МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Департамент образования администрации городского округа город Дзержинск МБОУ СШ № 22 с углубленным изучением французского языка» Приложение 1 к ООП СОО, утвержденной приказом директора МБОУ СШ № 22 с углубленным изучением французского языка ________________________ Опарина Ю.А. Приказ № 369-п от «28» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Иностранный (французский) язык» (базовый уровень) для обучающихся 10-11 классов г. Дзержинск 2024 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по иностранному (французскому) языку (базовый уровень) на уровне среднего общего образования разработана на основе ФГОС СОО, а также на основе федеральной рабочей программы воспитания. Программа по французскому языку является ориентиром для составления рабочих программ по предмету: она даѐт представление о целях образования, развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне среднего общего образования, путях формирования системы знаний, умений и способов деятельности у обучающихся на базовом уровне средствами учебного предмета «Иностранный (французский) язык»; определяет инвариантную (обязательную) часть содержания учебного курса по французскому языку как учебному предмету, за пределами которой остаѐтся возможность выбора вариативной составляющей содержания образования в плане порядка изучения тем, некоторого расширения объѐма содержания и его детализации. Программа по французскому языку устанавливает распределение обязательного предметного содержания по годам обучения; предусматривает примерный ресурс учебного времени, выделяемого на изучение тем/разделов курса, учитывает особенности изучения французского языка, исходя из его лингвистических особенностей и структуры родного (русского) языка обучающихся, межпредметных связей французского языка с содержанием других учебных предметов, изучаемых в 10–11 классах, а также с учѐтом возрастных особенностей обучающихся. В рабочей программе по французскому языку для уровня среднего общего образования предусмотрено дальнейшее совершенствование сформированных иноязычных речевых умений обучающихся и использование ими языковых средств, представленных в программах начального общего и основного общего образования, что обеспечивает преемственность между уровнями общего образования по французскому языку. При этом содержание программы по иностранному (французскому) языку (базовый уровень) общего образования имеет особенности, обусловленные задачами развития, обучения и воспитания, обучающихся заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств, предметным содержанием системы среднего общего образования, а также возрастными психологическими особенностями обучающихся 16–17 лет. Личностные, метапредметные и предметные результаты представлены в программе с учѐтом особенностей преподавания французского языка на базовом уровне на основе отечественных методических традиций построения курса французского языка и в соответствии с новыми реалиями и тенденциями развития общего образования. Учебному предмету «Иностранный (французский) язык» принадлежит важное место в системе среднего общего образования и воспитания современного обучающегося в условиях поликультурного и многоязычного мира. Изучение иностранного языка направлено на формирование коммуникативной культуры обучающихся, осознание роли языка как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия, способствует их общему речевому развитию, воспитанию гражданской идентичности, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций. Предметные знания и способы деятельности, осваиваемые обучающимися при изучении иностранного языка, находят применение в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, становятся значимыми для формирования положительных качеств личности, ориентированы на формирование как метапредметных, так и личностных результатов обучения. Трансформация взглядов на владение иностранным языком, связанная с усилением общественных запросов на квалифицированных и мобильных людей, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, овладевать новыми компетенциями. Владение иностранным языком как доступ к передовым международным научным и технологическим достижениям, расширяющим возможности образования и самообразования, одно из важнейших средств социализации, самовыражения и успешной профессиональной деятельности выпускника общеобразовательной организации. Значимость владения иностранными языками как первым, так и вторым, расширение номенклатуры изучаемых иностранных языков соответствует стратегическим интересам России в эпоху постглобализации и многополярного мира. Знание родного языка экономического или политического партнѐра обеспечивает общение, учитывающее особенности менталитета и культуры партнѐра, что позволяет успешнее приходить к консенсусу при проведении переговоров, решении возникающих проблем с целью достижения поставленных задач. Возрастание значимости владения иностранными языками приводит к переосмыслению целей и содержания обучения предмету. Цели иноязычного образования становятся более сложными по структуре, формулируются на ценностном, когнитивном и прагматическом уровнях и соответственно воплощается в личностных, метапредметных и предметных результатах. Иностранный язык признается как ценный ресурс личности для социальной адаптации и самореализации (в том числе в профессии), инструмент развития умений поиска, обработки и использования информации в познавательных целях; одно из средств воспитания качеств гражданина, патриота, развития национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных стран и народов. На прагматическом уровне целью иноязычного образования (базовый уровень владения французским языком) на уровне общего образования провозглашено развитие и совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся, сформированной на предыдущих уровнях, в единстве таких еѐ составляющих как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная и метапредметная компетенции: речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырѐх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письменной речи); языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, пунктуационными, лексическими, грамматическими) в соответствии с отобранными темами общения; освоение знаний о языковых явлениях французского языка, разных способах выражения мысли в родном и французском языках; социокультурная/межкультурная компетенция – приобщение к культуре, традициям франкоговорящих стран в рамках тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся на уровне общего образования; формирование умения представлять свою страну, еѐ культуру в условиях межкультурного общения;компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств французского языка при получении и передаче информации; метапредметная/учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания. Наряду с иноязычной коммуникативной компетенцией в процессе овладения иностранным языком формируются ключевые универсальные учебные компетенции, включающие образовательную, ценностно-ориентационную, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, социальнотрудовую компетенции, а также компетенцию личностного самосовершенствования. В соответствии с личностно ориентированной парадигмой образования основными подходами к обучению иностранным языкам признаются компетентностный, системно-деятельностный, межкультурный икоммуникативнокогнитивный. Совокупность перечисленных подходов предполагает возможность реализовать поставленные цели иноязычного образования на уровне общего образования, добиться достижения планируемых результатов в рамках содержания обучения, отобранного для уровня среднего общего образования при использовании новых педагогических технологий и возможностей цифровой образовательнойсреды. «Иностранный язык» входит в предметную область «Иностранные языки» наряду с предметом «Второй иностранный язык», изучение которого происходит при наличии потребности у обучающихся и при условии, что у образовательной организации имеется достаточная кадровая, техническая и материальная обеспеченность, позволяющая достигнуть предметных результатов, заявленных во ФГОС СОО. Общее число часов, рекомендованных для изучения французского языка – 204 часа: в 10 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 11 классе – 102 часа (3 часа в неделю). Требования к предметным результатам для среднего общего образования констатируют необходимость к окончанию 11 класса владения умением общаться на иностранном (французском) языке в разных формах (устно и письменно, непосредственно и опосредованно, в том числе через Интернет) на пороговом уровне, что соответствует градации общеевропейских компетенций. Базовый (пороговый) уровень усвоения учебного предмета «Иностранный (французский) язык» ориентирован на создание общеобразовательной и общекультурной подготовки, на формирование целостных представлений, обучающихся о мире, об общечеловеческих ценностях, о важности общения с целью достижения взаимопонимания в целом, о языке как средстве межличностного и межкультурного общения, в частности. Достижение порогового уровня владения иностранным (французским) языком позволяет выпускникам российской школы использовать его для общения в устной и письменной форме как с носителями изучаемого иностранного (французского) языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения. Пороговый уровень владения иностранным (французским) языком позволяет использовать иностранный (французский) язык (базовый уровень) как средство для поиска, получения и обработки информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях; использовать словари и справочники на иностранном языке, в том числе информационно- справочные системы в электронной форме. Программа по иностранному (французскому) языку (базовый уровень) состоит из разделов: пояснительная записка; содержание учебного предмета «Иностранный (французский) язык. Базовый уровень» по годам обучения (10 и 11 классы);планируемые результаты (личностные и метапредметные результаты изучения учебного предмета «Иностранный (французский) язык. Базовый уровень» на уровне среднего общего образования; предметные результаты по французскому языку по годам обучения (10 и 11 классы). СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Коммуникативные умения. Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи. Повседневная жизнь семьи. Межличностные отношения в семье, с друзьями и знакомыми. Конфликтные ситуации, их предупреждение и разрешение. Внешность и характеристика человека, литературного персонажа. Здоровый образ жизни и забота о здоровье: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, посещение врача. Отказ от вредных привычек. Школьное образование, школьная жизнь, школьные праздники. Переписка с зарубежными сверстниками. Взаимоотношения в школе. Проблемы и решения. Права и обязанности обучающегося. Современный мир профессий. Проблемы выбора профессии (возможности продолжения образования в вузе, в профессиональном колледже, выбор рабочей специальности, подработка для обучающегося). Роль иностранного языка в планах на будущее. Молодѐжь в современном обществе. Досуг молодѐжи: чтение, кино, театр, музыка, музеи, Интернет, компьютерные игры. Любовь и дружба. Покупки: одежда, обувь и продукты питания. Карманные деньги. Молодѐжная мода. Туризм. Виды отдыха. Путешествия по России и зарубежным странам. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Стихийные бедствия. Условия проживания в городской/сельской местности. Технический прогресс: перспективы и последствия. Современные средства связи (мобильные телефоны, смартфоны, планшеты, компьютеры). Родная страна и страна/страны изучаемого языка: географическое положение, столицы и крупные города, регионы; система образования, достопримечательности, культурные особенности (национальные и популярные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи); страницы истории. Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка, их вклад в науку и мировую культуру: государственные деятели, учѐные, писатели, поэты, художники, композиторы, путешественники, спортсмены, актѐры и так далее. Виды речевой деятельности. Говорение. Развитие коммуникативных умений диалогической речи на базе умений, сформированных на уровне основного общего образования, а именно умений вести разные виды диалога (диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями; комбинированный диалог, включающий разные виды диалогов). Для ведения названных видов диалогов необходимо развитие и совершенствование следующих умений: диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать; выражать согласие/отказ; выражать благодарность; поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление; диалог-побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться/не соглашаться выполнить просьбу; дать совет и принять/не принять совет; приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться/ не соглашаться на предложение собеседника, объясняя причинусвоего решения; диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов; выражать своѐ отношение к обсуждаемым фактам и событиям; запрашивать интересующую информацию; переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот; диалог-обмен мнениями: выражать свою точку зрения и обосновывать еѐ, высказывать своѐ согласие/несогласие с точкой зрения собеседника, выражать сомнение; давать эмоциональную оценку обсуждаемым событиям: восхищение, удивление, радость, огорчение и так далее). Названные умения диалогической речи развиваются/совершенствуются в стандартных ситуациях неофициального и официального общения в рамках тематического содержания речи 10 класса с использованием речевых ситуаций и/или иллюстраций, фотографий, таблиц, диаграмм с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка, и с использованием, при необходимости уточнения и переспроса собеседника. Объѐм диалога – 8 реплик со стороны каждого собеседника. Развитие коммуникативных умений монологической речи на базе умений, сформированных на уровне основного общего образования: создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа); повествование/сообщение; рассуждение; пересказ основного содержания, прочитанного/прослушанного текста с выражением своего отношения к событиям и фактам, изложенным в тексте; устное представление (презентация) результатов выполненной проектной работы. Данные умения монологической речи развиваются в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, плана и/или иллюстраций, фотографий, таблиц, диаграмм или без использования их. Объѐм монологического высказывания – до 14 фраз. Аудирование. Развитие коммуникативных умений аудирования на базе умений, сформированных на уровне основного общего образования : понимание на слух аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, с использованием языковой и контекстуальной догадки, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания; с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации. Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему/идею и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте, отделять главную информацию от второстепенной, прогнозировать содержание текста по началу сообщения; игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания. Аудирование с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации предполагает умение выделять данную информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте. Тексты для аудирования: диалог (беседа), интервью, высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера, объявление. Время звучания текста/текстов для аудирования – до 2,5 мин. Смысловое чтение. Развитие сформированных на уровне основного общего образования умений читать про себя и понимать с использованием языковой и контекстуальной догадки аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащих отдельные неизученные языковые явления с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания; с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации; с полным пониманием содержания текста. Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умения: определять тему/основную мысль, выделять главные факты/события (опуская второстепенные); понимать структурно-смысловые связи в тексте; прогнозировать содержание текста по заголовку/началу текста; определять логическую последовательность главных фактов, событий; игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания. Чтение с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать данную информацию, представленную в эксплицитной (явной) и имплицитной (неявной) форме; оценивать найденную информацию с точки зрения еѐ значимости для решения коммуникативной задачи. В ходе чтения с полным пониманием содержания аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, формируются и развиваются умения полно и точно понимать текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных частей текста, выборочного перевода); устанавливать причинно- следственную взаимосвязь изложенных в тексте фактов и событий. Чтение несплошных текстов (таблиц, диаграмм, графиков и так далее) и понимание представленной в них информации. Тексты для чтения: диалог (беседа), интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, статья научно-популярного характера, сообщение информационного характера, объявление, памятка, электронное сообщение личного характера, стихотворение. Объѐм текста/текстов для чтения – 500–700 слов. Письменная речь. Развитие умений письменной речи на базе умений, сформированных на уровне основного общего образования : заполнение анкет и формуляров в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка; написание резюме (CV) с сообщением основных сведений о себе в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка;написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами неофициального общения, принятыми в стране/странах изучаемого языка. Объѐм сообщения – до 130 слов; создание небольшого письменного высказывания (рассказа, сочинения и так далее) на основе плана, иллюстрации, таблицы, диаграммы и/или прочитанного/прослушанного текста с использованием образца. Объѐм письменного высказывания – до 150 слов; заполнение таблицы: краткая фиксация содержания, прочитанного/прослушанного текста или дополнение информации в таблице; письменное предоставление результатов выполненной проектной работы, в том числе в форме презентации. Объѐм – до 150 слов. Языковые знания и навыки. Фонетическая сторона речи. Различение на слух (без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации) произношение слов с соблюдением правильного ударения и фраз/предложений с соблюдением основных ритмико-интонационных особенностей, в том числе правил enchaînement и liaison внутри ритмических групп. Чтение вслух аутентичных текстов, построенных в основном на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрирующее понимание текста. Тексты для чтения вслух: сообщение информационного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера, рассказ, диалог (беседа), интервью. Объѐм текста для чтения вслух – до 140 слов. Орфография и пунктуация. Правильное написание изученных слов. Правильная расстановка знаков препинания в письменных высказываниях: запятой при перечислении, обращении и при выделении вводных слов; апострофа; точки, вопросительного, восклицательного знака в конце предложения, отсутствие точки после заголовка.