Волшебный узелок

Департамент образования Администрации города Дзержинска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
школа № 22 с углубленным изучением французского языка»
г. Дзержинска Нижегородской области
Принята на заседании
педагогического совета
МБОУ СШ № 22
с углубленным изучением
французского языка
Протокол № 1 от 29.08.2024

Утверждена приказом
директора МБОУ СШ № 22
с углубленным изучением
французского языка
Приказ № 369-п от 28.08.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественно-научной направленности
«Волшебный узелок»
Возраст учащихся: 12-13 лет
Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель: Свищева И.А.,
педагог дополнительного образования

2024 год

Пояснительная записка
1) Направленность программы
Программа «Волшебный узелок» по содержанию является художественно — эстетической; по
функциональному предназначению – прикладной; по форме организации — индивидуально
ориентированной; по времени реализации — годичной.
Программа разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, теоретических и
технологических знаний, опыта их трудовой деятельности, полученных при изучении предмета
«Технология» в 6-м классе.
2) Новизна программы состоит в том, что углубленно изучается содержание материала по теме:
«Уроки вязания». Впервые вводится для изучения темы:«Орнамент в одежде», «Ажурное
вязание». Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время изделия ручной
работы востребованы. На сегодняшний день вязаные изделия стали не только модными, но и
креативными. Они не только удобны и красивы, но и всегда индивидуальны.
К числу наиболее актуальных проблем относится занятость подростков в свободное от учебы
время. Выделиться среди своих сверстников красивой брендовой одеждой, неповторимостью и
оригинальностью в своих занятиях иногда приводит к пустому времяпровождению. Чем увлечь
подростка в настоящее время?
Вязание спицами - увлекательное занятие, приносящее радость, позволяющее выразить себя в
творчестве, проявить фантазию, вкус, мастерство. Несмотря на свою компактность и простоту, оно
позволяет создавать неповторимые, уникальные предметы гардероба, предметы интерьера, подарки.
К тому же исходный материал (пряжу) можно использовать несколько раз без особых потерь.С
помощью спиц и мотка пряжи можно порадовать себя и подарить любовь и радость родным людям,
ведь подарок, выполненный своими руками, становится самым приятным и дорогим подарком.
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный узелок» для тех, кто любит
фантазировать. Она поможет подростку творчески реализовать себя; свои идеи, научит понимать
красоту в быту, одежде, быть выразительным.
Педагогическая целесообразность программы объясняется содержанием основных теоретических
сведений и практических работ. Основная форма обучения – учебно - практическая деятельность.
Приоритетными методами являются практические работы. Перед выполнением практических работ
учащиеся осваивают необходимый минимум теоретического материала. Форма проведения
практических работ - фронтальная, индивидуальная. Это дает возможность обучающимся
включаться в разнообразные виды технологической деятельности, познавательно, интеллектуально,
творчески и эстетически развиваться. Результаты выполненных практических работ обсуждаются в
группах, что позволяет учащимся высказать свою точку зрения, прочно закрепить полученные
знания Выбор объектов созидательной деятельности осуществляется с учетом индивидуальных
потребностей и способностей. Реализацию практической деятельности необходимо проводить путем
наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов.
Проведение занятий возможно на базе кабинета «Технология», оснащенного необходимым
оборудованием и средствами обучения.
3) Цели программы:
1. Освоение основныхприемоввязания
2. Формирование знаний для чтения схем
3. Воспитание трудолюбия, аккуратности, ответственности за результаты своей деятельности,
уважительного отношения к мнению и труду других.

