Живое слово

Департамент образования Администрации города Дзержинска
«Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22
с углубленным изучением французского языка»
г. Дзержинск Нижегородской области

Принята на заседании
педагогического совета
МБОУ СШ №22
с углубленным изучением
французского языка
Протокол № _1_ от 28.08.2024

Утверждена приказом
директора МБОУ СШ № 22 с угл.
изучением французского языка
Опариной Ю.А.
Приказ № 369 –пр. от 28.08.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественно-научной направленности
«Живое слово»
Возраст учащихся: 11-13 лет
Срок реализации программы: 1 года

Автор-составитель: Багрицевич И.Е.,
педагог дополнительного образования

2024-2025 учебный год

Пояснительная записка.
Ведение курса «Живое слово» имеет особую важность в силу ряда
причин. Свободное владение русским языком — обязательное условие
успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения
этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне,
соответствующем
потребностям
современного
общества,
усилить
практическую направленность обучения русскому языку. В ходе занятий
используется интересный и увлекательный материал, способствующий
повышению теоретического уровня знаний учащихся, формированию у них
таких основных приѐмов умственной деятельности, как обобщение,
сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную
мысль. Занимательные задания позволяют активизировать опорные знания и
направлять учебно-познавательный поиск учащихся к достижению
результата. Данная программа содержит как теоретический блок по русскому
языку, так и практический, который включает в себя отработку всех правил
русского языка в системе и служит в перспективе помощником для
подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.
Представленный курс непосредственно связан с основным курсом
русского языка 5 класса, расширяет и углубляет его. Данный курс даѐт
возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения
кругозора, совершенствования предметных результатов, универсальных
учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных,
познавательных, ИКТ-компетентности).
Развивая содержание базисного курса, программа удовлетворяет
познавательные потребности учащихся данной возрастной категории в
вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет
показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова,
мир русской грамоты.
Целью программы является расширение лингвистического кругозора
учащихся.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
Образовательные:



развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную
активность, мышление и коммуникативную культуру;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность,
умение анализировать текст.

Развивающие:





развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие
свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях
общения; повышать уровень культуры речи;
развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной
деятельности.

Воспитательные:




воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому
языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
овладевать культурой межнационального общения, воспитывать
толерантность;
формировать социально активную, конкурентоспособную личность.

Цель и задачи, поставленные в программе, опираются на ценностные
ориентиры системы общего образования, реализуемые в стандарте:
 гражданская идентичность как ключевой компонент российской
идентичности;
 идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей
человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.;
основанный
на
принципах
гражданской
 патриотизм,
ответственности и диалога культур;
 национальное согласие по основным этапам становления и
развития общества и государства.
Дидактико-методическое обеспечение учебного курса
(ведущие принципы, технологии, методы, формы обучения).
В основу настоящей программы положены психолого-педагогические и
дидактические принципы развивающего образования, изложенные в
концепции Образовательной программы «Школа 2100».
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности;
принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира;
принцип целостности содержания образования; принцип систематичности;
принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции
знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный
стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения
деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной
ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от
совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной
деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на
процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в
творчестве и умений творчества.

Ведущими технологиями в учебном процессе являются технология
проблемно-диалогического
обучения,
технология
развития
критического мышления, технологии личностно-ориентированного
обучения.
В качестве ведущих методов применяются метод проблемного
изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский
метод.
Наиболее привлекательными формами работы являются игра, турнир,
считалки, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические
сказки, викторина, а также практикумы с элементами поиска, исследования и
анализа языковых единиц.
Программа ―ЖИВОЕ СЛОВО ‖ предназначена для учащихся 5 класса и
рассчитана на 34 часа в год.
Содержание курса
Секреты устной речи. Почему не всегда совпадает звучание и написание
слова. Для чего используют звуковые повторы в речи. Какова роль
интонации в устной речи. Дорога к письменности. Устная и письменная речь.
Создатели русского алфавита. Славянский алфавит и его особенности.
Судьба отдельных букв. Исторические изменения в русском языке.
Словари как "копилки" слов. Типы словарей. Энциклопедические и
лингвистические словари.

