Департамент образования Администрации города Дзержинска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 22 с углубленным изучением французского языка» г. Дзержинска Нижегородской области Принята на заседании педагогического совета МБОУ СШ № 22 с углубленным изучением французского языка Протокол № 1 от 29.08.2024 Утверждена приказом директора МБОУ СШ № 22 с углубленным изучением французского языка Приказ № 369-п от 28.08.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Волшебный узелок» Возраст учащихся: 12-13 лет Срок реализации программы: 1 год Автор-составитель: Свищева И.А., педагог дополнительного образования 2024 год Пояснительная записка 1) Направленность программы Программа «Волшебный узелок» по содержанию является художественно — эстетической; по функциональному предназначению – прикладной; по форме организации — индивидуально ориентированной; по времени реализации — годичной. Программа разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, теоретических и технологических знаний, опыта их трудовой деятельности, полученных при изучении предмета «Технология» в 6-м классе. 2) Новизна программы состоит в том, что углубленно изучается содержание материала по теме: «Уроки вязания». Впервые вводится для изучения темы:«Орнамент в одежде», «Ажурное вязание». Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время изделия ручной работы востребованы. На сегодняшний день вязаные изделия стали не только модными, но и креативными. Они не только удобны и красивы, но и всегда индивидуальны. К числу наиболее актуальных проблем относится занятость подростков в свободное от учебы время. Выделиться среди своих сверстников красивой брендовой одеждой, неповторимостью и оригинальностью в своих занятиях иногда приводит к пустому времяпровождению. Чем увлечь подростка в настоящее время? Вязание спицами - увлекательное занятие, приносящее радость, позволяющее выразить себя в творчестве, проявить фантазию, вкус, мастерство. Несмотря на свою компактность и простоту, оно позволяет создавать неповторимые, уникальные предметы гардероба, предметы интерьера, подарки. К тому же исходный материал (пряжу) можно использовать несколько раз без особых потерь.С помощью спиц и мотка пряжи можно порадовать себя и подарить любовь и радость родным людям, ведь подарок, выполненный своими руками, становится самым приятным и дорогим подарком. Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный узелок» для тех, кто любит фантазировать. Она поможет подростку творчески реализовать себя; свои идеи, научит понимать красоту в быту, одежде, быть выразительным. Педагогическая целесообразность программы объясняется содержанием основных теоретических сведений и практических работ. Основная форма обучения – учебно - практическая деятельность. Приоритетными методами являются практические работы. Перед выполнением практических работ учащиеся осваивают необходимый минимум теоретического материала. Форма проведения практических работ - фронтальная, индивидуальная. Это дает возможность обучающимся включаться в разнообразные виды технологической деятельности, познавательно, интеллектуально, творчески и эстетически развиваться. Результаты выполненных практических работ обсуждаются в группах, что позволяет учащимся высказать свою точку зрения, прочно закрепить полученные знания Выбор объектов созидательной деятельности осуществляется с учетом индивидуальных потребностей и способностей. Реализацию практической деятельности необходимо проводить путем наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов. Проведение занятий возможно на базе кабинета «Технология», оснащенного необходимым оборудованием и средствами обучения. 3) Цели программы: 1. Освоение основныхприемоввязания 2. Формирование знаний для чтения схем 3. Воспитание трудолюбия, аккуратности, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к мнению и труду других. Задачи: 1. Обучить основным приемам вязания спицами 2. Сформировать эстетический вкус, пространственное воображение 3. Расширить общий и интеллектуальный кругозор учащихся. 4) Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что практические работы по программе занимают большую часть (70%). Выполнение практических работ способствует развитию у детей творческих способностей, умению создавать свои собственные идеи. При проведении практических работ акцентируется внимание на потребительское значение изделия, которое будет выбрано в качестве объекта изготовления. Содержание программы предусматривает не только последовательное усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Это позволит повысить собственную значимость и положительное восприятие окружающими людьми. Программа не только знакомит с основными приемами вязания, понимания условных обозначений в схемах. Она нацеливает детей на умение увидеть, разглядеть, понять и оценить прекрасное в старинном виде рукоделия. Здесь ребенок применяет теоретические знания и практический опыт, полученные при изучении следующих тем: «Орнамент в одежде», «Ажурное вязание». 5) Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: от 12 до 13 лет. Дети данного возраста способны на среднемуровне выполнять предлагаемые задания. Большое значение в данном возрасте приобретает принцип наглядности в обучении. Поэтому на занятиях используются презентации, раздаточный материал., видео уроки, показ трудовых приемов. У детей в этом возрасте формируется активное самостоятельное мышление.Формируется система логических высказываний. Подросток с равным успехом оперирует как с объектами, так и с высказываниями. Одновременно у него формируется способность к любого рода комбинаторным операциям, что указывает на сформированность логического мышления.Подросток становится способным не только представить себе различные возможные пути использования новых сведений для практического испытания, но может и логически истолковать результаты этих проб. Подросток становится способным к сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений действительности. Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний развивают у подростков способность самостоятельно и творчески мыслить, сравнивать, делать глубокие по содержанию выводы и обобщения. Под влиянием обучения мышление, внимание и память постепенно обретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Для детей такого возраста характерно сильно развитое воображение. 