МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Департамент образования администрации городского округа город Дзержинск МБОУ СШ № 22 с углубленным изучением французского языка» Приложение 1 к ООП ООО, утвержденной приказом директора МБОУ СШ № 22 с углубленным изучением французского языка ________________________ Опарина Ю.А. Приказ № 369-п от «28» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для обучающихся 5-6 классов г. Дзержинск 2024 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»(далее — ОДНКНР) для 5 – 6 классов общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287); требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовнонравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР. Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся. Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовнонравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории. В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовнонравственные ценности. Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с принципами культур логичности и культур сообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии. В процессе изучения курса, обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовнонравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития народов России. Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти. Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность). Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах. Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам. Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественнонаучных учебных предметов. Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» Целями изучения учебного предмета являются: — формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур; — создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; — формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; — идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны. Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя: — расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы; — углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества; — формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством; — воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур; — пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов; — осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими; — раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность; — формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом; — получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовнонравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах; — развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ОСНОВАМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. 1. Патриотическое воспитание Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности. 2. Гражданское воспитание Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 3. Ценности познавательной деятельности Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 4. Духовно-нравственное воспитание Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории. 1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают: — умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД); — умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаковосимволические / моделирование); — смысловое чтение; — развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. 2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают: — умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество); — умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация); — формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность). 3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают: — умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание); — умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование); — умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция); — умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка); — владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов. «Россия — наш общий дом» Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? — Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России; — иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны; — понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением. Наш дом — Россия — Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования; — знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий; — понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость Истоки родной культуры — Иметь сформированное представление о понятие «культура»; — уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины. Духовная культура — Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»; — знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности»,«духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления; — понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре; — осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов; — знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 КЛАСС Раздел 1. В мире культуры Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки. Раздел 2. Нравственные ценности российского народа «Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна . Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби ШнеурЗалман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. Память о героях – защитниках Отечества. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России, Среднего Урала. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив. Раздел 3. Религия и культура Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Буддийский календарь. Раздел 4. Как сохранить духовные ценности Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников России и Среднего Урала, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России и Среднего Урала. Раздел 5. Твой духовный мир. Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека. Раздел 6. Повторительно-обобщающий урок «Религия и культура». Контрольная работа «Религия и культура». 6 КЛАСС Раздел 1. Культура как социальность Мир культуры: его структура Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества. Культура России: многообразие регионов. Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России. История быта как история культуры. Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России. Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества? Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей. Права и обязанности человека. Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей. Современный мир: самое важное (практическое занятие). Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России. Раздел 2. Человек и его отражение в культуре Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека. Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни. Взросление человека в культуре народов Росси. Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность. Религия как источник нравственности. Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека. Наука как источник знания о человеке и человеческом. Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей. Этика и нравственность как категории духовной культуры. Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна? Самопознание (практическое занятие). Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта. Раздел 3 Человек как член общества Труд делает человека человеком. Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда. Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика предпринимательства. Социальная помощь. Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания. Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре общества. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство . Общественные блага. Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России. Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России. Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества. Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессии. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг. Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества. Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны. Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных. Моя профессия (практическое занятие). Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии. Раздел 4 Родина и патриотизм Гражданин. Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина Патриотизм. Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма. Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные подвиги. Честь. Доблесть. Государство. Россия — наша родина. Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность. Гражданская идентичность (практическое занятие). Какими качествами должен обладать человек как гражданин. Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые дела. Человек: какой он? (практическое занятие). Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества человека. Человек и культура (проект). Итоговый проект: «Что значит быть человеком?» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы контрольные практические работы работы Раздел 1. В мире культуры (4 часа) 1 2. Величие многонациональной российской культуры. Человек-творец носитель культуры. 2 0 \0 https://resh.edu.ru/specialcourse/1/1 http://scool-collection.edu.ru - и 2 0 0 http://artclassic.edu.ru Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (14 часов) 3. Береги землю родимую, как мать любимую 2 0 0 http://artclassic.edu.ru 4 Жизнь ратными подвигами полна. 2 0 0 http://scool-collection.edu.ru - 5 В труде человека красота 2 0 0 http://scool-collection.edu.ru 6. «Плод добрых трудов славен» 2 0 0 http://scool-collection.edu.ru 7. Люди труда. 2 0 1 http://scool-collection.edu.ru 8 Бережное отношение к природе 2 0 0 http://scool-collection.edu.ru/ 9 Семья-хранитель духовных ценностей. 2 0 0 http://scool-collection.edu.ru - Раздел 3. Религия и культура 10 часов) 10 Роль религии развитии культуры. в 2 0 0 http://artclassic.edu.ru 11 Культурное наследие христианской Руси. 2 0 0 http://www.tvspas.ru 12 Культура ислама. 2 0 1 www.islamica.ru 13. Иудаизм и культура. 2 0 1 www.islamica.ru 14 Культурные буддизма. 2 0 1 http:www.istorya.ru/ традиции Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (4 часа) 15 Забота государства о сохранении духовных ценностей. 2 0 0 http://artclassic.edu.ru 16 Хранить предков 2 0 0 hhttp://artclassic.edu.r 0 2 https://resh.edu.ru/specialcourse/1/1 память Раздел 5. Твой духовный мир (2 часа) 17 Твой духовный мир 2 http://scool-collection.edu.ru ОБЩЕЕ КОЛЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем всего контрольные программы работы Раздел 1. Культура как социальность Электронные (цифровые) практические образовательные ресурсы работы 1 Мир культуры: его структура 1 0 0 http://artclassic.edu.ru 2 Культура России: многообразие регионов. 1 0 0 http://www.tvspas.ru 3 История быта как история культуры. 2 0 0 http://artclassic.edu.ru 4 Прогресс: технический социальный. 2 0 0 http://www.tvspas.ru и 5 Образование в культуре народов России. 2 0 0 http://www.tvspas.ru 6 Образование в культуре народов России. 2 0 0 http://artclassic.edu.ru 7 Общество и религия: духовнонравственное взаимодействие. 2 0 0 http://www.tvspas.ru 8 Современный самое важное 2 0 1 http://artclassic.edu.ru мир: Раздел 2. Человек и его отражение в культуре 1 Духовно-нравственный облик и идеал человека. 2 0 0 http://www.tvspas.ru 2 Взросление человека в культуре народов Росси. 2 0 0 http://artclassic.edu.ru 3 Религия как источник нравственности 2 0 0 http://artclassic.edu.ru 4 Наука как источник знания о человеке и человеческом. 