СОГЛАСОВАНО решением педагогического Совета МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка протокол №1 от 29.08.2023 УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ СШ №22с углубленным изучением французского языка № 337-п от 29.08.2-23 Рабочая программа воспитания МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка (основное общее образование) Пояснительная записка Рабочая программа воспитания ООП ООО МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского (далее – Программа воспитания) разработана на основе Федеральной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций. Данная программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального образования. Программа воспитания: ● предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского; ● разработана с участием коллегиальных органов управления МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского и утверждена педагогическим советом школы; ● реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; ● предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; ● предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся. Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. 1. Целевой раздел 1.1. Содержание воспитания обучающихся в МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России. 1.2. Воспитательная деятельность в МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. 1.3. Цель воспитания обучающихся в МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка: ● развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; ● формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. 1.4. Задачи воспитания обучающихся в МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка: ● усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); ● формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); ● приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний; ● достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС ООО. 1.5. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают: ● осознание российской гражданской идентичности; ● сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; ● готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ● наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; ● сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Воспитательная деятельность в МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностноориентированного подходов и с учетом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. 1.6. Направления воспитания. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС ООО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры. 2. Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности. 3. Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков. 4. Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства. 5. Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях. 6. Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности. 7. Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды. 8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей. 1.7. Целевые ориентиры результатов воспитания. Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП ООО установлены ФГОС ООО. На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС ООО. Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования. Гражданско-патриотическое воспитание: ● знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине – России, ее территории, расположении; ● сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам; ● понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины – России, Российского государства; ● понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение; ● имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях; ● принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. Духовно-нравственное воспитание: уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности; ● сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека; ● доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших; ● умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки; ● владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; ● сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. Эстетическое воспитание: ● способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей; ● проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре; ● проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: ● бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде; ● владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; ● ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; ● сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста. Трудовое воспитание: ● сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества; ● проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление; ● проявляющий интерес к разным профессиям; ● участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. Экологическое воспитание: ● понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду; ● проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; ● выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. Ценность научного познания: ● выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке; ● обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании; ● имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания. 2. Содержательный раздел 2.1. Уклад образовательной организации В данном разделе раскрываются основные особенности уклада МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка. Уклад задает порядок жизни школы и аккумулирует ключевые характеристики, определяющие особенности воспитательного процесса. Уклад МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка удерживает ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка и ее репутацию в окружающем образовательном пространстве, социуме. Характеристики уклада, особенностей условий воспитания в МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка 1 сентября 1966 года в школе прозвенел первый звонок. Школа открыла двери для 1300 учеников и 100 педагогов, которые учились и работали здесь в три смены, с 1973 года имеет статус школы с углубленным изучением французского языка. Сегодня школа работает в одну смену. Контингент обучающихся и их родителей представлен данными социального паспорта школы. В школе на начало учебного 2022/2023 года из 548 обучающихся: • Дети из многодетных семей – 53 человек (37 семей). • Дети, которых воспитывает единственный родитель – 35 человека (33 семьи), • из них, дети одиноких матерей – 15 человек (15 семей), • Дети из семей, потерявших кормильца – 20 человек (18 семей). • Дети из неполных семей, где родители в разводе – 75 человек (74 семьи). • Дети из семей ликвидаторов ЧАЭС – 5 человек (2 семьи). • Дети, чьи родители воевали в «горячих точках» –8 человек (4 семьи). • Дети находящиеся под опекой 0 1 человек (1 семья) • Детей под опекой – 1 человек (1 семья). • Детей-инвалидов – 5 человек (5 семей). По материальному положению, 7 семей относят себя к семьям с высокими доходами, число с низким уровнем дохода - 36 семей, остальные имеют средний материальный уровень. Профессиональная занятость родителей представляет собой: 195 человек (18,48%) – инженерно-технические работники; 532 человека (50,43%) – служащие; 168 человек (15,92%) – рабочие; 111 человек (10,52%) – предприниматели; 9 человек (0,85%) – пенсионеры; ● 39 человек (3,7%)– временно не работающие (безработные) или домохозяйки. В целях обеспечения социальных гарантий обучающимся, создания условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в школе организовано горячее питание в период учебных занятий: двухразовое в ГПД и трехразовое в ГПД первыхвторых классов из расчета бесплатный завтрак для обучающихся 1-4 классов. Общий охват питанием (в среднем за девять месяцев) составляет 86,3%. Все дети начальной школы посещают ГПД – 219 человек, из них 58 человек получают 2-хразовое горячее питание, трехразовое питание получает 161 обучающийся. С 01.09.2021 г. дополнительную меру социальной поддержки детям из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации за счет средств иных организаций (из расчета 70% - родительская плата, 30% - иные средства) получили 2 обучающихся школы из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В целом, социально-психологический микроклимат в школе благоприятный. Большая часть обучающиеся и их родителей (законных представителей) мотивированы на получение высоких образовательных результатов. МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка, расположена в центральной части города, с развитой досуговой инфраструктурой. В шаговой доступности от учреждения Театр Драмы, Дом Книги, МБУ «Центр художественных ремесел», МБУ «Станция юного техника», с которыми налажено тесное взаимодействие. Это создает дополнительные условия для приобщения детей к миру искусства, культуры, расширяет возможности внеурочной деятельности. Внутришкольная система дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы обучающихся и их родителей (законных представителей) в разностороннем развитии личности ребенка. Углубленное изучение французского языка создает условия для развития межкультурной коммуникации, приобщения обучающихся к истории, культуре, традициям франкоязычных стран. Обучающиеся школы активно участвуют в языковых неделях, фестивалях и конкурсах на французском языке. Процесс воспитания в МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся: - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося, соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета безопасности обучающегося при нахождении в Школе: -на создание психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников; -реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; -организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся; -системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка являются следующие: -стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников; -важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; -в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); -в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность; -педагогические работники школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; -ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. _____ 2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе запланированы и представлены по модулям. В модуле описаны виды, формы и содержание воспитательной работы в рамках определенного направления деятельности в школе. Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания. Воспитательная работа МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка представлена в рамках основных (инвариантных) модулей: «Урочная деятельность», «Внеурочная деятельность», «Классное руководство», «Основные школьные дела», «Внешкольные мероприятия», «Организация предметно-пространственной среды», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профилактика и безопасность», «Социальное партнерство», «Профориентация». Модули описаны последовательно по мере уменьшения их значимости в воспитательной системе МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка. Модуль «Урочная деятельность» Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает: ● максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений; ● включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении воспитательных задач уроков, занятий; ● включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; ● выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности; ● привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; ● применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; ● побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы; ● организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; ● инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности. Модуль «Внеурочная деятельность» Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий: ● курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военнопатриотической, краеведческой, историко-культурной направленности: «Разговоры о важном», «Основы военной подготовки»; ● курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов России, духовно-историческому краеведению: «Экология души»_________________________________; ● курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской направленности: «Мир вокруг нас», «Экология души», «Охотники за истиной», «Окно в Европу», «Занимательная математика», «Живое слово»; ● курсы, занятия экологической, природоохранной направленности: «Экология души»; ● курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров: «Любительский театр», «Волшебный узелок», «Вокальное мастерство»; ● курсы, занятия туристско-краеведческой направленности «Экология души»; ● курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности: «Спортивные игры», «Настольный теннис», «Волейбол», «Тег-Регби» . Модуль «Классное руководство» Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида педагогической деятельности, направленной в первую очередь на решение задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает: ● планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической направленности; ● инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе; ● организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями, способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; ● сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера; ● выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в выработке таких правил поведения в образовательной организации; ● изучение особенностей личностного развития обучающихся путем наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) с педагогом-психологом; ● доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и др.