Департамент образования Администрации города Дзержинска
«Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22
с углубленным изучением французского языка»
г. Дзержинск Нижегородской области
Принята на заседании
педагогического совета
МБОУ СШ №22
с углубленным изучением
французского языка
Протокол № _1_ от 28.08.2024
Утверждена приказом
директора МБОУ СШ № 22 с угл.
изучением французского языка
Опариной Ю.А.
Приказ № 369 –пр. от 28.08.2024
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественно-научной направленности
«Живое слово»
Возраст учащихся: 11-13 лет
Срок реализации программы: 1 года
Автор-составитель: Багрицевич И.Е.,
педагог дополнительного образования
2024-2025 учебный год
Пояснительная записка.
Ведение курса «Живое слово» имеет особую важность в силу ряда
причин. Свободное владение русским языком — обязательное условие
успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения
этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне,
соответствующем
потребностям
современного
общества,
усилить
практическую направленность обучения русскому языку. В ходе занятий
используется интересный и увлекательный материал, способствующий
повышению теоретического уровня знаний учащихся, формированию у них
таких основных приѐмов умственной деятельности, как обобщение,
сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную
мысль. Занимательные задания позволяют активизировать опорные знания и
направлять учебно-познавательный поиск учащихся к достижению
результата. Данная программа содержит как теоретический блок по русскому
языку, так и практический, который включает в себя отработку всех правил
русского языка в системе и служит в перспективе помощником для
подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.
Представленный курс непосредственно связан с основным курсом
русского языка 5 класса, расширяет и углубляет его. Данный курс даѐт
возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения
кругозора, совершенствования предметных результатов, универсальных
учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных,
познавательных, ИКТ-компетентности).
Развивая содержание базисного курса, программа удовлетворяет
познавательные потребности учащихся данной возрастной категории в
вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет
показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова,
мир русской грамоты.
Целью программы является расширение лингвистического кругозора
учащихся.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
Образовательные:
развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную
активность, мышление и коммуникативную культуру;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность,
умение анализировать текст.
Развивающие:
развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие
свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях
общения; повышать уровень культуры речи;
развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной
деятельности.
Воспитательные:
воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому
языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
овладевать культурой межнационального общения, воспитывать
толерантность;
формировать социально активную, конкурентоспособную личность.
Цель и задачи, поставленные в программе, опираются на ценностные
ориентиры системы общего образования, реализуемые в стандарте:
гражданская идентичность как ключевой компонент российской
идентичности;
идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей
человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.;
основанный
на
принципах
гражданской
патриотизм,
ответственности и диалога культур;
национальное согласие по основным этапам становления и
развития общества и государства.
Дидактико-методическое обеспечение учебного курса
(ведущие принципы, технологии, методы, формы обучения).
В основу настоящей программы положены психолого-педагогические и
дидактические принципы развивающего образования, изложенные в
концепции Образовательной программы «Школа 2100».
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности;
принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира;
принцип целостности содержания образования; принцип систематичности;
принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции
знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный
стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения
деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной
ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от
совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной
деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на
процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в
творчестве и умений творчества.
Ведущими технологиями в учебном процессе являются технология
проблемно-диалогического
обучения,
технология
развития
критического мышления, технологии личностно-ориентированного
обучения.
В качестве ведущих методов применяются метод проблемного
изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский
метод.
Наиболее привлекательными формами работы являются игра, турнир,
считалки, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические
сказки, викторина, а также практикумы с элементами поиска, исследования и
анализа языковых единиц.
Программа ―ЖИВОЕ СЛОВО ‖ предназначена для учащихся 5 класса и
рассчитана на 34 часа в год.
Содержание курса
Секреты устной речи. Почему не всегда совпадает звучание и написание
слова. Для чего используют звуковые повторы в речи. Какова роль
интонации в устной речи. Дорога к письменности. Устная и письменная речь.
Создатели русского алфавита. Славянский алфавит и его особенности.
Судьба отдельных букв. Исторические изменения в русском языке.
Словари как "копилки" слов. Типы словарей. Энциклопедические и
лингвистические словари.
Загадки русского словообразования. Морфемы. Виды морфем. О чѐм
рассказывает словообразовательная модель слова. Что такое
словообразовательное гнездо однокоренных слов. Почему с течением
времени может измениться морфемный состав слова. Этимология слов.
Заимствованные слова. Перевод и калькирование заимствованных слов.
Работа со словарями. Сказочные превращения.
Секреты письменной речи. Зачем нужно знать алфавит. В чѐм секрет
правописания морфем. Как пунктуационные знаки помогают передавать
смысл высказывания. Не пером пишут – умом. Тайны письма. Правописание
корней. Полногласие и неполногласие. Правописание согласных в корне.