Задачи:
1. Обучить основным приемам вязания спицами
2. Сформировать эстетический вкус, пространственное воображение
3. Расширить общий и интеллектуальный кругозор учащихся.
4) Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой
области заключаются в том, что практические работы по программе занимают большую часть (70%).
Выполнение практических работ способствует развитию у детей творческих способностей, умению
создавать свои собственные идеи. При проведении практических работ акцентируется внимание на
потребительское значение изделия, которое будет выбрано в качестве объекта изготовления.
Содержание программы предусматривает не только последовательное усвоение теоретических
знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Это позволит повысить
собственную значимость и положительное восприятие окружающими людьми.
Программа не только знакомит с основными приемами вязания, понимания условных обозначений
в схемах. Она нацеливает детей на умение увидеть, разглядеть, понять и оценить прекрасное в
старинном виде рукоделия. Здесь ребенок применяет теоретические знания и практический опыт,
полученные при изучении следующих тем: «Орнамент в одежде», «Ажурное вязание».
5) Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: от 12 до 13
лет. Дети данного возраста способны на среднемуровне выполнять предлагаемые задания.
Большое значение в данном возрасте приобретает принцип наглядности в обучении. Поэтому на
занятиях используются презентации, раздаточный материал., видео уроки, показ трудовых приемов.
У детей в этом возрасте формируется активное самостоятельное мышление.Формируется система
логических высказываний. Подросток с равным успехом оперирует как с объектами, так и с
высказываниями. Одновременно у него формируется способность к любого рода комбинаторным
операциям, что указывает на сформированность логического мышления.Подросток становится
способным не только представить себе различные возможные пути использования новых сведений
для практического испытания, но может и логически истолковать результаты этих проб. Подросток
становится способным к сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений
действительности. Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний развивают
у подростков способность самостоятельно и творчески мыслить, сравнивать, делать глубокие по
содержанию выводы и обобщения. Под влиянием обучения мышление, внимание и память
постепенно обретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Для детей
такого возраста характерно сильно развитое воображение.
6)Сроки реализации образовательной программы - 1 год. Программа рассчитана на 36часов (1 час в
неделю), включая каникулярное время.
7)Формы занятий: основная форма теоретических занятий – лекция, беседа. Практические работы
организуются фронтально и индивидуально, в зависимости от темы программы.
8)Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 45 мин.
Воспитанник будет знать:
- условные обозначения основных видов петель при вязании спицами;

- правила подбора спиц и пряжи;
- правила расчета петель для вязания зависимости от рисунка;
- сочетание цветов в орнаменте;
- роль цвета в одежде
Воспитанник будет уметь:
- вязать основные виды петель по схемам разными способами;
- рассчитывать количество петель;
- адекватно оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей
Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- грамотно подбирать цвета для орнамента, изделия в зависимости от его назначения;
- создавать индивидуальный стиль
Воспитанник способен проявлять следующие отношения: взаимопомощь, уважение.
9)Способы проверки результатов освоения программы: обсуждение практических работ, итоговых
работ «От замысла до воплощения»
По окончании учебного года организуется выставка творческих работ учащихся

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
1.1

1.2

1.3
1.4
1.5
1.6
2

Раздел, тема
Введение
Уроки вязания
Инструменты, приспособления и
материалы для вязания спицами.
Организация рабочего места и
трудового процесса.
Условные обозначения. Вязание
основных петель различными
способами
Жгуты. Основные приемы вязания
жгутов
Прибавление и убавление петель
Способы закрытия петель
Трикотажные швы. Назначение.
Приемы выполнения
Орнамент в одежде

Количество часов
Всего Теория Практика
1
1
17
6
11
1
1

Формы
контроля
Вопросы

3

1

2

Тест

4

1

3

Задания

3
3
3

1
1
1

2
2
2

Вопросы
Практ зад
Практ зад

5

2

3

2.1
2.2
3
3.1
4.
5

Основы цветоведения. Цветовой круг.
Орнамент. Способы расчет петель для
орнамента.
Ажурное вязание
Способы вязания накидов
Творческий проект. Защита
творческого проекта.
Выставка творческих работ
учащихся
Всего

