МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Департамент образования администрации городского округа город Дзержинск МБОУ СШ № 22 с углубленным изучением французского языка» Приложение 1 к ООП СОО, утвержденной приказом директора МБОУ СШ № 22 с углубленным изучением французского языка ________________________ Опарина Ю.А. Приказ № 369-п от «28» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Химия» для обучающихся 11 классов г. Дзержинск 2024г. 1 Наименование учебного предмета: ХИМИЯ Класс: 11 Уровень общего образования: Среднее общее образование Учитель: Катаурова Н.А. Срок реализации программы, учебный год: 2023–2024 Количество часов по учебному плану Всего:35ч/ год;1 ч/нед. Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Планирование составлено на основе программы курса химии О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладкова, 10—11 классы : М., Просвещение, 2019 г, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования. Учебник: О. С. Габриелян, И. Г. Остроумова, С. А. Сладкова. Химия 11 класс. Базовый уровень. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации. М., Просвещение, 2020 г. 2 I. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ХИМИИ В 11 КЛАССЕ Тема 1. Строение вещества Основные сведения о строение атома. Атомсложная частица. Ядро атома: протоны и нейтроны. Изотопы.Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Орбитали: s и р, d- орбитали. Распределение электронов по энергетическим уровням и орбиталям. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Валентные возможности атомов химических элементов. Периодический закон и строение атома. Современное понятие химического элемента. Современная формулировка периодического закона. Причина периодичности в изменении свойств химических элементов. Особенности заполнения энергетических уровней в электронных оболочках атомов переходных элементов. Электронные семейства элементов: s- и р-элементы; d- и f-элементы. Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона. Важнейшие понятия химии: атом, относительная атомная и молекулярная массы. Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д. И. Менделеева. Периодическая система Д. И. Менделеева. Периодическая система Д. И. Менделеева как графическое отображение периодического закона. Различные варианты периодической системы. Периоды и группы. Значение периодического закона и периодической системы. Демонстрации. Различные формы Периодической системы Д. И. Менделеева. Ковалентная химическая связь. Понятие о ковалентной связи. Общая электронная пара. Кратность ковалентной связи. Электроотрицательность. Ковалентная полярная и ковалентная неполярная химические связи. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения. Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Ионная связь и ее свойства. Ионная связь как крайний случай ковалентной полярной связи. Металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов.Сплавы. Водородная химическая связь. Водородная связь как особый случай межмолекулярного взаимодействия. Механизм ее образования и влияние на свойства веществ (на примере воды). Агрегатные состояния вещества. Газы. Закон Авогадро для газов. Молярный объем газообразных веществ (при н. у.). Жидкости. Типы кристаллических решеток. Кристаллическая решетка. Ионные, металлические, атомные и молекулярные кристаллические решетки. Аллотропия. Аморфные вещества.Дисперсные системы. Понятие дисперсной системы. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или йода), алмаза, графита (или кварца). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Лабораторные опыты. 1. Определение свойств некоторых веществ на основе типа кристаллической решетки. 2. Ознакомление с коллекцией полимеров, пластмасс и волокони изделий из них. 3. Жесткость воды. Устранение жесткости воды. 4. Ознакомление с минеральными водами. 5. Ознакомление с дисперсными системами. Тема 2. Химические реакции Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения состава веществ. Классификация по числу и составу реагирующих веществ и продуктов реакции. Реакции разложения, соединения, замещения и обмена в неорганической химии. Реакции присоединения, отщепления, замещения и изомеризации в органической химии. Реакции полимеризации как частный случай реакций присоединения. Тепловой эффект химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Расчет количества теплоты по термохимическим уравнениям. Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций, аналитическое выражение. Зависимость скорости реакции от концентрации, давления, температуры, природы реагирующих веществ, площади их соприкосновения. Закон действующих масс. Катализ. Катализаторы. Катализ. Примеры каталитических процессов в промышленности, технике, быту. Ферменты и их отличия от неорганических катализаторов. Применение катализаторов и ферментов. Химическое равновесие. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения на примере получения аммиака. Окислительно-восстановительные процессы. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление. Составление уравнений окислительновосстановительных реакций методом электронного баланса. 