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса; ● индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения; ● регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и (или) разрешение конфликтов между учителями и обучающимися; ● проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса; ● организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией; ● создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации; ● привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и общеобразовательной организации; ● проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других мероприятий. Модуль «Основные школьные дела» Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает: ● общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и др.) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы: «День знаний», «День матери», «Новый год», «Фестиваль инсценированной военной песни», «День учителя», «8 Марта». ● участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в России, мире: «Бессмертный полк», «Блокадный хлеб», «День героев Отечества», «За жизнь и безопасность наших детей», «День защиты детей»; ● торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в образовательной организации, обществе: «День первоклассника», праздники последнего звонка в 4-х, 9-х, 11х кл; ● церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за участие в жизни образовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие образовательной ● ● ● ● ● организации, своей местности: итоговая линейка «Праздник Чести», награждение в номинациях «Лучший класс года», «Ученик года»; социальные проекты в образовательной организации, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками, в том числе с участием социальных партнеров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности: акция «Подарим тепло своих сердец», «Новогоднее представление для детей с ОВЗ» совместно с социальным Центром «Покров»; проводимые для жителей населенного пункта и организуемые совместно с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми событиями для жителей населенного пункта: акция «Цветы в конверте» (поздравление жителей с 9 Мая, Днем пожилого человека) ; разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историко-краеведческой, экологической, трудовой, спортивнооздоровительной и другой направленности: учебные военные сборы; участие в спортивных соревнованиях различного уровня. вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей и др.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел; наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогическими работниками и другими взрослыми. Модуль «Внешкольные мероприятия» Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает: ● общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнерами образовательной организации; ● внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым в образовательной организации учебным предметам, курсам, модулям; ● экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия; ● литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слеты и другие, организуемые педагогическими работниками, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.; ● выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта. Модуль «Организация предметно-пространственной среды» Школа – трехэтажное здание, имеется библиотека, спортивный зал, столовая, совмещенная с актовым залом. Территория оснащена спортивной площадкой. Над крыльцом установлен флаг Российской Федерации. Площадка во дворе школы для проведения линеек оборудована флагштоком. Каждый понедельник начинается с поднятия флага Российской Федерации и исполнения гимна РФ. Обучающимися школы разработан логотип (эмблема) школы, которая имеется на дипломах и грамотах за участие в общешкольных мероприятиях и успехи в обучении. В фойе первого этажа школы имеются стенды «Учителями славится Россия», «Ученики приносят славу ей!», где можно увидеть фото педагогов школы и отличников учебы. Также имеются информационные стенды (нормативные документы, правила безопасности дорожного движения) На втором этаже имеются информационные стенды по подготовке к ГИА и ЕГЭ, Доска Почета с фотографиями спортсменов школы. Работает школьное телевидение, которое освещает особо значимые события школы, города и страны в целом. Второй и третий этажи оформлены тематически: Пушкинский зал, французский зал, математический зал. Традиционно оформляются тематические выставки поделок и рисунков обучающихся, посвященные знаменательным календарным датам: «Нет терроризму!», «Профессии моих родителей», «Золотые руки мамы» (ко Дню матери), «Служу России», «Этот замечательный космос», «Рисуя Победу» и т.д. В школе работает кабинет детских инициатив, в котором собирается актив школьного самоуправления. Он оснащен стендом с Российской символикой, стендом детского общественного объединения «Меридиан-ТЭСС» Регулярно оформляется информация для родителей и обучающихся на информационных стендах. Оформление пространства проведения школьных событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, посвященные различным памятным датам и общероссийским праздникам, оформляются в соответствии с тематикой. Каждый классный кабинет оснащен классным уголком, в котором содержится информация о классе: список класса, актив класса, фотоотчеты с мероприятий, информация о награждениях и т.д. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)» Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся предусматривает: ● создание и деятельность в образовательной организации, в классах представительных органов родительского сообщества (родительского комитета образовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете образовательной организации; ● тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания; ● родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать уроки и внеурочные занятия; ● работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания; проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом; ● родительские форумы на официальном сайте образовательной организации в информационно-коммуникационной сети «Интернет», интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность; ● участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в образовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей); ● привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий: «День Матери», «Бабушки-бабуленьки», «Всей семьей в страну Олимпию»;; ● целевое взаимодействие с законными представителями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приемных детей. Модуль «Самоуправление» Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в образовательной организации предусматривает: ● организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет обучающихся «Спектр»), избранных