Индивидуальный проект 10-11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Департамент образования администрации городского округа город
Дзержинск
МБОУ СШ № 22 с углубленным изучением французского языка»

Приложение 1 к ООП СОО,
утвержденной приказом
директора МБОУ СШ № 22 с
углубленным изучением
французского языка
________________________
Опарина Ю.А.
Приказ № 369-п
от «28» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10 классов

г. Дзержинск
2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких
изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности
(познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественнотворческой и др.).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в
рамках учебного времени, специально отведѐнного учебным планом, и должен быть
представлен в виде завершѐнного учебного исследования или разработанного проекта:
информационного,
творческого,
социального,
прикладного,
инновационного,
конструкторского, инженерного.
Цель курса: формирование навыков разработки, реализации и общественной
презентации обучающимися результатов исследования индивидуального проекта,
направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Задачи курса:
- реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам
освоения основной образовательной программы;
- формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов,
технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности
для достижения практико-ориенти-рованных результатов образования;
- повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной
программы, а также усвоения знаний и учебных действий.
Содержание программы в основном сфокусировано на процессах исследования и
проектирования (в соответствии с ФГОС), но вместе с тем содержит необходимые
отсылки к другим типам деятельности. При этом программа предполагает практические
задания на освоение инструментария исследования и проектирования в их нормативном
виде и в их возможной взаимосвязи
Тематически программа построена таким образом, чтобы дать представление о
самых необходимых аспектах, связанных с процессами исследования и проектирования,
в соответствии с существующими культурными нормами. С помощью данного курса
предполагается адаптирование этих норм для понимания и активного использования
школьниками в своих проектах и исследованиях.
Предлагаемый курс рассчитан на 34 ч освоения. Он состоит из нескольких модулей,
каждый из которых является необходимым элементом в общей структуре курса. Логика
чередования модулей выстроена таким образом, чтобы у обучающегося была
возможность изучить часть теоретического материала самостоятельно или под
руководством взрослого. Другая часть модулей специально предназначена для
совместной работы в общем коммуникативном пространстве и предполагает обсуждение
собственных замыслов, идей, ходов. И наконец, третий тип модулей нацелен на
собственную поисковую, проектную, конструкторскую или иную по типу деятельность в
относительно свободном режиме. Проходя один модуль за другим, обучающийся
получает возможность сначала выдвинуть свою идею, затем проработать еѐ, предъявить
одноклассникам и другим заинтересованным лицам, получив конструктивные
критические замечания, и успешно защитить свою работу.
Модульная структура даѐт возможность еѐ вариативного использования при
прохождении курса: в зависимости от предыдущего опыта в подобных работах могут
предлагаться индивидуальные «дорожные карты» старшеклассника или рабочих команд.
Программу курса можно освоить за один или два года в зависимости от
интенсивности — два или один час в неделю. Не исключается формат проектных сессий,