3 Общие свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей. Взаимодействие металлов с неметаллами, водой, кислотами и растворами солей. Металлотермия. Коррозия металлов как окислительно-восстановительный процесс. Способы защиты металлов от коррозии. Общие свойства неметаллов. Химические свойства неметаллов как окислителей. Взаимодействие с металлами, водородом и другими неметаллами. Свойства неметаллов как восстановителей. Взаимодействие с простыми и сложными веществами-окислителями. Общая характеристика галогенов. Электролиз. Общие способы получения металлов и неметаллов. Электролиз растворов и расплавов электролитов на примере хлорида натрия. Электролитическое получение алюминия. Практическое значение электролиза. Гальванопластика и гальваностегия. Заключение. Перспективы развития химической науки и химического производства. Химия и проблема охраны окружающей среды. Демонстрации. Экзотермические и эндотермические химические реакции. Тепловые явления при растворении серной кислоты и аммиачной селитры. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми кусочками (гранулами) цинка и одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с раствором соляной кислоты. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью неорганических катализаторов (FeCl2, KI) и природных объектов, содержащих каталазу (сырое мясо, картофель). Простейшие окислительно- восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с сульфатом меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия. Лабораторные опыты. 13. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью диоксида марганца и каталазы сырого картофеля. 14. Реакция замещения меди железом в растворе сульфата меди (II). 15. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 16. Ознакомление с коллекцией металлов. 17. Ознакомление с коллекцией неметаллов. Практические работы. 1. Решение экспериментальных задач по теме «Химические реакции». Тема 3. Вещества и их свойства Общие свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей. Взаимодействие металлов с неметаллами, водой, кислотами и растворами солей. Металлотермия. Коррозия металлов как окислительно-восстановительный процесс. Способы защиты металлов от коррозии. Общие свойства неметаллов. Химические свойства неметаллов как окислителей. Взаимодействие с металлами, водородом и другими неметаллами. Свойства неметаллов как восстановителей. Взаимодействие с простыми и сложными веществами-окислителями. Общая характеристика галогенов. II. ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Изучение химии в старшей школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития: 1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку; 2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира; 3. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; 4. формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; 5. формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; 6. формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий; 7. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; 4 8. развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.) Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются: 1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления; 2. умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; 3. умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения; 4. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 5. формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; 6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 7. умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики; 8. умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.; 9. умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия; 10. умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные; 11. умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности; 12. умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов. Предметными результатами освоения Основной образовательной программы основного общего образования являются: 1. формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии; 2. осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира; 3. овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды; 4. формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, 5 зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств; 5. приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов; 6. умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием; 7. овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.) 8. создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности; 9. формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф. № III. Тематический план Тема 1 Строение вещества 10 2 3 4 Химические реакции Вещества и их свойства Химия и современное общество 8 8 5 5 Итоговое повторение Итого 4 35 Количество часов 6 № п/ п Тема Д\З Элементы содержания 1 Основные сведения о строении атома §1 Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира. Демонстрации. Портреты Э. Резерфорда, Н. Бора. Видео-фрагменты и слайды «Большой адронныйколайдер», «Уровни строения вещества» 2 Периодическа я система химических элементов Д. И. Менделеева и учение о строении атома §2, Физический смысл Сообщ . принятой в таблице «Жизн ь, Д. И. Менделеева символики: деятел порядкового ьность, номера элемента, номера вклад в периода и номера группы. химию Д. Понятие о валентных И. электронах. Отображение Менде строения электронных леева и А. оболочек атомов М. химических элементов с Бутлер помощью электронных и ова» электронно-графических формул. Объяснение закономерностей изменения свойств элементов в периодах и группах периодической системы как следствие их электронного строения. Электронные семейства химических элементов. Демонстрации. Различные варианты ПСХЭ Д, И. Менделеева. Портрет Тематический план Базовый уровень Планируемые результаты Предметные Метапредметные Личностные Дата (по плану) Дата (по факту) Приме чание Глава I. Строение вещества (9 ч) Сформировать у Способствовать развитию Развитие навыков учащихся целостное творческих способностей коллективной работы; представление о учащихся, анализировать и развитие навыков культуры строении атома перерабатывать полученную общения; толерантного информацию отношения друг к другу в соответствии с поставленными задачами, находить ответы на поставленные вопросы и излагать его Систематизировать, расширить и углубить знания учащихся по основным понятиям темы. Стимулировать познавательную активность учащихся Создание условий (ДЗ) к Познавательные УУД саморазвитию и Продолжить формирование умения самообразованию на основе работать с периодической мотивации к обучению и самопознанию. таблицей. Осознавать неполноту Продолжить формирование умения знаний, проявлять интерес к новому содержанию. находить отличия, Устанавливать связь между сравнивать и выделять целью деятельности и ее признаки. результатом Коммуникативные УУД Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи. 7 Д. И. Менделеева. Лабораторные опыты. Моделирование построения периодической системы с помощью карточек 3 Становление и §3 развитие периодическо го закона и теории химического строения 4 Ионная химическая и §4, упр. Периодический закон и строение атома. Физический смысл порядкового номера элемента и современное определение Периодического закона. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и в группах. Положение водорода в Периодической системе. Предпосылки открытия, открытие, первая формулировка Периодического закона. Спор о приоритете открытия Периодического закона. Демонстрации. Портреты Д. И. Менделеева и А. М. Бутлерова Катионы и анионы: их заряды и классификация по Формирование первоначальных систематических представлений о Периодическом законе и Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, явлении периодичности Регулятивные УУД Продолжить формирование умения определять цель учебной деятельности. Продолжить формирование умения определять взаимосвязь между строением и свойствами. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки Регулятивные УУД: Формирование готовности формирование самостоятельно учащихся к определять цели своего самообразованию на основе обучения и развитие мотивации к обучению; познавательной деятельности формирование готовности к через осознанному выбору целеполагание на уроке дальнейшей образовательной Коммуникативные УУД: траектории обучения с формирование умения помощью вести диалог составления плана работы на уроке; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками через парную работу Принятие социальной роли 8 связь и 5,6 ионные кристаллическ ие решетки 5 Ковалентная §5, упр. 6,7 химическая связь. Томные и молекулярные кристаллическ ие решетки составу на простые и определение понятий: сложные. Понятие об химическая связь, ион, катион, анион, ионная связь ионной химической связи. Учащиеся должны уметь Ионная кристаллическая определять тип химической решетка и физические связи свойства веществ, имеющих ионную (ионная) в соединениях кристаллическую решетку. Демонстрации. Модель ионной кристаллической решетки на примере хлорида натрия. Минералы с ионной кристаллической решеткой: кальцит, галит Описывать ковалентную Понятие о ковалентной связь, как результат связи. образования общих Электроотрицательность. Неполярная и полярная электронных пар или как ковалентная связь. результат перекрывания электронных орбиталей. Кратность ковалентной Классифицировать связи. Механизмы ковалентные связи по образования ковалентной связи: обменный и электроотрицательности атомов, участвующих в донорно-акцепторный. образовании связи, Полярность молекулы как кратности и способу следствие полярности перекрывания электронных связи и геометрии орбиталей. Характеризовать молекулы. свойства Кристаллические решетки физические веществ с ковалентной веществ с ковалентной связью (молекулярные и связью атомные). Физические свойства веществ, имеющих атомную или молекулярную кристаллическую решетку Демонстрации. Модели молекулярной кристаллической решетки на примере «сухого льда» или иода и атомной кристаллической решеткой решетки на примере алмаза, графита