МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Департамент образования администрации городского округа
город Дзержинск
МБОУ СШ № 22 с углубленным изучением французского языка»
Приложение 1 к ООП ООО,
утвержденной приказом
директора МБОУ СШ № 22 с
углубленным изучением
французского языка
________________________
Опарина Ю.А.
Приказ № 369-п
от «28» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для обучающихся 5-6 классов
г. Дзержинск
2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»(далее — ОДНКНР) для 5 – 6 классов
общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего
образования
(личностным,
метапредметным,
предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных
учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, а также учитываются возрастные и психологические
особенности обучающихся на ступени основного общего образования,
необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе
учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и
воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовнонравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской
идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных
ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей
как значимой части культурного и исторического наследия народов России
— один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации,
способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского
общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих
поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
(утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. №
400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным
ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за
его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный
труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов
России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности
объединяют
Россию
как
многонациональное
и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о
гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного
развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей
страны,
который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов
российского
общества,
культурно-исторических традиций всех народов России, духовнонравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность
систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках
общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и
закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны,
находить в истории российского общества существенные связи с
традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою
идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной
общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовнонравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в
соответствии
с
принципами культур логичности и культур сообразности, научности
содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям
возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса, обучающиеся получают представление о
существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой,
обусловленности культурных реалий современного общества его духовнонравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её
специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные
особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала,
гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание
патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего
Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в
целом
как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех
законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на
микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины,
семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой
принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность
культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие
культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании
предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной
дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость
освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению
научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и
формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным
феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии
включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам
ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным
потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественнонаучных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской
гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса
предметной
области
ОДНКНР
включает
осознание
важности
наднационального и надконфессионального гражданского единства народов
России
как
основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине.
Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в
духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и
историческом развитии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Целями изучения учебного предмета являются:
— формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся
через изучение культуры (единого культурного пространства) России в
контексте
процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и
мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
— создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к
осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской
Федерации;
— формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям
представителей разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений;
— идентификация собственной личности как полноправного субъекта
культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего
образования, способствуя:
— расширению и систематизации знаний и представлений школьников о
культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях,
полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики,
окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной
школы;
— углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов
России, их роли в развитии современного общества;
— формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных,
этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение
своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей
перед обществом и государством;
— воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и
религиозным традициям
своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям
другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур,
находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному
обогащению культур;
— пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения,
способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих
культурных стратегий и идеалов;
— осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей,
проявляющейся
в
преобладании
этических,
интеллектуальных,
альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;
—
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского
общества, объединяющих светскость и духовность;
— формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и
способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных
ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
— получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях
взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их
применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и
культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки
поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовнонравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
— развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе,
использовании и структурировании информации, а также возможностей для
активной самостоятельной познавательной деятельности
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ОСНОВАМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему
ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех
компонентов, составляющих содержательную основу образовательной
программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской
гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности
и
личностному
самоопределению;
ценность
самостоятельности
и
инициативы;
наличие
мотивации
к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом.
1.
Патриотическое
воспитание
Самоопределение
(личностное,
профессиональное,
жизненное):
сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа
России через представления об исторической роли культур народов России,
традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении
российской государственности.
2.
Гражданское
воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и
духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и
принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества с помощью воспитания
способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам
людей или их отсутствию.
3.
Ценности
познавательной
деятельности
Сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к
учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию,
нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4.
Духовно-нравственное
воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных
норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах,
включая
взрослые
и
социальные
сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и
ответственного
отношения
к
собственным
поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности
семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи
через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потреблении.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение
обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной,
познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному
планированию
и
осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества
с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией:
восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том
числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные
универсальные учебные действия включают:
— умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы (логические УУД);
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаковосимволические / моделирование);
— смысловое чтение;
— развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные
универсальные учебные действия включают:
—
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение (учебное сотрудничество);
— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования
и
регуляции
своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью (коммуникация);
— формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные
универсальные учебные действия включают:
—
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности (целеполагание);
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач (планирование);
— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий
и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
—
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения (оценка);
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
(познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных
знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей
предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды
деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе
при создании проектов.
«Россия
—
наш
общий
дом»
Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»?
— Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России», понимать важность изучения культуры и
гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина
России;
— иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях
«мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах
духовно-нравственному единству страны;
— понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным
развитием личности и социальным поведением.
Наш дом — Россия
—
Иметь представление об историческом пути формирования
многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном
характере и причинах его формирования;
— знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия
народов Российской Федерации, причинах культурных различий;
—
понимать необходимость межнационального и межрелигиозного
сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы
между народами и нациями, обосновывать их необходимость
Истоки родной культуры
— Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
—
уметь выделять общие черты в культуре различных народов,
обосновывать их значение и причины.
Духовная культура
— Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство»,
«наука», «религия»;
— знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность»,
«духовные ценности»,«духовность» на доступном для обучающихся уровне
осмысления;
— понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их
репрезентации в культуре;
— осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный
смысл культурных артефактов;
— знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными
явлениями, с которыми они связаны.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры.
Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры
– представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К.
Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л.
Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры.
Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит
от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть
культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую».
Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои
национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и
др.).
Жизнь ратными подвигами полна
. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России
(Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.).
Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби ШнеурЗалман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. Память о
героях – защитниках Отечества.
В труде – красота человека.
Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и
трудолюбии.
Люди труда.
Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо
родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками.
Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте
России, Среднего Урала.
Семья – хранитель духовных ценностей.
Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь
и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных
религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме.
Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре
разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры.
Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси.
Принятие христианства на Руси, влияние Византии.
Христианская вера и образование в Древней Руси.
Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования.
Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство).
Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон.
Особенности православного календаря.
Культура ислама.
Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время
исламской культуры. Успехи образования и
науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры.
Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам.
Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура.
Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный
дом иудеев. Особенности внутреннего
убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи.
Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма.
Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов.
Буддийские монастыри. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию.
Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических
памятников России и Среднего Урала, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков.
Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты
России и Среднего Урала.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир.
Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости,
нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура
поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные
качества человека.
Раздел 6. Повторительно-обобщающий урок «Религия и культура».
Контрольная работа «Религия и культура».
6 КЛАСС
Раздел 1. Культура как социальность
Мир культуры: его структура
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром
материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и
образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников
формирования социального облика общества.
Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного
взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и
поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам
народов России.
История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов
России в разные исторические периоды. Многообразие культурных
укладов как результат исторического развития народов России.
Прогресс: технический и социальный.
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и
производящий труд Домашний труд и его механизация. Что такое
технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?
Образование в культуре народов России.
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность
знания. Социальная обусловленность различных видов образования.
Важность образования для современного мира. Образование как
трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России.
Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции
Российской Федерации.
Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня.
Государствообразующие и традиционные религии как источник
духовно-нравственных ценностей.
Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных
черт современного общества с точки зрения материальной и духовной
культуры народов России.
Раздел 2. Человек и его отражение в культуре
Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал
человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России.
Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её
ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества
человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих
качеств. Единство духовной жизни.
Взросление человека в культуре народов Росси.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость,
пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во
взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность.
Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления.
Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное
общество и религиозный идеал человека.
Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание.
Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит
быть нравственным. Почему нравственность важна?
Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя
жизнь. Выполнение проекта.
Раздел 3 Человек как член общества
Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость.
Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность.
Общественная оценка труда.
Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне.
Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь.
Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив.
Личные границы Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания.
Бедность.
Инвалидность.
Асоциальная
семья.
Сиротство.
Отражение этих явлений в культуре общества.
Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность.
Волонтёрство . Общественные блага.
Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной
культуры народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма.
Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов
России.
Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский,
социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые
представителям этих профессии.
Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как
нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги.
Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности
самого мецената и общества в целом.
Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и
духовного прогресса общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в
благополучие страны. Важность морали и нравственности в науке, в
деятельности учёных.
Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей
будущей профессии.
Раздел 4 Родина и патриотизм
Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека
гражданином.
Нравственные
качества
гражданина
Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их
истории. Важность патриотизма.
Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед
обществом. Военные подвиги. Честь. Доблесть.
Государство. Россия — наша родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и
государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство?
Необходимость
быть
гражданином.
Российская
гражданская
идентичность.
Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Моя школа и мой класс (практическое занятие).
Портрет школы или класса через добрые дела.
Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как
важнейшие качества человека.
Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
всего
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
контрольные практические
работы
работы
Раздел 1. В мире культуры (4 часа)
1
2.
Величие
многонациональной
российской культуры.
Человек-творец
носитель культуры.
2
0
\0
https://resh.edu.ru/specialcourse/1/1
http://scool-collection.edu.ru -
и
2
0
0
http://artclassic.edu.ru
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (14 часов)
3.