обучающимися; ● представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в процессе управления образовательной организацией; ● защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав обучающихся; ● участие представителей органов ученического самоуправления в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в образовательной организации. Модуль «Профилактика и безопасность» Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в образовательной организации предусматривает: ● организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в образовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности; ● проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.); ● проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и др.); ● разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного взаимодействия; ● вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков в образовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнерами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодежные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и др.); ● организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению; ● профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению, – познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиознодуховной, благотворительной, художественной и др.); ● предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в образовательной организации маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.); ● профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и др.). Модуль «Социальное партнерство» Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает: ● участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и др.); ● участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности; ● проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности; ● проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских) с представителями организаций-партнеров для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни образовательной организации, муниципального образования, региона, страны; ● реализацию социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися, педагогами с организациями-партнерами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение. Организации- партнеры школы: Театр Драмы, Дом Книги, МБУ «Центр художественных ремесел», МБУ «Станция юного техника», МБУ ДО «Дворец детского творчества, детско-юношеская спортивная школа №3, ● Теннисный клуб «Феникс», Театр Кукол, Дзержинская городская организация Нижегородской областной организации общероссийской общественной организации Российский Союз ветеранов Афганистана, социальный Центр «Покров», ППМС-Центр, ОДН ОП №2 . Модуль «Профориентация» Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы образовательной организации предусматривает: ● проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; ● профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности; ● экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы; ● посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях профессионального, высшего образования; ● организацию на базе детского лагеря при образовательной организации профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие навыки; ● совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования; ● участие в работе всероссийских профориентационных проектов ПроеКТОриЯ, «Билет в будущее», «Открытыйурокрф»; ● индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии; ● освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов, включенных в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента участников образовательных отношений, внеурочной деятельности, дополнительного образования: «Я и моя профессия», «Ваш выбор», «Большой теннис», «Тег-Регби», «Семь шагов к индивидуальному стилю», «Волшебный узелок», «Занимательная информатика».. 3. Организационный раздел 3.1. Кадровое обеспечение В данном подразделе представлены решения МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка в соответствии с ФГОС начального общего образования по разделению функционала, связанного с планированием, организацией, обеспечением, реализацией воспитательной деятельности; по вопросам повышения квалификации педагогических работников в сфере воспитания; психологопедагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ и других категорий; по привлечению специалистов других организаций (образовательных, социальных, правоохранительных и др.). Воспитательный процесс в школе обеспечивают специалисты: Классные руководители 1-11 классов. Заместитель директора по ВР Социальный педагог Педагог-психолог Педагог-организатор Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Учитель Зав.библиотекой Педагоги дополнительного образования Инспектор ОДН Инспектор по пропаганде ГИБДД Медицинский психолог Дзержинского наркологического диспансера Общее число работников МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка составляет 44 человека. Из них 41 (93,2%) имеет высшее образование, из них 34 (77,3%) учителя. Всего аттестовано 38 человек (86,4%), из них 32 учителя (84,2%). Высшую категорию имеют 22 (50%) педагогических работника (из них 20 учителя); первую категорию имеют 8 (28,9%) педагогических работников (из них 11 учителей); соответствие занимаемой должности имеют 9 (15,7%) педагогических работников (из них 3 учителя). Количество неаттестованных педагогических работников – 7 человек, из них 7 учителей. Эти педагогические работники не подлежат аттестации. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся обеспечивают: педагогпсихолог, социальный педагог, классный руководитель. Классное руководство в 1–11-х классах осуществляют 19 классных руководителей. Ежегодно педработники проходят повышение квалификации по актуальным вопросам воспитания в соответствии с планом-графиком. 3.2. Нормативно-методическое обеспечение Управление качеством воспитательной деятельности в МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка обеспечивают следующие локальные нормативноправовые акты: Правила внутреннего распорядка обучающихся МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка Положение о требовании к одежде МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка обучающихся и правила ее ношения в МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка Положение об оздоровительном лагере с дневным пребыванием обучающихся МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка Положение об организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися и семьями, находящимися в социально опасном положении в МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка Положение о дополнительном образовании учащихся МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка Положение о родительском патруле в МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка Положение о школьной службе медиации в МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка Положение об отрядах юных инспекторов движения (ЮИД) в МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка Положение о совете обучающихся в МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка Положение о Совете по профилактике МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка Положение об организации внеурочной деятельности МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка Положение о классном руководстве в МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка Положение о Педагогическом совете МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка Положение о совете родителей (законных представителей) обучающихся МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка Положение о внутренней системе оценки качества МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка образования Вышеперечисленные нормативные акты расположены на официальном сайте школы по адресу: https://s22-dzr.nnovschool.ru/. 