Школа этикета

Департамент образования Администрации города Дзержинска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
школа No 22 с углубленным изучением французского языка»
г. Дзержинска Нижегородской области

Принята на заседании
педагогического совета МБОУ
СШ No22 с углубленным
изучением французского языка
Протокол No 1 от 28.08.2024 г.

Утверждена приказом
директора МБОУ СШ No 22 с
углубленным изучением
французского языка
Приказ No 369 от 28.08.2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально-педагогической направленности
«Школа этикета»
Возраст учащихся: 9-11 лет
Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель: Вакурова Н.А.
Учитель начальных классов

Дзержинск, 2024 год
1

СОДЕРЖАНИЕ

1. Раздел No 1. «Комплекс основных характеристик программы»…………..3
1.1. Пояснительная записка .................................................................................3
1.2. Цели и задачи программы .............................................................................5
1.3. Содержание программы ................................................................................6
1.4. Планируемые результаты ..............................................................................11
2. Раздел No 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»……..14
2.1. Рабочая программа ........................................................................................14
2.2. Учебный план ................................................................................................14
2.3. Календарный учебный график .....................................................................17
2.4. Условия реализации программы ..................................................................17
2.5. Формы аттестации .........................................................................................18
2.6. Методические материалы .............................................................................18
2.7. Список литературы и интернет-ресурсов ...................................................20

2

Раздел No 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Рабочая

программа

внеурочной

деятельности

«Школа

этикета»

составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

начального

общего

образования

(утвержден

приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009
№373), письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от
12.05.2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС
ОО».
Актуальность и перспективность курса состоит в том, что он призван
помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на
их основе искать путь самовоспитания, саморазвития.
Курс «Школа этикета» является неотъемлемой и необходимой частью
целостного образовательного процесса школы, так как соответствует ее
стратегической цели: создание условий для достижения нового качества
образования, всестороннего развития личности учащихся.
При изучении курса «Школа этикета», учащиеся начальной школы
знакомятся с хорошими манерами, с правилами культурного поведения,
которые человечество вырабатывало веками. Тонкости человеческого общения
дети

познают

на

основе

разнообразного

практического

материала.

Занятия по программе «Школа этикета» предусматривают и выполнение
творческих заданий. Дети сочиняют мини – рассказы «Традиции моей семьи»,
«Если бы я был учителем», «Как Мишутка стал вежливым»; учатся грамотно
оформлять

письма

и

поздравительные

открытки,

приглашения.

Под

руководством учителя пробуют составлять «невредные советы», их которых в
конце года собирается «Справочник правил поведения».
Программа ориентирована на учащихся 4 класса (дети 9 -11 лет).
Общий объем часов по изучению курса составляет 30 часов.
Количество

учебных

часов,

необходимых

для

освоения

программы,

определяется содержанием и прогнозируемыми результатами программы.
3

Формы

обучения

–

очная.

Периодичность и продолжительность занятий – 1 раз в неделю по 1
часу.

4

1.2. Цель и задачи программы

Образовательный процесс в рамках учебного курса призван обобщить,
систематизировать знания правил поведения обучающихся в начальной школе,
заложить основы их дальнейшего развития. При изучении каждой темы, при
решении

проблемных

задач

необходимо

постоянно

делать

акцент

на формировании правильного отношения к другому человеку, как личности,
ценности, приобщать обучающегося к правильному поведению в обществе.
Обучение этикету - это обучение главным образом ценностно-обусловленных
нормам, а не только технике общения.
Основной целью программы, в соответствии с требованиями ФГОС
НОО, является воспитание грамотной культурной личности.
Цели занятий: знакомить учащихся с нормами поведения в обществе,
сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в
различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.
Задачи:
•

Формировать у учащихся понятие «Этикет», напомнить

историю этикета, навыки культурного поведения, правила, нормы
поведения в общественных местах.
•

Воспитывать уважительное отношение к себе, уважительное

и тактичное отношение к личности другого человека.
•

Развивать коммуникативные качества личности.

•

Развивать речь.

•

Будить у воспитанников желание самосовершенствоваться,

развиваться всесторонне, гармонично.
•

Формировать

устойчивую

школьников.

