СОГЛАСОВАНО
решением педагогического Совета
МБОУ СШ №22 с углубленным
изучением французского языка
протокол №1 от 29.08.2023
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ СШ №22с углубленным
изучением французского языка
№ 337-п от 29.08.2-23
Рабочая программа воспитания
МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка
(основное общее образование)
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания ООП ООО МБОУ СШ №22 с углубленным изучением
французского (далее – Программа воспитания) разработана на основе Федеральной
рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций. Данная
программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса
всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания
для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального
образования.
Программа воспитания:
● предназначена для планирования и организации системной воспитательной
деятельности в МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского;
● разработана с участием коллегиальных органов управления МБОУ СШ №22 с
углубленным изучением французского и утверждена педагогическим советом
школы;
● реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений,
социальными институтами воспитания;
● предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам
и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских
базовых конституционных норм и ценностей;
● предусматривает историческое просвещение, формирование российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
1. Целевой раздел
1.1. Содержание воспитания обучающихся в МБОУ СШ №22 с углубленным
изучением французского определяется содержанием российских базовых
(гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции
Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание
воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания
обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных
религий народов России.
1.2. Воспитательная деятельность в МБОУ СШ №22 с углубленным изучением
французского планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами
государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской
Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности,
разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей
актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях
современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.3. Цель воспитания обучающихся в МБОУ СШ №22 с углубленным изучением
французского языка:
● развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации
на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства;
● формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
1.4. Задачи воспитания обучающихся в МБОУ СШ №22 с углубленным изучением
французского языка:
● усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых
знаний);
● формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
● приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных
отношений, применения полученных знаний;
● достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС ООО.
1.5. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ
включают:
● осознание российской гражданской идентичности;
● сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
● готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
● наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
● сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в МБОУ СШ №22 с углубленным изучением
французского языка планируется и осуществляется на основе аксиологического,
антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностноориентированного подходов и с учетом принципов воспитания: гуманистической
направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования
нравственному
примеру,
безопасной
жизнедеятельности,
инклюзивности,
возрастосообразности.
1.6. Направления воспитания.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка по основным
направлениям воспитания в соответствии с ФГОС ООО и отражает готовность
обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт
деятельности на их основе, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания, способствующего формированию российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской
Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и
субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и
обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры.
2. Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического сознания,
российской культурной идентичности.
3. Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры
народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных
российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия,
справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти
предков.
4. Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры
на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим
образцам отечественного и мирового искусства.
5. Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового
образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с
учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в
природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
6. Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в
профессиональной деятельности.
7. Экологического воспитания, способствующего формированию экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на
основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты,
восстановления природы, окружающей среды.
8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к
познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учетом личностных интересов и общественных
потребностей.
1.7. Целевые ориентиры результатов воспитания.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП ООО
установлены ФГОС ООО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры
результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых
должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения
требований ФГОС ООО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских,
конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного
пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования.
Гражданско-патриотическое воспитание:
● знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий
представление о Родине – России, ее территории, расположении;
● сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам;
● понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
родного края, своей Родины – России, Российского государства;
● понимающий значение гражданских символов (государственная символика
России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников
Отечества, проявляющий к ним уважение;
● имеющий первоначальные представления о правах и ответственности
человека в обществе, гражданских правах и обязанностях;
● принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание:
уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности;
● сознающий
ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека;
● доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и
моральный вред другим людям, уважающий старших;
● умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознающий ответственность за свои поступки;
● владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми
разных народов, вероисповеданий;
● сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного
языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание:
● способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей;
● проявляющий
интерес и уважение к отечественной и мировой
художественной культуре;
● проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
● бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в
том числе в информационной среде;
● владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе;
● ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья,
занятия физкультурой и спортом;
● сознающий
и
принимающий
свою
половую
принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом
возраста.
Трудовое воспитание:
● сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
● проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление;
● проявляющий интерес к разным профессиям;
● участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание:
● понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду;
● проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам;
● выражающий
готовность
в
своей
деятельности
придерживаться
экологических норм.
Ценность научного познания:
●
выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям,
науке;
● обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой
природы, о науке, научном знании;
● имеющий
первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.
