Театр для всех

Департамент образования Администрации города Дзержинска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
школа № 22 с углубленным изучением французского языка»
г. Дзержинска Нижегородской области
Принята на заседании
педагогического совета
МБОУ СШ № 22
с углубленным изучением
французского языка
Протокол № 1 от 29.08.2024

Утверждена приказом
директора МБОУ СШ № 22
с углубленным изучением
французского языка
Приказ № 369-п от 28.08.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественно-научной направленности
«Театр для всех»
Возраст учащихся: 7-10 лет
Срок реализации программы: 4 год

Автор-составитель: Якушева О.А., Бедретдинова М.В.,
педагог дополнительного образования

2024 год

I. Пояснительная записка
Образовательной областью данной программы является искусство. Новизна программы
заключается в том, что здесь интегрируются предметы художественно - эстетического цикла на
уровне межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные,
операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. Программа направлена на
развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умение видеть и творить
прекрасное.
Новые образовательные стандарты предъявляют к участникам
образовательного процесса более высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач
становится повышение общекультурного уровня обучающихся, а также формирование
эстетического вкуса и потребности духовной культуры. Приобщение к искусству способствует
воспитанию у ребенка убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус.
Поскольку художественный опыт - это всегда опыт субъективный, личностный, то обучающийся
должен не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную информацию, но и переработать,
оценить, выразить свое отношение к ней. Т.е. для познания искусства недостаточно овладения
определенным набором ЗУНов, познание искусства возможно с помощью языка, на котором
говорит само искусство.
Одной из форм активного приобщения детей к миру искусства выступает детский театр как форма
дополнительного образования. Театральная форма предполагает опору и тесную взаимосвязь с
эстетическим циклом школьных предметов, филологией; позволяет наиболее полно реализовать
творческий потенциал ребенка; способствует развитию целого комплекса умений, активному
восприятию разных видов искусства.
Воспитание средствами театра предполагает развитие полноценного восприятия искусства,
понимания языка искусства и его специфики. Развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций,
мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному
переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание
искусство формирует личность Программа составлена на основе методического пособия для
педагога дополнительного образования Е.Х. Афанасенко, С.А. Клюнеева. Детский театр/
Волгоград: Учитель, 2008
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 45 минут.
Данная программа направлена на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции,
практическое овладение словесным действием, развитие музыкальных и артистических
способностей, а также приобщение к миру искусства.
Итогом деятельности учащихся является воспитание у ребят активного восприятия искусства,
участие их в постановке спектаклей.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Воспитание гармоничной разносторонней личности, развитие ее творческого потенциала и
общекультурного кругозора, способной активно воспринимать искусство.

ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

•
•
•

•

формировать целостное представление об искусстве;
сформировать навыки творческой деятельности;
сформировать и расширить представления о понятиях общих и специальных для разных видов
искусства;
сформировать навыки и умения в области актерского мастерства;
работать над повышением уровня исполнительского мастерства: уметь применять на практике
полученные знания;
формировать активный словарь учащегося

•
•
•
•

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству;
развивать способность активного восприятия искусства;
формировать доброжелательное, вежливое отношение к людям, тактичности, деликатности;
воспитание системы нравственных межличностных отношений.

•
•
•
•
•

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
создать условия реализации творческих способностей;
развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение;
выявлять и развивать индивидуальные творческие способности;
сформировать способность самостоятельного освоения художественных ценностей;
совершенствовать и развивать все виды речевой деятельности - говорения, слушания, чтения.

•
•

•

•

•
•

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:
В основе программы лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти
предметы направлены на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умения
видеть и творить прекрасное. Каждый ребенок одарен природной способностью творить, теми или
иными наклонностями. А интегрированное обучение позволяет наиболее полно раскрыть и развить
в ребенке эти способности.
Построение данного курса опирается на такие принципы:
- единство эмоционального и сознательного отношения;
- комплексное воспитание и развитие обучающихся.
Ведущий методический прием на занятиях - метод художественной импровизации.
Срок реализации программы составляет 1 год. Курс обучения рассчитан на детей в возрасте от 7
до 11 лет.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Первый уровень

результатов:

1. Учащиеся должны иметь представление о театре как виде искусства, особенностях театра; уметь
разбираться в театральных терминах.
2. Учащиеся должны объяснить и знать понятия: сцена, кулисы, артист, актер, режиссер,
репетиция, сценическая площадка.

3.Иметь навыки концентрации внимания и координации движений. Иметь представление о
сценической культуре, навыки выступления на концертах и мини - спектаклях.