Пунктуационно правильное оформление прямой речи в соответствии с нормами изучаемого языка: использование двоеточия после слов автора передпрямой речью, заключение прямой речи в кавычки. Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в стране/странах изучаемого языка, оформление электронного сообщения личного характера: постановка запятой после обращения и завершающей фразы; точки после выражения надежды на дальнейший контакт; отсутствие точки после подписи. Лексическая сторона речи. Распознавание в письменном и звучащем тексте и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, в том числе многозначных; словосочетаний; речевых клише; средств логической связи), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи 10 класса, с соблюдением существующей во французском языке нормы лексической сочетаемости. Объѐм составляет 1300 лексических единиц для продуктивного использования (включая 1200 лексических единиц, изученных ранее) и 1400 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 1300 лексических единиц продуктивного минимума). Основные способы словообразования: а) аффиксация: образование глаголов при помощи префиксов dé-/des-/dis-, re-/ré-/r-/res-, en-/em-, pré, a-; имѐн существительных при помощи префиксов in-, im-, il-, ir-, mé и суффиксов -ence/-ance, -esse, -ure, -issement, -age, -issage, -er/-ère, -eur/-euse, ien/-ienne, -aire, -erie, -ette, -ique, -iste, -isme, -tion/-ation/-ion, -oir/-oire, -té, -ude, -aison, -ment, -ise; имѐн прилагательных при помощи префиксов in-, im-, il-, ir-, mé-, inter и суффиксов -el/-elle, -al/-ale, -eux/-euse, -ien/ ienne, -ain/-aine, -ais/-aise, -ois/-oise, -ile, -il/-ille, -able/-ible, -atif/-ative, -ique, -ant/-ante;наречий при помощи префиксов in-/im- и суффиксов -ment, -emment/-amment; числительных при помощи суффиксов -ier/-ière, -ième; б) словосложение: образование сложных существительных путѐм соединения основ существительных (portefenêtre); сложных существительных путѐм соединения основы прилагательного с основой существительного (cybercafé); сложных существительных путѐм соединения основы/основ существительного с предлогом (sac-à-dos, sous-sol); сложных существительных путѐм соединения глагола с местоимением (rendez-vous); сложных существительных путѐм соединения наречия с основой глагола (couche-tard); сложных существительных путѐм соединения существительного с основой глагола (passe-temps); в) конверсия: образование имѐн существительных от неопределѐнной формы глаголов (lever un lever, déjeuner un déjeuner); имѐн существительных от имѐн прилагательных (rouge un rouge à lèvres, petit c’est mon petit);); имѐн прилагательных от имѐн существительных (une orange les gants orange, le cinéma une soirée cinéma). Синонимы. Антонимы. Интернациональные слова. Сокращения и аббревиатуры. Различные средства связи для обеспечения целостности и логичности высказывания. Грамматическая сторона речи. Распознавание в письменном и звучащем тексте и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм исинтаксических конструкций французского языка. Различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (утвердительные, отрицательные), вопросительные (общий, специальный, альтернативный вопросы с прямым порядком слов и инверсией), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме). Предложения простые нераспространѐнные, в том числе с оборотами c’est и ce sont, и распространѐнные, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определѐнном порядке. Безличные предложения. Предложения с неопределѐнно-личным местоимением on. Сложносочинѐнные предложения с союзами et, mais, ou. Сложноподчинѐнные предложения с подчинительными союзами si, que, quand, parce que, puisque, car, comme. Основные временные формы изъявительного наклонения présent, futur simple, passé composé, passé immédiat, futur immédiat, imparfait, plus-que-parfait. Временная форма изъявительного наклонения futur simple в сложноподчинѐнном предложении для выражения гипотезы при наличии реального условия. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в косвенной речи в настоящем и прошедшем времени; согласование времѐн в рамках сложного предложения. Косвенная речь в настоящем и прошедшем времени (в утвердительных и отрицательных повествовательных предложениях). Косвенный вопрос. Средства текстовой связи для обеспечения целостности текста. Глаголы в повелительном наклонении, в том числе образующие нерегулярные формы (être, avoir, savoir). Временная форма условного наклонения conditionnel présent в независимом предложении для выражения пожелания, предложения, вежливого вопроса и долженствования и в сложноподчинѐнном предложениис обстоятельственным придаточным условием для выражения гипотезы при наличии нереального условия. Временная форма условного наклонения conditionnel passé. Временная форма subjonctif présent правильных и неправильных глаголов. Наиболее частотные глаголы и безличные конструкции, требующие употребления subjonctif, дифференциация между ними и «объективными» глаголами и глагольными конструкциями (affirmer, constater и другие; il est certain, il est sûr, il est évident и другие). Глаголы в страдательном залоге forme passive; предлоги par и de, используемые в страдательном залоге. Неличные формы глагола (infinitif, gérondif, participe présent, participe passé). Имена существительные и имена прилагательные в единственном и множественном числе, образованные по правилу, и исключения. Определѐнный, неопределѐнный, нулевой, частичный, слитный артикли. Указательные и притяжательные прилагательные. Имена прилагательные в единственном и множественном числе, образованные по правилу, и исключения. Имена прилагательные и наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях сравнения, образованные по правилу, и исключения. Наречия времени и образа действия, количественные наречия. Личные местоимения в функции прямых и косвенных дополнений; ударные и безударные формы личных местоимений; два местоимения- дополнения при глаголе (Il le lui dit. Il me le donne.). Местоимения и наречия en и y. Неопределѐнные местоимения on, tout, même, personne, aucun(e), certain(e)(s), quelqu’un/quelques-uns, tel/tels/telle/ telles. Простые относительные местоимения qui, que, dont, oщ и сложныеотносительные местоимения lequel, lesquels, laquelle, lesquelles и ихпроизводные с предлогами à и de. Указательные местоимения celui/celle/ceux. Притяжательные местоимения, le mien/la mienne/les miens/les miennes и так далее. Количественные и порядковые числительные, числительные для обозначения дат и больших чисел (100–1 000 000). Предлоги места, времени, направления. Социокультурные знания и умения. Осуществление межличностного и межкультурного общения с использованием знаний о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка и основных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета во франкоязычной среде в рамках тематического содержания 10 класса. Знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики и реалий родной страны и страны/стран изучаемого языка при изучении тем: государственное устройство, система образования, страницы истории, национальные и популярные праздники, проведение досуга, этикетные особенности общения, традиции в кулинарии и так далее. Владение основными сведениями о социокультурном портрете и культурном наследии страны/стран, говорящих на французском языке. Понимание речевых различий в ситуациях официального и неофициального общения в рамках тематического содержания речи и использование лексикограмматических средств с их учѐтом. Развитие умения представлять родную страну/малую родину и страну/страны изучаемого языка (культурные явления и события; достопримечательности; выдающиеся люди: государственные деятели, учѐные, писатели, поэты, художники, композиторы, музыканты, спортсмены,актѐры и так далее). Компенсаторные умения. Овладение компенсаторными умениями, позволяющими в случае сбоя коммуникации, а также в условиях дефицита языковых средств использовать различные приѐмы переработки информации: при говорении – переспрос; при говорении и письме – описание/перифраз/толкование; при чтении и аудировании – языковую и контекстуальную догадку. Развитие умения игнорировать информацию, не являющуюся необходимой, для понимания основного содержания, прочитанного/прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации. Содержание обучения в 11 классе. Коммуникативные умения. Совершенствование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи. Повседневная жизнь семьи. Межличностные отношения в семье, с друзьями и знакомыми. Конфликтные ситуации, их предупреждение и разрешение. Внешность и характеристика человека, литературного персонажа. Здоровый образ жизни и забота о здоровье: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, посещение врача. Отказ от вредных привычек. Школьное образование, школьная жизнь. Переписка с зарубежными сверстниками. Взаимоотношения в школе. Проблемы и решения. Подготовка к выпускным экзаменам. Выбор профессии. Альтернативы в продолжении образования. Место иностранного языка в повседневной жизни и профессиональной деятельности в современном мире. Молодѐжь в современном обществе. Ценностные ориентиры. Участие молодежи в жизни общества. Досуг молодѐжи: увлечения и интересы. Любовь и дружба. Роль спорта в современной жизни: виды спорта, экстремальный спорт, спортивные соревнования, Олимпийские игры. Туризм. Виды отдыха. Экотуризм. Путешествия по России и зарубежным странам. Вселенная и человек. Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Проживание в городской/сельской местности. Технический прогресс: перспективы и последствия. Современные средства информации и коммуникации (пресса, телевидение, Интернет, социальные сети и так далее). Интернет-безопасность. Родная страна и страна/страны изучаемого языка: географическое положение, столица, крупные города, регионы; система образования; достопримечательности, культурные особенности (национальные и популярные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи); страницы истории. Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка: государственные деятели, учѐные, писатели, поэты, художники, композиторы, путешественники, спортсмены, актѐры и так далее. Виды речевой деятельности. Говорение. Развитие коммуникативных умений диалогической речи, а именно умений вести разные виды диалога (диалог этикетного характера, диалог- побуждение к действию, диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями; комбинированный диалог, включающий разные виды диалогов): диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать; вежливо выражать согласие/отказ; выражать благодарность; поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление; диалог-побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться/не соглашаться выполнить просьбу; давать совет и принимать/ не принимать совет; приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться/не соглашаться на предложение собеседника, объясняя причину своего решения; диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов; выражать своѐ отношение к обсуждаемым фактам и событиям; запрашивать интересующую информацию; переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот; брать/давать интервью; диалог-обмен мнениями: выражать свою точку зрения и обосновывать еѐ, высказывать своѐ согласие/несогласие с точкой зрения собеседника, выражать сомнение, давать эмоциональную оценку обсуждаемым событиям (восхищение, удивление, радость, огорчение и так далее). Названные умения диалогической речи совершенствуются в стандартных ситуациях неофициального и официального общения в рамках тематического содержания речи 11 класса с использованием речевых ситуаций и/или иллюстраций, фотографий, таблиц, диаграмм с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка, при необходимости уточняя и переспрашивая собеседника. Объѐм диалога составляет до 9 реплик со стороны каждого собеседника. Развитие коммуникативных умений монологической речи: создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа); повествование/сообщение; рассуждение. Умения монологической речи развиваются в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, плана и/или иллюстраций, фотографий, таблиц, диаграмм, графиков и без использования их; пересказ основного содержания, прочитанного/прослушанного текста без опоры на ключевые слова, план с выражением своего отношения к событиям и фактам, изложенным в тексте; устное представление (презентация) результатов выполненной проектной работы. Объѐм монологического высказывания – 14–15 фраз. Аудирование. Развитие коммуникативных умений аудирования: понимание на слух аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, с использованием языковой и контекстуальной догадки, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания; с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации. Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему/идею и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте, отделять главную информацию от второстепенной, прогнозировать содержание текста по началу сообщения; игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания. Аудирование с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации предполагает умение выделять информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте. Тексты для аудирования: диалог (беседа), интервью, высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера, объявление. Языковая сложность текстов для аудирования должна соответствовать пороговому уровню (В1 – пороговый уровень по общеевропейской шкале). Время звучания текста/текстов для аудирования – до 2,5 мин. Смысловое чтение. Развитие умений читать про себя и понимать с использованием языковой и контекстуальной догадки аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания; с пониманием нужной/ интересующей/запрашиваемой информации; с полным пониманием содержания текста. Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умения: определять тему/основную мысль, выделять главные факты/события (опуская второстепенные); понимать структурно-смысловые связи в тексте; прогнозировать содержание текста по заголовку/началу текста; определять логическую последовательность главных фактов, событий; игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания. Чтение с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать информацию, представленную в эксплицитной (явной) и имплицитной (неявной) форме; оценивать найденную информацию с точки зрения еѐ значимости для решения коммуникативной задачи. В ходе чтения с полным пониманием аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, формируются и развиваются умения полно и точно понимать текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных частей текста, выборочного перевода); устанавливать причинно-следственную взаимосвязь изложенных в тексте фактов и событий. Чтение несплошных текстов (таблиц, диаграмм, графиков и так далее) и понимание представленной в них информации. Тексты для чтения: диалог (беседа), интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, статья научно-популярного характера, сообщение информационного характера, объявление, памятка, инструкция, электронное сообщение личного характера, стихотворение. Языковая сложность текстов для чтения должна соответствовать пороговому уровню (В1 – пороговый уровень по общеевропейской шкале). Объѐм текста/текстов для чтения – 600–800 слов. Письменная речь. Развитие умений письменной речи: заполнение анкет и формуляров в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка; написание резюме (CV) с сообщением основных сведений о себе в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка; написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами неофициального общения, принятыми в стране/странах изучаемого языка. Объѐм сообщения – до 140 слов; создание небольшого письменного высказывания (рассказа, сочинения, статьи и так далее) на основе плана, иллюстрации, таблицы, графика, диаграммы и/или прочитанного/прослушанного текста с использованием образца. Объѐм письменного высказывания – до 180 слов; заполнение таблицы: краткая фиксация содержания, прочитанного/ прослушанного текста или дополнение информации в таблице; письменное предоставление результатов выполненной проектной работы, в том числе в форме презентации. Объѐм – до 180 слов. Языковые знания и навыки. Фонетическая сторона речи. Различение на слух, без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произношение слов с соблюдением правильного ударения и фраз/предложений с соблюдением основных ритмико-интонационных особенностей, в том числе правил enchaînement и liaison внутри ритмических групп. Чтение вслух аутентичных текстов, построенных в основном на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрирующее понимание текста. Тексты для чтения вслух: сообщение информационного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера, рассказ, диалог (беседа), интервью. Объѐм текста для чтения вслух – до 150 слов. Орфография и пунктуация. Правильное написание изученных слов. Правильная расстановка знаков препинания в письменных высказываниях: запятой при перечислении, обращении и при выделении вводных слов; апострофа; точки, вопросительного, восклицательного знака в конце предложения, отсутствие точки после заголовка. Пунктуационно правильное оформление прямой речи в соответствии с нормами изучаемого языка: использование запятой и тире перед словами автора после прямой речи, двоеточия после слов автора перед прямой речью, заключение прямой речи в кавычки. Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в стране/странах изучаемого языка, оформление электронного сообщения личного характера: постановка запятой после обращения и завершающей фразы; точки после выражения надежды на дальнейший контакт; отсутствие точки после подписи. Лексическая сторона речи. Распознавание в письменном и звучащем тексте и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, в том числе многозначных; словосочетаний; речевых клише; средств логической связи), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи 11 класса, с соблюдением существующей во французском языке нормы лексической сочетаемости. Объѐм составляет 1400 лексических единиц для продуктивного использования (включая 1300 лексических единиц, изученных ранее) и 1500 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 1400 лексических единиц продуктивного минимума). Основные способы словообразования: а) аффиксация: образование глаголов при помощи префиксов re-/ré-/r-/res-, dé-/des-/dis-, pré-, a-, sur-, sous-, en-/em-; имѐн существительных при помощи суффиксов -ade, -er/-ère, -eur/-euse,-teur/ trice, -ain/-aine, -ien/-ienne, -ais/-aise, -ois/ -oise, -ence/-ance, -aire, -erie, - ette, -ique, iste, -isme, -tion/ -ation/-ion, -ture, -oir/-oire, -té, -ude, -aison, -esse, - ure, -ment, issement, -ise, -age, -issage; имѐн прилагательных при помощи префиксов inter-/in-/im и суффиксов -el/ -elle, -al/-ale, -eux/-euse, -ien/-ienne, -ain/ -aine, -ais/-aise, -ois/-oise, -ile, -il/ille, -able/ -ible, -eau/-elle, -aire, -atif/-ative, -ique, -ant/-ante; наречий при помощи префиксов in-/im и суффиксов -ment, -emment/amment; имѐн существительных и прилагательных при помощи отрицательных префиксов in-, im-, il-, ir-, mé-; числительных при помощи суффиксов -ier/-ière, -ième; б) словосложение: образование сложных существительных путѐм соединения основ существительных (portefenêtre); сложных существительных путѐм соединения основы прилагательного с основой существительного (cybercafé); сложных существительных путѐм соединения основы/основ существительного с предлогом (sac-à-dos, sous-sol); сложных существительных путѐм соединения основы глагола с местоимением (rendez-vous); сложных существительных путѐм соединения наречия с основой глагола (couche-tard); сложных существительных путѐм соединения существительного с основой глагола (passe-temps); в) конверсия: образование имѐн существительных от неопределѐнной формы глаголов (lever un lever, déjeuner un déjeuner); имѐн существительных от имѐн прилагательных (rouge – un rouge à lèvres, bleu le grand bleu имѐн прилагательных от имѐн существительных (une orange les gantsorange, le cinéma une soirée cinéma Синонимы. Антонимы. Интернациональные слова. Сокращения и аббревиатуры. Различные средства связи для обеспечения целостности и логичности высказывания. Грамматическая сторона речи. Распознавание в письменном и звучащем тексте и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций французского языка. Различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (утвердительные, отрицательные), вопросительные (общий, специальный, альтернативный вопросы с прямым порядком слов и инверсией), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме). Нераспространѐнные, в том числе с оборотами c’est ce sont, и распространѐнные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определѐнном порядке. Безличные предложения. Предложения с неопределѐнно-личным местоимением on. Сложносочинѐнные предложения с союзами et, mais, ou. Сложноподчинѐнные предложения с подчинительными союзами si, que, quand, parce que, puisque, car, comme. Основные временные формы изъявительного наклонения présent, futur simple, passé composé, passé immédiat, futur immédiat, imparfait, plus-que-parfait. Временная форма изъявительного наклонения futur simple в сложноподчинѐнном предложении для выражения гипотезы при наличии реального условия. Согласование времѐн в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошедшего. Косвенная речь в настоящем и прошедшем времени (в утвердительных и отрицательных повествовательных, вопросительных и побудительных предложениях). Косвенный вопрос. Различные средства текстовой связи для обеспечения целостности текста (certes, en effet, évidemment, surtout). Глаголы в повелительном наклонении, в том числе образующие нерегулярные формы (être, avoir, savoir). Временная форма условного наклонения conditionnel présent в независимом предложении для выражения пожелания, предложения, вежливого вопроса и долженствования и в сложноподчинѐнном предложении с обстоятельственным придаточным условия для выражения гипотезы при наличии нереального условия; временная форма œnditionnel passé. Способы выражения предположения в плане настоящего и прошедшего при наличии реального и нереального условия с помощью futur simple, œnditionnel présent, œnditionnel passé. Временная форма subjonctif présent правильных и неправильных глаголов. Наиболее частотные глаголы и безличные конструкции, требующие употребления subjonctif, дифференциация между ними и «объективными» глаголами и глагольными конструкциями (affirmer, constater и другие; il est certain, il est sûr, il est évident и другие). Временная форма subjonctif présent в сложноподчинѐнных предложениях в придаточных цели (с союзом pour que), в придаточных уступительных (с союзом bien que). Временная форма subjonctif passé. Неличные формы глагола (infinitif, gérondif, participe présent, participepassé). Имена существительные и прилагательные в единственном и множественном числе, образованные по правилу, и исключения. Определѐнный, нулевой, неопределѐнный, частичный, слитный артикли. Указательные и притяжательные прилагательные. Имена прилагательные в единственном и множественном числе, образованные по правилу, и исключения. Прилагательные и наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях сравнения, образованные по правилу, и исключения. Наречия времени и образа действия, количественные наречия. Личные местоимения в функции прямых и косвенных дополнений; ударные и безударные формы личных местоимений; два местоимения- дополнения при глаголе (Il le lui dit. Il me le donne.). Местоимения и наречия en и y. Неопределѐнные местоимения on, tout, même, personne, aucun(e), certain(e)(s), quelqu’un/quelques-uns, tel/tels/telle/ telles Простые относительные местоимения qui, que, dont, oщ, сложные относительные местоимения lequel, lesquels, laquelle, lesquelles и их производные с предлогами а и de. Указательные местоимения celui/celle/ceux. Притяжательные местоимения le mien/la mienne/les miens/ les miennes. Количественные и порядковые числительные, числительные для обозначения дат и больших чисел (100–1 000 000). Предлоги места, времени, направления. Социокультурные знания и умения. Осуществление межличностного и межкультурного общения с использованием знаний о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка и основных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета во франкоязычной среде в рамках тематического содержания 11 класса. Знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики и реалий родной страны и страны/стран изучаемого языка при изучении тем: государственное устройство, система образования, страницы истории, национальные и популярные праздники, проведение досуга, этикетные особенности общения, традиции в кулинарии и так далее. Владение основными сведениями о социокультурном портрете и культурном наследии страны/стран, говорящих на французском языке. Понимание речевых различий в ситуациях официального и неофициального общения в рамках тематического содержания речи и использование лексикограмматических средств с их учѐтом. Развитие умения представлять родную страну/малую родину и страну/страны изучаемого языка (культурные явления и события; достопримечательности; выдающиеся люди: государственные деятели, учѐные, писатели, поэты, художники, композиторы, музыканты, спортсмены,актѐры и так далее). Компенсаторные умения. Овладение компенсаторными умениями, позволяющими в случае сбоя коммуникации, а также в условиях дефицита языковых средств использовать различные приѐмы переработки информации: при говорении – переспрос; при говорении и письме – описание/перифраз/толкование; при чтении и аудировании – языковую и контекстуальную догадку. Развитие умения игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания, прочитанного/прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Планируемые результаты освоения программы по иностранному (французскому) языку (базовый уровень) на уровне среднего общего образования. Личностные результаты освоения программы среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуютпроцессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающейсреде. Личностные результаты освоения обучающимися программы среднего общего образования по иностранному (французскому) языку должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности. В результате изучения иностранного (французского) языка (базовый уровень) на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтѐрской деятельности; 2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России и страны/стран изучаемого языка; достижениям России и страны/стран изучаемого языка в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убеждѐнность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; 3) духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; 4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, приобщаться к ценностям мировой культуры через источники информации на иностранном (французском) языке, ощущать эмоциональное воздействие искусства;убеждѐнность в значимости для личности и общества отечественного имирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; 5) физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью; 6) трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, осознание возможностей самореализации средствами иностранного (французского) языка; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни, в том числе с использованием изучаемого иностранного (французского) языка; 7) экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе, в том числе с использованием изучаемого иностранного (французского) языка. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей программы по французскому языку среднего общего образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать своѐ эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своѐ поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность ксочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, в том числе с представителями страны/стран изучаемого языка, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты. В результате изучения французского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать еѐ всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц и языковых явлений изучаемого иностранного (французского) языка; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности в языковых явлениях изучаемого иностранного (французского) языка; разрабатывать план решения проблемы с учѐтом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем; У обучающегося будут сформированы следующие базовыеисследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием иностранного (французского) языка, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; владеть научной лингвистической терминологией и ключевыми понятиями; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу еѐ решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретѐнный опыт; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:владеть навыками получения информации из источников разных типов, в том числе на иностранном (французском) языке, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты на иностранном (французском) языке в различных форматах с учѐтом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (текст, таблица, схема, диаграмма и так далее); оценивать достоверность информации, еѐ соответствие морально- этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия, в том числе на иностранном (французском) языке; аргументированно вести диалог и полилог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развѐрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учѐтом общих интересов, и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия для достижения этих целей: составлять план действий, распределять роли с учѐтом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости. Овладение универсальными регулятивными действиями: У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как часть регулятивных универсальных учебных действий: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учѐтом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; оценивать приобретѐнный опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, принятия себя и других как часть регулятивных универсальных учебных действий: давать оценку новым ситуациям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приѐмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; оценивать соответствие создаваемого устного/письменного текста на иностранном (французском) языке выполняемой коммуникативной задаче; вносить коррективы в созданный речевой продукт в случае необходимости; оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; принятие себя и других: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать своѐ право и право других на ошибку; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. Предметные результаты по учебному предмету «Иностранный (французский) язык. Базовый уровень» ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, должны отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне в совокупности еѐ составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и метапредметной. Предметные результаты изучения иностранного (французского) языка. К концу обучения в 10 классе обучающийся научится: Владеть основными видами речевой деятельности: говорение: вести разные виды диалога (диалог этикетного характера, диалог- побуждение к действию, диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями; комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального и официального общения в рамках отобранного тематического содержания речи с вербальными и/или зрительными опорами с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка (8 реплик со стороны каждого собеседника); создавать устные связные монологические высказывания (описание/характеристика, повествование/сообщение, рассуждение) с изложением своего мнения и краткой аргументацией с вербальными и/или зрительными опорами или без опор в рамках отобранного тематическогосодержания речи; излагать основное содержание прочитанного/прослушанного текста с выражением своего отношения (объѐм монологического высказывания – до 14 фраз); устно излагать результаты выполненной проектной работы (объѐм – до 14 фраз); аудирование: воспринимать на слух и понимать аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в содержание текста: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации (время звучания текста/текстов для аудирования – до 2,5 мин); смысловое чтение: читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разного вида, жанра и стиля, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в содержание текста: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации, с полным пониманием прочитанного (объѐм текста/текстов для чтения – 500–700 слов); читать про себя и устанавливать причинно- следственную взаимосвязь изложенных в тексте фактов и событий; читать про себя несплошные тексты (таблицы, диаграммы, графики и так далее) и понимать представленную в них информацию; письменная речь: заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка; писать резюме (CV) с сообщением основных сведений о себе в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка; писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в стране/странах изучаемого языка (объѐм сообщения – до 130 слов); создавать письменные высказывания на основе плана, иллюстрации, таблицы, диаграммы и/или прочитанного/прослушанного текста с использованием образца (объѐм высказывания – до 50 слов); заполнять таблицу кратко фиксируя содержание прочитанного/ прослушанного текста или дополняя информацию в таблице; письменно представлять результаты выполненной проектной работы (объѐм – до 150 слов). Владеть фонетическими навыками: различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе правил enchaînement и liaison внутри ритмических групп; выразительно читать вслух небольшие тексты объѐмом до 140 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание содержания текста; владеть орфографическими навыками: правильно писать изученные слова; владеть пунктуационными навыками: использовать запятую при перечислении, обращении и при выделении вводных слов; апостроф, точку, вопросительный и восклицательный знаки; не ставить точку после заголовка; пунктуационно правильно оформлять прямую речь; пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера. Распознавать в устной речи и письменном тексте 1400 лексических единиц (слов, фразовых глаголов, словосочетаний, речевых клише, средств логической связи) и правильно употреблять в устной и письменной речи 1300 лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей во французском языке нормы лексической сочетаемости; распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные слова, образованные с использованием аффиксации: – глаголов при помощи префиксов dé-/des-/dis-, re-/ré-/r-/res-, en-/em-, pré-, a-; имѐн существительных при помощи префиксов in-, im-, il-, ir-, mé и суффиксов -ence/-ance, -esse, -ure, -issement, -age, -issage, -er/-ère, -eur/ -euse, -ien/-ienne, -aire, -erie, -ette, -ique, iste, -isme, -tion/ -ation/ -ion, -oir/-oire, -té, -ude, -aison, -ment, -ise; имѐн прилагательных при помощи префиксов in-, im-, il-, ir-, mé-, inter и суффиксов -el/-elle, -al/-ale, -eux/-euse, -ien/ -ienne, -ain/-aine, -ais/-aise, -ois/-oise, -ile, -il/- ille, -able/ -ible, -atif/-ative, -ique, -ant/ -ante; наречий при помощи префиксов in/im и суффиксов -ment, -emment/-amment; числительных при помощи суффиксов -ier/-ière, -ième; распознавать и употреблять в устной и письменной речи слова, образованные с использованием словосложения: сложных существительных путѐм соединения