1
4

1
1

3

Практ зад
Практ зад

5
5
7

1
1
2

4
4
5

Практ зад
Вопросы

1

1

36

13

23

Основное содержание курса представлено следующими содержательными разделами: «Уроки
вязания», «Орнамент в одежде», «Ажурное вязание»
Содержание курса:
Введение
Содержание материала:ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Первичный
инструктаж по охране труда. Цели и задачи. Общие сведения о вязание спицами. Народные ремёсла
и промыслы России и Нижегородской области Общие сведения об истории вязания спицами.
Формы
занятий:
лекция
Методическое обеспечение: презентация
Раздел 1. Уроки вязания
Тема 1.1 Инструменты, приспособления и материалы для вязания. Организация рабочего места и
трудового процесса.
Содержание материала: общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях,
необходимых для вязания. Правила безопасности труда, санитарии, гигиены и организация
трудового процесса.
Формы занятий: лекция
Методическое обеспечение:компьютер, мультимедиа, презентация
Тема 1.2Вязание основных петель различными способами
Содержание материала: правильное положение рук при работе. Способы вязания лицевой и
изнаночной петель различными способами (за переднюю стенку, за заднюю стенку петли).Вязание
кромочных петель различными способами. Освоение приемов вязания.
Формы занятий: лекция, практическая работа
Методическое обеспечение: компьютер, мультимедиа, видеофильм,натуральные образцы вязок
Тема 1.3Жгуты.
Содержание материала: виды жгутов. Основные приемы вязания перекрещенных петель. Условные
обозначения.
Формы занятий:лекция, практическая работа
Методическое обеспечение:натуральные образцы вязок компьютер, мультимедиа, видеофильм
Тема 1.4Прибавление и убавление петель.
Содержание материаласпособы прибавление и убавление петель.
Формы занятий:лекция, практическая работа
Методическое обеспечение:натуральные образцы вязок, компьютер, мультимедиа, видеофильм
Тема 1.5 Способы закрытия петель.
Содержание материала: способы закрытия петель с помощью рабочей нити и без нее.
Формы занятий:лекция, практическая работа
Методическое обеспечение:натуральные образцы вязок, компьютер, мультимедиа, видеофильм
Тема 1.6 Трикотажные швы. Способы их выполнения. Инструменты и приспособления при их
выполнении.
Формы занятий:лекция, практическая работа
Методическое обеспечение:натуральные образцы вязок, компьютер, мультимедиа, видеофильм

Раздел 2 Орнамент в одежде
Тема 2.1 Основыцветоведения. Цветовой круг.
Содержание материалацветовой тон, насыщенность, светлота. Принцип расположения цветов в
цветовом круге. Гармония цветов в цветовом круге.
Формы занятий:Практическая работа. Выполнение образца орнамента на бумаге
Методическое обеспечение: компьютер, мультимедиа, презентация
Тема 2.2 Орнамент в вязании спицами. Схемы орнаментов. Способы расчета петель
Содержание материала: требования к выполнению орнаментов. Способы расчета петель
Формы занятий::лекция, практическая работа
Методическое обеспечение: компьютер, мультимедиа, презентация
Раздел 3 Ажурное вязание
Тема 3.1.Способы вязания накидов
Содержание материала: принцип выполнения накидов. Вязание накидов различными способами.
Формы занятий:лекция, практическая работа
Методическое обеспечение:компьютер, мультимедиа, видеофильм
Раздел 4 Творческий проект. Защита творческого проекта
Содержание материала: определение изделия. Выполнение проекта и уготовление изделия по
составленному алгоритму.
Формы занятий:беседа, практическая работа
Методическое обеспечение: компьютер, мультимедиа, презентация
Раздел 5 Выставка творческих работ

Список литературы:
Основная литература:





Вассерман О. Из клубка ниток. – М.: Экономика, 1964.
Максимова М. В. Азбука вязания. Фирма «МВМ» 1992 год.
Максимова М. В. Энциклопедия вязания 1993 г.
Пучкова Л. С. Кружок вязания на спицах. – М.: Просвещение, 1988.

Дополнительная литература:
 Журналы «Вязание»
 Терешкович Т.А. «Словарь моды, история, аксксуары» М.: 2004
Методическое обеспечение:
видеоролики, иллюстрации, презентации, раздаточный материал, простые карандаши (на каждого
учащегося)
Интернет ресурсы:
1. http://knitting.uaprom.net/Краткий экскурс в историю вязания
2.
3.

http://www.happy-giraffe.ru/community/24/forum/post/47064/ Вязание и
современность
http://knitplanet.ru/tema/mastera/ Северное сияние на кончиках спиц


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».