Второй уровень результатов:
1.
Учащиеся должны объяснить и знать понятия: ансамбль, вокал, импровизация, партитура,
партия, ритм, динамика, длительность, темп; знать средства музыкальной выразительности.
2.
Ориентироваться в специальной терминологии. Иметь навыки игры в спектакле.
3.
Учащиеся должны уметь:
действовать в коллективе;
управлять интонацией своего голоса;
действовать в вымышленных обстоятельствах;
проанализировать литературное, музыкальное произведение с точки зрения средств
выразительности;
петь хором в унисон;
импровизировать на заданную тему.

Третий уровень результатов:
1.
Уметь действовать в вымышленных обстоятельствах.
2.
Уметь управлять интонацией голоса.
3.
Иметь навыки сольного и хорового пения.
4 Иметь представление об истории возникновения и развития театра.
5.
Знать понятия: драма, драматургия, пьеса, акт, явление, эпизод, сцена, картина, пролог,
эпилог, ремарка.
6.
Уметь применять полученные знания в практической деятельности.

Четвёртый уровень результатов:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Знать основы сценической грамоты.
Знать понятия: жанр, драма, трагедия, комедия, мюзикл.
Иметь представление о современных течениях в искусстве.
Иметь навыки самостоятельной работы на сценической площадке.
Иметь навыки пения дуэтов, трио, квартетов; речитативом.
Уметь самостоятельно работать с литературным материалом.
Приобрести аналитические умения и навыки.

П.Учебно-тематический план
п\п

1.

Тема

Содержание темы

Количество
часов

Вводное
занятие

Познакомить детей друг с 1
другом;
формировать умения действовать
в коллективе

Форма
проведения
занятий
Беседа, игры

2.

Вместе весело
играть

Контактные, сюжетноролевые
игры. Игры-упражнения на
развитие внимания,
музыкального слуха, памяти.

1

3.

Мир вокруг нас

Актуализировать представления 2
о понятиях: искусство,
живопись, музыка, театр,
концерт, артист.
Расширить
общекультурный кругозор
учащихся.
Экскурсии в школьный музей.
Просмотр репродукций картин,
фотоматериалов. Сюжетноролевые игры. Упражнения на
развитие слухового внимания,
музыкального слуха, памяти.

4.

В гостях у
сказки

1

Формировать творческую
художественно-речевую
деятельность; развивать умения
осмысливать содержание
художественного произведения.
Развивать память, внимание,
воображение. Через образы
народных сказок углубить
художественное восприятие.
Развивать интонационную
выразительность.
Просмотр диафильмов. Чтение,
анализ сказок; инсценирование
отдельных эпизодов.
Упражнение на развитие
выразительности движений,
подвижности речевого
аппарата.

игры

экскурсии, игры,
беседы

тренинги,
этюды

5.

Веселая
гимнастика

2
Создавать на занятиях
положительный эмоциональнопсихологический настрой.
Развивать навыки концентрации
внимания и координации
движений. Развивать речь
учащихся. Игры-упражнения;
музыкально-ритмические
упражнения. Спонтанный танец
Упражнения на развитие
речевого аппарата.

пластика, этюды

1
Музыкально-ритмическое
восприятие. Формировать
представления о понятиях: звук,
мелодия, темп, ритм.
Дидактические игры.
Пение вокальное и хоровое
(речитативное пение)

игры, беседы

2
Дать представление о понятии
«театральный грим», его
значении. Познакомить с
историей театрального костюма.
Применять полученные знания,
умения и навыки в
практической
деятельности. Накапливать опыт
сценической деятельности.
Просмотр фото-,
видеоматериала.
Инсценирование.подготовка
концертных номеров. Участие в
постановке спектакля.

урок-практика

6.

Скороговория

7.

Проектная
работа

8.

1
Работа
над
репертуаром
Воспитывать
сценическую
культуру. Приобретать опыт
концертной деятельности.
Участие в проведение

тренинги, игры

мероприятий,
подготовка
отдельных концертных номеров.

9.

Театр на бумаге

10.

Азбука театра

11.

Элементы
сценической
грамоты

Научить работать с бумагой
Изготовление
аппликаций
сказкам

2

урок-мюзикл

к

Почему
театр
называется 1
театром? волшебный свет рампы.
«Нет маленьких ролей, есть
маленькие
актеры».
Звук.рожденный
зрителями,
Путешествие за кулисы.
Расширять
общекультурный
кругозор
учащихся.
Формировать
представления о понятиях: театр,
сцена, кулисы, рампа, роль,
афиша, аншлаг, овация, «бис»,
«браво», Дать представление об
истории возникновения афиши.
Формировать
представления о театральных
профессиях. Развивать навыки
действия в коллективе.
Экскурсия в Дом культуры
поселка. Тематические беседы.
Сюжетно-ролевые
игры.
Составление афиши. Игровой
тренинг на развитие внимания,
памяти, воображения.