5

положительную

самооценку

1.3. Содержание программы
Содержание программы «Школа этикета»
Раздел 1. Этика общения (6 часов)
Тема 1. Оглянись внимательно вокруг.
Решение нескольких педагогических задач, в которых рассматриваются
качества людей: гордость, скромность, достоинство. Вывод: в проявлениях
человека, его поведении проступают нравственные качества характера, то есть
различные формы поведения, поступки характеризуют человека как личность.
Тема 2. Умение быть самим собой.
Совесть воспитать трудно. А обманывать легко. Тем упорнее
необходимо бороться за чистоту этого важнейшего свойства души.
Тема 3. Что достойно гражданина.
Рассматривание понятий гражданин, гражданственность, гражданская
активность. Определение своей роли в жизни школы, класса, в любом
действии во имя блага или радости других – шаг гражданина.
Тема 4. Даже будни может труд сделать праздничными днями.
Труд воспитывает человека, а плоды его труда украшают жизнь. Не
случайно говорят: «Где нет труда, сады там не цветут». Труд – это не только
физическая работа. Трудиться приходится карандашом над книгой…
воспитание себя – тоже труд.
Тема 5. Этикет на школьном празднике
Девиз: «Не жди. Когда тебе устроят праздник, будь активным его
устроителем!» роль вальса в школьной жизни.
Тема 6. Приглашение к зеркалу.
Каждый задает волшебный вопрос: «Ну-ка, зеркальце, скажи, да всю
правду доложи…» зеркало должно быть доброжелательным и тактичным.
Раздел 2. Этикет (7 часов)
Тема 1. «Обычай – деспот меж людей» А.С. Пушкин

6

Рассматривание истории русского этикета. Нормы этикета складывались
постепенно в результате отбора из правил поведения в области культуры
взаимоотношений людей.
Тема 2. Твой стиль поведения.
Разобраться, что же должно и что не должно быть свойственно стилю
поведения воспитанного человека. Работа с пословицами. Придумывание
системы отношений в коллективе.
Тема 3. Мальчики. Девочки.
Отбор наиболее важных советов в этике поведения для мальчиков и для
девочек. Обыгрывание: у девочек и мальчиков по свитку, в которые они
записывают свои советы.
Тема 4. Поиграем и подумаем.
Высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии.
Убеждение в том, что в мерке о любом человеке должна присутствовать
доброжелательность. Ролевые игры.
Тема 5. Когда какое слово молвить.
Умение разговаривать – искусство весьма непростое. Каждый человек
несет ответственность за произнесенное слово. Бестактное слово – угроза
здоровью, так как оно больно ранит, угроза мирным отношениям, начало
взаимных обид и ссор.
Тема 6. За общим столом.
Обсуждение необходимости сервировки праздничного стола, умения
вести себя за столом. Организация стола общими усилиями. Закрепление
навыков этикета.
Тема 7. Доброта и доброжелательность.
Доброта – глубокое и широкое понятие – чуткость, отзывчивость,
деликатность по отношению к другим людям, а доброжелательность –
составная часть доброты.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)
Тема 1. «Поспешай делать добро». (народная мудрость)
7

Игровые моменты. Ролевые игры. Изречения, пословицы на тему добра.
Назначение человека – творить добро. Призыв: «Люди Земли, мыслите,
думайте, творите Добро!»
Тема 2. «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н.
Толстой)
Жизнь предлагает разные ситуации, и очень важно думать, как
поступить. Суметь защитить свое человеческое достоинство. Противостоять
злу, несправедливости, наказать зло – добрый поступок, требующий большого
мужества. Необходимо защищать доброе и в себе, и в других. Решительно
давать отпор злу.
Тема 3. Родительский дом.
Ролевые игры. Как избежать проявления в семье лени. Грубости,
несдержанности, каприз, претензий. Повседневные обязанности – это капли,
из которых сливается море человеческого долга.
Тема 4. Любите ваших матерей.
Отчего грустнеют мамины глаза? Как сократить минуты грусти. Печали,
душевных

огорчений

наших

мам?

Разыгрывание

ситуаций.

