Департамент образования Администрации города Дзержинска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 22 с углубленным изучением французского языка» г. Дзержинска Нижегородской области Принята на заседании педагогического совета МБОУ СШ № 22 с углубленным изучением французского языка Протокол № 1 от 29.08.2024 Утверждена приказом директора МБОУ СШ № 22 с углубленным изучением французского языка Приказ № 369-п от 28.08.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юные волонтеры» Возраст учащихся: 14-17 лет Срок реализации программы: 2 год Автор-составитель: Быкова Н.В., педагог дополнительного образования 2024 год 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нравственный смысл жизни человека состоит в служении добру, но это служение должно быть добровольным, то есть пройти через человеческое сознание. В.С.Соловьев Волонтерство - институт воспитания Семейственности, Честности, Справедливости, Дружбы, Верности, Милосердия, Вдохновения, Ответственности, Созидательности, Терпимости, Трудолюбия, Умеренности, Добра. Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. Важнейшими проблемами воспитания является размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Новые формы вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, - одна из таких форм работы Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Программа кружка "Юные волонтеры" создана для учащихся 8-11 классов общеобразовательной школы, рассчитана на 72 часа. Занятие проводится один раз в неделю и рассчитано на 2 часа. Работа кружка основана на теоретических и практических занятиях. Подростковый возраст - время активного социального "развертывания" растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах. Воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия на самого инициатора и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной работы образовательных учреждений, профессиональных педагогов, семьи. В подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью. Процесс воспитания активности должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Участниками программы кружка волонтерского движения МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка могут стать подростки, достигшие14 лет и старше, что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей. Волонтерство (добровольничество) - единый акт или группа акций социально значимого характера (физическая, экономическая, социальная, культурная поддержка), символ солидарности, созидательная и созерцательная сила, направленная на сохранение и укрепление человеческих ценностей (потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости), на реализацию прав и обязанностей граждан, изучение их личностного роста и осознание полного человеческого потенциала. Основная цель волонтерской деятельности в школе: развитие у учащихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения учащихся к решению социально значимых проблем (через участие в социальных, экологических, гуманитарных, культурно-образовательных, просветительских и др. проектах и программах). Задачи: I.Предметные: -знакомить с деятельностью волонтерских организации в мире и России; -пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.); -создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения, ПАВ в подростковой среде; - способствовать овладению основными практическими умениями в области социальных отношений. II.Метапредметные: - формировать позитивное мнение по отношению к людям с ограниченными возможностями; -формировать опыт и навыки для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере; -развить чувства эмпатии, открытости, коммуникабельности; -обучить конструктивному общению, по средствам совместной значимой деятельности. III.