Загадки русского словообразования. Морфемы. Виды морфем. О чѐм
рассказывает словообразовательная модель слова. Что такое
словообразовательное гнездо однокоренных слов. Почему с течением
времени может измениться морфемный состав слова. Этимология слов.
Заимствованные слова. Перевод и калькирование заимствованных слов.
Работа со словарями. Сказочные превращения.
Секреты письменной речи. Зачем нужно знать алфавит. В чѐм секрет
правописания морфем. Как пунктуационные знаки помогают передавать
смысл высказывания. Не пером пишут – умом. Тайны письма. Правописание
корней. Полногласие и неполногласие. Правописание согласных в корне.
Удвоенные согласные. Закон восходящей звучности. Корни с чередованием.
Роль суффикса -а- в выборе написания корня с чередованием. Ударение и его
роль в слове.
Тайны русского слова. На какие группы делится словарный состав русского
языка. Слово и его лексическое значение. Многозначность слов как явление

лексики. В чѐм особенность употребления слова в художественном тексте.
Контекст. О чѐм рассказывают фразеологизмы. Источники фразеологизмов.
Фразеология в художественных произведениях.
Приставки и суффиксы как значимые части слова. Влияние суффикса на
смысловые и стилистические особенности слова. Влияние приставки на
лексическое значение слова. Выбор приставок при- и пре- в процессе письма.
Происхождение имѐн и прозвищ. Антропонимия. Антропонимика.
Ономастика. Древние русские имена. Происхождение отчеств. Прозвища.
Слова ограниченного словоупотребления: профессионализмы, диалектизмы.
Синонимия, антонимия, омонимия слов. Языковые игры, построенные на
использовании синонимов, антонимов, омонимов. Омографы. Омофоны.
Омоформы.
Секреты морфологии и синтаксиса. Чем отличаются друг от друга
склоняемые части речи.
Имя существительное. Несклоняемые имена существительные. Имена
существительные общего рода.
Имя прилагательное. История имѐн прилагательных. Разряды
прилагательных по значению.
В чѐм секрет глагола и его форм. Как отличать грамматические омонимы.
Секреты морфологии и синтаксиса. Появление знаков препинания в
русском языке. Тексты конца XV века. Какими бывают предложения.
Грамматике учиться всегда пригодится. Точка - самый ранний знак
препинания. Появление запятой. Функции запятой. Упорядочение знаков
препинания. Появление восклицательного знака, тире, кавычек, многоточий.
Предложения -перевертыши. Необычные предложения. Переговорки.
Анаграммы. Метаграммы, или превращение мухи в слона.
Речевой этикет. Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета.

Календарно-тематическое планирование

1

1 нед.

Тема занятия

Коли
честв
о
часо
в

№
темы
.

Дата

1 час

Предмет и задачи
курса. Дорога к
письменности.

Форма
проведения
Практикум.
Составление
кроссвордов
и ребусов.

2

3

4

5

6

2 нед.

3 нед.

4 нед.

5 нед.

6 нед.

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

Устная и
письменная речь.
Создатели русского
алфавита.
Славянский алфавит
и его особенности.
Судьба отдельных
букв.
―Живой как жизнь‖.
Изменения в
русском языке. Что
осталось от юсов и
ютов.

Практикум.

Где же хранятся
слова? Копилки
слов. Словари.
Типы словарей.
Энциклопедические
и лингвистические
словари.

Практикум с
элементами
поиска,

Из чего строятся
слова?
Строительная
работа морфем.

Практикум.

Корень и ―главное‖
правило, или ―Не
лезьте за словом в
карман!‖ Гнезда

Практикум. Игра в
“словесный мяч”.

Путешествие

Практикум.
Написание
грамматических
сказок.

исследования и
анализа языковых
единиц.

Анализ
художественных
текстов.

родственных слов.
7

7 нед.

1 час

―Пересаженные
корни‖.
Иноязычные и
русские корни.

Практикум.
Анализ,
исследование
языковых единиц.

8

8 нед.

1 час

Перевод и
калькирование.

9

9 нед.

1 час

10

10 нед.

1 час

11

11 нед.

1 час

Когда без словаря
не обойтись? Слова
с удвоенными
согласными.
Кто командует
корнями?
Полногласные и
неполногласные
сочетания
Закон восходящей
звучности.

Практикум.
Анализ,
исследование
языковых единиц
Практикум. Игра.

12

12 нед.

1 час

Суффикс -а командует
гласными. Корни с
чередованием.

Практикум.
Викторина. Игра
“Кто больше?”

13

13 нед.

1 час

Практикум.
Викторина.

14

14 нед.

1 час

Слово за ударением.
Как командуют
гласные звуки.
Приказы согласных
звуков.

15

15 нед.

1 час

Значение слова.
Зависимость от
контекста.

Практикум. Игра.
Анализ
художественных

Практикум.
Анализ
художественных
текстов.
Викторина
Практикум.
Викторина. Игра
“Кто больше?”

Практикум. Игра.
Анализ
художественных
текстов.

текстов.
16

16 нед.

1 час

Как трудятся
приставки?
Приставки с
противоположным
значением.
Что может
обозначать
приставка пре-?

Практикумисследование.
Анализ языковых
единиц.

17

17 нед.

1 час

18

18 нед.

