизмы. Изобразительные
возможности фонетических и грамматических ресурсов языка. Изобразительные возможности
лексических и грамматических аномалий.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Выявление ритмических
параметров стихотворного текста и определение их эстетической значимости в данном
произведении. Обнаружение основных языковых оппозиций в фонетическом, лексическом и
грамматическом строе стихотворного текста и фрагмента прозаического текста. Выявление
ключевых слов и семантических полей в стихотворном тексте. Обнаружение стилистически
окрашенных групп лексики и характеристика их роли в художественном тексте. Анализ семантики и
художественных функций антропонимов и топонимов. Обнаружение тропов и риторических фигур в
стихотворении и фрагменте прозаического текста; определение типов эпитетов, сравнений, метафор.
Сравнение использования тропов одного вида в произведениях разных авторов.
Темы для обсуждения. Прозаические басни Ж. де Лафонтена и стихотворные басни И. А. Крылова.
Признаки художественной речи в «Записках охотника» И. С. Тургенева (на примере описаний
природы). Особенности языка романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Языковые
особенности романтического стиля в стихотворении В. А. Жуковского «Море». Особенности языка
прозы Н. В. Гоголя (на примере первой главы поэмы «Мертвые души»). Анализ метрических
особенностей монолога «А судьи кто?..» из комедии А. С. Грибоедова «Го-ре от ума», одной строфы
из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», стихотворений «Ворон к ворону летит...», «Бесы»,
«Мадона» А. С. Пушкина; «И скучно и грустно...», «Смерть поэта», «Шотландская песня» М. Ю.
Лермонтова; «Не жалею, не зову, не плачу...» С. А. Есенина и др. Выявление изобразительных
средств и приемов и анализ их эстетической функции в художественных произведениях
(стихотворения «Зимнее утро», «Осень» А. С. Пушкина; «Парус», «Сон», «Выхожу один я на
дорогу...» М. Ю. Лермонтова; «Запевка» И. Северянина; «Мой день беспутен и нелеп....» М. И.
Цветаевой и др.). Лингвистический анализ стихотворений «Пророк», «На холмах Грузии лежит
ночная мгла...» А. С. Пушкина; «Когда волнуется желтеющая нива...» М. Ю. Лермонтова; «Февраль.
Достать чернил и плакать...» Б. Л. Пастернака; «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека...» А. А.
Блока; «Хорошее отношение к лошадям» В. В. Маяковского и др. Лингвистический анализ отрывков
из прозаических произведений (лирического отступления о птице - тройке из поэмы Н. В. Гоголя
«Мертвые души»; заключительного монолога Катерины из драмы А. Н. Островского «Гроза»;
внутреннего монолога Раскольникова из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»;
сна Николеньки Болконского из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»; заключительной части
эпилога из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» и др.).
6. Художественное содержание
Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественное содержание и художественная форма.
Единство содержания и формы. Художественное своеобразие произведения. Тема как предмет речи
и тематика как круг отображаемых явлений. Проблематика. Типология проблем: нравственная,
философская, социально-историческая проблематика (человек в его отношении к обществу, природе,
универсуму; взаимоотношения поколений; человек и время; человек и нация; духовные поиски,
проблемы смысла жизни). Исторически конкретные и вечные проблемы («сквозные темы»). Система
конфликтов произведения; основной конфликт. Внешний конфликт и внутренний конфликт.
Коллизия. Идейно-эмоциональное содержание произведения. Подтекст. Пафос (героический,
6