2. Содержательный раздел
2.1. Уклад образовательной организации
В данном разделе раскрываются основные особенности уклада МБОУ СШ №22 с
углубленным изучением французского языка. Уклад задает порядок жизни школы и
аккумулирует ключевые характеристики, определяющие особенности воспитательного
процесса. Уклад МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка
удерживает ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции
воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности, определяет условия
и средства воспитания, отражающие самобытный облик МБОУ СШ №22 с
углубленным изучением французского языка и ее репутацию в окружающем
образовательном пространстве, социуме.
Характеристики уклада, особенностей условий воспитания в МБОУ СШ №22 с
углубленным изучением французского языка
1 сентября 1966 года в школе прозвенел первый звонок. Школа открыла двери для 1300
учеников и 100 педагогов, которые учились и работали здесь в три смены, с 1973 года
имеет статус школы с углубленным изучением французского языка. Сегодня школа
работает в одну смену. Контингент обучающихся и их родителей представлен данными
социального паспорта школы.
В школе на начало учебного 2022/2023 года из 548 обучающихся:
•
Дети из многодетных семей – 53 человек (37 семей).
•
Дети, которых воспитывает единственный родитель – 35 человека (33 семьи),
•
из них, дети одиноких матерей – 15 человек (15 семей),
•
Дети из семей, потерявших кормильца – 20 человек (18 семей).
•
Дети из неполных семей, где родители в разводе – 75 человек (74 семьи).
•
Дети из семей ликвидаторов ЧАЭС – 5 человек (2 семьи).
•
Дети, чьи родители воевали в «горячих точках» –8 человек (4 семьи).
•
Дети находящиеся под опекой 0 1 человек (1 семья)
•
Детей под опекой – 1 человек (1 семья).
•
Детей-инвалидов – 5 человек (5 семей).
По материальному положению, 7 семей относят себя к семьям с высокими доходами,
число с низким уровнем дохода - 36 семей, остальные имеют средний материальный
уровень. Профессиональная занятость родителей представляет собой:
195 человек (18,48%) – инженерно-технические работники;
532 человека (50,43%) – служащие;
168 человек (15,92%) – рабочие;
111 человек (10,52%) – предприниматели;
9 человек (0,85%) – пенсионеры;
●
39 человек (3,7%)– временно не работающие (безработные) или домохозяйки.
В целях обеспечения социальных гарантий обучающимся, создания условий для
сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в школе организовано горячее
питание в период учебных занятий: двухразовое в ГПД и трехразовое в ГПД первыхвторых классов из расчета бесплатный завтрак для обучающихся 1-4 классов. Общий
охват питанием (в среднем за девять месяцев) составляет 86,3%. Все дети начальной
школы посещают ГПД – 219 человек, из них 58 человек получают 2-хразовое горячее
питание, трехразовое питание получает 161 обучающийся. С 01.09.2021 г.
дополнительную меру социальной поддержки детям из семей, находящихся в трудной
жизненной ситуации за счет средств иных организаций (из расчета 70% - родительская
плата, 30% - иные средства) получили 2 обучающихся школы из семей, находящихся в
трудной жизненной ситуации. В целом, социально-психологический микроклимат в
школе благоприятный. Большая часть обучающиеся и их родителей (законных
представителей) мотивированы на получение высоких образовательных результатов.
МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка, расположена в
центральной части города, с развитой досуговой инфраструктурой. В шаговой
доступности от учреждения Театр Драмы, Дом Книги, МБУ «Центр художественных
ремесел», МБУ «Станция юного техника», с которыми налажено тесное
взаимодействие. Это создает дополнительные условия для приобщения детей к миру
искусства, культуры, расширяет возможности внеурочной деятельности.
Внутришкольная система дополнительного образования позволяет удовлетворить
запросы обучающихся и их родителей (законных представителей) в разностороннем
развитии личности ребенка.
Углубленное изучение французского языка создает условия для развития
межкультурной коммуникации, приобщения обучающихся к истории, культуре,
традициям франкоязычных стран. Обучающиеся школы активно участвуют в языковых
неделях, фестивалях и конкурсах на французском языке.