1 час

Что может
обозначать
приставка при- ?

Практикум исследование.
Анализ языковых
единиц.

19

19 нед.

1 час

Тренировочные
упражнения по теме
―Гласные в
приставках пре- и
при-‖.

Практикум.
Викторина.
Диктант-игра.
Написание
рассказа или
изложения.

20

20 нед.

1 час

Для чего нам
суффиксы нужны?

21

21 нед.

1 час

22

22 нед.

1 час

Лингвистический
микроскоп.
Происхождение
имѐн и прозвищ.
Антропонимия.
Антропонимика.
Ономастика.
Древние русские
имена.

Практикумисследование.
Анализ языковых
единиц
Практикум.
Викторина.
Практикумисследование
“Что в имени
тебе моем?”

23

23 нед.

1 час

Путешествие по

Практикумисследование.
Анализ языковых
единиц.

Практикум. Игра.

России. Диалектные Анализ
слова.
литературных
произведений.
Происхождение
Практикум.
отчеств. Прозвища. Проект “Откуда
пошла моя
фамилия”. Игра.
Викторина.

24

24 нед.

1 час

25

25 нед.

1 час

Фразеологизмы.
Источники
фразеологизмов.

Практикум.
Фразеологический
КВН.

26

26 нед.

1 час

Как определить
значение
фразеологизма.

27

27 нед.

1 час

Омонимы,
синонимы,
антонимы. Игры с
синонимами.

Практикумисследование.
Анализ языковых
единиц. Игра «
Аукцион»
Практикумисследование.
Анализ языковых
единиц.Подбор
синонимов,
разгадывание
кроссворда.

28

28 нед.

1 час

Контекстуальные
антонимы.

29

29 нед.

1 час

Имя
существительное.
Несклоняемые
имена
существительные.
Имена
существительные
общего рода.

30

30 нед.

1 час

Имя
прилагательное.

Практикум.
Анализ
художественных
произведений.
Практикум.
Написание
грамматических
сказок.

Практикум.
Анализ

История имѐн
прилагательных.
Разряды
прилагательных по
значению.

художественных
произведений.
Викторина

31

31 нед.

1 час

Из истории русской
пунктуации.
Появление знаков
препинания в
русском языке.
Тексты конца XV
века. Точка - самый
ранний знак
препинания.
Появление запятой.
Функции запятой.
Упорядочение
знаков препинания.
Появление
восклицательного
знака, тире,
кавычек,
многоточий.

Практикум.
Составление
грамматических
сказок.

32

32 нед.

1 час

Перевертыши.
Необычные
предложения.
Переговорки.

Практикум.
Восстановление
“перевернутых”
пословиц,
поговорок.
Создание
перевертышей.
Практикумисследование
искусственных
фраз, построенных
по законам русской
грамматики.
Собирание из
“осколков”
пословиц.

Составление
переговорок

33

33 нед.

1 час

Анаграммы.
Метаграммы, или
превращение мухи в
слона.

Практикум.
Разгадывание и
составление
словесных
головоломок.
Превращение
одного слова в
другое путем
последовательной
замены одной
буквы на другую.
Самостоятельное
построение
цепочки
метаграмм превращений для
заданных слов.

34

34 нед.

1 час

Речевой этикет.
Правила речевого
этикета. Формулы
речевого этикета.

Практикум.
Разыгрывание
сценок,
содержащих
ситуацию, в
которой надо
проявить знание
этикета.
Викторина.

Используемая литература

1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. –
М.: Просвещение, 2001.
2. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998.
3. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям
по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.
4. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра
со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. Волгоград: Учитель, Игровые технологии на уроках русского
языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост.
В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
5. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому
языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008.
6. Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на
уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В.
Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007.
7. Шанский Н.М. В мире слов. - М., 2003.
Лингвистические словари
1. Баранов, М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М.
Т. Баранов. - М. : Просвещение, 2006.
2. Баранов, М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка / М.
Т. Баранов. -5-е изд. - М. : Просвещение, 2008.
3. Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П.
Жуков, А. В. Жуков. - М. : Просвещение, 2003.
4. Лекант, П. А. Школьный орфоэпический словарь русского языка П. А.
Лекант, В. В. Ле-денева. - М. : Просвещение, 2006.
5. Семенюк, А. А. Школьный толковый словарь русского языка / А. А.
Семенюк, М. А. Матюшина. - М. : Просвещение, 2006.
Информационно-коммуникационные средства
1С : Репетитор. Тесты по орфографии. - М. : ЗАО «1С», 2005. - 1 электрон,
опт. диск (CD-ROM).
1С : Репетитор. Тесты по пунктуации. - М. : ЗАО «1С», 2005. - 1 электрон,
опт. диск (CD-ROM).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».