3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями В МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка обучаются детиинвалиды – 4 человека. Детей с ОВЗ, воспитанников детских домов, детей из семей мигрантов не имеется. Перечень заболеваний, по которым дети получили статус детейинвалидов, позволяет им учиться и социализироваться совместно с обучающимися своего класса. Как правило, родители (законные представители) просят не акцентировать внимание на статусе своего ребенка, поэтому эти дети вместе со всеми учатся и принимают участие в классных и общешкольных мероприятиях. Одаренные дети имеют возможность реализации своих талантов при участии в олимпиадах, конкурсах различного уровня. В школе созданы все необходимые условия воспитания для категорий обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации; формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося; обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности. При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями школа ориентируется: -на формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания; -создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов; -личностно ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. 3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Принципы поощрения, которыми руководствуется МБОУ СШ № 22 с углубленным изучением французского языка 1. Публичность поощрения – информирование всех учеников школы о награждении, проведение процедуры награждения в присутствии значительного числа школьников. 2. Прозрачность правил поощрения – они регламентированы Положением о награждениях. Ознакомление школьников и их родителей с локальным актом обязательно. 3. Регулирование частоты награждений – награждения по результатам конкурсов проводятся один раз в год по уровням образования. 4. Сочетание индивидуального и коллективного поощрения – использование индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды. 5. Привлечение к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей. 6. Дифференцированность поощрений – наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения. Форма организации системы поощрений проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся в МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги. Ведение портфолио — деятельность обучающих при еѐ организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Портфолио включает артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального портфолио ведется портфолио класса. Рейтинг — размещение обучающихся или групп в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чем-либо. Каждый учебный год реализуется воспитательный проект, в реализации которого принимают участие все классы. Рейтинг участия в мероприятиях в рамках проекта, позволяет в конце года выявить классы- лидеры о подвести итоги в номинации «Лучший класс года» Награждение происходит на итоговой линейке в конце года в присутствии всех обучающихся и родителей (законных представителей) Также награждаются ученики, достигнувшие высоких результатов в олимпиадах, конкурсах, обучении, спорте, активные участники школьной жизни. Обучающиеся получают грамоты с эмблемой школы, а лучшие классы - памятные кубки. Обучающиеся, достигшие высоких результатов в олимпиадах различного уровня по итогам года, награждаются в номинации «Ученик года» дипломом и памятным подарком. Использование рейтингов, их форма, публичность, привлечение благотворителей, в том числе из социальных партнеров, их статус, акции, деятельность должны соответствовать укладу школы, цели, задачам, традициям воспитания, быть согласованными с представителями родительского сообщества во избежание деструктивного воздействия на взаимоотношения в отношении школы. 3.5. Анализ воспитательного процесса в МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне основного общего образования, установленными ФГОС ООО. Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. Планирование анализа воспитательного процесса включено в календарный план воспитательной работы. Основные принципы самоанализа воспитательной работы: ● взаимное уважение всех участников образовательных отношений; ● приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями; ● развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнерами); ● распределенная ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие – это результат как организованного социального воспитания, в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития. Основные направления анализа воспитательного процесса 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом при наличии) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах: ● какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; ● какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; ● какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу. 1. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом при наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством реализации воспитательного потенциала: ● урочной деятельности; ● внеурочной деятельности обучающихся; ● деятельности классных руководителей и их классов; ● проводимых общешкольных основных дел, мероприятий; ● внешкольных мероприятий; ● создания и поддержки предметно-пространственной среды; ● взаимодействия с родительским сообществом; ● деятельности ученического самоуправления; ● деятельности по профилактике и безопасности; ● реализации потенциала социального партнерства; ● деятельности по профориентации обучающихся Итогом самоанализа воспитательной работы МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка будет перечень выявленных проблем, которые не удалось решить педагогическому коллективу школы в прошедшем учебном году. Эти проблемы следует учесть при планировании воспитательной работы на следующий учебный год. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)