или кварца. Модель молярного объема газа Умение планировать и регулировать свою деятельность Умение самостоятельно планировать пути достижения цели Владение основами самоконтроля и самооценки Познавательные УУД: Умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логичные рассуждения и делать выводы. Смысловое чтение Коммуникативные УУД: Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами обучающегося Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях 9 6 Металлическа я §6, упр. химическая связь 7,8 Сообщ . «ДНК и РНК» Понятие о металлической связи и металлической кристаллической решетке. Физические свойства металлов, обусловленные их кристаллическим строением. Применение металлов. Черные и цветные металлы. Сплавы. Демонстрации. Модели кристаллических решеток металлов. Лабораторные опыты. Конструирование модели металлической химической связи 7 Водородная §7 химическая связь Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связи. Значение водородных связей в природе. Научатся: понимать Показать на примере смысл основных металлической связи роль химических понятий: свойств: электропроводность и Регулятивные металлическая связь, УУД:определять необходимые теплопроводность для жизни металлическая действия в соответствии с человека; кристаллическая сохранение ресурсов в учебной задачей и решетка;знать физические составлять алгоритм их природе на примере свойства выполнения; драгоценных металлов; металлов;знать объективно оценивать обосновывать и классификацию металлов; осуществлять выбор информацию о применении Получат возможность металлов; наиболее эффективных научиться: определять способов решения состав веществ по их учебных и формулам;изображать познавательных задач; схемы строения молекул определять/находить, в веществ, образованных том числе из металлическими связями предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи. Познавательные УУД: характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов; характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинноследственные связи между данными характеристиками вещества. Коммуникативные УУД: определять возможные роли в совместной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения; критически относится к собственному мнению. Научатся: давать Познавательные УУД: Уметь устанавливать связи определение понятию уметь отбирать между целью учебной водородная химическая необходимый материал из деятельности и еѐ мотивом; связь; различать текста, делать выводы, уметь развивать разновидности вести самостоятельный интеллектуальные 10 Видеофрагменты и слайды «Структура белка». Лабораторные опыты. Денатурация белка способности, логическое водородной связи мышление в процессе (межмолекулярная и поиск, выделять главное, решения задач, сравнивать, внутримолекулярная); сравнивать, обобщать, выявлять закономерности, устанавливать механизм анализировать; уметь обобщать; уметь точно и возникновения водородной аналитически мыслить, грамотно излагать свои связи. искать необходимую мысли в устной и Получат возможность информацию, устанавливать письменной математической научится: составлять причинно- следственные речи; уметь работать схемы образования, связи; уметь осознано и самостоятельно. приводить примеры произвольно строить веществ с водородной речевые высказывания в химической связью устной и письменной форме. Коммуникативные УУД: уметь участвовать в коллективном обсуждении вопроса; уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; уметь учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение; уметь уважительно относиться к точке зрения других, нести ответственность за успехи коллектива и свои лично. Регулятивные УУД: уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещѐ неизвестно; уметь преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели; уметь отвечать на вопросы по плану, анализировать свои достижения, самостоятельно 11 контролировать свое время и управлять им; уметь оценивать результаты своей и чужой деятельности, контролировать оценку процесса и результат деятельности; уметь концентрировать внимание, организовать рабочее место 8 Полимеры 9 Диперсные системы §8 Полимеры, их получение: Освоение новых социальных реакции полимеризации и Регулятивные УУД: ролей и правил Научатся давать Ставят и формулируют поликонденсации. определения основным цели и проблемы урока. Пластмассы. Волокна. понятиям химии высоко Планируют свои действия в Неорганические полимеры. Демонстрации. Коллекции молекулярных соединений; связи с поставленной задачей возможность и условиями еѐ решения. «Пластмассы», «Волокна». Получат УУД: Образцы неорганических научиться: характеризовать Коммуникативные с точки Участвуют в полимеров – веществ полимеры зрения основных коллективном обсуждении атомной структуры понятий проблем. Формирование умений Формирование навыка Понятие о дисперсной фазе и Формирование дисперсионной среде. представлений о различных воспринимать, перерабатывать самостоятельной работы по и представлять информацию в изучению темы,умение работать Определение и типах дисперсионных систем, усвоение свойств