Процесс воспитания в МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка
основывается
на следующих принципах взаимодействия педагогических работников
и обучающихся:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося, соблюдения
конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета безопасности
обучающегося при нахождении в Школе:
-на создание психологически комфортной среды для каждого обучающегося и
взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и
педагогических работников;
-реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся
и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
-организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников
как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
-системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в МБОУ СШ №22 с углубленным изучением
французского языка являются следующие:
-стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилий педагогических работников;
-важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания
других совместных дел педагогических работников и обучающихся является
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и
коллективный анализ их результатов;
-в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
-в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами,
поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие
обучающихся, а также их социальная активность;
-педагогические работники школы ориентированы на формирование коллективов в
рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
-ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
_____
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе
запланированы и представлены по модулям. В модуле описаны виды, формы и
содержание воспитательной работы в рамках определенного направления деятельности
в школе. Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми
условиями, средствами, возможностями воспитания.
Воспитательная работа МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка
представлена в рамках основных (инвариантных) модулей: «Урочная деятельность»,
«Внеурочная деятельность», «Классное руководство», «Основные школьные дела»,
«Внешкольные мероприятия», «Организация предметно-пространственной среды»,
«Работа с родителями», «Самоуправление», «Профилактика и безопасность»,
«Социальное партнерство», «Профориентация». Модули описаны последовательно по
мере уменьшения их значимости в воспитательной системе МБОУ СШ №22 с
углубленным изучением французского языка.
Модуль «Урочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных
занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает:
● максимальное использование воспитательных возможностей содержания
учебных предметов для формирования у обучающихся российских
традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей,
российского исторического сознания на основе исторического просвещения;
подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных
материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
● включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам,
модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении
воспитательных задач уроков, занятий;
● включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной
работы;
● выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
● привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений,
высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к
изучаемым событиям, явлениям, лицам;
● применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий,
дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде,
способствует развитию критического мышления;
● побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу
общеобразовательной
организации,
установление
и
поддержку
доброжелательной атмосферы;
● организацию
наставничества
мотивированных
и
эрудированных
обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными потребностями, дающего обучающимся социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
● инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов
воспитательной направленности.
Модуль «Внеурочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках
выбранных ими курсов, занятий:
● курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военнопатриотической, краеведческой, историко-культурной направленности:
«Разговоры о важном», «Основы военной подготовки»;
● курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным
культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов
России,
духовно-историческому
краеведению:
«Экология
души»_________________________________;
● курсы,
занятия
познавательной,
научной,
исследовательской,
просветительской направленности: «Мир вокруг нас», «Экология души»,
«Охотники за истиной», «Окно в Европу», «Занимательная математика»,
«Живое слово»;
● курсы, занятия экологической, природоохранной направленности: «Экология
души»;
● курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов
и жанров: «Любительский театр», «Волшебный узелок», «Вокальное
мастерство»;
● курсы, занятия туристско-краеведческой направленности «Экология души»;
● курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности: «Спортивные
игры», «Настольный теннис», «Волейбол», «Тег-Регби» .
Модуль «Классное руководство»
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида
педагогической деятельности, направленной в первую очередь на решение задач
воспитания и социализации обучающихся, предусматривает:
● планирование и проведение классных часов целевой воспитательной
тематической направленности;
● инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в
общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи
обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
● организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся
совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными
потребностями, способностями, давать возможности для самореализации,
устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них
значимым взрослым, задающим образцы поведения;
● сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование,
внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования
дней рождения обучающихся, классные вечера;
● выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в
выработке таких правил поведения в образовательной организации;
● изучение особенностей
личностного развития обучающихся путем
наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а
также (при необходимости) с педагогом-психологом;
● доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами,
успеваемость и др.), совместный поиск решений проблем, коррекцию
поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их
родителями, с другими обучающимися класса;
● индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения;
● регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на
формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения,
предупреждение и (или) разрешение конфликтов между учителями и
обучающимися;
● проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса,
интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся,
привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих
им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и
наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских
собраниях класса;
● организацию
и проведение регулярных родительских собраний,
информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их
положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным
членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
● создание и
организацию работы родительского комитета класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе,
общеобразовательной организации;
● привлечение
родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий
в классе и общеобразовательной организации;
● проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других
мероприятий.
Модуль «Основные школьные дела»
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:
● общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные,
музыкальные,
литературные
и
др.)
мероприятия,
связанные
с
общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в
которых участвуют все классы: «День знаний», «День матери», «Новый год»,
«Фестиваль инсценированной военной песни», «День учителя», «8 Марта».
● участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в
России, мире:
«Бессмертный полк», «Блокадный хлеб», «День героев
Отечества», «За жизнь и безопасность наших детей», «День защиты детей»;
● торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом на следующий уровень образования, символизирующие
приобретение новых социальных статусов в образовательной организации,
обществе: «День первоклассника», праздники последнего звонка в 4-х, 9-х, 11х кл;
● церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и
педагогов за участие в жизни образовательной организации, достижения в
конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие образовательной
●
●
●
●
●
организации, своей местности: итоговая линейка «Праздник Чести»,
награждение в номинациях «Лучший класс года», «Ученик года»;
социальные
проекты в
образовательной
организации,
совместно
разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими
работниками, в том числе с участием социальных партнеров, комплексы дел
благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой
направленности: акция «Подарим тепло своих сердец», «Новогоднее
представление для детей с ОВЗ» совместно с социальным Центром «Покров»;
проводимые для жителей населенного пункта и организуемые совместно с
семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с
памятными датами, значимыми событиями для жителей населенного пункта:
акция «Цветы в конверте» (поздравление жителей с 9 Мая, Днем пожилого
человека) ;
разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в
себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической,
историко-краеведческой,
экологической,
трудовой,
спортивнооздоровительной и другой направленности: учебные военные сборы; участие в
спортивных соревнованиях различного уровня.
вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в
разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов,
ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы
и оборудование, за приглашение и встречу гостей и др.), помощь
обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа
общешкольных дел;
наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями
с обучающимися разных возрастов, с педагогическими работниками и
другими взрослыми.
Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает:
● общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнерами образовательной организации;
● внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в образовательной организации
учебным предметам, курсам, модулям;
● экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк,
на предприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями, в
том числе совместно с родителями (законными представителями)
обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению,
оценке мероприятия;
● литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,
экспедиции, слеты и другие, организуемые педагогическими работниками, в
том числе совместно с родителями (законными представителями)
обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий, биографий
проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей
науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;
● выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих
дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Школа – трехэтажное здание, имеется библиотека, спортивный зал, столовая,
совмещенная с актовым залом. Территория оснащена спортивной площадкой. Над
крыльцом установлен флаг Российской Федерации. Площадка во дворе школы для
проведения линеек оборудована флагштоком. Каждый понедельник начинается с
поднятия флага Российской Федерации и исполнения гимна РФ. Обучающимися
школы разработан логотип (эмблема) школы, которая имеется на дипломах и грамотах
за участие в общешкольных мероприятиях и успехи в обучении. В фойе первого этажа
школы имеются стенды «Учителями славится Россия», «Ученики приносят славу ей!»,
где можно увидеть фото педагогов школы и отличников учебы. Также имеются
информационные стенды (нормативные документы, правила безопасности дорожного
движения) На втором этаже имеются информационные стенды по подготовке к ГИА и
ЕГЭ, Доска Почета с фотографиями спортсменов школы. Работает школьное
телевидение, которое освещает особо значимые события школы, города и страны в
целом. Второй и третий этажи оформлены тематически: Пушкинский зал, французский
зал, математический зал. Традиционно оформляются тематические выставки поделок и
рисунков обучающихся, посвященные знаменательным календарным датам: «Нет
терроризму!», «Профессии моих родителей», «Золотые руки мамы» (ко Дню матери),
«Служу России», «Этот замечательный космос», «Рисуя Победу» и т.д. В школе
работает кабинет детских инициатив, в котором собирается актив школьного
самоуправления. Он оснащен стендом с Российской символикой, стендом детского
общественного объединения «Меридиан-ТЭСС»
Регулярно оформляется информация для родителей и обучающихся на
информационных стендах. Оформление пространства проведения школьных событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, посвященные
различным памятным датам и общероссийским праздникам, оформляются в
соответствии с тематикой. Каждый классный кабинет оснащен классным уголком, в
котором содержится информация о классе: список класса, актив класса, фотоотчеты с
мероприятий, информация о награждениях и т.д.
Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся предусматривает:
● создание и деятельность в образовательной организации, в классах
представительных органов родительского сообщества (родительского
комитета образовательной организации, классов), участвующих в обсуждении
и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей
родительского сообщества в Управляющем совете образовательной
организации;
● тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские
собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и
педагогов, условий обучения и воспитания;
● родительские дни, в которые родители (законные представители) могут
посещать уроки и внеурочные занятия;
● работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих
родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и
общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания;
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей),
на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания,
консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей
традиционных российских религий, обмениваться опытом;
● родительские форумы на официальном сайте образовательной организации в
информационно-коммуникационной сети «Интернет», интернет-сообщества,
группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие
родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;
● участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом
консилиуме в образовательной организации в соответствии с порядком
привлечения родителей (законных представителей);
● привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и
проведению классных и общешкольных мероприятий: «День Матери»,
«Бабушки-бабуленьки», «Всей семьей в страну Олимпию»;;
● целевое взаимодействие с законными представителями детей-сирот,
оставшихся без попечения родителей, приемных детей.
Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала
ученического самоуправления в
образовательной организации предусматривает:
● организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет
обучающихся «Спектр»), избранных обучающимися;
● представление
органами
ученического
самоуправления
интересов
обучающихся в процессе управления образовательной организацией;
● защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав
обучающихся;
● участие представителей органов ученического самоуправления в разработке,
обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного
плана воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в
образовательной организации.
Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в образовательной
организации предусматривает:
● организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в
образовательной организации эффективной профилактической среды
обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной
воспитательной деятельности;
● проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения
безопасности,
выделение
и
психолого-педагогическое
сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям
(агрессивное поведение, зависимости и др.);
● проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп
риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних
специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов,
работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и др.);
● разработку и реализацию профилактических программ, направленных на
работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением;
организацию межведомственного взаимодействия;
●
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,
программы профилактической направленности социальных и природных
рисков в образовательной организации и в социокультурном окружении с
педагогами, родителями, социальными партнерами (антинаркотические,
антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и
молодежные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях;
по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности
дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической
и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и др.);
● организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями
социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому
давлению;
● профилактику
правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности, альтернативной девиантному поведению, – познания
(путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения,
творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиознодуховной, благотворительной, художественной и др.);
● предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях
появления, расширения, влияния в образовательной организации
маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной
направленности, с агрессивным поведением и др.);
● профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих
специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения
(слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные
дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и др.).
Модуль «Социальное партнерство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
● участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках
рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы
(дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные
праздники, торжественные мероприятия и др.);
● участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных
уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей
тематической направленности;
● проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
● проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских) с представителями организаций-партнеров для обсуждений
актуальных проблем, касающихся жизни образовательной организации,
муниципального образования, региона, страны;
● реализацию
социальных
проектов,
совместно
разрабатываемых
обучающимися, педагогами с организациями-партнерами благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой и другой направленности,
ориентированных
на
воспитание
обучающихся,
преобразование
окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
Организации- партнеры школы: Театр Драмы, Дом Книги, МБУ «Центр
художественных ремесел», МБУ «Станция юного техника», МБУ ДО
«Дворец детского творчества, детско-юношеская спортивная школа №3,
●
Теннисный клуб «Феникс», Театр Кукол, Дзержинская городская организация
Нижегородской областной организации общероссийской общественной
организации Российский Союз ветеранов Афганистана, социальный Центр
«Покров», ППМС-Центр, ОДН ОП №2 .
Модуль «Профориентация»
Реализация
воспитательного
потенциала
профориентационной
работы
образовательной организации предусматривает:
● проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку
обучающегося к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
● профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы),
расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий,
особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
● экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления
о существующих профессиях и условиях работы;
● посещение
профориентационных
выставок,
ярмарок
профессий,
тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в
организациях профессионального, высшего образования;
● организацию на базе детского лагеря при образовательной организации
профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации,
где обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить
представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной
профессии, развить соответствующие навыки;
● совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного
онлайн-тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и
направлениям профессионального образования;
● участие
в работе всероссийских профориентационных проектов
ПроеКТОриЯ, «Билет в будущее», «Открытыйурокрф»;
● индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей
(законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных
индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение
в выборе ими будущей профессии;
● освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов,
включенных в обязательную часть образовательной программы, в рамках
компонента
участников
образовательных
отношений,
внеурочной
деятельности, дополнительного образования: «Я и моя профессия», «Ваш
выбор», «Большой теннис», «Тег-Регби», «Семь шагов к индивидуальному
стилю», «Волшебный узелок», «Занимательная информатика»..