основ существительных (porte-fenêtre); сложных существительных путѐм соединения основы прилагательного с основой существительного (cybercafé); сложных существительных путѐм соединения основы/основ существительного с предлогом (sac-à-dos, sous-sol); сложных существительных путѐм соединения глагола с местоимением (rendez-vous); сложных существительных путѐм соединения наречия с основой глагола (couche-tard); сложных существительных путѐм соединения существительногос основой глагола (passe-temps); распознавать и употреблять в устной и письменной речи слова, образованные с использованием конверсии: имѐн существительных от неопределѐнной формы глаголов (lever un lever, déjeuner un déjeuner); имѐн существительных от имѐн прилагательных (rouge un rouge à lèvres, petit c’est mon petit); имѐн прилагательных от имѐн существительных (une orange les gants orange, le cinéma une soirée cinéma); распознавать и употреблять в устной и письменной речи, изученные многозначные лексические единицы, синонимы, антонимы, интернациональные слова; сокращения и аббревиатуры; распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные средства связи для обеспечения целостности и логичности устного/письменного высказывания. Знать и понимать особенности структуры простых и сложных предложений и различных коммуникативных типов предложений французского языка; распознавать и употреблять в устной и письменной речи: различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (утвердительные, отрицательные), вопросительные (общий, специальный, альтернативный вопросы с прямым порядком слов и инверсией, вопросительным прилагательным quel/quels/quelle/quelles, с вопросительным наречием comment), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме); предложения простые нераспространѐнные, в том числе с оборотами c’est и ce sont, и распространѐнные, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определѐнном порядке; безличные предложения; предложения с неопределѐнно-личным местоимением on; сложносочинѐнные предложения с союзами et, mais, ou; сложноподчинѐнные предложения с подчинительными союзами si, que, quand, parce que, puisque, car, comme; основные временные формы изъявительного наклонения présent, futur simple, passé composé, passé immédiat, futur immédiat, imparfait, plus-que-parfait; временную форму изъявительного наклонения futur simple в сложноподчинѐнном предложении для выражения гипотезы при наличии реального условия; повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в косвенной речи в настоящем и прошедшем времени; согласование времѐн в рамках сложного предложения; косвенную речь в настоящем и прошедшем времени (в утвердительных и отрицательных повествовательных предложениях); косвенный вопрос; средства текстовой связи для обеспечения целостности текста; глаголы в повелительном наклонении, в том числе образующие нерегулярные формы (être, avoir, savoir); временную форму условного наклонения conditionnel présent в независимом предложении для выражения пожелания, предложения, вежливого вопроса и долженствования и в сложноподчинѐнном предложении с обстоятельственным придаточным условия для выражения гипотезы при наличии нереального условия; временную форму условного наклонения conditionnel passé; временную форму subjonctif présent правильных и неправильныхглаголов; наиболее частотные глаголы и безличные конструкции, требующие употребления subjonctif, дифференциация между ними и «объективными» глаголами и глагольными конструкциями (affirmer, constater и другие; il est certain, il est sûr, il est évident и другие. глаголы в страдательном залоге forme passive с предлогами par и de, используемыми в страдательном залоге; неличные формы глагола (infinitif, gérondif, participe présent, participe passé); имена существительные и имена прилагательные в единственном и множественном числе, образованные по правилу, и исключения; определѐнный, неопределѐнный, нулевой, частичный, слитный артикли; указательные и притяжательные прилагательные; имена прилагательные в единственном и множественном числе,образованные по правилу, и исключения; имена прилагательные и наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях сравнения, образованные по правилу, и исключения; наречия времени и образа действия, количественные наречия; личные местоимения в функции прямых и косвенных дополнений; ударные и безударные формы личных местоимений; местоимения и наречия en и y; неопределѐнные местоимения on, tout, même, personne, aucun(e), certain(e)(s), quelqu’un/quelques-uns, tel/tels/telle/ telles; простые относительные местоимения qui, que, dont, où и сложные относительные местоимения lequel, lesquels, laquelle, lesquelles и их производные с предлогами à и de; указательные местоимения celui/celle/ceux; притяжательные местоимения le mien/la mienne/les miens/les miennes и так далее; личные местоимения в функции прямых и косвенных дополнений; ударные и безударные формы личных местоимений; два местоимения- дополнения при глаголе (Il le lui dit. Il me le donne.); количественные и порядковые числительные, числительные для обозначения дат и больших чисел (100–1 000 000); предлоги места, времени, направления. Владеть социокультурными знаниями и умениями: знать/понимать речевые различия в ситуациях официального и неофициального общения в рамках тематического содержания речи и использовать лексикограмматические средства с учѐтом этих различий; знать/понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику и реалии страны/стран изучаемого языка (государственное устройство, систему образования, страницы истории, основные праздники, этикетные особенности общения и так далее); иметь базовые знания о социокультурном портрете и культурном наследии родной страны и страны/стран изучаемого языка; представлять родную страну и еѐ культуру на иностранном (французском) языке; проявлять уважение к иной культуре; соблюдать нормы вежливости в межкультурном общении. Владеть компенсаторными умениями, позволяющими в случае сбоя коммуникации, а также в условиях дефицита языковых средств: использовать различные приѐмы переработки информации: при говорении – переспрос; при говорении и письме – описание/перифраз/толкование; при чтении и аудировании – языковую и контекстуальную догадку. Владеть метапредметными умениями, позволяющими совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным (французским) языком; сравнивать, классифицировать, систематизировать и обобщать по существенным признакам изученные языковые явления (лексические и грамматические); использовать иноязычные (французские) словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме; участвовать в учебно-исследовательской, проектной деятельности предметного и межпредметного характера с использованием материалов на иностранном (французском) языке и применением информационнокоммуникативных технологий; соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работев Интернете. Предметные результаты изучения иностранного (французского) языка. К концу обучения в 11 классе обучающийся научится: Владеть основными видами речевой деятельности: говорение: вести разные виды диалога (диалог этикетного характера, диалогпобуждение к действию, диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями; комбинированный диалог); в стандартных ситуациях неофициального и официального общения в рамках отобранного тематического содержания речи с вербальными и/или зрительными опорами с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка (до 9 реплик со стороны каждого собеседника); создавать устные связные монологические высказывания (описание/ характеристика, повествование/сообщение, рассуждение) с изложением своего мнения и краткой аргументацией с вербальными и/или зрительными опорами или без опор в рамках отобранного тематического содержания речи; излагать основное содержание прочитанного/прослушанного текста с выражением своего отношения без вербальных опор (объѐм монологического высказывания – 14–15 фраз); устно излагать результаты выполненной проектной работы (объѐм – 14–15 фраз); аудирование: воспринимать на слух и понимать аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в содержание текста: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации (время звучания текста/текстов для аудирования – до 2,5 мин); смысловое чтение: читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разного вида, жанра и стиля, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в содержание текста: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации, с полным пониманием прочитанного (объѐм текста/текстов для чтения – 600–800 слов); читать про себя несплошные тексты (таблицы, диаграммы, графики) и понимать представленную в них информацию; письменная речь: заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка; писать резюме (CV) с сообщением основных сведений о себе в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка; писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в стране/странах изучаемого языка (объѐм сообщения – до 140 слов); создавать письменные высказывания на основе плана, иллюстрации, таблицы, графика, диаграммы, и/или прочитанного/прослушанного текста с опорой на образец (объѐм высказывания – до 180 