словесной, образной, в группах (обсуждение классификация дисперсных символической формах, изученного материала с систем. для конкретных типов дисперсионных систем, анализировать и партнерами, обсуждение хода Истинные и коллоидные растворы. Значение умение связать химические перерабатывать полученную представления своих коллоидных систем в свойства дисперсных систем информацию в соответствии с результатов); формирование навыка представлять результат жизни человека. с жизненными ситуациями поставленными задачами, выделять основное своей работы и умение отвечать Специфические свойства содержание прочитанного на задаваемые вопросы, коллоидных систем. текста, находить в нем ответы воспитание ответственности за Демонстрации. Коллекции на поставленные вопросы. качество своих знаний, развитие образцов различных Пониманиео навыков самоконтроля.Развитие дисперсных систем. взаимосвязихимии с другими способности к самообразованию Синерзис и коагуляция. науками. Умение связать и творческой деятельности Лабораторные опыты. науку с жизнью Получение коллоидного раствора куриного белка, исследование его свойств с помощью лазерной указки и проведение его денатурации. Получение эмульсии растительного масла и наблюдение за ее 12 расслоением. Получение суспензии известкового молока и наблюдение за ее седиментацией 10 Классификаци я §10, упр. Реакции без изменения Знать определения 11 химических 6,7 состава веществ6 «типы химических реакций аллотропия и изомерия. реакций», «признаки Причины аллотропии. классификации реакций», Классификация реакций: «реакции по числу и составу соединения, разложения, реагентов и продуктов; по замещения, обмена», тепловому эффекту. «закон сохранения Термохимическое уравнение массы веществ». реакции. Демонстрации. Растворение серной кислоты и аммиачной селитры и фиксация тепловых явлений, сопровождающих эти процессы 12 Скорость химических реакций §11 Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ, площадь их соприкосновения, температура, концентрация, катализатор. Катализ. Ферменты. Ингибиторы. Должны знать: суть понятия «скорость химической реакции», единицы измерения скорости химической реакции, факторы, влияющие на скорость химической реакции, классификацию химических реакций, Регулятивные Убеждаются У УД: умение планировать и познаваемости регулировать свою освоение новых деятельность, владение ролей и правил основами самоконтроля и самооценки. Коммуникативные У УД: готовность получать необходимую информацию, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами и учителем. Познавательные У УД: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать еѐ достоверность. в мира, социальных Развивать коммуникативные умения в ходе групповой Уметь слушать собеседника и работы, способность вести диалог; уметь применять полученные признавать возможность знания на практике, учащиеся осознают смысл и существования различных точек зрения; ценность познания использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и интерпретации информации в 13 13 Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения §12 основанную Демонстрации. на агрегатном состоянии Взаимодействие соляной, серной и уксусной кислот веществ. одинаковой концентрации с Должны уметь: одинаковыми кусочками рассчитывать среднюю (гранулами) цинка и скорость взаимодействие одинаковых химической реакции для одного из реагентов или кусочков продуктов разных металлов (магния, реакции, определять цинка, железа) с соляной кислотой как примеры факторы, увеличивающие или зависимости химических уменьшающие скорость реакций от природы данной химической реакции веществ. Взаимодействие растворов тиосульфата натрия разной концентрации и температуры с раствором серной кислоты. Моделирование «кипящего слоя». Гетерогенный катализ на примере разложения пероксида водорода в присутствии диоксида марганца. Лабораторные опыты. Использование неорганических катализаторов (солей железа, иодида калия) и природных объектов, содержащих каталазу (сырое мясо, картофель), для разложения пероксида водорода Классификация химических Самостоятельное реакций по создание алгоритмов признаку обратимости. деятельности при Понятие об обратимых решении проблем реакциях и химическом творческого и равновесии. Принцип поискового характера, ЛеШателье и способы построение логической смещения химического цепочки рассуждений, равновесия. Общая анализ истинности характеристика реакции утверждений; синтеза аммиака и доказательство, соответствии с задачами урока; уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; активное использование речевых средств, информационных средств и ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от Профессиональная ориентация, личностное самоопределение 14 рассмотрение условий смещения ее равновесия на производстве. Демонстрации. Смещение равновесия в системе Fe3+ + 3CNS- ↔Fe(CNS)3 Лабораторные опыты. Иллюстрация правила Бертолле на практике: проведение реакций с образованием осадка, газа и воды 14 15 Гидролиз 16 Окислительно §13, упр. Необратимый и обратимый 36 гидролиз. Гидролиз солей в зависимости от силы кислот