3. Организационный раздел
3.1. Кадровое обеспечение
В данном подразделе представлены решения МБОУ СШ №22 с углубленным
изучением французского языка в соответствии с ФГОС начального общего
образования по разделению функционала, связанного с планированием, организацией,
обеспечением, реализацией воспитательной деятельности; по вопросам повышения
квалификации педагогических работников в сфере воспитания; психологопедагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ и других категорий;
по привлечению специалистов других организаций (образовательных, социальных,
правоохранительных и др.).
Воспитательный процесс в школе обеспечивают специалисты:
Классные руководители 1-11 классов.
Заместитель директора по ВР
Социальный педагог
Педагог-психолог
Педагог-организатор
Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими
общественными объединениями
Учитель
Зав.библиотекой
Педагоги дополнительного образования
Инспектор ОДН
Инспектор по пропаганде ГИБДД
Медицинский психолог Дзержинского наркологического диспансера
Общее число работников МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского
языка составляет 44 человека. Из них 41 (93,2%) имеет высшее образование, из них 34
(77,3%) учителя.
Всего аттестовано 38 человек (86,4%), из них 32 учителя (84,2%). Высшую категорию
имеют 22 (50%) педагогических работника (из них 20 учителя); первую категорию
имеют 8 (28,9%) педагогических работников (из них 11 учителей); соответствие
занимаемой должности имеют 9 (15,7%) педагогических работников (из них 3
учителя).
Количество неаттестованных педагогических работников – 7 человек, из них 7
учителей. Эти педагогические работники не подлежат аттестации.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся обеспечивают: педагогпсихолог, социальный педагог, классный руководитель. Классное руководство в 1–11-х
классах осуществляют 19 классных руководителей.
Ежегодно педработники проходят повышение квалификации по актуальным вопросам
воспитания в соответствии с планом-графиком.
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Управление качеством воспитательной деятельности в МБОУ СШ №22 с углубленным
изучением французского языка обеспечивают следующие локальные нормативноправовые акты:
Правила внутреннего распорядка обучающихся МБОУ СШ №22 с углубленным
изучением французского языка
Положение о требовании к одежде МБОУ СШ №22 с углубленным изучением
французского языка обучающихся и правила ее ношения в МБОУ СШ №22 с
углубленным изучением французского языка
Положение об оздоровительном лагере с дневным пребыванием обучающихся
МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка
Положение об организации индивидуальной профилактической работы с
обучающимися и семьями, находящимися в социально опасном положении в
МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка
Положение о дополнительном образовании учащихся МБОУ СШ №22 с
углубленным изучением французского языка
Положение о родительском патруле в МБОУ СШ №22 с углубленным
изучением французского языка
Положение о школьной службе медиации в МБОУ СШ №22 с углубленным
изучением французского языка
Положение об отрядах юных инспекторов движения (ЮИД) в МБОУ СШ №22 с
углубленным изучением французского языка
Положение о совете обучающихся в МБОУ СШ №22 с углубленным изучением
французского языка
Положение о Совете по профилактике МБОУ СШ №22 с углубленным
изучением французского языка
Положение об организации внеурочной деятельности МБОУ СШ №22 с
углубленным изучением французского языка
Положение о классном руководстве в МБОУ СШ №22 с углубленным
изучением французского языка
Положение о Педагогическом совете МБОУ СШ №22 с углубленным изучением
французского языка
Положение о совете родителей (законных представителей) обучающихся МБОУ
СШ №22 с углубленным изучением французского языка
Положение о внутренней системе оценки качества МБОУ СШ №22 с
углубленным изучением французского языка образования
Вышеперечисленные нормативные акты расположены на официальном сайте школы
по адресу: https://s22-dzr.nnovschool.ru/.
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
В МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка обучаются детиинвалиды – 4 человека. Детей с ОВЗ, воспитанников детских домов, детей из семей
мигрантов не имеется. Перечень заболеваний, по которым дети получили статус детейинвалидов, позволяет им учиться и социализироваться совместно с обучающимися
своего класса. Как правило, родители (законные представители) просят не
акцентировать внимание на статусе своего ребенка, поэтому эти дети вместе со всеми
учатся и принимают участие в классных и общешкольных мероприятиях.
Одаренные дети имеют возможность реализации своих талантов при участии в
олимпиадах, конкурсах различного уровня.