Личностные: -сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров; -содействовать утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков; -оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей; - содействовать формированию лидерских и нравственно-этических качеств Направления волонтерского движения 1. Психолого-педагогическое направление - воздействие на самочувствие и поведение участников движения; 2. Социально-бытовое - воздействие на материальные, моральные, семейные и другие интересы; 3. Социокультурное - влияние на уровень культуры, организацию досуга; 4. Трудовое - организация трудовой занятости, профориентационная работа; 5. Валеологическое - формирование здорового образа жизни; 6. Социально-правовое - повышение уровня правовой культуры, защита прав человека; 7. Профилактическое - предотвращение возникновения социальнозапущенной, маргинальной молодежи; 8. Лидерское - формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление и развитие демократических норм жизни; 9. Патриотическое - воспитание любви и уважения к Родине, обучение основам взаимопонимания, уважения к своей национальной и другим культурам; 10. Информационное - внедрение новых технологий, обеспечение взаимосвязи между специалистами, пропаганда новых форм, методов, методик. Кружок "Юные волонтеры" - это место, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности. Ожидаемые результаты: создание оптимальных условий для развития и социализации детей; активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня; формирование навыков коллективной и организаторской деятельности; творческая самореализация, развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности; развитие ключевых компетенций (коммуникативной, этической, социальной, гражданской) школьников; приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.); получение школьником опыта самостоятельного социального действия; сохранение имиджа школы как общественно-активной, развитие традиций школы. Формы организации учащихся: -фронтальная, -групповая, -индивидуальная. Формы проведения занятий: -круглый стол; -семинар; -акции; -выступления агитбригад, -конкурсы и т.д. Содержание программы: Направления I блок Мероприятия - помощь престарелым и ветеранам труда и ВОВ; Социальное волонтёрство - помощь детям и людям с ОВЗ; «Милосердие » - участие в акции «Дети детям»; - организация праздников для детей с ОВЗ; -участие в общероссийской добровольческой акции «Неделя добра»; - проведение акции «Георгиевская ленточка»; - работа по благоустройству школы: организация экологических субботников; -«Мы разные, но мы вместе» - акция, посвящённая Международному Дню инвалида»; - взаимодействие с социальным Центром «Покров» по организации помощи малоимущим и людям с ОВЗ; II блок Спортивное волонтёрство «Спорт и здоровый образ жизни» -организация шефской помощи для учащихся начальной школы. -строгое выполнение пунктов Устава школы, касающихся здорового образа жизни; - проведение мероприятий по профилактике курения, алкоголизма, наркомании; - выпуск и распространение информационного бюллетеня «Будьте здоровы!», посвященного профилактике заболевания гриппом; - участие во всех соревнованиях: классных, общешкольных, муниципальных по ЗОЖ; - организация спортивных праздников и мероприятий; - участие в городской акции «За здоровье и безопасность наших детей»; - встречи со спортсменами, выпускниками школы; - беседы с медработниками о здоровом образе жизни; III блок Медиаволонтёрство «Наглядная агитация» - организация классных часов, посвященных ЗОЖ; - распространение брошюр, агитационных листовок; - организации конкурсов рисунков, плакатов; - создание видеороликов по различной тематике; IV блок - создание информационного стенда: горячая телефонная линия «Как помочь другу». - организация и проведение вечеров, праздников; Культурное волонтёрство -подготовка и показ волонтерского мероприятия по профилактике курения, алкоголизма, СПИДа; Артистическое волонтёрство - участие в тематических агитбригадах; «Творчество» V блок Экологическое волонтёрство «Экология» - участие в общешкольных месячниках, акциях; - организация праздников для детей с ОВЗ; - проведение традиционных праздников: День Знаний, День пожилых людей, День Учителя, День Матери, Новый год, День Защитников Отечества, Масленица, Последний звонок, День Защиты детей, Выпускной вечер. - помощь в благоустройстве школьной территории; - охрана и уход за цветами в школе; - акция «Чистый город». Календарно - тематическое планирование для 1-го года обучения № Тема Количество часов Теория п/п Практ. Всего Дата 1 Кто такие волонтёры? Права и обязанности волонтёров. Знакомство с нормативными и правовыми документами волонтерской деятельности в РФ. Инструктаж по ТБ. 1 1 2 02.09 2 История волонтёрского движения в России и мире. Игровой тренинг «Жизнь прекрасна». 1 1 2 09.09 3 Составление плана работы. 