Департамент образования Администрации города Дзержинска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 22 с углубленным изучением французского языка» г. Дзержинска Нижегородской области Принята на заседании педагогического совета МБОУ СШ № 22 с углубленным изучением французского языка Протокол № 1 от 29.08.2024 Утверждена приказом директора МБОУ СШ № 22 с углубленным изучением французского языка Приказ № 369-п от 28.08.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Творим чудо своими руками» Возраст учащихся: 9-11 лет Срок реализации программы: 2 год Автор-составитель: Свищева И.А., педагог дополнительного образования 2024 год 1) Направленность программы Программа «Рукотворное чудо» по содержанию является художественной; по функциональному предназначению – прикладной; по форме организации — индивидуально ориентированной; по времени реализации — годичной. Программа разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, теоретических и технологических знаний, опыта их трудовой деятельности, полученных при изучении предмета «Технология» в 3-4 классах. 2) Новизна программы заключается в сочетании новых видов творческой деятельности изготовление изделий из искусственного меха, старых вещей одежды. Актуальность программы определяется тем, что в последние годы повышается интерес к изделиям ручной работы, креативным видам декоративно-прикладного творчества. Работа по данной программе предоставляет возможность детям в условиях детского объединения в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем использовать их в повседневной жизни. Приобщение детей и подростков к занятиям декоративно-прикладным творчеством предполагает решение проблемы культурной преемственности, профессиональной ориентации (знакомство с профессиями швеи, декоратора, дизайнера, оформителя), эстетического, художественного нравственного воспитания средствами декоративно-прикладного творчества. Одна из ведущих идей программы - творческое развитие личности учащихся. Особое внимание уделяется развитию его воображения, фантазии и нестандартного мышления. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать учащимся более полные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Педагогическая целесообразность заключается в том, что применяемые формы, методы и средства образовательной деятельности, их взаимосвязь позволяют детям научиться практическим приёмам работы по созданию предметов декоративно–прикладного творчества. Степенью реализации воспитательного аспекта учебного материала программы становятся результаты личностных изменений, происходящих в процессе обучения: привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности; способность к самостоятельной творческой работе; формирование художественного вкуса и интересов; высокий уровень коммуникативной культуры. Программа способствует формированию высокого интеллекта, духовности через приобретаемое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служит для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. 3) Цель программы: развитие личности учащихся средствами декоративно-прикладного творчества, овладение знаниями и умениями по изготовлению мягкой игрушки. Для достижения данной цели программа предусматривает выполнение следующих задач: познакомить с историей появления мягкой игрушки; познакомить с различными технологиями изготовления мягкой игрушки; научить изготавливать мягкую игрушку из различных текстильных материалов и разными способами; научить выполнять различные ручные строчки и швы; воспитывать рациональному использованию материалов для изготовления мягкой игрушки; правильным и безопасным приёмам работы 4)Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что в ней можно выделить: • преемственность - взаимодополняемость используемых техник и технологий работы с различными материалами, предполагающая их сочетание и совместное применение; • не подражание, а творчество - овладение приемами и техниками декоративно-прикладного творчества не на уровне повтора и создания копии, а на уровне творческого подхода и авторского замысла учащихся; • процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, у учащихся развиваются творческие начала. Занятия по данной программе способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания. На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития учащихся на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. 5) Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: от 9 до 11 лет. Дети данного возраста способны на среднемуровне выполнять предлагаемые практические задания, на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах декоративно-прикладного творчества. 6) Сроки реализации образовательной программы - 2 года. Программа рассчитана на 72 часа), включая каникулярное время. 7) Формы занятий: основная форма теоретических занятий –беседа. Практические работы организуются фронтально и индивидуально, в зависимости от темы программы. 8) Режим занятий: Занятия проводятся 1раз в неделю продолжительностью 45 мин. Воспитанник будет знать: виды текстильных материалов, используемых для изготовления мягкой игрушки, их свойства, привила выбора вида материала, определения лицевой и изнаночной сторон ткани; Воспитанник будет уметь: осуществлять цветовое решение и подбор материалов для изделий изготовления мягкой игрушки, выбирать способы изготовления Воспитанник будет владеть:приемами выполнения ручных стежков, строчек, отделки готового изделия. Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи: грамотно подбирать цвета, материалы, инструменты для изделия в зависимости от его назначения и техники выполнения рационально использовать материалы. Воспитанник способен проявлять следующие отношения: взаимопомощь, уважение. 9) Способы проверки результатов освоения программы: обсуждение практических работ, итоговых работ «От идеи до воплощения» По окончании учебного года организуется выставка творческих работ учащихся 1 –й год обучения Тематическое планирование № п/п Наименование тем Количество часов Всего Теория Практика Формы контроля Вводное занятие Правила техники безопасности и поведения в кабинете «Технология» История появления мягкой игрушки Текстильные материалы Виды текстильных материалов. Их свойства Способы определения лицевой и изнаночной сторон ткани Способы определения долевой и уточной нити Ручные инструменты. 2 1 2 1 - Собеседование 1 1 - Собеседование 5 3 2 1 1 - Тестирование 2 1 1 Практическая работа 2 1 1 Практическая работа 2 2 - 1 1 - Устный опрос 1 1 - Устный опрос 4 2 2 4.1 Правила безопасной работы с ручными инструментами Ручные инструменты для работы с тканью Ручные стежки и строчки Стачной стежок 2 1 1 4.2 Обметочный стежок 2 1 1 5 5.1 Выкраивание деталей Правила обмеловки выкройки на ткани, выкраивания деталей Изготовление игрушки 1 1 1 1 - 21 6 15 6 2 4 7 2 5 4 1 3 4 1 3 1 1 - 36 17 19 1 1.1 1.2 2 2.1 2.2 2.3 3 3.1 3.2 4 6 6.1 6.2 6.3 6.4 7 Изготовление плоских игрушек Изготовление объемных игрушек Изготовление игрушек из носка Изготовление игрушек из перчатки Подведение итогов. Выставка изделий. Итого по программе Практическая работа Практическая работа Устный опрос Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Содержание программы 1. Вводное занятие (2 часа) 1.1 Правила техники безопасности и поведения в кабинете «Технология Теория. Содержание и направленность работы объединения, знакомство с учащимися, правилами поведения в кабинете. 1.2 История появления мягкой игрушки Теория. Историческая справка появления мягкой игрушки. Особенности изготовления мягкой игрушки на Руси. Отличительные особенности мягкой игрушки Нижегородского края. 2. Текстильные материалы (5 часов) 2.1 Виды текстильных материалов. Их свойства Теория. Виды текстильных материалов, используемых для изготовления мягкой игрушки. Свойства хлопчатобумажных, шерстяных, искусственных тканей. Требования к выбору ткани, отделки. Цветовое решение изделия. 2.2 Способы определения лицевой и изнаночной сторон ткани Теория. Способы определения лицевой и изнаночной стороны ткани. Практика. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани 2.3Способы определения долевой и уточной нити Теория. Способы определения долевой и уточной нити Практика. Определения долевой и уточной нити 3. Ручные инструменты (2 часа) 3.1 Правила безопасной работы с ручными инструментами Теория. Правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами 3.2 Ручные инструменты для работы с тканью Теория. Ручные инструменты для работы с тканью: игла, наперсток, ножницы. Правила подбора № иглы и ниток в зависимости от вида ткани. Выбор ножниц в зависимости от вида выполняемой операции. 4. Ручные инструменты для работы с тканью 4.1 Стачной стежок Теория. Технические требования к выполнению стачного стежка. Последовательность выполнения стачного стежка. Дефекты выполнения строчки из стачных стежков. Практика. Выполнение строчки из стачных стежков. 4.2 Обметочный стежок Теория. Технические требования к выполнению обметочного стежка. Последовательность выполнения обметочного стежка. Дефекты выполнения строчки из обметочных стежков. Практика. Выполнение строчки из обметочных стежков. 5.. Выкраивание деталей 5.1 Правила обмеловки выкройки на ткани, выкраивания деталей Теория. Инструменты и приспособления для обмеловки. Требования к выполнению технологических операций по раскладке и выполнению обмеловки выкройки на ткани. Технологические требования к выкраиванию деталей из ткани. 6. Изготовление игрушки 6.1 Изготовление плоских игрушек Теория. Знакомство с плоскими игрушками и технологией их выполнения. Практика. Подбор материалов и инструментов для изготовления плоских игрушек. 6.2 Изготовление объемных игрушек Теория. Особенности объемных игрушек. Основные этапы выполнения объемных игрушек. Виды соединений деталей. Оформление игрушек. Практика. Подбор материала для изготовления и подготовка его к работе. Раскрой. Сшивание деталей игрушек. Сборка изделий. Оформление изделий. 6.3 Изготовление игрушек из носка Теория. Знакомство с игрушками из носка, способы их изготовления. Практика. Подбор материала для изготовления и подготовка его к работе. Раскрой. Сшивание деталей игрушек. Сборка изделий. Оформление изделий . 6.4 Изготовление игрушек из перчатки Теория. Знакомство с игрушками из носка, способы их изготовления. Практика. Подбор материала для изготовления и подготовка его к работе. Раскрой. Сшивание деталей игрушек. Сборка изделий. Оформление изделий . 