проводимых методом погружения несколько раз в течение года.
Количество часов на самостоятельную работу над проектом и исследованием можно
также варьировать с учѐтом индивидуальной готовности обучающихся. Для
самостоятельной работы важны умения, полученные в том числе на предыдущих этапах
обучения, а именно умения искать, анализировать и оценивать необходимую для работы
информацию. Помимо Интернета, следует не только рекомендовать, но и требовать пользоваться научными и научно-популярными изданиями в библиотечных фондах. Для этого
также должны выделяться специальные часы, а проведѐнная работа — учитываться и
оцениваться.
Коммуникативные события, которые включены в процесс тренировки и выполнения
проекта или исследования, следует специально подготавливать и сценировать. Для этого
необходимо заранее продумывать, как будет происходить процесс коммуникации, а
именно:
- что будет предметом доклада или сообщения участников события;
- каковы функции в обсуждении каждого его участника: задаѐт вопросы на понимание,
высказывает сомнения, предлагает встречные варианты и т. д.;
- какой рабочий формат будет выбран: фронтальная работа с общей дискуссией,
первоначальное обсуждение в группах или парах, распределение ролей и подготовка
шаблонов обсуждения или спонтанные оценки сообщений;
- кто является регулятором дискуссии — педагог, ведущий (регулирующий) этот курс,
или привлечѐнный специалист, владеющий способностью выстраивать содержательное
обсуждение, процессом проблематизации и способами выхода в позитивное продолжение
работы.
Большое значение для реализации программы имеют лица в статусе эксперта. Для
старшеклассников, занимающихся проектами и исследованиями, чрезвычайно важна
интеллектуально насыщенная среда, в которой их работа могла бы быть
проанализирована с разных точек зрения. Регулярное сопровождение процесса работы
над проектом или исследованием ведѐт ответственный за это педагог. В дополнение
обязательно нужны публичные слушания, во время которых проявляются и проверяются
многие метапредметные и личностные результаты обучения в школе, достигнутые к
моменту еѐ окончания.
В качестве экспертов могут выступать учителя школы, выпускники школы —
студенты вузов, представители власти, бизнеса, государственных структур, так или иначе
связанных с тематикой и проблематикой работ старшеклассников. При этом важно
понимать, что необходимо предварительное согласование с экспертами их позиции и
функций. С одной стороны, эксперт должен честно указывать на слабые или ошибочные
подходы в рассуждениях ученика, а с другой — непременно обозначать пути возможных
решений, рекомендовать источники необходимой информации, дополнительные
методики, с тем чтобы у автора идеи не опустились руки и не пропало желание продолжить работу.
Программа, по сути, является метапредметной, поскольку предполагает освоение
ряда понятий, способов действия и организаторских навыков, стоящих «над»
предметными способами работы ученика. К ним относятся постановка проблем, перевод
проблем в задачи, схематизация и использование знаков и символов, организация
рефлексии, сценирование события. Несмотря на то что программа называется
«Индивидуальный учебный проект», значительная часть занятий предусматривает
групповую и коллективную работу.
На изучение предмета «Индивидуальный проект» учебным планом ООП СОО
отводится 1 час в неделю в 10 классах, 34 часа в год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРОЕКТУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты:


Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
 ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и
способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и
строить жизненные планы;
 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям
прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных
ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями;


Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как
к Родине (Отечеству):

 российская
идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России;
 формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения.
 Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
 гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности, готового к участию в общественной жизни;
 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
 готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности.


Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с
ружающими людьми:

ок

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
 принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
 формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том
числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных
чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
 развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.


Личностные результаты в сфере отношений,
обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной
культуре:


мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира
и общества;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.


 Личностные результаты в сфере отношения обучающихся
к труду, в сфере социально-экономических отношений:

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
 готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
 потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным
видам трудовой деятельности.


Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
 оценивать
возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
 организовывать
эффективный
поиск
ресурсов,
необходимых
д
ля
достижения поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.


Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
 выходить за
рамки
учебного
предмета
и осуществлять целенап
равленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов
действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия,
а не личных симпатий;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Обучающийся (10 класс)/Выпускник (11 класс) научится:









планировать
и
выполнять
учебное
исследование
и
учебны
й
проект, используя оборудование, модели, методы и приѐмы, адекватные
исследуемой проблеме;
выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путѐм
научного исследования; отбирать адекватные методы исследования,
формулировать вытекающие из исследования выводы;
использовать
такие
методы
и
приѐмы, как
наблюдение,
постановка
проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент,
моделирование,
использование
математических
моделей,
теоретическое
обоснован
ие,
установление границ применимости модели/теории;

использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных
и исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание, сравнительное
историческое описание, объяснение, использование статистических данных,
интерпретация фактов;
 ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые
средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
 отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к
суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
 видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок,
моральных суждений при получении, распространении и применении научного
знания.


Обучающийся Выпускник (11 класс) получит возможность научиться:
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование,
учебный и социальный проекты;
 использовать догадку, озарение, интуицию;
 использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных
и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических
образцов;
 использовать некоторые приѐмы художественного познания мира: целостное
отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое
единство
 общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
 целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности,
осваивать новые языковые средства;
– осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за
качество выполненного проекта.