Береги землю родимую,
как мать любимую
2
0
0
http://artclassic.edu.ru
4
Жизнь
ратными
подвигами полна.
2
0
0
http://scool-collection.edu.ru -
5
В труде
человека
красота
2
0
0
http://scool-collection.edu.ru
6.
«Плод добрых трудов
славен»
2
0
0
http://scool-collection.edu.ru
7.
Люди труда.
2
0
1
http://scool-collection.edu.ru
8
Бережное отношение к
природе
2
0
0
http://scool-collection.edu.ru/
9
Семья-хранитель
духовных ценностей.
2
0
0
http://scool-collection.edu.ru
-
Раздел 3. Религия и культура 10 часов)
10 Роль
религии
развитии культуры.
в
2
0
0
http://artclassic.edu.ru
11 Культурное наследие
христианской Руси.
2
0
0
http://www.tvspas.ru
12 Культура ислама.
2
0
1
www.islamica.ru
13. Иудаизм и культура.
2
0
1
www.islamica.ru
14 Культурные
буддизма.
2
0
1
http:www.istorya.ru/
традиции
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (4 часа)
15 Забота государства о
сохранении духовных
ценностей.
2
0
0
http://artclassic.edu.ru
16 Хранить
предков
2
0
0
hhttp://artclassic.edu.r
0
2
https://resh.edu.ru/specialcourse/1/1
память
Раздел 5. Твой духовный мир (2 часа)
17 Твой духовный мир
2
http://scool-collection.edu.ru
ОБЩЕЕ
КОЛЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Наименование
разделов и тем
всего контрольные
программы
работы
Раздел 1. Культура как социальность
Электронные
(цифровые)
практические образовательные
ресурсы
работы
1
Мир культуры: его
структура
1
0
0
http://artclassic.edu.ru
2
Культура
России:
многообразие
регионов.
1
0
0
http://www.tvspas.ru
3
История быта как
история культуры.
2
0
0
http://artclassic.edu.ru
4
Прогресс:
технический
социальный.
2
0
0
http://www.tvspas.ru
и
5
Образование
в
культуре
народов
России.
2
0
0
http://www.tvspas.ru
6
Образование
в
культуре
народов
России.
2
0
0
http://artclassic.edu.ru
7
Общество и религия:
духовнонравственное
взаимодействие.
2
0
0
http://www.tvspas.ru
8
Современный
самое важное
2
0
1
http://artclassic.edu.ru
мир:
Раздел 2. Человек и его отражение в культуре
1
Духовно-нравственный
облик и идеал
человека.
2
0
0
http://www.tvspas.ru
2
Взросление человека
в культуре народов
Росси.
2
0
0
http://artclassic.edu.ru
3
Религия как источник
нравственности
2
0
0
http://artclassic.edu.ru
4
Наука как источник
знания о человеке и
человеческом.
2
0
0
http://www.tvspas.ru
5
Этика
нравственность
2
0
0
http://www.tvspas.ru
и
как
категории
культуры.
6
духовной
Самопознание (
2
0
0
http://artclassic.edu.ru
Раздел 3 Человек как член общества0
1
Труд делает человека
человеком.
2
0
0
http://www.tvspas.ru
2
Подвиг: как узнать
героя?
2
0
0
http://www.tvspas.ru
3
Люди в обществе:
духовнонравственное
взаимовлияние.
2
0
0
http://www.tvspas.ru
4
Проблемы
современного
общества
отражение
духовнонравственного
самосознания.
2
0
0
http://www.tvspas.ru
как
его
5
Духовнонравственные
ориентиры
социальных
отношений.
2
0
0
http://scoolcollection.edu.ru
6
Гуманизм
как
сущностная
характеристика
духовнонравственной
культуры
народов
России.
2
0
0
http://scoolcollection.edu.ru
7
Социальные
профессии;
их
важность
для
сохранения духовнонравственного
облика общества.
2
0
0
http://artclassic.edu.ru
8
Выдающиеся
благотворители
в
истории.
Благотворительность
как
нравственный
долг.
2
0
0
http://scoolcollection.edu.ru
9
Выдающиеся учёные
России. Наука как
источник
социального
и
духовного прогресса
общества.
2
0
0
http://artclassic.edu.ru
10
Моя профессия
2
0
0
http://artclassic.edu.ru
Раздел 4 Родина и патриотизм
1
Гражданин
0
0
https://resh.edu.ru/specialcourse/1/1
2
Патриотизм
0
0
3
Защита
Родины:
подвиг или долг?