7. Итоговое занятие Выставка творческих работ. Анализ. Оценка. Подведение итогов за год. 2 –й год обучения Тематическое планирование № п/п Наименование тем Количество часов Всего 1 1.1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3 3.1 3.2 3.3 3.4 Вводное занятие Правила техники безопасности и поведения в кабинете «Технология» Изготовление игрушкидумки Изготовление выкройки Выкраивание деталей Подготовка деталей обработке Соединение деталей к Отделка готового изделия Технология изготовления игрушек из меха Виды и свойства меха Виды стежков при изготовлении изделий из меха Правила обмеловки выкройки на искусственном мехе Выполнение Теория Практика Формы контроля 1 1 1 1 - 14 5 9 3 2 1 1 2 1 2 1 1 5 1 4 2 1 1 6 4 2 1 1 1 1 - Устный опрос Устный опрос 1 1 - Устный опрос 3 1 2 Практическая Собеседование Собеседование Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 14 4 10 4.1 соединительных швов на искусственном мехе Изготовление игрушки из искусственного меха Изготовление выкройки 3 1 2 4.2 Выкраивание деталей 3 1 2 4.3 Соединение деталей 5 1 4 4.4 Окончательная отделка изделия Подведение итогов. Выставка изделий. Итого по программе 3 1 2 1 1 - 36 15 21 4 5 работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Содержание программы 1. Вводное занятие (1 час) 1.1 Правила техники безопасности и поведения в кабинете «Технология ТеорияПовторениесучащимися, правилами поведения в кабинете. 2. Изготовление игрушки-думки (14 часов) 2.1Изготовление выкройки Теория.Правила построения и оформления выкройки Практика. Изготовление выкройки. Оформление выкройки в соответствии с требованиями. 2.2 Выкраивание деталей Теория. Способы определения лицевой и изнаночной стороны ткани. Правила раскладки деталей выкройки. Правила раскроя. Практика. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Раскладка деталей на ткани. Выкраивание деталей. 2.3Подготовка деталей к обработке Теория. Сметывание деталей. Требования к выполнению сметочных стежков Практика. Сметывание деталей 2.4Соединение деталей Теория. Требования к выполнению стачных стежков Практика. Соединение деталей стачными стежками. Набивка игрушки наполнителем. 2.5 Отделка готового изделия Теория. Правила выполнения потайного стежка. Требования к пришиванию отделочных элементов. Практика. Пришивание фурнитуры. Зашивание отверстия потайными стежками 3. Технология изготовления игрушек из меха (6 часов) 3.1 Виды и свойства меха Теория. Виды искусственного меха. Особенности и свойства искусственного меха. 3.2 Виды стежков при изготовлении изделий из меха Теория. Требования к выполнения ручных стежков для искусственного меха 3.3 Правила обмеловки выкройки на искусственном мехе Теория. Требования к расположению деталей. Требования к выкраиванию из искусственного меха 3.4 Выполнение соединительных швов на искусственном мехе Теория. Приемы соединения деталей из искусственного меха. Практика. Соединение деталей стачными стеками 4. Изготовление игрушки из искусственного меха 4.1Изготовление выкройки Теория. Виды текстильных материалов, используемых для изготовления мягкой игрушки. Свойства хлопчатобумажных, шерстяных, искусственных тканей. Требования к выбору ткани, отделки. Цветовое решение изделия. 4.2 Выкраивание деталей Теория. Способы определения лицевой и изнаночной стороны ткани. Практика. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани 4.3 Подготовка деталей к обработке Теория. Способы определения долевой и уточной нити Практика. Определения долевой и уточной нити 4.4 Окончательная отделка Теория. Способы определения долевой и уточной нити Практика. Определения долевой и уточной нити 5. Итоговое занятие Выставка творческих работ. Анализ. Оценка. Подведение итогов за год. Список литературы: для педагога: 1. Белова Н. Р. Мягкая игрушка. - М., 2003. 2, Дайн Г. Л. Русская игрушка. - М., 1987. З.Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. - М., 1981. 4.Невзорова Н. К. Выполнение ручных швов. // Начальная школа. - 1990. 5.Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации: Практическое пособие. - М., 2004. 6.Якубова А. А. Мягкая игрушка. Новые модели. - Санкт - Петербург, 2005 7. Павлова Н. Мягкая игрушка от простого к сложному. Ульяновск, 2007 для учащихся: 1.Анищенко В.В. Мягкие игрушки своими руками.- М.: Мир книги, 2007.-224с. 2. Белова Н. Мягкая игрушка.- М.: Эксмо, 2003.-220с. 3. Кочетова С. Мягкая игрушка.- М.: Эксмо, 2004.-216с. 4. Лапаева Н. Шьём весёлый зоопарк.- М. : Айрис-пресс, 2005. - 192с. 5. Локвуд Д. Творчество с ребёнком. - М.: АСТ. Астрель, 2006.- 348с . 6. Твердохлеб Е. Мягкая игрушка своими руками. Х. : Книжный клуб, 2005.- 160с. 7. Харлстон М. Шьём забавные куклы и игрушки. Х. :Юнисофт, 2009.-126с. Интернет-ресурсы: для педагога: Интернет-сайты: «Страна Мастеров» http://www.stranamam.ru/post/6586797/ http://ped-kopilka.ru/blogs/lukjanec-anastasija/masazhnye-shariki-izhttp://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200204803 http://yellowchickens.blogspot.ru/2014/10/blog-post_22.html bookvoed.ru›book?id=6690633 дляучащихся: Интернет-сайты: «Страна Мастеров» http://www.stranamam.ru/post/6586797/ http://ped-kopilka.ru/blogs/lukjanec-anastasija/masazhnye-shariki-iz- shpagata.html shpagata.html http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200204803 http://yellowchickens.blogspot.ru/2014/10/blog-post_22.html