.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс 34 часа
Модуль 1. Введение проектную культуру - 4 ч
Основные подходы к определению понятия «проект»; структура и
характеристика основных элементов проекта. Понятие «индивидуальный проект»,
проектная деятельность, проектная культура. Типология проектов: волонтерские,
социальной направленности, бизнес- планы, проекты - прорывы. Проекты в
современном мире проектирования. Цели, задачи проектирования в современном
мире, проблемы. Научные школы. Методология и технология проектной
деятельности.
Модуль 2. Инициализация проекта - 20 ч
Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта;
определение жанра проекта. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов.
Определение цели, формулирование задач. Проектный замысел. Критерии безотметочной
самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки курсовой и исследовательской
работы. Презентация и защита замыслов проектов, курсовых и исследовательских
работ. Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ,
проектов, исследовательских работ. Структура проекта, курсовых и исследовательских
работ.
Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение,
сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на
теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и
дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от
абстрактного к конкретному и др.).
Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста.
Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.
Расчет календарного графика проектной деятельности. Эскизы и модели, макеты
проектов, оформлением курсовых работ. Коммуникативные барьеры при публичной
защите результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки успеха публичного
выступления.
Применение
информационных
технологий
в
исследовании,
прое
ктной
деятельности, курсовых работ. Работа в сети Интернет. Что такое плагиат и как
его избегать в своей работе.
Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных
исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц,
рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и
систематизация материалов.
Модуль 3. Управление завершением проектов, курсовых и исследовательских работ - 4 ч
Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта. Мониторинг
выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Компьютерная
обработка данных исследования, проекта и курсовых работ. Управление завершением
проекта, курсовых работ. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты
проекта, курсовых работ. Консультирование по проблемам проектной деятельности, по
установке и разработке поставленных перед собой учеником задач, по содержанию и
выводам, по продуктам проекта, по оформлению бумажного варианта проектов.
Модуль 4. Защита результатов проектной деятельности - 8ч
Публичная защита результатов проектной деятельности, курсовых работ. Рефлексия
проектной деятельности. Оформление отчетной документации. Экспертиза действий и
движения в проекте. Индивидуальный прогресс. Стандартизация и сертификация. Защита
интересов проектантов. Основные положения Государственной системы стандартизации
Российской Федерации и ее правовые основы, установленные законами РФ «О
стандартизации» и «О защите прав потребителей», Государственная система

стандартизации. Документы в области стандартизации. Сертификат соответствия.
Патентное право в России.

Распределение учебных часов по разделам учебной программы в соответствии с
учебным планом

10 класс
№
п/п

Раздел,
тема
Модуль 1. Введение проектную культуру
1 Введение в курс «Индивидуальный проект». Что такое проект?
2 Проектная деятельность и еѐ особенности.
3 Типы проектов. Индивидуальный образовательный проект.
4 Типология проектов: исследовательские, творческие,
информационные, игровые и т.д.
Модуль 2. Инициализация проекта
5 Инициализация проекта, исследования.
6-7 Конструирование темы и проблемы проекта
8 Формулирование проектного замысла.
9 Определение жанра проекта. Определение цели, формулирование
задач.
10 Проведение мини – выступления, посвященного презентации и
защите замыслов проектов
11 Структура проекта, курсовых и исследовательских работ.
12 Анкетирование.
13 Логика действий и последовательность шагов при планировании
индивидуальных проектов.
14 Методы исследования: наблюдение, сравнение, измерение,
эксперимент.
15 Методы исследования: абстрагирование, анализ и синтез, индукция
и дедукция, моделирование и др.
Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы,
16
реферат, аннотация, рецензия.
17 Разработка стратегии реализации, определение этажности и точек
контроля.
18 Расчет календарного графика
Создание кейса
19- Индивидуальные и групповые консультации
20
21 Работа над эскизом проектов, оформлением курсовых работ
22 Библиография, справочная литература, каталоги
23 Компьютерная обработка данных исследования. Оформление
таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок,
списка
литературы.
24 Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов
проекта,
курсовых работ

Количество
часов
4ч
1
1
1
1

20 ч
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1

1

Модуль
3.
Управление завершением проектов, курсовых и
исследовательских работ
25 Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта,
курсовых работ.
26 Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения.
27 Управление завершением проекта, курсовых работ
28 Консультирование по проблемам проектной деятельности.
Модуль 4. Защита результатов проектной деятельности
29- Публичная защита результатов проектной деятельности
30
31 Рефлексия проектной деятельности. Индивидуальный прогресс в
компетенциях.
32 Экспертиза действий и движения в проекте.
33 Стандартизация и сертификация. Защита интересов проектантов.
34 Подведение итогов.

4ч
1
1
1
1
6ч
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».