0
0
http://scoolcollection.edu.ru
http://scoolcollection.edu.ru
4
Государство. Россия
— наша родина.
0
0
https://resh.edu.ru/specialcourse/1/1
5
2
0
0
6
Гражданская
идентичность
Моя школа и мой класс
2
0
1
7
Человек: какой он?
2
0
0
8
Человек и культура
2
0
2
http://scoolcollection.edu.ru
http://scoolcollection.edu.ru
http://scoolcollection.edu.ru
http://scoolcollection.edu.ru
34
0
4
ОБЩЕЕ КОЛЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
всего
Дата изучения
контрольные практические
работы
работы
Виды,
контроля
формы
1.
Величие многонациональной
российской культуры.
2
0
0
Устный опрос
2.
Человек-творец и носитель культуры
2
0
0
Устный опрос
3.
Береги землю родимую, как мать любимую
2
0
0
Устный опрос
4.
Жизнь ратными подвигами полна.
2
0
0
Устный опрос
5.
В труде - красота человека
2
0
0
Письменный контроль
6.
«Плод добрых трудов славен»
2
0
0
Устный опрос
7.
Люди труда.
2
0
0
Устный опрос
8
Бережное отношение к природе
2
0
1
Практическая работа
9
Семья-хранитель духовных ценностей.
2
0
0
Устный опрос
10
Роль религии в развитии культуры
2
0
0
Устный опрос
11
Культурное наследие христианской Руси.
2
0
1
Практическая работа
12
Культура ислама..
2
0
1
Устный опрос
13
Иудаизм и культура.
2
0
1
Устный опрос
14
Культурные традиции буддизма
2
0
1
Устный опрос
15
Забота государства о сохранении духовных
ценностей.
2
0
0
Письменный контроль
16
Хранить память предков
2
0
0
Устный опрос
17
Твой духовный мир
2
0
2
Устный опрос
34
0
5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Тема урока
всего
Количество часов
контрольные
практические
работы
работы
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Дата
изучения
Виды, формы
контроля
Культура как форма социального взаимодействия
Взаимодействие различных культур
Хозяйственная деятельность народов России
Обслуживающий и производящий труд
Образование как трансляция ценностей.
Права и обязанности человека в культурной
традиции народов России.
Мир религий в истории.
Индивидуальный проект «Портрет современного
общества»
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
0
1
Устный опрос
Практическая работа
1
1
1
0
0
0
0
0
0
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
12
13
14
15
Свойства и качества человека
Социальное измерение человека.
Религия как источник нравственности и
гуманистического мышления.
Культура как самопознание
Добро и его проявления в реальной жизни
Индивидуальный проект «Как устроена моя жизнь?»
Общественная оценка труда.
1
1
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
Устный опрос
Творческое задание
Практическая работа
Устный опрос
16
Подвиг: как узнать героя?
1
0
0
Творческое задание
17
18
Человек в социальном измерении.
Проблемы современного общества как отражение
его духовно-нравственного самосознания.
1
1
0
0
0
0
Устный опрос
Беседа
7
8
9
10
11
Устный опрос
Творческое задание
Творческое задание
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
19
Духовно-нравственные ориентиры социальных
отношений.
Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России.
Социальные профессии:
Выдающиеся
благотворители
в
истории.
Благотворительность как нравственный долг.
1
0
0
Устный опрос
1
0
0
Устный опрос
1
1
0
0
0
Творческое задание
Творческое задание
Наука как источник социального и духовного
прогресса общества.
24
Труд как самореализация, как вклад в
общество.
25
Родина и гражданство, их взаимосвязь
26
Патриотизм.
27
Защита Родины :подвиг или долг?
28
Государство. Россия — наша родина.
29
Гражданская идентичность
30
Портрет школы или класса через добрые дела.
31
Образ человека в культуре
32
Важнейшие качества человека
33
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»
34
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
0
0
Устный опрос
1
0
0
Устный опрос
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
1
1
4
Беседа
Творческое задание
Практическая работа
Творческое задание
Устный опрос
Практическая работа
Творческое задание
Творческое задание
Практическая работа
Практическая работа
20
21
22
23
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: Виноградова Н. Ф.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Виноградова. Н. Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации/– М.: Вентана-Граф,
2019
2. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2014.
3. Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва, «Просвещение», 2010.
4. Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд. 5-е, испр. и доп.
- М. : Республика, 2005.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.
2.
3.
4.
http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов
https://resh.edu.ru/special-course/ - Российская электронная школа
http://ihtik.lib.ru – электронная библиотека
. http://artclassic.edu.ru - Коллекция: мировая художественная культура