2 16.09 4 Подготовка к «Дню пожилого человека» 2 2 23.09 2 Развешивание поздравительных открыток на подъездах домов микрорайона посвященных «Дню пожилого человека» 5 Поздравление ветеранов педагогического труда с Днем учителя 2 2 30.09 6 Оформление и раздача листовок «Безопасность школьников в сети интернет». 2 2 07.10 7 Выпуск экологической стенгазеты. 2 2 14.10 8 Подготовка к благотворительной Ярмарке (ко Дню матери) 2 2 21.10 9 Изготовление открыток ко Дню матери. 2 2 28.10 10 Акция «Накормите птиц зимой» (развешивание кормушек). 1 2 04.11 11 Разработка мероприятий в рамках акции «За здоровье и безопасность наших детей» 2 11.11 12 Акция «Мы против курения!» в рамках Всемирного дня отказа от курения. 2 2 18.11 13 Акция «Красная ленточка» (интеллектуальная игра о ЗОЖ, посвященная борьбе с ВИЧ). 2 2 25.11 14 «Мы разные, но мы вместе» (беседа об отношении к детям с ОВЗ). 1 2 02.12 15 Создание видеоролика по ЗОЖ для обучающихся младших классов. 2 2 09.12 16 Проведение акции по сбору вещей, игрушек и канцелярских товаров для детейсирот. 2 2 16.12 17 Новогоднее представление для детей с ОВЗ 2 2 23.12 18 Подготовка и проведение онлайнпроекта «Здоровая Россия- это мы!» 2 30.01 1 2 1 2 19 Выпуск информационного буклета «Будьте здоровы!», посвященного профилактике заболевания гриппом. 20 Изготовление листовок в рамках акции «Мы за чистоту речи!» 2 2 23.01 21 Подготовка выступления агитбригады перед обучающимися «Мы за чистоту речи!» 2 2 30.01 22 Акция «Подари жизнь книге!» 06.02 23 Акция, приуроченная ко Дню Святого Валентина. 13.02 24 Подготовка праздника «Масленица» для учащихся начальной школы 25 Организация праздника «Масленица» для учащихся начальной школы. 26 Акция «Дом без одиночества» (поздравление на дому ветеранов педагогического труда). 27 Мероприятия в рамках участия в городском марафоне «За здоровый образ жизни» 28 Выступление агитбригады по профилактике курения. 29 Подготовка к Всемирному Дню 16.01 2 1 1 2 20.02 2 2 27.02 2 2 05.03 1 2 12.03 2 2 19.03 1 2 26.03 здоровья 30 Подготовка мероприятий в рамках городской акции «Весенняя неделя добра» 2 2 02.04 31 Оказание помощи в пересадке школьных цветов 2 2 09.04 32 Подготовка мероприятий в рамках акции «Весенняя неделя добра» 2 2 16.04 33 Мероприятия в рамках акции «Весенняя неделя добра» 2 2 23.04 34 Экологический десант «Чистый город» 2 2 30.04 35 Организация Дня защиты детей 2 2 07.09 36 Экологическая акция «Украсим школьный двор» (высадка рассады цветов). 2 2 21.05 37 Подведение итогов. Награждение активных волонтёров. 1 2 28.05 1 Календарно - тематическое планирование для 2-го года обучения № Тема Количество часов Теория п/п Практ. Всего Дата 1 Вводный урок. Наша школа и волонтерское движение. «Спешите делать добрые дела!» Правила волонтеров школы. 1 1 05.09. 2 Правила волонтеров школы. 1 1 05.09. 3. Акция бережливых "Береги воду!" 1 12.09. 1 4. Этическая беседа: «Будь непримирим к грубости и чѐрствости». Всемирный день пожилых людей (1 октября) 5. Изготовление праздничной открытки с Днём пожилого человека. 6. 1 1 12.09. 2 2 19.09. Поздравление пожилых людей с Днём пожилого человека 2 2 26.10. 7. Изготовление закладок для книг в подарок школьному библиотекарю. 2 2 03.11. 8. «Учись приносить людям пользу» 2 2 10.10. 1 2 17.10. 2 2 24.10. 1 2 31.10. 2 07.11. 1 2 14.11. 2 2 21.11. 2 4 28.11. Ремонт книг для школьной библиотеки. 9. Минута час бережет. Зачем нужно беречь время? Что я могу сделать за 1 минуту? 10. Игры и беседы по здоровому образу жизни в 1-х классах 11. Акция «Давай обнимемся» ко Дню народного единства" 1 12. День воинской славы (7 ноября) 2 1 Просмотр видеофильмов, обсуждение 13. 13 ноября – Всемирный день доброты. «Наши добрые дела» 14. День матери. 1 Изготовление для мам подарков к Дню матери 15. 16. Разработка и проведение мероприятий в рамках акции «За здоровье и безопасность наших детей» 2 Международный день инвалида (3 декабря). 4 05.12. 2 6 12.12. 19.12. Подготовка и проведение новогоднего представления для детей с ОВЗ 17. 26.12. К Всероссийскому дню зимующих птиц. «Покормите птиц зимой» 2 2 16.01. Развешивание кормушек и кормление птиц 18. Крошка хлеба на землю упала. Бережное отношение к хлебу. Беседа о блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войн для начальной школы. 1 1 2 23.01. 19. Подготовка и проведение акции «Мы за чистоту речи!» 1 1 2 30.01. 20. «О хороших и дурных привычках» 2 2 06.02. 2 2 13.02. 1 2 20.02. Викторина для начальной школы 21. Акция, приуроченная ко Дню Святого Валентина. 