романтический, сентиментальный, идилличе-ский, трагический, иронический, сатирический и т. п.).
Образ автора. Автор биографический и «концепированный». Авторский замысел и авторская
позиция в произведении.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Определение темы данного
произведения и ключевых слов, в которых она обнаруживает себя. Выявление круга проблем
произведения и установление их типологии. Сопоставление тематики и проблематики разных
произведений. Обнаружение диалектики конкретно - исторического и вечного в произведении.
Выявление ведущего конфликта произведения в его связи с проблематикой, событийным рядом и
системой персонажей. Выявление системы конфликтов в произведении. Установление авторской
позиции по выявленной проблеме и системы авторских оценок. Обнаружение системы средств
выражения авторской позиции; сопоставление прямых и непрямых средств выражения авторской
позиции. Сопоставление позиций персонажа, повествователя и автора. Определение пафоса данного
произведения (группы произведений).
Темы для обсуждения. «Вечные» темы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Философская
проблематика творчества М. Ю. Лермонтова. Трагизм мировосприятия лирического героя поэзии Ф.
И. Тютчева.
Нравственная проблематика поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Соотношение внешнего и
внутреннего конфликтов в драме А. Н. Островского «Гроза». Роль подтекста в пьесе А. П. Чехова
«Вишневый сад». Авторский замысел и творческая история романа Ф. М.Достоевского
«Преступление и наказание». Авторская позиция и способы ее выражения в романе М. Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени». Основной пафос поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Образ времени и пространства в произведении
Общее понятие о хронотопе. Образ пространства в художественном произведении. Образ времени в
художественном произведении. Анализ образов времени и пространства в художественном
произведении. Пейзаж в литературном произведении. Модели хронотопов в произведениях русской
литературы.
Образ персонажа
Средства создания образа персонажа. Содержание образа персонажа. Система персонажей в
литературном произведении. Сопоставительная характеристика персонажей
Портрет в литературном произведении
Портрет персонажа в литературном произведении. Мастерство словесного портрета
Образ предмета
Предметный мир в литературном произведении. Мастерство художественной детали
Образ события.
Фабула как метафора события. Построение событийного ряда произведения. Лирический сюжет.
Лейтмотивы в событийной структуре произведения
Эпизод в произведении Эпизод и его место в фабуле произведения. Эпизод как единство признаков
времени и пространства. «Точка зрения» в эпизоде
Текст и контекст
Контекстуальное рассмотрение литературного произведения. Произведение и исторический
контекст. Виды интертекстуальных связей. Аллюзии, цитаты и реминисценции
Произведение и литературный процесс
Литературный процесс и его стадии. Жанровое своеобразие литературного произведения.
Своеобразие художественного метода произведения. Традиционное и новаторское в произведении.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
По окончании элективного курса планируется итоговая письменная работа (аудиторная или
внеаудиторная). Обучающимся предлагается на выбор форма традиционного сочинения или
исследовательской работы, закрепляющих навыки овладения целостным анализом литературного
произведения. Старшеклассникам также предлагается для анализа небольшое по объему
произведение (рассказ, новелла, поэма), которое сопровождается дополнительным заданием.
ИТОГОВАЯ РАБОТА
7

Итоговая контрольная работа может быть проведена в форме традиционного сочинения, тема
которого связана с изученным материалом, однако предпочтительнее выполнение аудиторной
исследовательской работы, включающей несколько заданий, проверяющих уровень сформированных
навыков анализа литературного произведения в рассмотренных аспектах и попутно закрепляющих
способы овладения методикой филологического анализа, предлагаемой в учебном пособии: от
наблюдений над художественной формой произведения – к интерпретации его содержания.
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Учебно-познавательные
Вовлечение учащихся в работу над проектом - умение ставить цель, организовывать её
достижение, планировать деятельность, анализировать, подводить итоги и оценивать
результат своей деятельности.
Информационные
Самостоятельный сбор информации, отбор необходимой информации для выполнения
аналитичексой задачи, составление плана раскрытия образа героя, литературоведческой
темы, обработка полученной информации, демонстрация полученных данных и выводов в
форме таблиц, схем, компьютерных презентаций, тестовых заданий и тп. Обработка
информации с помощью информационных устройств.
Коммуникативные
Работа в группе, коллективе – смена социальных ролей.
Выступление перед аудиторией с результатами своей работы (интеллектуальная игра) с
использованием компьютерных средств и технологий; умение задавать вопросы, владеть
приемами действий в ситуации общения, умение организовать игру среди своих
сверстников.
Личностное самосовершенствование
Осознание значимости проделанного труда – использование результатов своей работы во
внеурочной деятельности.
Для успешного осуществления данной деятельности в школе есть необходимое
информационно
–
технологическое
оборудование:
компьютерный
класс,
мультимедийный проектор, интерактивная доска, медиатека.