Удвоенные согласные. Закон восходящей звучности. Корни с чередованием.
Роль суффикса -а- в выборе написания корня с чередованием. Ударение и его
роль в слове.
Тайны русского слова. На какие группы делится словарный состав русского
языка. Слово и его лексическое значение. Многозначность слов как явление
лексики. В чѐм особенность употребления слова в художественном тексте.
Контекст. О чѐм рассказывают фразеологизмы. Источники фразеологизмов.
Фразеология в художественных произведениях.
Приставки и суффиксы как значимые части слова. Влияние суффикса на
смысловые и стилистические особенности слова. Влияние приставки на
лексическое значение слова. Выбор приставок при- и пре- в процессе письма.
Происхождение имѐн и прозвищ. Антропонимия. Антропонимика.
Ономастика. Древние русские имена. Происхождение отчеств. Прозвища.
Слова ограниченного словоупотребления: профессионализмы, диалектизмы.
Синонимия, антонимия, омонимия слов. Языковые игры, построенные на
использовании синонимов, антонимов, омонимов. Омографы. Омофоны.
Омоформы.
Секреты морфологии и синтаксиса. Чем отличаются друг от друга
склоняемые части речи.
Имя существительное. Несклоняемые имена существительные. Имена
существительные общего рода.
Имя прилагательное. История имѐн прилагательных. Разряды
прилагательных по значению.
В чѐм секрет глагола и его форм. Как отличать грамматические омонимы.
Секреты морфологии и синтаксиса. Появление знаков препинания в
русском языке. Тексты конца XV века. Какими бывают предложения.
Грамматике учиться всегда пригодится. Точка - самый ранний знак
препинания. Появление запятой. Функции запятой. Упорядочение знаков
препинания. Появление восклицательного знака, тире, кавычек, многоточий.
Предложения -перевертыши. Необычные предложения. Переговорки.
Анаграммы. Метаграммы, или превращение мухи в слона.
Речевой этикет. Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета.
Календарно-тематическое планирование
1
1 нед.
Тема занятия
Коли
честв
о
часо
в
№
темы
.
Дата
1 час
Предмет и задачи
курса. Дорога к
письменности.
Форма
проведения
Практикум.
Составление
кроссвордов
и ребусов.
2
3
4
5
6
2 нед.
3 нед.
4 нед.
5 нед.
6 нед.
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
Устная и
письменная речь.
Создатели русского
алфавита.
Славянский алфавит
и его особенности.
Судьба отдельных
букв.
―Живой как жизнь‖.
Изменения в
русском языке. Что
осталось от юсов и
ютов.
Практикум.
Где же хранятся
слова? Копилки
слов. Словари.
Типы словарей.
Энциклопедические
и лингвистические
словари.
Практикум с
элементами
поиска,
Из чего строятся
слова?
Строительная
работа морфем.
Практикум.
Корень и ―главное‖
правило, или ―Не
лезьте за словом в
карман!‖ Гнезда
Практикум. Игра в
“словесный мяч”.
Путешествие
Практикум.
Написание
грамматических
сказок.
исследования и
анализа языковых
единиц.
Анализ
художественных
текстов.
родственных слов.
7
7 нед.
1 час
―Пересаженные
корни‖.
Иноязычные и
русские корни.
Практикум.
Анализ,
исследование
языковых единиц.
8
8 нед.
1 час
Перевод и
калькирование.
9
9 нед.
1 час
10
10 нед.
1 час
11
11 нед.
1 час
Когда без словаря
не обойтись? Слова
с удвоенными
согласными.
Кто командует
корнями?
Полногласные и
неполногласные
сочетания
Закон восходящей
звучности.
Практикум.
Анализ,
исследование
языковых единиц
Практикум. Игра.
12
12 нед.
1 час
Суффикс -а командует
гласными. Корни с
чередованием.
Практикум.
Викторина. Игра
“Кто больше?”
13
13 нед.
1 час
Практикум.
Викторина.
14
14 нед.
1 час
Слово за ударением.
Как командуют
гласные звуки.
Приказы согласных
звуков.
15
15 нед.
1 час
Значение слова.
Зависимость от
контекста.
Практикум. Игра.
Анализ
художественных
Практикум.
Анализ
художественных
текстов.
Викторина
Практикум.
Викторина. Игра
“Кто больше?”
Практикум. Игра.
Анализ
художественных
текстов.
текстов.
16
16 нед.
1 час
Как трудятся
приставки?
Приставки с
противоположным
значением.
Что может
обозначать
приставка пре-?
Практикумисследование.
Анализ языковых
единиц.
17
17 нед.
1 час
18
18 нед.