22. 17 февраля – День спонтанного проявления доброты. Тренинг “Доброта как Солнце” 23. Поздравление тружеников тыла Великой Отечественной войны с Днём защитника Отечества 2 2 27.02. 24. Поздравление учителей с Днём 8 Марта 2 2 06.03. 25. Мероприятия в рамках участия в городском марафоне «За здоровый образ жизни» 2 2 13.03. 26. Подготовка к Всемирному Дню здоровья 2 20.03. 27. Классный час «Всемирный день здоровья» в начальной школе 2 2 03.04. 28. Подготовка и проведение мероприятий в рамках городской акции «Весенняя неделя добра» 2 4 10.04. 29. Экологический десант 1 2 2 17.04. 2 2 24.04. «Чистый город» 30. Акция «Память» Рассказ о ветеранах Великой Отечественной войны. 31. Подведение итогов. Награждение активных волонтёров. 2 2 2 15.05. 2 22.05. Приложение Концепция волонтерства: Волонтерство способствует улучшению качества жизни, а так же развитию солидарности между людьми. Волонтерство способствует более уравновешенному экономическому и социальному развитию. Волонтёрство дает возможность создавать новые профессии и открывать новые рабочие места. Она проявляется через: активное участие граждан в жизни общества. Организованное движение внутри ассоциации. Обязанности волонтера: Поощрять индивидуальное участие в жизни общества. Участвовать в обучении вновь прибывших членов, указывая на ту ответственность, которая на них возлагается, в зависимости их способностей, того времени, которым они располагают, а также того, что их интересует. Координировать свою работу со всеми членами коллектива в духе взаимопонимания и взаимоуважения. Если вы решили стать волонтером, выберите тот сектор проблем, который больше всего подходит вам. 1. Наведи справки о проблемах, которые интересуют тебя! Поищи информацию об интересующей тебя проблеме, найди те организации или тех волонтеров, которые пытались решить такие проблемы. Если такой группы не существует, почему именно тебе не создать её? Возьми инициативу на себя в школе, лицее или в своем квартале, вместе со своими товарищами и друзьями! 2. Подумай о тех умениях и навыках, которыми ты можешь поделиться! Если тебе нравятся мероприятия на свежем воздухе, нравится работать на компьютере или в группе, попробуй найти мероприятия для волонтеров, включающие твои интересы. 3. Хотел бы ты научиться чему-то новому? Может быть, ты желаешь научиться чему-то новому, узнать новых людей и новые ситуации? Включись в действия волонтеров, которые откроют перед тобой новые возможности для углубления твоих знаний в различных областях деятельности. 4. Совмести приятное с полезным! Включись в волонтерские действия, которые помогут тебе достичь новых высот. Например, если ты хочешь похудеть, то прими участие в мероприятиях, проводимых, а свежем воздухе, которые требуют больших физических усилий 5. Не разбрасывайся! Сохрани равновесие между твоей деятельностью волонтера, учебой и другими мероприятиями, в которых принимаешь участие. Подумай о своем расписании и о свободном времени, которым располагаешь. 6. Вовлеки в волонтерскую деятельность и своих друзей! Вступи в волонтерское движение вместе со своими друзьями! У тебя будет возможность работать в разных проектах рядом с ними, и ты будешь чувствовать себя свободно с самого начала. 7. Будь творческой личностью! Возможность стать волонтером существует всегда, ты должен только быть начеку, быть проницательным и подходить творчески в решении любого вопроса! Будь уверен в том, что где-то кто-то нуждается в твоих силах идеях и в твоей поддержке. 8. Будь честным и открытым! Посвяти себя делу, на которое пал твой выбор! Работай с улыбкой на лице и с уверенностью, что тебе удастся изменить что-то в лучшую сторону. Удовлетворение, которое ты получишь, будет безмерным! В случае нарушения настоящего Кодекса Волонтера доброволец теряет свой статус и отстраняется от участия в волонтерской деятельности. I. Основные понятия и термины: Волонтер - это человек, который своим участием на добровольной, безвозмездной основе оказывает посильную помощь окружающим по проблеме профилактики. Волонтерская деятельность - является одним из видов благотворительной деятельности и осуществляется на основании Закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135 - ФЗ от 7 июля 1995г. II. Принципами волонтерской деятельности являются: солидарность с принципами и целями организации 9деятельность волонтера направлена на