и оснований, образующих соль. Роль гидролиза в обмене веществ. Роль гидролиза в энергетическом обмене Лабораторные опыты. Испытание индикаторами среды растворов солей различных типов §14, Окислительно- выдвижение гипотез их обоснование и конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы; целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещѐ неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учѐтом конечного результата; составление плана и последовательности действий; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликта, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. в соответствии с задачами и условиями коммуникации Научатся: определять тип гидролиза соли на основе анализа еѐ состава. Классифицировать гидролиз солей по катиону и аниону. Характеризовать роль гидролиза органических соединений в организме. Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент Научатся: определять окислительно-восстановительные реакции как процессы, 15 восстановител ьные реакции 17 18 Электролиз расплавов и растворов. Практическое применение электролиза 19 Практическая работа №1. упр. 47 восстановительные реакции.Степень окислени я. Окисление и восстановл ение. Окислитель и восста новитель. Метод электронн ого баланса Демонстрации. Взаимодействие цинка с соляной кислотой и нитратом серебра Лабораторные опыты. ОВР и реакция обмена на примере взаимодействи я растворов сульфата меди (II) с железом и раствором щелочи §15, упр. Характеристика электролиза 710 как окислительновосстановительного процесса. Особенности электролиза, протекающего в растворах электролитов. Практическое применение электролиза: получение галогенов, водорода, кислорода, щелочных металлов и щелочей, а также алюминия электролизом расплавов и растворов соединений этих элементов. Понятие о гальванопластике, гальваностегии, рафинировании цветных металлов. Демонстрации. Конструирование модели электролизера. Видеофрагмент о промышленной установке для получения алюминия Решение экспериментальных задач протекающие с изменением степеней окисления атомов элементов, участвующих в реакции. Различать окислитель и востановитель, процессы окисления и восстановления. Составлять уравнения ОВР на основе метода электронного баланса. Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент. Научатся: описывать электролиз как окислительно-восстановителей процесс. Различать электролиз расплавов и водных растворов. Характеризовать практическое значение электролиза на примере получения активных металлов и неметаллов, а также на примере гальванопластики, гальваностегии и рафинирования цветных металлов Научатся: планировать, проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент с соблюдением техники безопасности 16 20 21 22 Решение по теме «Химические реакции» эксперимента льных задач по теме «Химические реакции» Повторение и Тестирование, решение Научатся: решать задачи, выполнять тесты и упражнения по теме. обобщение задач и выполнение Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы. изученного упражнений по теме Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом Контрольная работа 1 по теме «Строение веществ. Химическая реакция» Глава III. «Вещества и их свойства» (8 ч) основные Познавательные Металлы §16, упр. Положение металлов в ПСХЭ Знать УУД: Формирование умений характеристики металлов, умение находить сходство и управлять своей учебной 714 Менделеева. Физические строение свойства металлов. Деление различие между деятельностью, подготовка к металлов на группы в технике. металлов, физические и объектами, обобщать осознанию выбора свойства полученную Химические свойства металлов химические информацию; дальнейшей образовательной металлов, уметь умение вести наблюдение; траектории и электрохимический ряд объяснить связь умение напряжений. Онятие о прогнозировать строения атома; ситуацию. металлотермии обобщать, сравнивать, (алюминотерапия, Регулятивные УУД: находить общее и умение выполнять учебное магниетерапия, и др.) различное в свойствах задание в соответствии Демонстрации. Коллекция с неметаллов, записывать целью; умение соотносить металлов. Взаимодействие концентрированной азотной уравнения химических учебные действия с реакций, характеризующие известными кислоты с медью. Вспышка правилами; неметаллов, термитной смеси. Портрет Н. свойства умение выполнять учебное наблюдать и описывать действие в соответствии с Н. Бекетова демонстрируемые планом; Продолжить химические эксперименты, развивать умение делать генерировать идеи, выводы и выявлять причинноумозаключения из следственные связи, наблюдений, искать аналогии и структурировать изученный работать в команде, материал, пользоваться фиксировать его в альтернативными рабочей тетради источниками информации. Коммуникативные УУД: умение формулировать высказывание; умение согласовывать позиции и находить общее решение; умение адекватно использовать речевые средства и символы 1 17 23 24 представления результата Знать основные Познавательные УУД: Ответственное отношение к деятельности, характеристики, химические умение находить сходство и учебной свойства