1 час
Что может
обозначать
приставка при- ?
Практикум исследование.
Анализ языковых
единиц.
19
19 нед.
1 час
Тренировочные
упражнения по теме
―Гласные в
приставках пре- и
при-‖.
Практикум.
Викторина.
Диктант-игра.
Написание
рассказа или
изложения.
20
20 нед.
1 час
Для чего нам
суффиксы нужны?
21
21 нед.
1 час
22
22 нед.
1 час
Лингвистический
микроскоп.
Происхождение
имѐн и прозвищ.
Антропонимия.
Антропонимика.
Ономастика.
Древние русские
имена.
Практикумисследование.
Анализ языковых
единиц
Практикум.
Викторина.
Практикумисследование
“Что в имени
тебе моем?”
23
23 нед.
1 час
Путешествие по
Практикумисследование.
Анализ языковых
единиц.
Практикум. Игра.
России. Диалектные Анализ
слова.
литературных
произведений.
Происхождение
Практикум.
отчеств. Прозвища. Проект “Откуда
пошла моя
фамилия”. Игра.
Викторина.
24
24 нед.
1 час
25
25 нед.
1 час
Фразеологизмы.
Источники
фразеологизмов.
Практикум.
Фразеологический
КВН.
26
26 нед.
1 час
Как определить
значение
фразеологизма.
27
27 нед.
1 час
Омонимы,
синонимы,
антонимы. Игры с
синонимами.
Практикумисследование.
Анализ языковых
единиц. Игра «
Аукцион»
Практикумисследование.
Анализ языковых
единиц.Подбор
синонимов,
разгадывание
кроссворда.
28
28 нед.
1 час
Контекстуальные
антонимы.
29
29 нед.
1 час
Имя
существительное.
Несклоняемые
имена
существительные.
Имена
существительные
общего рода.
30
30 нед.
1 час
Имя
прилагательное.
Практикум.
Анализ
художественных
произведений.
Практикум.
Написание
грамматических
сказок.
Практикум.
Анализ
История имѐн
прилагательных.
Разряды
прилагательных по
значению.
художественных
произведений.
Викторина
31
31 нед.
1 час
Из истории русской
пунктуации.
Появление знаков
препинания в
русском языке.
Тексты конца XV
века. Точка - самый
ранний знак
препинания.
Появление запятой.
Функции запятой.
Упорядочение
знаков препинания.
Появление
восклицательного
знака, тире,
кавычек,
многоточий.
Практикум.
Составление
грамматических
сказок.
32
32 нед.
1 час
Перевертыши.
Необычные
предложения.
Переговорки.
Практикум.
Восстановление
“перевернутых”
пословиц,
поговорок.
Создание
перевертышей.
Практикумисследование
искусственных
фраз, построенных
по законам русской
грамматики.
Собирание из
“осколков”
пословиц.
Составление
переговорок
33
33 нед.
1 час
Анаграммы.
Метаграммы, или
превращение мухи в
слона.
Практикум.
Разгадывание и
составление
словесных
головоломок.
Превращение
одного слова в
другое путем
последовательной
замены одной
буквы на другую.
Самостоятельное
построение
цепочки
метаграмм превращений для
заданных слов.
34
34 нед.
1 час
Речевой этикет.
Правила речевого
этикета. Формулы
речевого этикета.
Практикум.
Разыгрывание
сценок,
содержащих
ситуацию, в
которой надо
проявить знание
этикета.
Викторина.
Используемая литература
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. –
М.: Просвещение, 2001.
2. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998.
3. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям
по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.
4. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра
со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. Волгоград: Учитель, Игровые технологии на уроках русского
языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост.
В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
5. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому
языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008.
6. Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на
уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В.
Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007.
7. Шанский Н.М. В мире слов. - М., 2003.
Лингвистические словари
1. Баранов, М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М.
Т. Баранов. - М. : Просвещение, 2006.
2. Баранов, М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка / М.
Т. Баранов. -5-е изд. - М. : Просвещение, 2008.
3. Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П.
Жуков, А. В. Жуков. - М. : Просвещение, 2003.
4. Лекант, П. А. Школьный орфоэпический словарь русского языка П. А.
Лекант, В. В. Ле-денева. - М. : Просвещение, 2006.
5. Семенюк, А. А. Школьный толковый словарь русского языка / А. А.
Семенюк, М. А. Матюшина. - М. : Просвещение, 2006.
Информационно-коммуникационные средства
1С : Репетитор. Тесты по орфографии. - М. : ЗАО «1С», 2005. - 1 электрон,
опт. диск (CD-ROM).
1С : Репетитор. Тесты по пунктуации. - М. : ЗАО «1С», 2005. - 1 электрон,
опт. диск (CD-ROM).