беседы,
тренинги

игры,

1

игры,
практика

тренинги,

Техника речи. «Подайте мне...
голос».
Сценический этюд. Элементы
сценического движения.
Формировать
представления
о
понятиях:
дикция, артикуляция,

декламация. Воспитывать навык
глубокого крепкого дыхания.
Развивать умения и навыки
управления интонацией своего
голоса.
Развивать
выразительность речи.
Дать представление о значении и
роли
этюда
в
искусстве.
Формировать представления о
понятиях сценический этюд,
сценическая площадка. Развивать
умения организованно, с учетом
присутствия
партнеров,
распределяться по сценической
площадке. Развивать фантазию,
воображение,
творческие
способности, Накапливать опыт
концертной деятельности.
Упражнение
на
дикцию,
артикуляцию,
дыхание.
Выразительное чтение (поэзия),
сюжетно-ролевые игры. Речевой
тренинг.
Игры-упражнения:
«Позиции», «Зеркало» и др.
Выполнение этюдов. Сюжетноролевые
игры.
Участие
в
музыкальнолитературной
композиции.

12.

Волшебной
музыки
страна

1
Звук и музыка. Интонация и
образы звука. Что такое петь
чисто?
Формировать
представления
о
понятиях:
тембр,
динамика,
темп,
интонация, унисон. Развивать
музыкальное
восприятие.
Развивать
вокально-хоровые
умения и навыки.
Тематические беседы.

просмотр
практика

видео,

Слушание музыки. Просмотр
фото- и видеоматериалов.
Вокально-хоровая работа.

13.

Театральная
бумазея

14.

«Талант - это . . . » Развивать
индивидуальные 1
творческие
способности
учащихся, фантазию, мышление,
воображение. Развивать умение
самостоятельного
создания
сценического этюда; развивать
пластическую выразительность.
«Красноречивое молчание» игра-упражнение. Сочинение и
выполнение этюдов.
«Верю - не верю»: игратренинг. Инсценирование.

беседа, этюды

15.

От Древней Г
реции до наших
дней

2

беседы, видео

Научить оформлять афиши,
костюмы Изготовление эскизов
афиш, костюмов

Маска и человек. Маскарад.
Карнавал. Как строится пьеса.
Формировать
представления
об
истории
возникновения и развития театра.
Дать представление о строении
драматической
пьесы;
о
происхождении масок и их роли.
Познакомить с разновидностями
масок
и
способами
их
изготовления.
Формировать
представления
о
понятиях:
драма, драматургия, пьеса, акт,
явление, эпизод, сцена, картина;
пролог, эпилог. Развивать умение
применять полученные

2

Мастерская

знания
на
практике.
Тематические беседы. Просмотр
видеои
фотоматериалов.
Участие
в
подготовке
и
проведении карнавала.

16.

Мир
культуры

Симфонический
оркестр. 1
Музыка.
Образ.
Движение.
Развивать полифонический слух,
умение
различать
тембры
музыкальных
инструментов.
Развивать
навык
создания
пластического
образа
музыкального произведения.
Слушание музыки. Создание
самостоятельных этюдов.

этюды,
тренинги

17.

Театральный
грим

Как изменить внешний вид. Как 1
изменить форму лица. Меняем
форму тела. Дать представление
об истории возникновения грима,
его
роли
и
значении.
Формировать представления об
анатомии лица. Накапливать
навыки
самостоятельного
выполнения элементов грима.
Развивать
творческое
воображение. Развивать умение
находить
и
воплощать
характерные внешние черты
заданного образа.
Самостоятельное выполнение
элементов грима.

Практика

18.

Сценическое
мастерство

2
Формирование представления о
понятиях: динамика, пауза,
ритм, длительности, партитура,
размер, регистр, темп.

этюды,
тренинги,
репетиции

Выполнение упражнений на
различение
названий
и
длительностей нот. Вокальнохоровая работа, сольное пение.

19.

Работа над
репертуаром

20.

Творение
костюмов и
декораций

21.

История
театра

22.

Мозаика видов и
жанров

23.

Работа над
репертуаром

Применять полученные знания, 2
умения и навыки в практической
деятельности. Накапливать
опыт сценической и концертной
деятельности. Участие в
подготовке и проведении
праздников.выступление в
концертных программах..