достижение целей волонтерского движения и не противоречит его принципам); добровольность (никто не может быть принужден действовать в качестве волонтера); безвозмездность (труд волонтера не оплачивается, однако могут компенсированы расходы волонтера, связанные с его деятельность в организации и по распоряжению администрации: командировочные расходы, затраты на транспорт другие); добросовестность (волонтер, взявший на себя обязательство выполнить ту или иную работу, должен довести ее до конца); законность (деятельность волонтера не должна противоречить законодательству РФ). III. Волонтером может быть... любой человек, достигший 14 лет IV. Основания для приобретения статуса волонтера принятие целей, методов и принципов деятельности волонтерского отряда; активное участие в деятельности волонтерского движения; заполнение анкеты и собеседование с кем-либо из руководителей волонтерского отряда; V. Волонтер имеет право: 1. Выбрать тот вид добровольческой деятельности, который отвечает его потребностям и устремлениям. 2. Получает всю необходимую информацию, оборудование, а также материальные средства для выполнения поставленных перед ним задач. 3. Просит учреждение предоставить документы (справки, рекомендации), содержащие сведения о характере, качестве и объеме выполненных работ, уровне проявленной квалификации. 4. Вносит предположения при обсуждении форм и методов осуществления волонтерской деятельности. 5. На признание и благодарность за свой труд. 6.Получение дополнительных знаний, необходимых волонтеру для выполнения возложенных на него задач. 7. Отказаться от выполнения задания (с объяснением уважительной причины). 8. Прекратить свою деятельность волонтера. VI. Волонтер обязан: Четко и добросовестно выполнять порученную ему работу. Знать, уважать и следовать целям и принципам волонтерского движения. Соблюдать принцип конфиденциальности (не распространять не предназначенные для разглашения сведения, а также информацию о личной жизни просвещаемых людей). Следовать инструкциям, выданным ему при инструктаже; Беречь материальные ресурсы, предоставленные организацией. Воздерживаться от выступления в качестве представителя учреждения, если только это не делается с согласия и предварительного одобрения; Уведомить о своем желании прекратить волонтерскую деятельность в организации не менее чем за 2 недели. VII. Руководитель волонтерского отряда имеет право: 1. Требовать от волонтера отчета за проделанную работу. 2. Требовать уважительного отношения к руководителю и к тем, с кем общается. 3. Отказаться от услуг волонтера при невыполнении им обязательств, нарушении дисциплины, некорректном поведении в отношении других активистов. 4. Предоставлять возможность для получения волонтером дополнительного образования, необходимого ему для успешного осуществления его деятельности. VIII. Образовательное учреждение, на базе которого сформирован волонтерский отряд, обязательно: Создать волонтеру все необходимые ему условия труда. Разъяснять волонтеру его права и обязанности. Обеспечить безопасность волонтера (проинструктировать его о необходимой технике безопасности или, в случае, если деятельность может предоставлять угрозу жизни и здоровью волонтера, обеспечить его медицинского страхование). Предоставлять волонтеру полную информацию о деятельности организации. Разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе волонтерской деятельности. Проводить обучающие семинары и тренинги. IX. Приостановление и прекращение волонтерской работы. 1. Волонтер, желающий приостановить или прекратить волонтерскую. деятельность, должен известить об этом в течение 2 недель. 2. Организация может отказаться от сотрудничества с волонтером во всех или некоторых областях деятельности, если волонтер регулярно не выполняет порученную ему работу и нарушает положения настоящего Кодекса. Литература 1.Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» 2. Берис Р. «Развитие Я – концепция и воспитание», М.2009 г. 3.Гордиенко: Правила дорожного движения для детей Издательство: ФениксПремьер, 2013 г. Лях Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие / Г.Л. Лях. – К: КУ им. Бориса Гринченко, 2010. Интернет-ресурсы 1. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - http://www.isovet.ru/ 2.История добровольчества в России и мире http://www.tema-ddm.ru/dobrovolets/hist/ 3. Википедия. Свободная энциклопедия