8

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК«Слово. Образ. Смысл. 10а

№

Дата
1.

1 нед.

2.
3.
4.
5.
6.

2 нед.
3 нед.
4 нед.
5 нед.
6 нед.

7.
8.
9.

7 нед.
8 нед.
9 нед.

10.
11.
12.

10 нед.
11 нед.
12 нед.

13.

13 нед.

14.
15.
16.
17.

14 нед.
15 нед.
16 нед.
17 нед.

18.

18 нед.

19.

19 нед.

20.

20 нед.

21.

21 нед.

22.

22 нед.

23.
24.

23 нед.
24 нед.

25.

25 нед.

Содержание занятия
Назначение спецкурса,
основные вопросы. Система анализа
художественного произведения. Основные типы тем сочинений по
лирике: сквозная тема, тема по лирике одного автора; анализ одного
лирического произведения
Историко – биографический материал как отправная точка анализа
Ведущая тема стихотворения. Понятие лирического сюжета
Основные проблемы, раскрываемые в лирическом произведении
Композиция лирического произведения, её особенности
Понятие о лирическом герое, способы его выражения в художественном
тексте
Преобладающее настроение стихотворения. Жанры лирики
Стихотворная строфа. Виды строф
Основные образы стихотворения. Приемы их художественного
воплощения
Изобразительные средства иносказания в лирическом произведении
Поэтический синтаксис. Виды стилистических фигур
Звукопись как прием художественной выразительности. Стихотворные
размеры, ритм и рифма
Практическое занятие по написанию сочинения – анализа лирического
стихотворения
Анализ эпического произведения. Основные подходы
Название произведения и его идейный смысл
Идейный смысл произведения как выражение позиции автора
Главная тема произведения и частные подтемы. Понятие «тематика» и
«проблематика»
Проблематика произведения и характер разворачивающегося конфликта.
Характер конфликта, аргументация, анализ развития конфликта в
сюжете
произведения
Сюжет произведения. Структура сюжетных линий, их переплетение
линий (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка,
эпилог)
Внесюжетные элементы и их роль в раскрытии проблематики
произведения
Композиционное своеобразие. Особые приемы построения композиции.
Соотношение частей в произведении
Анализ образа рассказчика, особенности его речевой манеры. Средства
выражения рассказчиком отношения к изображаемому
Система персонажей в художественном произведении.
Приемы и средства создания персонажей, объективация изображения
(имя, прототип, портрет, авторская характеристика, характеристика
другими действующими лицами, сопоставление, сравнение, действия и
поступки персонажей, интерьер, пейзаж, речь, монолог, внутренний
монолог, диалог)
Приемы и средства создания персонажей, объективация изображения

Количество
часов
2 часа

2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа

2 часа

2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа

2 часа

9

26.
27.

26 нед.
27 нед.

28.

28 нед.

29.

29 нед.

30.

30 нед.

31.

31 нед.

32.
33.

32 нед.
33 нед.

34.

34 нед.

35.

35 нед.

36.

36 нед.

