ПРИНЯТО Общим собранием работников МБОУ СШ № 22 с углубленным изучением французского языка протокол от «20 » октября 2021 г. № 3 Приложение УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ СШ № 22 с углубленным изучением французского языка от «20» октября 2021г. № 400-п МБОУ СШ № 22 с углубленным изучением французского языка 62A3 173B 2588 245C 3BED C53F 722F D2A5 9788 484B Опарина Юлия Анатольевна 29 06 2021 29 09 2022 Положение о школьной библиотеке МБОУ СШ № 22 с углубленным изучением французского языка (с изменениями приказ № 400-п от 20.10.2021, протокол общего собрания работников № 3 от 20.10.2021г.) 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» ст.35 п.2, с изменениями от 02 июля 2021 г.; Федеральным законом Российской Федерации «О библиотечном деле» от 29.12.1994 №78-ФЗ в редакции от 22 декабря 2020г.; приказом от 01.04.2004 № 396 «О реализации решения коллегии Министерства образования России от 10.02.2004 № 212 «Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотеки учреждения общего образования Российской Федерации»; в соответствии с требованиями ФГОС, СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28), СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», Федеральным законом № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности от 25.07.2002 г. (с изменениями от 08.12.2020 г.), Федеральным законом № 436-ФЗ от 29.12.2010 г. (с изменениями от 29.06.2015 г.) «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию», Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и в соответствии с Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 22 с углубленным изучением французского языка». 1.2. Библиотека является структурным подразделением Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 22 с углубленным изучением французского языка» (далее – Школа), участвующим в образовательной деятельности в целях обеспечения права участников образовательных отношений на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. 1.3. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании образовательной деятельности. 1.4. Цели библиотеки соотносятся с целями Школы: формирование общей культуры личности учащихся на основе освоения общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. 1.5. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, 2 исполнительных органов Нижегородской области, приказами Управления образования Администрации города Дзержинска, Уставом Школы и настоящим Положением. 1.6. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. 1.7. В библиотеке запрещено распространение, производство, хранение и использование литературы экстремисткой направленности. 1.8. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются настоящим Положением. 1.9. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания библиотеки. 1.10. Организация обслуживания участников образовательных отношений производится в соответствии с правилами техники безопасности, противопожарными и санитарно-гигиеническими требованиями. 2. Основные задачи 2.1. Основными задачами библиотеки являются: - обеспечение всем участникам образовательных отношений (далее – пользователям) доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов Школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (CD-диски), коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях; - воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации учащихся, развитии их творческого потенциала; - формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации; - совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. 3. Основные функции 3.1. Для реализации основных задач библиотека 3.1.1. формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов Школы: - комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными печатными и электронными изданиями; - пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций; 3 - аккумулирует фонд документов, создаваемых в Школе (публикаций и работ педагогов, лучших научных работ и рефератов учащихся и др.); - осуществляет размещение, организацию и сохранность документов; 3.1.2. создает информационную продукцию: - осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации; - организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог; - разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.); - обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции; 3.1.3 осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание учащихся: - предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей; - создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения); - организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; - оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; - организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления; - содействует педагогическим работникам Школы в организации образовательной деятельности и досуга учащихся (просмотр видеофильмов, CD-дисков, презентации развивающих компьютерных игр); - осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников; - выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьесбережением детей; - выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий; - содействует повышению профессиональной компетенции, квалификации педагогических работников; - создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы Школы, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам; 4 - организует доступ к банку информации на любых носителях, просмотр электронных версий педагогических изданий; - осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), по вопросам образовательной деятельности; - поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т.п.); - способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; - является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами; 3.1.4 осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) учащихся: - удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; - консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей; - консультирует по вопросам учебных изданий для учащихся. 4. Организация деятельности библиотеки 4.1 Наличие укомплектованной библиотеки в Школе обязательно. Частичная централизация библиотечно-библиографических процессов в межшкольных библиотечных объединениях проводится по приказу Управления образования Администрации города Дзержинска. 4.2 Структура библиотеки. При наличии у Школы соответствующих помещений, может включать отделы учебников, информационнобиблиографической работы, фонд и специализированный зал работы с мультимедийными и сетевыми документами, видеостудию, минииздательский комплекс, множительную технику и другие. 4.3 Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с образовательной программой Школы. 4.4 Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета Школы. 4.5 Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру вносятся на расчетный счет Школы и расходуются на улучшение материальнотехнической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, приобретение библиотечной документации и библиотечной техники, канцелярских принадлежностей. 5 4.6 В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования в пределах бюджетных средств Школа обеспечивает библиотеку: - гарантированным финансированием комплектования фонда учебников в в пределах субвенции на учебные расходы; - необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки, нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли), санитарными нормами и правилами; - современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой, необходимыми программными продуктами; - ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки. 4.7 Школа создает условия для сохранности имущества библиотеки. 