Анкета

«Насколько вы знаете своих мам».
Тема 5. «Поздравляем наших мам».
«Огонек», посвященный мамам.
Тема 6. О тех, кто сердце отдал людям.
Любовь, как и доброта, должна быть активной, проявлять себя. Самая
чистая, действенная и светлая любовь – это любовь к матери и к Родине.
Разговор о воевавших и отстоявших нашу Родину от бед и невзгод.
Тема 7. Умей быть щедрым.
Установит разницу между «быть щедрым» и «быть добрым». Любовь и
забота о других – вот основа человеческой щедрости. Ролевые игры.
Тема 8. Поступай с людьми так, как бы хотел, чтобы они поступали
с тобой.
Участие каждого в празднике, внесение своих предложений.
Тема 9. Добрыми делами славен человек.
8

Работа с изречениями. Для осмысления себя – анкета с целью увидеть и
откликнуться на хорошее, остановиться, подумать, чтобы знать, куда и как
двигаться дальше.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (8 часов)
Тема 1. Расскажи мне обо мне.
Проведение по сложившейся традиции
Тема 2. Присмотритесь друг к другу.
На базе сказки об охотнике прийти к выводу. Что вместе, в коллективе,
где один за всех и все за одного – надежно, радостно, легко.
Тема 3. Подарок коллективу.
Коллективная деятельность, в которой проявляется, как сложились
отношения детей, подведение итогов навыков этического поведения.
Тема 4. Я, ты, мы.
Стремление к тому, чтобы товарищество, солидарность, единство,
общность интересов, общие дела легли в основу отношений в детском
коллективе.
Тема 5. О дружбе мальчиков и девочек.
Разговор о нормах этического отношения мальчиков и девочек. Работа с
таблицей требований к мальчикам и девочкам. Каждый аргументирует свое
согласие или несогласие с пунктами таблицы.
Тема 6. Не хуже других.
Ролевые игры. Работа с изречениями. Принцип: покупаю, добываю.
Костьми ложусь, а захватываю только для того, чтобы выглядеть «не хуже
людей», – очень опасный принцип.
Тема 7. «Скажи себе сам».
Написать пять нравственных качеств, важных для человека. Напротив
каждого – собственная оценка себя. Ролевые игры.
Тема 8. Храни достоинство свое повсюду, человек!
Разговор за круглым столом. Обмен мнениями, суждениями, знаниями в
поисках общего решения проблемы. Достойный человек не тот, у кого нет
9

недостатков. А тот, у кого есть достоинство. Наметить путь достижения и
обретения своего достоинства.

10

1.4. Планируемые результаты
Личностными результатами изучения данного курса должны быть
следующие умения школьников:
•

Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки

зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от
него самого.
•

Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых

норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
•

простые,

Самостоятельно
общие

для

определять

и

формулировать

всех людей правила

поведения

самые
(основы

общечеловеческих нравственных ценностей).
•

Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в

предложенных ситуациях.
•

Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что

человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Метапредметными результатами изучения

курса

должны быть

перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные,
познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
•

Самостоятельно

формулировать

цели

урока

после

предварительного обсуждения.
•

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать

учебную задачу (проблему).
•

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

•

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при

необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
•

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и

оценивать свою работу и работу других учащихся.

11

Средства

формирования

регулятивных УУД

–

это технология

проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
•

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно

предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в
один шаг.
•

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники

информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,
справочников и других материалов.
•

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную

в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
•

Перерабатывать

полученную

информацию:

сравнивать

и

группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
•

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на

основе обобщения знаний.
•

Преобразовывать информацию из одной формы в другую:

составлять простой план учебно-научного текста.
•

Преобразовывать информацию из одной формы в другую:

представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
•

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли

в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых
ситуаций.
•

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою

точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
•

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения,

относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
•

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести

«диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к
12

тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного;
выделять главное; составлять план.
•

Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении

задачи, выполняя разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология
продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и
умения, перечисленные ниже.
•