2 0 0 http://www.tvspas.ru 5 Этика нравственность 2 0 0 http://www.tvspas.ru и как категории культуры. 6 духовной Самопознание ( 2 0 0 http://artclassic.edu.ru Раздел 3 Человек как член общества0 1 Труд делает человека человеком. 2 0 0 http://www.tvspas.ru 2 Подвиг: как узнать героя? 2 0 0 http://www.tvspas.ru 3 Люди в обществе: духовнонравственное взаимовлияние. 2 0 0 http://www.tvspas.ru 4 Проблемы современного общества отражение духовнонравственного самосознания. 2 0 0 http://www.tvspas.ru как его 5 Духовнонравственные ориентиры социальных отношений. 2 0 0 http://scoolcollection.edu.ru 6 Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России. 2 0 0 http://scoolcollection.edu.ru 7 Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества. 2 0 0 http://artclassic.edu.ru 8 Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг. 2 0 0 http://scoolcollection.edu.ru 9 Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества. 2 0 0 http://artclassic.edu.ru 10 Моя профессия 2 0 0 http://artclassic.edu.ru Раздел 4 Родина и патриотизм 1 Гражданин 0 0 https://resh.edu.ru/specialcourse/1/1 2 Патриотизм 0 0 3 Защита Родины: подвиг или долг? 0 0 http://scoolcollection.edu.ru http://scoolcollection.edu.ru 4 Государство. Россия — наша родина. 0 0 https://resh.edu.ru/specialcourse/1/1 5 2 0 0 6 Гражданская идентичность Моя школа и мой класс 2 0 1 7 Человек: какой он? 2 0 0 8 Человек и культура 2 0 2 http://scoolcollection.edu.ru http://scoolcollection.edu.ru http://scoolcollection.edu.ru http://scoolcollection.edu.ru 34 0 4 ОБЩЕЕ КОЛЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № п/п Количество часов Тема урока всего Дата изучения контрольные практические работы работы Виды, контроля формы 1. Величие многонациональной российской культуры. 2 0 0 Устный опрос 2. Человек-творец и носитель культуры 2 0 0 Устный опрос 3. Береги землю родимую, как мать любимую 2 0 0 Устный опрос 4. Жизнь ратными подвигами полна. 2 0 0 Устный опрос 5. В труде - красота человека 2 0 0 Письменный контроль 6. «Плод добрых трудов славен» 2 0 0 Устный опрос 7. Люди труда. 2 0 0 Устный опрос 8 Бережное отношение к природе 2 0 1 Практическая работа 9 Семья-хранитель духовных ценностей. 2 0 0 Устный опрос 10 Роль религии в развитии культуры 2 0 0 Устный опрос 11 Культурное наследие христианской Руси. 2 0 1 Практическая работа 12 Культура ислама.. 2 0 1 Устный опрос 13 Иудаизм и культура. 2 0 1 Устный опрос 14 Культурные традиции буддизма 2 0 1 Устный опрос 15 Забота государства о сохранении духовных ценностей. 2 0 0 Письменный контроль 16 Хранить память предков 2 0 0 Устный опрос 17 Твой духовный мир 2 0 2 Устный опрос 34 0 5 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 5 6 Тема урока всего Количество часов контрольные практические работы работы 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Дата изучения Виды, формы контроля Культура как форма социального взаимодействия Взаимодействие различных культур Хозяйственная деятельность народов России Обслуживающий и производящий труд Образование как трансляция ценностей. Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Мир религий в истории. Индивидуальный проект «Портрет современного общества» 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 0 1 Устный опрос Практическая работа 1 1 1 0 0 0 0 0 0 Устный опрос Устный опрос Устный опрос 12 13 14 15 Свойства и качества человека Социальное измерение человека. Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Культура как самопознание Добро и его проявления в реальной жизни Индивидуальный проект «Как устроена моя жизнь?» Общественная оценка труда. 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 Устный опрос Творческое задание Практическая работа Устный опрос 16 Подвиг: как узнать героя? 1 0 0 Творческое задание 17 18 Человек в социальном измерении. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания. 1 1 0 0 0 0 Устный опрос Беседа 7 8 9 10 11 Устный опрос Творческое задание Творческое задание Устный опрос Устный опрос Устный опрос 19 Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России. Социальные профессии: Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг. 1 0 0 Устный опрос 1 0 0 Устный опрос 1 1 0 0 0 Творческое задание Творческое задание Наука как источник социального и духовного прогресса общества. 24 Труд как самореализация, как вклад в общество. 25 Родина и гражданство, их взаимосвязь 26 Патриотизм. 27 Защита Родины :подвиг или долг? 28 Государство. Россия — наша родина. 29 Гражданская идентичность 30 Портрет школы или класса через добрые дела. 31 Образ человека в культуре 32 Важнейшие качества человека 33 Итоговый проект: «Что значит быть человеком?» 34 Итоговый проект: «Что значит быть человеком?» ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 0 0 Устный опрос 1 0 0 Устный опрос 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 1 4 Беседа Творческое задание Практическая работа Творческое задание Устный опрос Практическая работа Творческое задание Творческое задание Практическая работа Практическая работа 20 21 22 23 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: Виноградова Н. Ф. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Виноградова. Н. Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации/– М.: Вентана-Граф, 2019 2. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2014. 3. Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва, «Просвещение», 2010. 4. Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд. 5-е, испр. и доп. - М. : Республика, 2005. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. 2. 3. 4. http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/special-course/ - Российская электронная школа http://ihtik.lib.ru – электронная библиотека . http://artclassic.edu.ru - Коллекция: мировая художественная культура