4.8 Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор Школы. 4.9 Режим работы библиотеки определяется в соответствии с режимом работы Школы, Правилами внутреннего трудового распорядка, Трудовым договором с заведующим библиотекой. 4.10 При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение: - двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутренней библиотечной работы; - одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится; - не менее одного раза в месяц - методического дня. 4.11 В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов учреждений культуры библиотека взаимодействует с другими библиотеками города Дзержинска. 5. Управление деятельностью библиотеки 5.1 Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор Школы. 5.2 Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (библиотекарь, педагог-библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед участниками образовательных отношений за организацию и результаты деятельности библиотеки в 6 соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом Школы. 5.3 Заведующий библиотекой назначается директором Школы, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав Педагогического совета Школы. 5.4 Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист Центра экспертизы, мониторинга и информационнометодического сопровождения Управления образования Администрации города Дзержинска. 5.5 Заведующий библиотекой разрабатывает и представляет на утверждение директору Школы следующие документы: - планово-отчетную документацию: план на начало учебного или календарного года, анализ работы за отчетный период (учебный или календарный год), - план комплектования фонда библиотеки учебниками и учебными пособиями. 5.6 В рамках должностных обязанностей заведующий библиотекой ведет мониторинг обеспеченности учебниками и учебными пособиями. 5.7 На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации. 5.8 Работники библиотеки могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки на добровольной основе. 5.9 Трудовые отношения работников библиотеки и Школы регулируются Трудовым договором и Коллективным договором. 6. Права и обязанности работников библиотеки 6.1 Работники библиотеки имеют право: - самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе Школы и настоящем Положении, - проводить в установленном порядке уроки библиотечнобиблиографических знаний и информационной культуры; - определять источники комплектования информационных ресурсов; - изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; - определять в соответствии с Правилами пользования библиотекой, утвержденными директором Школы и по согласованию с общешкольным 7 родительским комитетом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеке; - участвовать в управлении Школой в порядке, определенном Уставом; - иметь стимулирующие выплаты в соответствии с критериями эффективности деятельности заведующего библиотекой, установленными Положением об оплате труда, - иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с Коллективным договором или иными локальными нормативными актами Школы; - быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры; - участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов. 6.2 Работники библиотеки обязаны: - обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки; - информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг; - обеспечить научную организацию фондов и каталогов; - формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами Школы, интересами, потребностями и запросами участников образовательных отношений; - совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; - обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; - обеспечивать соблюдение режима работы, утвержденного директором Школы; - отчитываться в установленном порядке перед директором Школы; - повышать квалификацию, - выполнять Правила внутреннего трудового распорядка, приказы и распоряжения директора Школы, - соблюдать правила техники безопасности на рабочем месте. 7. Права и обязанности пользователей библиотеки 7.1 Пользователи библиотеки имеют право: - получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; - пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; - получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; 8 - получать во временное пользование на абонементе и (или) в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации; - продлевать срок пользования печатными и электронными изданиями; - получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки; - получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием; - участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; - обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору Школы. 7.2 Пользователи библиотеки обязаны: - бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; - поддерживать порядок расстановки книг, пособий, журналов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках; - пользоваться ценными и справочными материалами только в помещении библиотеки; - убедиться при получении печатных и электронных изданий в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых изданий несет последний пользователь; - расписываться в читательском формуляре за каждый полученный экземпляр (исключение: учащиеся 1 - 4 классов); - возвращать печатные и электронные издания в библиотеку в установленные сроки; - в случае порчи или утери учебников несовершеннолетними обучающимися, не достигшими четырнадцати лет (малолетними), а также несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (в случае отсутствия у них доходов) их родители (усыновители) или попечители должны возместить вред полностью или в недостающей части, если они не докажут, что вред возник не по их вине вернуть в библиотеку все издания, находящиеся в пользовании по истечении срока обучения или Школе. 7.3 Порядок пользования библиотекой: - запись учащихся Школы в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников Школы, родителей (иных законных представителей) учащихся по паспорту; - перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно; 9 - документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр; - читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю из фонда библиотеки печатных и электронных изданий и их возвращения в библиотеку. 7.4 Порядок пользования абонементом: - пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух томов одновременно; - максимальные сроки пользования печатными и электронными изданиями: - учебники, учебные пособия - учебный год; - научно-популярная, познавательная, художественная литература - 1 месяц; - периодические издания, издания повышенного спроса - 15 дней; - пользователи могут продлить срок пользования печатными и электронными изданиями, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. 7.5 Порядок пользования читальным залом: - печатные и электронные издания, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются; - энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале. 7.6 Порядок работы за компьютером, расположенным в библиотеке: - работа учащихся за компьютером производится во внеурочное время в присутствии работника библиотеки; - разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно; - по всем вопросам поиска информации в сети Интернет учащийся должен обращаться к работнику библиотеки; - запрещается обращение к ресурсам сети Интернет, предполагающим оплату. Положение принято с учетом мнения Совета обучающихся протокол от 20.10.2021 г. № 6 Положение принято с учетом мнения совета родителей (законных представителей) обучающихся протокол от 20.10.2021 г. № 2 10