различие между целеустремленность, умения неметаллов и их объектами, обобщать управлять своими эмоциями соединений; уметь полученную информацию; объяснить связь умение вести наблюдение; строения атома умение прогнозировать обобщать, сравнивать, ситуацию. находить общее и Регулятивные УУД: различное в свойствах умение выполнять учебное неметаллов, записывать задание в соответствии с уравнения химических целью; умение соотносить реакций, характеризующие учебные действия с свойства неметаллов, известными правилами; наблюдать и описывать умение выполнять учебное действие в соответствии с демонстрируемые Продолжить химические эксперименты, планом; умение делать развивать идеи, выводы и генерировать причинноумозаключения из выявлять следственные связи , наблюдений, аналогии и структурировать изученный искать работать в команде, материал, пользоваться фиксировать его в альтернативными рабочей тетради источниками информации. Коммуникативные УУД: умение формулировать высказывание; умение согласовывать позиции и находить общее решение; умение адекватно использовать речевые средства и символы представления результата Неорганическ ие §18, упр. УУД: Обладать учебноНазывать общие Регулятивные и 58 Строение, номенклатура, свойства неорганических и самостоятельно обнаруживать познавательной мотивацией органические и и интересом к учению; классификация и свойства кислот; кислоты формулировать учебную знание основ здорового кислот. Кислоты в свете формулировать основные проблему, определять цель образа жизни и теории электролитической термины по теме; уметь учебной деятельности здоровьесберегающих диссоциации. Кислоты в свете работать с учебной протонной теории. Общие литературой, (формулировка вопроса технологий химические свойства кислот. слушать и слышать, урока). Познавательные работать с таблицами и Лабораторный опыт. УУД: осуществлять анализ и Исследование схемами и др. сравнение объектов с Неметаллы §17, упр. Положение неметаллов в ПСХЭ Менделеева. 4,5 Неметаллы как окислители и как восстановители. Ряд электроотрицательности. Демонстрации. Коллекция неметаллов. Вспышка черного пороха. Вытеснение из их растворов другими галогенами 18 концентрированных растворов соляной и уксусной кислот капельным методом при их разбавлении водой 25 26 целью выделения признаков. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Неорганическ ие §19, упр. Строение, номенклатура, Знать химические свойства Развивать умения Формировать ответственное и 49 классификация и свойства оснований. Уметь самостоятельно определять отношение к учению, органические оснований. Основания в составлять уравнения цели своего коммуникативную основания свете ТЭД. Основания в реакций нейтрализации обучения, ставить и компетентность свете протонной теории. формулировать для себя Классификация оснований. новые задачи в учѐбе и Химические свойства познавательной деятельности, органических и развивать неорганических оснований. мотивы и интересы своей Демонстрации. Коллекция познавательной деятельности, щелочей и аминов. соотносить Взаимодействие паров свои действия с концентрированных растворов планируемыми результатами, соляной кислоты и осуществлять контроль аммиака («дым без своей деятельности в огня»). Получение аммиака и процессе достижения изучение его свойств. результата Лабораторные опыты. Получение нерастворимого гидроксида и его взаимодействие с кислотой Неорганическ ие Строение, номенклатура, Сформированное Понимать единство Познавательные УУД: и §20, упр. классификация, свойства и представление об Давать естественнонаучной картины определение органические 47 получение амфотерных амфотерности понятиям, обобщать мира и значимость 19 амфотерные соединения соединений (оксидов и органических и гидроксидов). Амфотерные неорганических соединений органические соединения на через примере аминокислот. установление взаимосвязи Пептиды и пептидная между связь. строением и свойствами Демонстрации. Различные этих веществ случаи взаимодействия растворов солей алюминия со щелочью. Лабораторные опыты. Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинноследственные связи, создавать обобщения, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Описывать самостоятельно проведенные эксперименты, используя язык химии. Объяснять явления, выявленные в ходе эксперимента. Регулятивные УУД: Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Осуществлять самои взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата. Коммуникативные УУД: Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие естественнонаучных знаний для решения практических задач в повседневной жизни. Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту. 20 27 Соли 28 Практическая работа №2. Решение эксперимента льных задач по теме «Вещества и их свойства» Повторение и 29 способы работы. Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью §21, упр. Строение, номенклатура, Составление формул солей, Коммуникативные УУД: Развивать способность к 6,7,10 классификация и свойства их названий; отличать соли Адекватно использовать самооценке на основе критерия 12 солей. Жесткость воды и от других классов речевые средства для успешности учебной способы ее устранения. неорганических соединений решения различных деятельности Переход карбоната в коммуникативных задач, гидрокарбонат и обратно. строить монологическое Общие химические свойства высказывание, владеть солей. диалоговой формой речи. Демонстрации. Получение Познавательные УУД: жесткой воды и устранение ее Формирование умения жесткости. анализировать и обобщать Лабораторные опыты. данные, классифицировать Проведение качественных вещества, записывать и реакций по определению читать химические состава соли формулы, применять правила на практике. Приобретение навыков самостоятельной работы. Регулятивные УУД: Развивать умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ход его реакции, так и в конце действия Решение Научатся: планировать, проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент с экспериментальных задач по соблюдением правил техники безопасности теме «Вещества и их свойства» Тестирование, решение Научатся: решать задачи, выполнять тесты и упражнения по теме. 21 30 31 31 задач и выполнение Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы. обобщение темы упражнений по теме Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом Контрольная работа 2 по теме «Вещества и их свойства» Глава IV. «Химия и современное общество» (5 ч) Формирование Реализация готовности и §22, упр. Химическая технология, 6,7,8 о химическое производство, представлений способности учащихся к общие принципы химической Формирование саморазвитию и реализации ее познавательных интересов, химического производства. промышленности, творческого потенциала в роли в народном Химические процессы, интеллектуальных и лежащие в основе хозяйстве, о химических творческих способностей духовной и предметнознаниях как компоненте учащихся; производства аммиака и продуктивной деятельности; метанола. Биотехнология. научной картины мира, их формирование умения Развитие самосознания, необходимости для организовывать свою Нанотехнология современных деятельность, определять ее позитивной самооценки и Демонстрации. Модели решения задач цели и задачи, выбирать промышленных установок практических самоуважения, готовности получения серной кислоты и человечества и своей средства реализации цели и открыто выражать и отстаивать страны, в том числе применения их на практике, синтеза аммиака свою позицию, критичности к задачи охраны оценивать достигнутые окружающей среды и результаты; формирование своим поступкам рационального готовности к осознанному природопользования выбору дельнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями Химическая Целостнаякартинаокружающ §23 Маркировка упаковочных грамотность как егомира, познаваемости и материалов. Маркировка Раскрывать на примерах компонент общей объяснимости на основе электроники. Маркировка роль химии в культуры достижений науки; собственное продуктов питания. формировании человека Маркировка этикеток по современнойнаучной Регулятивные УУД:готовность целостное мировоззрение; потребность и готовность к уходу за одеждой картины мира и в самостоятельно учебную Демонстрации. практической деятельности проблему, самообразованию, в том числе и Видеофрагменты и слайды о человека; определять цель учебной врамках самостоятельной степени экологической осуществлятьпоискхими деятельности; версии решения деятельности вне школы чистоты товара. ческойинформации проблемы, осознавать конечный Лабораторные опыты. идентификаторам, структурным формулам результат, выбирать из Изучение маркировок предложенных и искать различных видов веществ;критически и самостоятельно средства промышленных и оценивать интерпретировать достижения цели;готовность продовольственных товаров химическую информацию, составлять решения содержащуюся в проблемы;умение работать по сообщениях средств плану, сверять свои действия с массовой информации, целью и, при необходимости, Химическая технология. Производства аммиака и метанола 22 ресурсах Интернета, научнопопулярных статьях с точки зрения естественно- научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции исправлять ошибки;умений осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания операций;умений строить установление причинноследственных связей. Познавательные УУД: Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; Умение составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.); Умение создавать существенны характеристик объекта. Коммуникативные УУД: готовность вступать в диалог с учителем, совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; умение анализировать условия достижения цели на основе учѐтавыделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; умение называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути 23 их преодоления/ избегания в дальнейшей деятельности 33 34 Промежуточная аттестация ( тестирование) Решение эксперимента льных задач по теме «Органическа я и неорганическа я химия» 35 Подведение Подведение итогов проделанной работы за 10– 11 классы Подведение итогов проделанной работы за 10– 11 классы итогов учебного года 24