и

Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам

ценностям

(нравственным,

гражданским,

патриотическим,

общечеловеческим).
•

Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной

культуры в жизни отдельных людей и общества.
•

Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и

традиции, историю их возникновения в мире и в России.
•

Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или

религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.
•

Строить толерантные отношения с представителями разных

мировоззрений и культурных традиций.
•

Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых

жизненных ситуаций и отвечать за него.
•

Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая

конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

13

2. Раздел No 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Рабочая программа
Программа духовно-нравственного развития образовательного
учреждения содержит теоретические положения по формированию
целостной образовательной среды и целостного пространства духовнонравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад
школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир,
литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную
деятельность учащихся.
2.2. Учебный план
№

Название темы

Кол-во
часов

Форма деятельности
Теоретическая
часть
занятия
/форма
организации
деятельности

Практическа
я
часть
занятия
/форма
организации
деятельности

Воспитательна
я работа

Этика общения. 6ч.
1. Оглянись внимательно вокруг

1

Познавательная
беседа.

Решение
педагогическ
их задач.

2. Умение быть самим собой

2

Познавательная
беседа.

Ролевые игры

3. Что достойно гражданина

2

Познавательная
беседа.

4. Даже будни может труд сделать
праздничными днями

2

5. Этикет на школьном празднике

2

6. Приглашение к зеркалу

2

Способствовать
формированию
ценности
человеческого
общения.

Формирование
коммуникативн
ых навыков.
Познавательная
Работа
с - Формировать
у детей
беседа.
пословицами
отрицательное
отношение к
проявлению
Путешествие
в Инсценирова
негативных
сказку
ние сказок
качеств, учить
находить пути
Рассказ.
Беседа. Просмотр и их преодоления.
Игра.
обсуждение
мультфильма Способствовать
формированию
14

Ролевые игры

ученического
коллектива.
7.

Этикет. 7ч.

8. «Обычай – деспот меж людей»
А.С. Пушкин

1

9. Твой стиль поведения

2

Познавательная
беседа.

Работа
с
пословицами.
Игра

10. Мальчики. Девочки

2

Познавательная
беседа.

Ролевые игры

Познавательная
беседа.

Ролевые игры

11. Поиграем и подумаем

2

12. Когда какое слово молвить

2

13. За общим столом

2

14. Доброта и доброжелательность

2

15.

Беседа.

Решение задач
Способствовать
формированию
ценности
человеческого
общения.

Формирование
Познавательная
Игры
на коммуникативн
ых навыков.
беседа. Игры на свежем
- Формировать
свежем воздухе.
воздухе
у детей
Познавательная
Ролевые игры отрицательное
отношение к
беседа. Игра
проявлению
Познавательная
Ролевые игры негативных
качеств, учить
беседа.
находить пути
их преодоления.
Ролевые игры.
Способствовать
формированию
ученического
коллектива.

Этические нормы отношений с окружающими. 9ч.

16. «Поспешай делать добро»
(народная мудрость)

2

Познавательная
беседа.

Ролевые игры.
Подарок
первоклассни
кам

17. «Думай хорошо, и мысли
созреют в добрые поступки»
(Л.Н. Толстой)

2

Познавательная
беседа.

Ролевые игры

18. Родительский дом

3

Познавательная
беседа.

Ролевые игры.
Конкурс
рисунков.

19. Любите ваших матерей

2

Познавательная
беседа.

Разыгрывание
ситуаций.

15

Способствовать
формированию
ценности
человеческого
общения.
Формирование
коммуникативн
ых навыков.
- Формировать
у детей
отрицательное
отношение к
проявлению
негативных

Анкетировани
е.
20. «Поздравляем наших мам».

2

21. О тех, кто сердце отдал людям

3

Познавательная
беседа. Посещение
городского
краеведческого
музея.

Посещение
городского
краеведческог
о музея.

22. Умей быть щедрым

2

Познавательная
беседа.

Ролевые игры.

23. Поступай с людьми так, как бы
хотел, чтобы они поступали с
тобой.

2

Беседа,
ролевые ролевые игры,
игры, ситуации
ситуации

24. Добрыми делами славен
человек

2

Познавательная
беседа.

25.

Праздник.

качеств, учить
находить пути
их преодоления.
Способствовать
формированию
ученического
коллектива.

Посещение
городского
музея.

Этика отношений в коллективе. 8ч.