В школе созданы все необходимые условия воспитания для категорий обучающихся,
имеющих особые образовательные потребности:
налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их
успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны
всех участников образовательных отношений;
построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и
возможностей каждого обучающегося;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие
повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной
компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями школа ориентируется:
-на формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями с
использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию
методов воспитания;
-создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с
особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием
адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией
совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов,
учителей-дефектологов;
-личностно ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально
вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях.
Принципы поощрения, которыми руководствуется МБОУ СШ № 22 с углубленным
изучением французского языка
1. Публичность поощрения – информирование всех учеников школы о награждении,
проведение процедуры награждения в присутствии значительного числа школьников.
2. Прозрачность правил поощрения – они регламентированы Положением о
награждениях. Ознакомление школьников и их родителей с локальным актом
обязательно.
3. Регулирование частоты награждений – награждения по результатам конкурсов
проводятся один раз в год по уровням образования.
4. Сочетание индивидуального и коллективного поощрения – использование
индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать
индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать
межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не
получившими награды.
5. Привлечение к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных
представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих
обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления),
сторонних организаций, их статусных представителей.
6. Дифференцированность поощрений – наличие уровней и типов наград позволяет
продлить стимулирующее действие системы поощрения.
Форма организации системы поощрений проявлений активной жизненной позиции и
социальной успешности обучающихся в МБОУ СШ №22 с углубленным изучением
французского языка
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и
социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги.
Ведение портфолио — деятельность обучающих при еѐ организации и регулярном
поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными
представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и
символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио включает артефакты признания личностных достижений, достижений в
группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов,
фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального
портфолио ведется портфолио класса.
Рейтинг — размещение обучающихся или групп в последовательности, определяемой
их успешностью, достижениями в чем-либо.
Каждый учебный год реализуется воспитательный проект, в реализации которого
принимают участие все классы. Рейтинг участия в мероприятиях в рамках проекта,
позволяет в конце года выявить классы- лидеры о подвести итоги в номинации
«Лучший класс года» Награждение происходит на итоговой линейке в конце года в
присутствии всех обучающихся и родителей (законных представителей) Также
награждаются ученики, достигнувшие высоких результатов в олимпиадах, конкурсах,
обучении, спорте, активные участники школьной жизни. Обучающиеся получают
грамоты с эмблемой школы, а лучшие классы - памятные кубки. Обучающиеся,
достигшие высоких результатов в олимпиадах различного уровня по итогам года,
награждаются в номинации «Ученик года» дипломом и памятным подарком.
Использование рейтингов, их форма, публичность, привлечение благотворителей, в
том числе из социальных партнеров, их статус, акции, деятельность должны
соответствовать укладу школы, цели, задачам, традициям воспитания, быть
согласованными с представителями родительского сообщества во избежание
деструктивного воздействия на взаимоотношения в отношении школы.
3.5. Анализ воспитательного процесса в МБОУ СШ №22 с углубленным
изучением французского языка осуществляется в соответствии с целевыми
ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на
уровне основного общего образования, установленными ФГОС ООО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации
является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных
проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних
экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включено в календарный план
воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
● взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
● приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение
прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как
сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие
деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими
работниками, обучающимися и родителями;
● развивающий
характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели
и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнерами);
● распределенная ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие – это
результат как организованного социального воспитания, в котором
образовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по
воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом,
социальным педагогом при наличии) с последующим обсуждением результатов на
методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации
и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:
● какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось
решить за прошедший учебный год;
● какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему;
● какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать
педагогическому коллективу.
1. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником
директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом при
наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных
представителей) обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и
беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками, представителями совета обучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных
руководителей или педагогическом совете.
Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством реализации
воспитательного потенциала:
● урочной деятельности;
● внеурочной деятельности обучающихся;
● деятельности классных руководителей и их классов;
● проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
● внешкольных мероприятий;
● создания и поддержки предметно-пространственной среды;
● взаимодействия с родительским сообществом;
● деятельности ученического самоуправления;
● деятельности по профилактике и безопасности;
● реализации потенциала социального партнерства;
● деятельности по профориентации обучающихся
Итогом самоанализа воспитательной работы МБОУ СШ №22 с углубленным
изучением французского языка будет перечень выявленных проблем, которые не
удалось решить педагогическому коллективу школы в прошедшем учебном году. Эти
проблемы следует учесть при планировании воспитательной работы на следующий
учебный год.