1
Научить оформлять маски и
костюмы. Работа с разными
материалами
Лекция-беседа. Просмотр видео- 1
и фотоматериалов.
1

Народный
театр.
Мимы,
скоморохи.
Театр масок Театр Шекспира.
Феерия. Водевиль. Радиотеатр.
Дать представление об истории
становления
различных
театральных видов и жанров, их
особенностях.
Развивать умение
анализировать художественное
произведение с точки зрения
жанровых характеристик.
Лекция-беседа. Просмотр
видео- и фотоматериалов.
Участие в подготовке и
проведении музыкальнолитературной композиции
Постановка спектаклей. Герои и
4
образы. Сольные

репетиции

мастерская,
игры

лекция, видео, игры

лекции, игры

репетиции

номера.
Применять знания, умения и
навыки
в
практической
деятельности.
Реализовывать
творческие
способности
учащихся.
Обсуждение и анализ выбранной
постановки. Разучивание ролей.
Репетиции
отдельных
сцен,
сводные репетиции.

24.

Показ
спектакля

Реализовывать творческие
способности воспитанников.
Анализировать творческую
деятельность.
Премьера.

2

практика

IV. Методическое обеспечение

Основные способы и формы работы с детьми
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 1 академический час (45 минут).
Чередование видов деятельности, присутствие игровых форм позволяет поддерживать активный
темп работы и избегать переутомления учащихся.
Все занятия коллективные, сочетают в себе два основных вида деятельности: беседа о специфике
театрального искусства и игра. На первых занятиях преобладают игровые формы, которые дают
возможность ребенку «рассказать» о себе, познакомиться, учат действию и общению в коллективе.
Одним из средств достижения поставленной цели выступает художественная игра. В игровой форме
происходит знакомство с новыми видами деятельности, приобретение навыков творческих
действий. Таким образом, кроме приобретения новых знаний и умений, происходит обогащение
жизненного опыта учащихся.
При работе над постановкой спектакля целесообразно разделение участников на следующие
группы:
солисты: в эту группу входят дети, имеющие достаточно высокий уровень развития
театральных способностей, а также дети с перспективой их развития;
актерская группа: основные действующие лица на сцене;
дублёры: в эту группу могут входить дети, которым в силу различных причин требуется более
длительный период овладения сценической грамотой.
Все эти малые группы мобильны, при следующих постановках дети могут быть переведены из
одной группы в другую.
Основные виды деятельности:
беседа;
экскурсии;

-

уроки сценической грамоты;
игровые виды деятельности;
вокально-хоровая работа;
выразительное чтение;
создание масок, костюмов, декораций;
участие в постановке спектакля.

Основные методы и технологии
Основным методом развития творческих способностей является импровизация:
хореографическая импровизация; имитация движений; театрализация, импровизация на
заданную тему.
Занятия сценической грамотой начинаются с воспитания умения организованно, с учетом
присутствия партнеров распределяться на сценической площадке. Эти занятия развивают общие и
специальные художественные способности.
Слово на сцене должно звучать отчетливо, ясно доносить мысль, быть эмоционально насыщенным это диктует соответствующую работу над словом: занятия техникой и логикой речи, практическое
овладение словесным действием.
На каждом занятии (независимо от темы раздела) обязательны: ряд упражнений на развитие
артикуляции, дикции, дыхания, выразительности речи; вокально -хоровая работа.
Итогом деятельности учащихся является их участие в постановке спектакля.

Материально-технические средства:
учебный кабинет;
магнитофон;
компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
фонотека;
использование сети Интернет;
наглядные демонстрационные пособия;
материальная база для создания костюмов и декораций;
школьная библиотека.
IV. Список литературы
1.
Журнал «Вестник образования России» № 7/2009 г.
2.
Е.Х. Афанасенко, С.А. Клюнеева идр. Детский театр. Волгоград, «Учитель», 2008.
3.
Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
4.
Вопросы режиссуры детского театра. М., 2009
5.
В.А. Гринер. Ритм в искусстве актера. М., 1999
6.
А.П. Ершова. Уроки театра на уроках в школе. М., 2003.
7.
Н.В. Клюева. Учим детей общению. Ярославль,2005.
8.
М. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М., 2007
9.
Л.Ю. Субботина. Развитие воображения у детей. Ярославль, 2008
В.П. Шильгави. Начнем с игры. Л.,2009

IV. Список литературы
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Журнал «Вестник образования России» № 7/2009 г.
Е.Х. Афанасенко, С.А. Клюнеева идр. Детский театр. Волгоград, «Учитель», 2008.
Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
Вопросы режиссуры детского театра. М., 2009
В.А. Гринер. Ритм в искусстве актера. М., 1999
А.П. Ершова. Уроки театра на уроках в школе. М., 2003.
Н.В. Клюева. Учим детей общению. Ярославль,2005.
М. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М., 2007
Л.Ю. Субботина. Развитие воображения у детей. Ярославль, 2008
В.П. Шильгави. Начнем с игры. Л.,2009


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».