слов); заполнять таблицу, кратко фиксируя содержание прочитанного/прослушанного текста или дополняя информацию в таблице; письменно представлять результаты выполненной проектной работы (объѐм – до 180 слов). Владеть фонетическими навыками: различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе правил enchaînement и liaison внутри ритмических групп; выразительно читать вслух небольшие тексты объѐмом до 150 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание содержания текста; владеть орфографическими навыками: правильно писать изученные слова; владеть пунктуационными навыками: использовать запятую при перечислении, обращении и при выделении вводных слов; апостроф, точку, вопросительный и восклицательный знаки; не ставить точку после заголовка; пунктуационно правильно оформлять прямую речь; пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера. Распознавать в устной речи и письменном тексте 1500 лексических единиц (слов, фразовых глаголов, словосочетаний, речевых клише, средств логической связи) и правильно употреблять в устной и письменной речи 1400 лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей во французском языке нормы лексической сочетаемости; распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные слова, образованные с использованием аффиксации: глаголов при помощи префиксов re-/ré-/r-/res-, dé-/des-/ dis-, pré-, a-, sur, sous-, en-/em-; имѐн существительных при помощи суффиксов -ade, -er/ -ère, -eur/-euse,-teur/trice, -ain/-aine, -ien/-ienne, -ais/-aise, -ois/-oise, -ence/-ance, -aire, -erie, - ette, -ique, iste, -isme, -tion/-ation/-ion, -ture, -oir/-oire, -té, -ude, -aison, -esse, - ure, -ment, issement, -ise, -age, -issage; имѐн прилагательных при помощи префиксов inter-/in-/ im и суффиксов -el/ -elle, -al/-ale, -eux/-euse, -ien/-ienne, -ain/-aine, -ais/-aise, -ois/-oise, -ile, -il/- ille, -able/ -ible, -eau/ -elle, -aire, -atif/-ative, -ique, -ant/-ante; наречий при помощи префиксов in-/im- и суффиксов -ment, -emment/ - amment; имѐн существительных и прилагательных при помощи отрицательных префиксов in-, im-, il-, ir-, mé-; числительных при помощи суффиксов – ier/-ière, -ième; распознавать и употреблять в устной и письменной речи слова, образованные с использованием словосложения: сложных существительных путѐм соединения основ существительных (porte-fenêtre); сложных существительных путѐм соединения основы прилагательного с основой существительного (cybercafé); сложных существительных путѐм соединения основы/основ существительного с предлогом (sac-а-dos, sous-sol); сложных существительных путѐм соединения глагола с местоимением (rendez-vous); сложных существительных путѐм соединения наречия с основой глагола (couche-tard); сложных существительных путѐм соединения существительногос основой глагола (passe-temps); распознавать и употреблять в устной и письменной речи слова, образованные с использованием конверсии: имѐн существительных от неопределѐнной формы глаголов (lever un lever, déjeuner un déjeuner); имѐн существительных от имѐн прилагательных (rouge un rouge à lèvres, bleu le grand bleu); имѐн прилагательных от имѐн существительных (une orange les gants orange, le cinéma une soirée cinéma); распознавать и употреблять в устной и письменной речи, изученные многозначные лексические единицы, синонимы, антонимы, интернациональные слова; сокращения и аббревиатуры;распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные средства связи для обеспечения целостности и логичности устного/письменного высказывания. Знать и понимать особенности структуры простых и сложных предложений и различных коммуникативных типов предложений французского языка; распознавать и употреблять в устной и письменной речи: различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (утвердительные, отрицательные), вопросительные (общий, специальный, альтернативный вопросы с прямым порядком слов и инверсией, вопросительным прилагательным quel/quels/quelle/quelles, с вопросительным наречием comment), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме); предложения простые нераспространѐнные, в том числе с оборотами c’est и ce sont, и распространѐнные, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определѐнном порядке; безличные предложения; предложения с неопределѐнно-личным местоимением on; сложносочинѐнные предложения с союзами et, mais, ou; сложноподчиненные предложения с подчинительными союзами si, que, quand, parce que, puisque, car, comme; основные временные формы изъявительного наклонения présent, futur simple, passé composé, passé immédiat, futur immédiat, imparfait, plus-que-parfait; временная форма изъявительного наклонения futur simple в сложноподчинѐнном предложении для выражения гипотезы при наличии реального условия; повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в косвенной речи в настоящем и прошедшем времени; согласование времѐн в рамках сложного предложения; косвенную речь в настоящем и прошедшем времени (в утвердительных и отрицательных повествовательных предложениях); косвенный вопрос; средства текстовой связи для обеспечения целостности текста; глаголы в повелительном наклонении, в том числе образующие нерегулярные формы (être, avoir, savoir); временную форму условного наклонения conditionnel présent в независимом предложении для выражения пожелания, предложения, вежливого вопроса и долженствования и в сложноподчинѐнном предложении с обстоятельственным придаточным условия для выражения гипотезы при наличии нереального условия; временную форму условного наклонения conditionnel passé; временную форму subjonctif présent правильных и неправильныхглаголов; наиболее частотные глаголы и безличные конструкции, требующие употребления subjonctif, дифференциация между ними и «объективными» глаголами и глагольными конструкциями (affirmer, constater и другие; il est certain, il est sûr, il est évident и другие. глаголы в страдательном залоге forme passive с предлогами par и de, используемыми в страдательном залоге; неличные формы глагола (infinitif, gérondif, participe présent, participe passé); имена существительные и имена прилагательные в единственном и множественном числе, образованные по правилу, и исключения; определѐнный, неопределѐнный, нулевой, частичный, слитный артикли; указательные и притяжательные прилагательные; имена прилагательные в единственном и множественном числе, образованные по правилу, и исключения; имена прилагательные и наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях сравнения, образованные по правилу, и исключения; наречия времени и образа действия, количественные наречия;личные местоимения в функции прямых и косвенных дополнений; ударные и безударные формы личных местоимений; местоимения и наречия en и y; неопределѐнные местоимения on, tout, même, personne, aucun(e), certain(e)(s), quelqu’un/quelques-uns, tel/tels/telle/ telles; простые относительные местоимения qui, que, dont, où и сложные относительные местоимения lequel, lesquels, laquelle, lesquelles и их производные с предлогами а и de; указательные местоимения celui/celle/ceux; притяжательные местоимения le mien / la mienne / les miens / les miennes и так далее; личные местоимения в функции прямых и косвенных дополнений; ударные и безударные формы личных местоимений; два местоимения- дополнения при глаголе (Il le lui dit. Il me le donne.); количественные и порядковые числительные, числительные для обозначения дат и больших чисел (100 – 1 000 000); предлоги места, времени, направления. Владеть социокультурными знаниями и умениями: знать/понимать речевые различия в ситуациях официального и неофициального общения в рамках тематического содержания речи и использовать лексико- грамматические средства с учѐтом этих различий; знать/понимать ииспользовать в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику и реалии страны/стран изучаемого языка (государственное устройство, система образования, страницы истории, основные праздники, этикетные особенности общения и так далее); иметь базовые знания о социокультурном портрете и культурном наследии родной страны и страны/стран изучаемого языка; представлять родную страну и еѐ культуру на иностранном языке; проявлять уважение к иной культуре; соблюдать нормы вежливости в межкультурном общении. Владеть компенсаторными умениями, позволяющими в случае сбоя коммуникации, а также в условиях дефицита языковых средств: использовать различные приѐмы переработки информации: при говорении – переспрос; при говорении и письме – описание/перифраз/толкование; при чтении и аудировании – языковую и контекстуальную догадку. Владеть метапредметными умениями, позволяющими совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком; сравнивать, классифицировать, систематизировать и обобщать по существенным признакам изученные языковые явления (лексические и грамматические); использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационносправочные системы в электронной форме; участвовать в учебноисследовательской, проектной деятельности предметного и межпредметного характера с использованием материалов на французском языке и применением информационно-коммуникативных технологий; соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в Интернете.