26. Расскажи мне обо мне

2

Познавательная
беседа. Игра

27. Присмотритесь друг к другу

2

Путешествие
сказку.

28. Подарок коллективу

2

Урок - сюрприз.

Ролевые игры.
в Ролевые игры.

Способствовать
формированию
ценности
человеческого
общения.
Формирование
коммуникативн
ых навыков.
- Формировать
у детей
отрицательное
отношение к
проявлению
негативных
качеств, учить
находить пути
их преодоления.
- Способствовать
формированию
ученического
коллектива

29. Я, ты, мы. Правила поведения в
общественных местах.

4

Познавательная
беседа.

16

Ролевые игры.

30. О дружбе мальчиков и девочек

3

Познавательная
беседа.

Работа
с
таблицей
требований.

31. Не хуже других

3

Познавательная
беседа.

Ролевые игры.
Работа
с
изречениями.

32. «Скажи себе сам».

3

Познавательная
беседа.

Ролевые игры.

33. Храни достоинство свое
повсюду, человек!

3

Разговор
за
круглым столом

34. Итоговое занятие

1

2.3. Календарный учебный график
Продолжительность учебного года

01.09 - 31.05

Каникулярное время

Новогодние каникулы 01.01 – 09.01

Продолжительность 1 полугодия

01.09 – 28.12

Продолжительность 2 полугодия

09.01 – 31.05

Объем недельной нагрузки

1 занятия

Длительность занятия

45 минут

2.4. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Обучение

проводится

гигиеническим

требованиям,

в

помещении,

оборудованным

отвечающем
всем

санитарно-

необходимым

для

проведения образовательной деятельности:
- мебелью;
- компьютером с проектором, акустическими колонками (желательно);
- интерактивной доской.
Кадровое обеспечение
Должность
Учитель

Должностные обязанности
Осуществляет
обучение
воспитание обучающихся

и
с
17

Количество
работников
1

Уровень квалификации
работников

учетом их психологических
особенностей и специфики
преподаваемого курса.

2.5. Формы аттестации
Формы аттестация:
* диалог, анализ и обыгрывание ситуаций (чтение по ролям,
инсценирование и т.д.)
* решение этических задач, эксперименты
* творческие задания (кроссворды, викторины, проекты)
* итоговый праздник.
2.6. Методические материалы
Форма занятий – очная
Основным методом преподавания является игровой тренинг.
В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны
осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует
возрастным особенностям ребенка.
Формы работы:
•

ролевые игры

•

рисование

•

конкурсы, викторины, тесты

•

беседы.
Педагогические технологии – технология индивидуализации обучения,

технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного
обучения, технология проблемного обучения, коммуникативная технология, ,
технология развития критического мышления через чтение и письмо,
технология-дебаты.
Алгоритм учебного занятия:
* начало занятие – актуализация знаний учащихся
* формулирование цели занятия
18

* основная часть – практические задания
* конец занятия - игра
Дидактические материалы:
- Электронные тематические презентации.
- Видеоролики

19

2.9. Список литературы и интернет-ресурсов
Для учителя:
1.

Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая

эмоционально-коммуникативная игра”.
2.

Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в

дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2017.
3.

Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в

процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2015. – 62с.
4.

Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые

пруды, 2018.
5.

Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.:

Эксмо, 2014
6.

Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся

начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва,
«Школьная Пресса», 2016г.
Для обучающихся:
1.

Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2014г.

2.

Барто А.Л. В театре.

3.

Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках.

Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 2016.
4.

Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.

5.

Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.

6.

Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть.

Рассказы: Для сред. шк. возраста/Худож. А. Момуналиев. – Ф.: Адабият,
1990.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М.,
Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
7.

Осеева В.А. Волшебное слово

8.

Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.:

Эксмо, 2014
9.

Русская народная сказка. Лиса и Журавль

10.

Толстой Л.Н. Волк и собака.
20

11.

Чуковский К. И. Федорино горе.

12.

Чуковский К.И. Мойдодыр.

13.

Чуковский К.И. Телефон.

14.

Чуковский К.И. Краденое солнце.

15.

Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2017.

16.

Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ.,

2017.
17.

Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ.,

2017.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».