(имя, прототип, портрет, авторская характеристика, характеристика
другими действующими лицами, сопоставление, сравнение, действия и
поступки персонажей, интерьер, пейзаж, речь, монолог, внутренний
монолог, диалог)
Художественное время, его соотношение с историческим, природным
Художественное пространство как место действия, приёмы создания
образа города, деревни, дома, пространство как реальное или условное,
замкнутое или открытое
Выявление авторской позиции (понимание жизни и выражение
отношения к ней; прямые и косвенные формы её выражения; выбор
места действия, подбор персонажей, их сопоставление 2 часа и пр. –
тоже формы выражения авторской позиции
Формы психологизма: авторский психологический комментарий,
«диалектика души» персонажа, сон, пейзаж, портрет и т. д
Пафос как одно из средств выражения авторской позиции; виды пафоса:
героический,
драматический,
трагический,
романтический,
сентиментальный, комический, иронический, сатирический и пр
Своеобразие авторского стиля, стилевые элементы, стилистические
особенности
Обучение видам анализа эпического произведения. Практикум
Особенности приемов и способов анализа драматического произведения.
Приемы выражения авторской позиции в драме («говорящие» фамилии,
ремарки, реплики, роль внесценических персонажей, значимость
диалогов и монологов и др.)
Сценичность драматического произведения. Проблема режиссерского
«прочтения»
пьесы. Интересные режиссерские интерпретации
известных пьес
Защита проектов – аналитических работ по произведениям
современной литературы
Резервное занятие

2 часа
2 часа

2 часа

2 часа
2 часа

2 часа
2 часа
2 часа

2 часа

2 часа
2 часа

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Учебно-методическое обеспечение
1. Чертов В.Ф., Виноградова Е.М., Яблоков, Антипова А.М. Методическое пособие. Слово – образ –
смысл. Филологический анализ литературного произведения. 10 – 11 классы. Элективные курсы.
Профильное обучение. – М., 2007.
2. Чертов В.Ф. и др. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10
– 11 классы. – М., 2007.
3. Б о р е в Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. - М., 2003.
4. Введение в литературоведение / под ред. Л. В. Чернец, 2-е изд. - М., 2004.
5. Е с и н А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М., 1998.
6. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. - М., 1998.
7. Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин.- М., 2001.
8. Литературный энциклопедический словарь / под ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. - М.,
1987.
9. Николина Н. А. Филологический анализ текста: учебное пособие. - М., 2003.
10. Теоретическая поэтика. Понятия и определения: Хрестоматия / Авт.-сост. Н. Д. Тамарченко.- М.,
2001.
11. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: Учебное пособие.- М., 1996.
12. Ф а р и н о Е. Введение в литературоведение.- С П б., 2004.
13. Хализев В. Е. Теория литературы. 4-е изд. - М., 2004.
14. Элсанек А. Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное
пособие.- М., 2001.
15. Энциклопедический словарь юного литературоведа. - М., 1998.
16. Книгин И.А. Словарь литературоведческих терминов. – Саратов, 2006.
10

17. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры.
Терминологический словарь. – Ростов – на – Дону, 2007.
1. В.Ф.Чертов, Е.М.Виноградова, С.А.Яблоков, А.М.Антипова. Под редакцией В.Ф.Чертова. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007
2. В.Ф.Чертов, Е.М.Виноградова, С.А.Яблоков, А.М.Антипова. Под редакцией В.Ф.Чертова. Учебное пособие . - М.: Дрофа, 2006
3. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Просвещение, 1970 19
4. Николина Н.А. Филологический анализ текста. М.: Дрофа, 2003
5. Романова Г.И. практика анализа литературного произведения (русская классика). М.: Русское
слово, 2005
6. Анализ художественного текста: Эпическая проза. Хрестоматия/ Сост. Н.Д.Тамарченко. М.:
Просвещение, 2009
Материально – техническое обеспечение
№

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

1

Таблицы по литературе по основным разделам курса литературы

2

Портреты писателей (русских и зарубежных)

3

Альбомы демонстрационного материала (по творчеству
писателей, литературным направлениям и проч.)

4

Таблицы по литературе по основным разделам курса литературы

5

Портреты писателей (русских и зарубежных)

6

Таблицы по литературе по основным разделам курса литературы

7
8

Средства ИКТ (общепедагогические): компьютере, интерактивная доска, мультимедийный
проектор
Раздаточный материал по русскому языку и литературе (на базе кабинета)

9

Корпус произведений русской и зарубежной литературы(на базе школьной библиотеки)

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».