6)Сроки реализации образовательной программы - 1 год. Программа рассчитана на 36часов (1 час в неделю), включая каникулярное время. 7)Формы занятий: основная форма теоретических занятий – лекция, беседа. Практические работы организуются фронтально и индивидуально, в зависимости от темы программы. 8)Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 45 мин. Воспитанник будет знать: - условные обозначения основных видов петель при вязании спицами; - правила подбора спиц и пряжи; - правила расчета петель для вязания зависимости от рисунка; - сочетание цветов в орнаменте; - роль цвета в одежде Воспитанник будет уметь: - вязать основные виды петель по схемам разными способами; - рассчитывать количество петель; - адекватно оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи: - грамотно подбирать цвета для орнамента, изделия в зависимости от его назначения; - создавать индивидуальный стиль Воспитанник способен проявлять следующие отношения: взаимопомощь, уважение. 9)Способы проверки результатов освоения программы: обсуждение практических работ, итоговых работ «От замысла до воплощения» По окончании учебного года организуется выставка творческих работ учащихся ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 2 Раздел, тема Введение Уроки вязания Инструменты, приспособления и материалы для вязания спицами. Организация рабочего места и трудового процесса. Условные обозначения. Вязание основных петель различными способами Жгуты. Основные приемы вязания жгутов Прибавление и убавление петель Способы закрытия петель Трикотажные швы. Назначение. Приемы выполнения Орнамент в одежде Количество часов Всего Теория Практика 1 1 17 6 11 1 1 Формы контроля Вопросы 3 1 2 Тест 4 1 3 Задания 3 3 3 1 1 1 2 2 2 Вопросы Практ зад Практ зад 5 2 3 2.1 2.2 3 3.1 4. 5 Основы цветоведения. Цветовой круг. Орнамент. Способы расчет петель для орнамента. Ажурное вязание Способы вязания накидов Творческий проект. Защита творческого проекта. Выставка творческих работ учащихся Всего 1 4 1 1 3 Практ зад Практ зад 5 5 7 1 1 2 4 4 5 Практ зад Вопросы 1 1 36 13 23 Основное содержание курса представлено следующими содержательными разделами: «Уроки вязания», «Орнамент в одежде», «Ажурное вязание» Содержание курса: Введение Содержание материала:ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Цели и задачи. Общие сведения о вязание спицами. Народные ремёсла и промыслы России и Нижегородской области Общие сведения об истории вязания спицами. Формы занятий: лекция Методическое обеспечение: презентация Раздел 1. Уроки вязания Тема 1.1 Инструменты, приспособления и материалы для вязания. Организация рабочего места и трудового процесса. Содержание материала: общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для вязания. Правила безопасности труда, санитарии, гигиены и организация трудового процесса. Формы занятий: лекция Методическое обеспечение:компьютер, мультимедиа, презентация Тема 1.2Вязание основных петель различными способами Содержание материала: правильное положение рук при работе. Способы вязания лицевой и изнаночной петель различными способами (за переднюю стенку, за заднюю стенку петли).Вязание кромочных петель различными способами. Освоение приемов вязания. Формы занятий: лекция, практическая работа Методическое обеспечение: компьютер, мультимедиа, видеофильм,натуральные образцы вязок Тема 1.3Жгуты. Содержание материала: виды жгутов. Основные приемы вязания перекрещенных петель. Условные обозначения. Формы занятий:лекция, практическая работа Методическое обеспечение:натуральные образцы вязок компьютер, мультимедиа, видеофильм Тема 1.4Прибавление и убавление петель. Содержание материаласпособы прибавление и убавление петель. Формы занятий:лекция, практическая работа Методическое обеспечение:натуральные образцы вязок, компьютер, мультимедиа, видеофильм Тема 1.5 Способы закрытия петель. Содержание материала: способы закрытия петель с помощью рабочей нити и без нее. Формы занятий:лекция, практическая работа Методическое обеспечение:натуральные образцы вязок, компьютер, мультимедиа, видеофильм Тема 1.6 Трикотажные швы. Способы их выполнения. Инструменты и приспособления при их выполнении. Формы занятий:лекция, практическая работа Методическое обеспечение:натуральные образцы вязок, компьютер, мультимедиа, видеофильм Раздел 2 Орнамент в одежде Тема 2.1 Основыцветоведения. Цветовой круг. Содержание материалацветовой тон, насыщенность, светлота. Принцип расположения цветов в цветовом круге. Гармония цветов в цветовом круге. Формы занятий:Практическая работа. Выполнение образца орнамента на бумаге Методическое обеспечение: компьютер, мультимедиа, презентация Тема 2.2 Орнамент в вязании спицами. Схемы орнаментов. Способы расчета петель Содержание материала: требования к выполнению орнаментов. Способы расчета петель Формы занятий::лекция, практическая работа Методическое обеспечение: компьютер, мультимедиа, презентация Раздел 3 Ажурное вязание Тема 3.1.Способы вязания накидов Содержание материала: принцип выполнения накидов. Вязание накидов различными способами. Формы занятий:лекция, практическая работа Методическое обеспечение:компьютер, мультимедиа, видеофильм Раздел 4 Творческий проект. Защита творческого проекта Содержание материала: определение изделия. Выполнение проекта и уготовление изделия по составленному алгоритму. Формы занятий:беседа, практическая работа Методическое обеспечение: компьютер, мультимедиа, презентация Раздел 5 Выставка творческих работ Список литературы: Основная литература: Вассерман О. Из клубка ниток. – М.: Экономика, 1964. Максимова М. В. Азбука вязания. Фирма «МВМ» 1992 год. Максимова М. В. Энциклопедия вязания 1993 г. Пучкова Л. С. Кружок вязания на спицах. – М.: Просвещение, 1988. Дополнительная литература: Журналы «Вязание» Терешкович Т.А. «Словарь моды, история, аксксуары» М.: 2004 Методическое обеспечение: видеоролики, иллюстрации, презентации, раздаточный материал, простые карандаши (на каждого учащегося) Интернет ресурсы: 1. http://knitting.uaprom.net/Краткий экскурс в историю вязания 2. 3. http://www.happy-giraffe.ru/community/24/forum/post/47064/ Вязание и современность http://knitplanet.ru/tema/mastera/ Северное сияние на кончиках спиц